Функции инвестиционного управления
Содержание функций управления инвестиционной деятельностью принципиально различно в зависимости от уровня субъекта управления – государства, субъектов Федерации и хозяйствующих субъектов. Однако в общем виде к таким функциям относятся: анализ и прогнозирование; стратегическое, текущие и оперативное планирование; мониторинг (контроль) и регулирование деятельности. На федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, прочих регионов управление инвестициями выполняет четыре функции: - анализ и прогнозирование развития инвестиционного рынка, в том числе его конъюнктуры и общегосударственных потребностей в результате инвестиционной деятельности; - разработка стратегических направлений инвестиционной политики с учетом целевых направлений развития страны и ее частей, а также инвестиционных возможностей, включая разработку государственных целевых инвестиционных программ; - мониторинг инвестиционной деятельности и реализация конкретных мер ее регулирования на всех уровнях, в том числе поддержка и финансирование отдельных инвестиционных проектов. Управление инвестициями на уровне хозяйствующего субъекта выполняет шесть функций: - анализ и прогнозирование инвестиционного рынка; - разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта во взаимосвязи с целевыми направлениями его развития и инвестиционными взаимосвязями относительно собственных возможностей и возможностей привлечения внешних инвестиционных ресурсов, а также участия в инвестиционных проектах и целевых инвестиционных федеральных программах; - формирование инвестиционного портфеля по критериям доходности, риска и ликвидности, в том числе отбор объектов инвестирования, оценка их инвестиционных качеств, оптимизация состава инвестиционного портфеля;
- текущее планирование и управления реализации отдельных инвестиционных проектов и программ в составе инвестиционного портфеля, включая разработку календарных планов реализацией конкретных инвестиционных проектов и их бюджетов; - мониторинг и реализация практических мер регулирования инвестиционной деятельности инвестиционных проектов и программ в рамках инвестиционного портфеля; - подготовка решений о своевременном закрытии эффективных инвестиционных проектов, продаже отдельных финансовых инструментов и реинвестировании капитала; определение форм выхода из проектов и осуществление корректировки инвестиционного портфеля (реинвестирования капитала). Исследование структуры инвестиционного рынка связано с анализом его составных частей: рынка объектов реального инвестирования, рынка объектов финансового инвестирования, а также рынка объектов инновационных инвестиций. Анализ рынка объектов реального инвестирования включает анализ рынка приватизации земельных участков, объектов незавершенного строительства, аренды, рынка прямых капитальных вложений нового строительства, реконструкции и технического перевооружения художественных ценностей, драгоценных металлов и изделий прочих материальных ценностей, рынка прочих объектов реального инвестирования. Анализ рынка объектов финансового инвестирования включает анализ фондового рынка, акций, государственных обязательств, опционов и фьючерсов, денежного рынка, депозитов, ссуд, кредитов, валютных ценностей. Анализ рынка объектов инновационных инвестиций охватывает анализ рынка интеллектуальных инвестиций, лицензий, ноу-хау, патентов, прочих инноваций. Изучение инвестиционного рынка на макро- и мезоуровнях предусматривает определение характера инвестиционного климата в стране и соответствующем регионе. В этой связи даются прогнозы объемов произведенной продукции в рамках заданных отраслей, динамики распределения национального дохода, развития приватизационных процессов, правового регулирования инвестиционной деятельности, развития отдельных составляющих инвестиционного рынка.
В коммерческом секторе социальной сферы изучение инвесторами конъюнктуры инвестиционного рынка необходимо с позиции высокой вероятности рисков снижения доходов и потери инвестируемого капитала. Для разных составляющих инвестиционного рынка периоды конъюнктурного подъема, конъюнктурного бума, периода стабильности и конъюнктурного спада не одинаковы. Это создает условия для переливания инвестиционного капитала из объектов инвестиций рынка на спаде в объекты рынка на подъеме. Учет данного фактора имеет важное значение в инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта социальной сферы, ставящего перед собой коммерческие цели. В случае же некоммерческой деятельности его инвестиционная стратегия строится по законам социального маркетинга. Разработка стратегии проекта должна быть строго увязана с его главными целями. При этом целесообразно строить "дерево" целей: "главная цель – цели – задачи". В ходе разработки и обоснования стратегических направлений проекта необходимо осуществлять увязку имеющихся ресурсов или ресурсов, которые могут быть получены из разных источников, с фактической потребностью в тех или иных ресурсах. Немаловажное значение имеет степень соответствия данного проекта с характером целевых социальных программ федерального, республиканского или местного уровня. Реализация функций инвестиционного управления в социальной сфере на всех уровнях нередко вступает в противоречие с осуществлением отрицательных тенденций в социально-экономическом развитии России. Высокая инфляция, усилившаяся с конца 1998 года, является серьезным тормозом роста инвестиционной активности. Другие отрицательные факторы, сдерживающие инвестиционный рост – это укрепление позиций теневой экономики и высокий уровень федеральных налогов, ошибки в фискальной политике местных властей. За последние годы до 40 % ВВП ежегодно попадает в сферу теневой экономики. Как известно, ее субъекты не платят налога, не в полной мере ведут официальный бухгалтерский учет, заключают криминальные сделки и т.п. По данным РАН криминогенная среда контролирует в РФ 50% коммерческих банков и предприятий и 80% совместных предприятий. С другой стороны, денежные накопления населения почти не вовлечены в инвестиционный процесс и значительно "курируются" теневой экономикой.
К факторам, противодействующим повышению инвестиционной активности в стране и регионах, относятся: - высокая правовая нестабильность при управлении долгосрочными инвестиционными проектами; - информационная неопределенность, т.е. отсутствие информации у инвестора о финансовом положении заемщика; - высокая степень политических и экономических рисков. Любое изменение системы организации инвестиционной деятельности на уровне хозяйствующего субъекта требует перехода к проектно ориентированной форме управление инвестиционными проектами. Переход к проектному управлению связан с решением следующих задач: 1. Создание новых структур – традиционного и нетрадиционного характера, "обслуживающих" проект и его инфраструктуру. 2. Разработка механизма функционирования, в том числе статуса всех проектно ориентированных структур. 3. Подготовка кадров в рамках имеющегося трудового потенциала, а также с ориентацией на высшие учебные заведения, повышение квалификации и с учетом психологических аспектов кадрового обеспечения управления проектами. 4. Правовое регулирование, ориентирующееся на действие ряда законодательных и нормативных актов, регламентирующих (прямо или косвенно) инвестиционную деятельность. 5. Финансирование с учетом потребных объемов и реальных источников по составу и структуре выделяемых ресурсов. 6. Постановка технологии управления, включающая информатизацию процесса управления и внедрение современных автоматизированных систем планирования и контроля, а также средства обработки и передачи данных. Управление инвестиционной деятельностью всегда "подстраивается" под существующую в стране государственную политику в области инвестиций в социальную сферу. Последнюю следует рассматривать в качестве элемента внешней среды инвестиционного управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|