Проблема гиперактивности в психологических исследованиях
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ» Студент(ка)________________________________________Шахова Н.С. Научный руководитель: к. псх.н., доцент___________________________________Круглова Е.А. Зав. кафедрой: к. псх.н., доцент_____________________________________Турчин А.С. Допущена к защите:
Иваново 2008г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Проблема гиперактивности в психологических исследованиях 1.1 История изучения детской гиперактивности 1.2 Причины формирования и проявления гиперактивного поведения 1.3 Опасности первых лет жизни 1.4 Особенности развития гиперактивных детей 1.5 Возрастная динамика гиперактивного поведения 1.6 Виды готовности к школьному обучению 2. Организационно-методологические основы эмпирического исследования 2.1 Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, выборка исследования 2.2 Методики эмпирического исследования 2.3 Процедура эмпирического исследования 3. Результаты эмпирического исследования 3.1 Результаты изучения зрелости детей, поступающих в первый класс 3.2 Диагностика особенностей мышления испытуемых 3.3 Результаты диагностики наличия внутренней позиции школьника 3.4 Диагностика и формирование мотивации учения дошкольников 3.5 Результаты диагностики самооценки испытуемых Выводы и рекомендации Заключение Список литературы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идёт в школу. На протяжении двух десятков лет актуальным остается вопрос: «В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или семь лет, а может быть в восемь? Справится ли ребёнок со школьной нагрузкой? Как подготовить его к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей, будущих первоклассников, с ними они обращаются к практическим психологам, работающих в детских садах и начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Так как путь развития каждого ребёнка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками и привычками. Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности. Особую проблему составляет готовность к школьному обучению гиперактивных детей. Детская гиперактивность в настоящее время очень распространенный синдром, вызванный расстройствами нервной системы ребенка вследствие неблагоприятных факторов беременности и родов. Главной проблемой гиперактивных детей в школе является несоответствие их интеллектуального развития уровню успеваемости. При этом практически все педагоги причину данного явления видят в недостаточной готовности данной группы детей к школе. Изучению особенностей этого феномена посвящена данная дипломная работа.
Целью данной работы является изучение особенностей интеллектуальной и личностной готовности гиперактивных детей к школьному обучению. Объект исследования – синдром гиперактивности. Предмет исследования: особенности готовности гиперактивных детей к школе. Гипотеза исследования: Психологическая готовность гиперактивных детей к школьному обучению обладает определенными особенностями; гиперактивные дети обладают более низким уровнем готовности к школе. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста. 3. Организация и проведение эмпирического исследования. 4. Обработка полученных данных. 5. Выявление особенностей готовности к школе гиперактивных детей. 6. Формулировка выводов и рекомендаций по работе с гиперактивными детьми. Методы исследования. В соответствии с целями и задачами работы нами использовались следующие методы: 1. Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Метод тестирования с целью выявления готовности к школе гиперактивных и негиперактивных детей. 3. Беседы с испытуемыми. 4. Наблюдение. 5. Статистический анализ полученных эмпирических данных. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретического материала по проблеме гиперактивности, причин и особенностей данного феномена у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: результаты исследования и предложенные нами рекомендации могут использоваться практическими психологами в консультировании, а также родителями и учителями в процессе воспитания и обучения гиперактивных детей.
Выборка исследования: в качестве испытуемых были привлечены дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы будущего первоклассника общеобразовательной школы №2, г. Тейково. Группа дошкольников, являющихся гиперактивными (группа 1) состояла из 30 испытуемых, из них 20 мальчиков и 10 девочек. Группа дошкольников, не являющихся гиперактивными (группа 2), так же состояла из 30 человек, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Достоверность результатов, полученных в дипломной работе, обеспечена целостностью использованных психологических концепций, а также использованием современных методов математической обработки результатов исследования. Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, из трех глав, заключения, списка литературы и приложений. ПРОБЛЕМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|