Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для оптимизации общения между учителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.

1. Целесообразно гиперактивного ребёнка обучать в классе с небольшим количеством учащихся. Но это не должен быть класс коррекции, в котором собраны все трудные. В большом классе у гиперактивных детей возникает перевозбуждение, переутомление, снижается самоконтроль.

2. Оптимальный выбор места за партой – в центре класса напротив доски. Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю.

3. Хладнокровие учителя – основа успеха. Взрослый должен в любой ситуации сохранять спокойствие.

4. До минимума ограничивать отвлекающие факторы.

5. Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку, вводить ритуалы.

6. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 – 20 минут, выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды», право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и проявлять при этом последовательность.

7. Не загружать скучной работой. Больше динамики!

8. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов. Использовать работу по пооперационным картам.

9. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).

10.Основная задача учителя – научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение.

11.Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу Гиперактивному ребёнку.

12.Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях.

13.Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.

14. В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.

15.Задания, предъявляемые на уроке писать на доске.

16.Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения.

17.Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка.

18.Использовать на уроке элементы игры, соревнования.

19.Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.

20.Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.

21.Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!

22.Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

23.Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.

24. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения (приложение 4).

Родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выполнения дипломной работы был проведён теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования особенностей готовности к школьному обучению гиперактивных детей и эмпирическое исследование особенностей готовности к школьному обучению дошкольников с наличием признаков данного синдрома. В результате проведенной исследовательской работы было выявлено, что гиперактивные дети имеют более высокий уровень школьной зрелости, превосходят негиперактивных в умении строить умозаключения, а также уровне логического мышления и речи.

Однако у гиперактивных детей преобладают внешние и игровые мотивы, а в группе негиперактивных детей преобладают учебные мотивы. При этом у гиперактивных детей самооценка значительно выше, чем у негиперактивных. Именно эти особенности делают гиперактивных детей группой риска в плане формирования школьной дезадаптации, несмотря на их высокие потенциальные возможности.

Актуальность данного исследования заключается в недостаточной изученности вопроса особенностей готовности к школьному обучению гиперактивных детей, и оставляет его для новых исследований. Мы считаем, что возможно дальнейшее изучение и выявление других тенденций по особенностям готовности к школьному обучению гиперактивных детей. Данные исследования могут найти применение и иметь практическую значимость в работе психологов, учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня, которые работают с детьми, чтобы понять, предсказать поведение детей и при необходимости оказать влияние на процесс обучения детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонина А.В., Груздева Н.В., Пойми меня и действуй правильно!, методическое пособие для психологов, педагогов и родителей, Иваново 2005 год.

2. Алфёров А.Д., Психология развития школьника. Ростов – на – Дону «Феникс», 2000 год.

3. Башаева Т.В., Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук.) Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год.

4. Безруких М.М., Ребёнок – непоседа, Москва.: Вентана – Граф. 2001год.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., Непоседливый ребёнок, Москва: «Искусство психотерапии». 2001 год.

5. Безруких М.М., Ефимова С.П., Знаете ли вы своего ученика? – Москва, 1991 год.

6. Васильева Т.В., Ты меня понимаешь? Тесты для детей с рекомендациями психолога. Санкт-Петербург – АКЦЕДЕНТ,1994 год.

7. Варга А.Я., Психологическая коррекция нарушений общения детей,

младшего школьного возраста //Семья в психологической консультации//, Москва, 1990 год.

8. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть в двух частях, - Москва, Генезис, 2001 год.

9. Венгер Л.А. Венгер А.Л., Готов ли ваш ребёнок к школе? – Москва, 1994 год.

10. Венгер Л.А. Венгер А.Л., Домашняя школа. – Москва, 1994 год.

11. Виноградова Н.Ф. Журова Л.Е., Готов ли ваш ребёнок к школе?: Советы педагога и психолога: Книга для родителей. – Москва, 1992 год

12. Викулов А.Д., Бутин И.М., Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1997 год.

13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, Союз, 1997 год.

14. Гаврина С.Е., Играем в слова. – Ярославль, 1997 год.

15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., Возрастная и педагогическая психология, педагогическое общество России, Москва – 2001 год.

16. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.

17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград -1988год

18. Детский психолог. 1993 г. № 6.

19. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. Москва - 1976 год.

20. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.

21. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г.Богдановой, Т.В. Корниловой Москва - 1994 год.

22. Диденко Т.И., Сборник классных часов и родительских собраний., Ростов – на – Дону «Феникс», 2002 год.

23. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников – Москва, 1991 год.

24. Житникова Л.М., Учите детей запоминать – Москва, 1978 год.

25. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – Москва, 1993 год.

26. Зак А. «Путешествие в сообразилию» или как помочь ребёнку стать смышлёным. – Москва, 1993 год.

27. Захаров А.И. Неврозы у детей. Дельта Санкт-Петербург – 1999 год.

28. Зимска М. «Семья и личность» –Москва, 1986 год.

29. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность.) Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год.

30. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем, Москва, СФЕРА – 2000 год.

31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста, - Москва, 1998 год.

32. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению, - Ленинград, 1991 год.

33. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин «Развитие ребенка и его отношения с окружающими» Москва, 1997 год.

34. Леви В. Нестандартный ребёнок – Москва, 1998 год.

35. Лисина М. И. «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – Москва, 1981. с.109.

36. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми., Москва, Генезис – 2000 год.

37. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – Москва, 1993 год.

38. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва, 1997 год.

39. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. Москва, 1990 год.

40.  Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1999 год. № 4.

41.  Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка в школе. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001 год.

42. Нора Ньюкомб «Развитие личности ребенка» АСТ – ПРЕСС КНИГА – 2002год.

43. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /Под редакцией Дуровой Н.В. – Москва, 1998 год.

44. Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 1998 год.

45. Оклендер. Окна в мир ребёнка, Москва - 1997 год.

46. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. – Москва: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005 год.

47. Психологический журнал 1982 г. Т.З. № 5 с. 54-65.

48. Сартан Г.М., Тренинг самостоятельности у детей, Москва, Сфера. 2002 год.

49. Семенюк Л.М. Психологические особенности гиперактивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие, Москва, ФЛИНТА, 2003 год.

50. Сиротюк А.Л. обучение детей с учётом психофизиологии, Москва – 2000 год.

51. Степанов В.Г. Психология трудных школьников, Москва, Академия, 2001 год.

52.  Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год.

53. Ушакова О.С., Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей и родителей. – Москва, 1997 год.

54. Уруктаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие Москава, Академия, 1997 год.

55. Уруктаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста Москва, Академия, 1997 год.

56. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. (Материалы симпозиума). – Москва – 1977 год.

57. Фесюкова Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. Харьков, Ростов - на - Дону, «Феникс», 1997 год.

58. Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. Москва., 1976 год. с. 184-219.

59. Черемошкина Л.В. развитие памяти у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год.

60. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н., Справочник психолога начальной школы, Ростов – на – Дону «Феникс», 2000 год.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

ГРУППА «А» (ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ)

 

№ п\п

Список детей

Изучение зрелости  детей.

Наличие

Внутренней

Позиции

Школьника.

Мотивация учения Самооценка
     
1. Никита А. 44 8 4 9
2. Серёжа Г. 39 8 4 8
3. Максим Т. 37 6 4 6
4. Женя Г. 46 10 5 7
5. Катя Т. 40 8 4 9
6. Аня К. 38 7 3 7
7. Эльдар М. 28 3 4 7
8. Лена С. 41 9 3 10
9. Ульяна Б. 30 6 4 8
10. Толя М. 41 10 3 6
11. Алёша Б. 45 7 5 9
12. Илья Е. 34 10 3 8
13. Саша Н. 39 5 4 8
14. Илья П. 41 6 3 10
15. Максим К. 42 9 3 7
16. Данила В. 42 6 5 9
17. Эдик Т. 33 10 3 9
18. Максим Т. 33 4 4 7
19. Женя Ч. 40 9 3 8
20. Валера С. 39 5 5 9
21. Эмир М. 43 4 3 8
22. Серёжа В. 38 5 3 8
23. Гена М. 39 9 3 10
24. Ира С. 36 4 3 8
25. Света Д. 44 10 4 8
26. Федя К. 36 4 3 7
27. Оксана В. 43 9 3 10
28. Тимур Д. 30 3 3 8
29. Никита А. 46 5 4 8
30. Лена С. 45 9 3 9

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

ГРУППА «В» (НЕГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ)

 

№ п\п

Список детей

Изучение зрелости детей Наличие внутренней позиции школьника. Мотивация учения Самооценка
       
1. Алёна Р.   38 7 4 9
2. Серёжа В.   39 9 5 8
3. Марина Т.   33 10 4 8
4. Женя Г.   45 7 5 6
5. Юля Т.   41 4 4 6
6. Ваня К.   34 9 4 6
7. Эдик М.   40 6 5 8
8. Лёня А.   33 10 3 7
9. Саша П.   46 9 4 9
10. Тимур М.   35 7 5 7
11. Алёша Б.   40 9 5 6
12. Илья Т.   35 3 3 6
13. Серёжа Н.   39 10 4 6
14. Игорь А.   33 6 5 6
15. Максим Я.   43 6 3 5
16. Коля М.   33 9 5 8
17. Максим Т.   46 7 5 6
18. Даниил Т.   29 4 4 7
19. Вова И.   33 9 4 9
20. Яков П.   44 3 5 7  
21. Юнус Г.   31 9 5 6
22. Виталик Т.   30 7 5 8
23. Дима Ю.   43 6 5 4
24. Вера Б.   36 9 4 6
25. Вика Х.   44 6 5 6
26. Рита Т.   36 7 4 4
27. Галя О.   29 6 3 9
28. Эльвира М.   40 9 5 7
29. Карина Ц.   30 9 5 9
30. Цисана Ж.   40 9 5 7

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...