Рекомендации для оптимизации общения между учителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. 1. Целесообразно гиперактивного ребёнка обучать в классе с небольшим количеством учащихся. Но это не должен быть класс коррекции, в котором собраны все трудные. В большом классе у гиперактивных детей возникает перевозбуждение, переутомление, снижается самоконтроль. 2. Оптимальный выбор места за партой – в центре класса напротив доски. Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю. 3. Хладнокровие учителя – основа успеха. Взрослый должен в любой ситуации сохранять спокойствие. 4. До минимума ограничивать отвлекающие факторы. 5. Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку, вводить ритуалы. 6. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 – 20 минут, выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды», право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и проявлять при этом последовательность. 7. Не загружать скучной работой. Больше динамики! 8. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов. Использовать работу по пооперационным картам. 9. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).
10.Основная задача учителя – научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение. 11.Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу Гиперактивному ребёнку. 12.Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях. 13.Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку. 14. В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности. 15.Задания, предъявляемые на уроке писать на доске. 16.Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения. 17.Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка. 18.Использовать на уроке элементы игры, соревнования. 19.Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них. 20.Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний. 21.Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его! 22.Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения. 23.Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
24. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения (приложение 4). Родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе выполнения дипломной работы был проведён теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования особенностей готовности к школьному обучению гиперактивных детей и эмпирическое исследование особенностей готовности к школьному обучению дошкольников с наличием признаков данного синдрома. В результате проведенной исследовательской работы было выявлено, что гиперактивные дети имеют более высокий уровень школьной зрелости, превосходят негиперактивных в умении строить умозаключения, а также уровне логического мышления и речи. Однако у гиперактивных детей преобладают внешние и игровые мотивы, а в группе негиперактивных детей преобладают учебные мотивы. При этом у гиперактивных детей самооценка значительно выше, чем у негиперактивных. Именно эти особенности делают гиперактивных детей группой риска в плане формирования школьной дезадаптации, несмотря на их высокие потенциальные возможности. Актуальность данного исследования заключается в недостаточной изученности вопроса особенностей готовности к школьному обучению гиперактивных детей, и оставляет его для новых исследований. Мы считаем, что возможно дальнейшее изучение и выявление других тенденций по особенностям готовности к школьному обучению гиперактивных детей. Данные исследования могут найти применение и иметь практическую значимость в работе психологов, учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня, которые работают с детьми, чтобы понять, предсказать поведение детей и при необходимости оказать влияние на процесс обучения детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Афонина А.В., Груздева Н.В., Пойми меня и действуй правильно!, методическое пособие для психологов, педагогов и родителей, Иваново 2005 год. 2. Алфёров А.Д., Психология развития школьника. Ростов – на – Дону «Феникс», 2000 год. 3. Башаева Т.В., Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук.) Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год. 4. Безруких М.М., Ребёнок – непоседа, Москва.: Вентана – Граф. 2001год.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., Непоседливый ребёнок, Москва: «Искусство психотерапии». 2001 год. 5. Безруких М.М., Ефимова С.П., Знаете ли вы своего ученика? – Москва, 1991 год. 6. Васильева Т.В., Ты меня понимаешь? Тесты для детей с рекомендациями психолога. Санкт-Петербург – АКЦЕДЕНТ,1994 год. 7. Варга А.Я., Психологическая коррекция нарушений общения детей, младшего школьного возраста //Семья в психологической консультации//, Москва, 1990 год. 8. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть в двух частях, - Москва, Генезис, 2001 год. 9. Венгер Л.А. Венгер А.Л., Готов ли ваш ребёнок к школе? – Москва, 1994 год. 10. Венгер Л.А. Венгер А.Л., Домашняя школа. – Москва, 1994 год. 11. Виноградова Н.Ф. Журова Л.Е., Готов ли ваш ребёнок к школе?: Советы педагога и психолога: Книга для родителей. – Москва, 1992 год 12. Викулов А.Д., Бутин И.М., Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1997 год. 13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, Союз, 1997 год. 14. Гаврина С.Е., Играем в слова. – Ярославль, 1997 год. 15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., Возрастная и педагогическая психология, педагогическое общество России, Москва – 2001 год.
16. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г. 17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград -1988год 18. Детский психолог. 1993 г. № 6. 19. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. Москва - 1976 год. 20. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. 21. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г.Богдановой, Т.В. Корниловой Москва - 1994 год. 22. Диденко Т.И., Сборник классных часов и родительских собраний., Ростов – на – Дону «Феникс», 2002 год. 23. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников – Москва, 1991 год. 24. Житникова Л.М., Учите детей запоминать – Москва, 1978 год. 25. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – Москва, 1993 год. 26. Зак А. «Путешествие в сообразилию» или как помочь ребёнку стать смышлёным. – Москва, 1993 год. 27. Захаров А.И. Неврозы у детей. Дельта Санкт-Петербург – 1999 год. 28. Зимска М. «Семья и личность» –Москва, 1986 год. 29. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность.) Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год. 30. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем, Москва, СФЕРА – 2000 год. 31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста, - Москва, 1998 год. 32. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению, - Ленинград, 1991 год. 33. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин «Развитие ребенка и его отношения с окружающими» Москва, 1997 год. 34. Леви В. Нестандартный ребёнок – Москва, 1998 год. 35. Лисина М. И. «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – Москва, 1981. с.109. 36. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми., Москва, Генезис – 2000 год. 37. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – Москва, 1993 год. 38. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва, 1997 год. 39. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. Москва, 1990 год. 40. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1999 год. № 4. 41. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка в школе. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001 год. 42. Нора Ньюкомб «Развитие личности ребенка» АСТ – ПРЕСС КНИГА – 2002год. 43. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /Под редакцией Дуровой Н.В. – Москва, 1998 год.
44. Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 1998 год. 45. Оклендер. Окна в мир ребёнка, Москва - 1997 год. 46. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. – Москва: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005 год. 47. Психологический журнал 1982 г. Т.З. № 5 с. 54-65. 48. Сартан Г.М., Тренинг самостоятельности у детей, Москва, Сфера. 2002 год. 49. Семенюк Л.М. Психологические особенности гиперактивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие, Москва, ФЛИНТА, 2003 год. 50. Сиротюк А.Л. обучение детей с учётом психофизиологии, Москва – 2000 год. 51. Степанов В.Г. Психология трудных школьников, Москва, Академия, 2001 год. 52. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год. 53. Ушакова О.С., Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей и родителей. – Москва, 1997 год. 54. Уруктаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие Москава, Академия, 1997 год. 55. Уруктаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста Москва, Академия, 1997 год. 56. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. (Материалы симпозиума). – Москва – 1977 год. 57. Фесюкова Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. Харьков, Ростов - на - Дону, «Феникс», 1997 год. 58. Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. Москва., 1976 год. с. 184-219. 59. Черемошкина Л.В. развитие памяти у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год. 60. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н., Справочник психолога начальной школы, Ростов – на – Дону «Феникс», 2000 год. ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ГРУППА «А» (ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ)
Список детей | Изучение зрелости детей. |
Наличие Внутренней Позиции Школьника. | Мотивация учения | Самооценка | ||||||||||||||||
1. | Никита А. | 44 | 8 | 4 | 9 | |||||||||||||||
2. | Серёжа Г. | 39 | 8 | 4 | 8 | |||||||||||||||
3. | Максим Т. | 37 | 6 | 4 | 6 | |||||||||||||||
4. | Женя Г. | 46 | 10 | 5 | 7 | |||||||||||||||
5. | Катя Т. | 40 | 8 | 4 | 9 | |||||||||||||||
6. | Аня К. | 38 | 7 | 3 | 7 | |||||||||||||||
7. | Эльдар М. | 28 | 3 | 4 | 7 | |||||||||||||||
8. | Лена С. | 41 | 9 | 3 | 10 | |||||||||||||||
9. | Ульяна Б. | 30 | 6 | 4 | 8 | |||||||||||||||
10. | Толя М. | 41 | 10 | 3 | 6 | |||||||||||||||
11. | Алёша Б. | 45 | 7 | 5 | 9 | |||||||||||||||
12. | Илья Е. | 34 | 10 | 3 | 8 | |||||||||||||||
13. | Саша Н. | 39 | 5 | 4 | 8 | |||||||||||||||
14. | Илья П. | 41 | 6 | 3 | 10 | |||||||||||||||
15. | Максим К. | 42 | 9 | 3 | 7 | |||||||||||||||
16. | Данила В. | 42 | 6 | 5 | 9 | |||||||||||||||
17. | Эдик Т. | 33 | 10 | 3 | 9 | |||||||||||||||
18. | Максим Т. | 33 | 4 | 4 | 7 | |||||||||||||||
19. | Женя Ч. | 40 | 9 | 3 | 8 | |||||||||||||||
20. | Валера С. | 39 | 5 | 5 | 9 | |||||||||||||||
21. | Эмир М. | 43 | 4 | 3 | 8 | |||||||||||||||
22. | Серёжа В. | 38 | 5 | 3 | 8 | |||||||||||||||
23. | Гена М. | 39 | 9 | 3 | 10 | |||||||||||||||
24. | Ира С. | 36 | 4 | 3 | 8 | |||||||||||||||
25. | Света Д. | 44 | 10 | 4 | 8 | |||||||||||||||
26. | Федя К. | 36 | 4 | 3 | 7 | |||||||||||||||
27. | Оксана В. | 43 | 9 | 3 | 10 | |||||||||||||||
28. | Тимур Д. | 30 | 3 | 3 | 8 | |||||||||||||||
29. | Никита А. | 46 | 5 | 4 | 8 | |||||||||||||||
30. | Лена С. | 45 | 9 | 3 | 9 | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ГРУППА «В» (НЕГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ)
№ п\п |
Список детей | Изучение зрелости детей | Наличие внутренней позиции школьника. | Мотивация учения | Самооценка |
1. | Алёна Р. | 38 | 7 | 4 | 9 |
2. | Серёжа В. | 39 | 9 | 5 | 8 |
3. | Марина Т. | 33 | 10 | 4 | 8 |
4. | Женя Г. | 45 | 7 | 5 | 6 |
5. | Юля Т. | 41 | 4 | 4 | 6 |
6. | Ваня К. | 34 | 9 | 4 | 6 |
7. | Эдик М. | 40 | 6 | 5 | 8 |
8. | Лёня А. | 33 | 10 | 3 | 7 |
9. | Саша П. | 46 | 9 | 4 | 9 |
10. | Тимур М. | 35 | 7 | 5 | 7 |
11. | Алёша Б. | 40 | 9 | 5 | 6 |
12. | Илья Т. | 35 | 3 | 3 | 6 |
13. | Серёжа Н. | 39 | 10 | 4 | 6 |
14. | Игорь А. | 33 | 6 | 5 | 6 |
15. | Максим Я. | 43 | 6 | 3 | 5 |
16. | Коля М. | 33 | 9 | 5 | 8 |
17. | Максим Т. | 46 | 7 | 5 | 6 |
18. | Даниил Т. | 29 | 4 | 4 | 7 |
19. | Вова И. | 33 | 9 | 4 | 9 |
20. | Яков П. | 44 | 3 | 5 | 7 |
21. | Юнус Г. | 31 | 9 | 5 | 6 |
22. | Виталик Т. | 30 | 7 | 5 | 8 |
23. | Дима Ю. | 43 | 6 | 5 | 4 |
24. | Вера Б. | 36 | 9 | 4 | 6 |
25. | Вика Х. | 44 | 6 | 5 | 6 |
26. | Рита Т. | 36 | 7 | 4 | 4 |
27. | Галя О. | 29 | 6 | 3 | 9 |
28. | Эльвира М. | 40 | 9 | 5 | 7 |
29. | Карина Ц. | 30 | 9 | 5 | 9 |
30. | Цисана Ж. | 40 | 9 | 5 | 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
|
|