Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая структура готовности детей к обучению в школе

Таблица 4

№ блока Функциональный блок структуры готовности Учебно-важные качества Вес УВК
1. Личностно-мотивационный o Мотивы учения o Отношение к школе и учению o Отношение к взрослому o Отношение к детям o Отношение к себе 25 12 1 13 11

Продолжение таблицы 4

2. Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи. o Принятие задачи o Уровень притязаний 16 10
3. Представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности. o Представление о содержании учебной деятельности o Вводные навыки o Графический навык 5 20 15
4. Информационная основа деятельности o Вербальная механическая слуховая память (объём) o Вербальная логическая слуховая память (точность) o Зрительная образная память o Слуховое восприятие ритмически организованных структур o Зрительный анализ геометрических фигур o Зрительное восприятие прстранственно-ориентировочных структур o Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук o Уровень обобщений 12 7 3 5 17 9 11 17
5. Управление деятельностью и принятие решений. o Произвольная регуляция деятельности o Произвольное внимание o Функциональная асимметрия двигательной системы рук o Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость). 15 5 2 15

Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК, и, следовательно, больший вес в структуре готовности, называются базовыми УВК. Они играют интегрирующую роль в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

· Мотивы учения;

· Зрительный анализ (образное мышление);

· Уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

· Способность принимать учебную задачу;

· Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

· Графический навык;

· Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

· Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе, и только в учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности в исходной структуре индивидуально-психологических качеств учащегося происходят значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения. Успешность обучения на этом этапе во многом зависит от «организации» учебных качеств учащегося, т.е. от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимое качество усвоения знаний.

При подготовке ребёнка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные качества ребёнка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т.е. становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. [17;19 и др.].

Таким образом, исходя из анализа психолого – педагогической литературы по проблеме гиперактивных детей, мы сформулировали следующую гипотезу нашего эмпирического исследования.

Психологическая готовность гиперактивных детей к школьному обучению обладает определенными особенностями; гиперактивные дети обладают более низким уровнем готовности к школе.

Данная гипотеза нуждалась в проверке, поэтому мы организовали соответствующее эмпирическое исследование особенностей готовности к школьному обучению гиперактивных детей. Перейдём к описанию его методологии и организации.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, выборка исследования

Целью данной работы является изучение особенностей социальной и личностной готовности гиперактивных детей к школе.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста.

3. Организация и проведение эмпирического исследования.

4. Обработка полученных данных.

5. Выявление особенностей готовности к школе гиперактивных детей.

6. Формулировка выводов и рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

Объект исследования - готовность детей к школьному обучению.

Предмет исследования: особенности социальной и личностной готовности гиперактивных детей к школе.

Гипотеза исследования: Психологическая готовность гиперактивных детей к школьному обучению обладает определенными особенностями; гиперактивные дети обладают более низким уровнем готовности к школе.

Выборка исследования. В качестве испытуемых были привлечены дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы будущего первоклассника общеобразовательной школы №2, г. Тейково. Группа дошкольников, являющихся гиперактивными (группа 1) состояла из 30 испытуемых, из них 20 мальчиков и 10 девочек. Группа дошкольников, не являющихся гиперактивными (группа 2), так же состояла из 30 человек, из них 18 мальчиков и 12 девочек.

 

Методики исследования

В процессе нашего исследования мы использовали ряд диагностических методик, направленных на выявление гиперактивности и на готовность к школьному обучению.

1. Методика «Определение эмоционально-личностных проблем детей»

Для определения гиперактивности разработана методика ПетраУспенского «Определение эмоционально-личностных проблем детей», которая, включает в себя 5 критериев: Инфантильная агрессивность; Сверхактивность; Нарушение сна; Трудности в обучении; Агрессивное поведение. Каждый критерий содержит определённое количество симптомов.

Гиперактивность мы определяли при наличии у ребёнка 5 - 7 симптомов. Нами была использована анкета для родителей, которая включала в себя 20 признаков импульсивности; импульсивность ребёнка мы определяли при наличии у него 9 – 11 признаков [11c.67 -70].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...