Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и типы избирательных систем




 

Важной характеристикой политического режима является сущность избирательной системы. Выборы с давних времен являются важнейшим механизмом реализации демократии. И хотя сама по себе избирательная система не может существенно повлиять на функционирование политического режима, но, тем не менее, ее значение огромно. В современных условиях представительная демократия невозможна без регулярного проведения выборов, периодического обновления представительных органов власти.

Раскрывая механизм формирования властных структур в обществе, мы получаем возможность определить методы, средства и направления их деятельности, т.е. методы осуществления власти. Что и составляет содержание политического режима.

Кроме того, отмечая неизбежность перехода общества к демократии, необходимо помнить, что в связи с этим возрастает и значение выборов. Для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике.

Проведение выборов позволяет повысить эффективность политической власти, обеспечить оптимальные условия для участия большинства граждан в формировании всех институтов политической системы. Граждане с их помощью выражают свою политическую волю, влияют на персональный состав представительных органов власти, тем самым определяя внутреннюю и внешнюю политику государства. С помощью выборов реализуется суверенитет народа, его политическая роль как источника власти.

Избирательная система — это совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации власти, участие общества в формировании представительных властных органов, выражение воли той части населения, которая по законодательству считается достаточной для признания результатов выборов легитимными.

В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала большое количество избирательных систем. Наиболее распространенными в современных условиях являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

В основе мажоритарной избирательной системы (от лат. major – больший) лежит принцип большинства, в соответствии с которым определяются результаты голосования.

Обычно при мажоритарной избирательной системе в каждом избирательном округе избирается один кандидат. Подобные округа называются одномандатными. Однако иногда от каждого округа может избираться несколько кандидатов. Такие округа называются многомандатными.

Мажоритарная избирательная система означает, что избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов (50%+1 голос), абсолютное большинство или собравший большее количество голосов, чем каждый из его противников в отдельности (относительное большинство).

В связи с тем, что любому из кандидатов достаточно трудно привлечь на свою сторону абсолютное большинство голосов, очень часто проводится второй тур выборов. Во второй тур обычно выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов. И избранным считается тот, за кого проголосовало наибольшее число избирателей.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства для победы достаточно набрать больше голосов, чем у любого из конкурентов, но не обязательно больше половины. По сравнению с мажоритарной системой абсолютного большинства такая система более результативна, поскольку победитель всегда определяется в первом туре и, соответственно, второй тур уже не требуется.

Эта система имеет ряд существенных недостатков:

< потеря значительного числа избирателей (до 49%);

< партии, пользующиеся поддержкой сельского населения, оказываются в привилегированном положении,

< партии, получившие голоса примерно равного числа избирателей, получают различное число депутатских мандатов;

< президент, избираемый непосредственно, может не представлять интересы абсолютного большинства населения;

< на практике трудно получить в первом туре абсолютное большинство. Тогда голосование проводится в два тура. Два кандидата, набравшие относительное большинство, допускаются ко второму туру голосования.

< система голосования по относительному большинству всегда результативна. А в случае выдвижения в округе одного кандидата, голосование не проводится вообще. Выдвинутый кандидат считается выбранным.

< мажоритарная избирательная система создает благоприятные условия для манипулирования результатами выборов. Так, например, удачно «раскроенные» избирательные округа могут заранее обеспечить победу определенным кандидатам.

Но эти недостатки уравновешиваются и целым рядом достоинств.

Главным достоинствомэтой системы является создание стабильного правительства, имеющего надежное большинство в парламенте. Хотя эта стабильность создается искусственно, за счет лишения представительства малых партий. С целью ликвидации этой несправедливости все большее распространение получают ограниченно мажоритарные системы. Здесь обычно используются два варианта: либо устанавливается квота для меньшинства (обычно треть депутатских мандатов); либо учитываются все голоса, поданные малыми партиями в рамках страны (региона) и мандаты распределяются пропорционально.

Кроме того, использование мажоритарной системы позволяет персонифицировать выборы, так как избиратели, голосуя за конкретных кандидатов, имеют возможность обратить внимание на их личные качества.

Достоинством данной системы является и тот момент, что поскольку депутаты избираются непосредственно гражданами определенного округа, то они больше ориентируются на свой электорат, лучше знают его нужды и потребности, чем при избрании их в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Пропорциональная избирательная система предполагает распределение мандатов между партиями в избирательных округах в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Эта система более демократична по своей сути. Впервые она была введена еще в конце XIX века сначала в Сербии, а затем в Бельгии. Пропорциональная система в определенной степени преодолевает недостатки мажоритарной системы. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. В большинстве стран Западной Европы (за исключением Великобритании и Франции) используется именно пропорциональная избирательная система.

К числу её достоинств можно отнести большую демократичность по сравнению с мажоритарной системой, которая проявляется в том, что она обеспечивает представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей. Тем самым эта система позволяет устранить явное несоответствие между числом поданных за партию голосов и количеством полученных ею мандатов. Это позволяет выборным органам полнее выражать интересы всех групп населения, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Тем самым пропорциональная система стимулирует многопартийность, создает условия для деятельности не только крупных, но и небольших партий. Основное преимущество этой системы состоит в том, что она более адекватно отражает фактическое соотношение сил в стране. Кроме того, в рамках этой системы наиболее четко проявляется политический плюрализм.

Но тоже имеет ряд недостатков:

< кандидаты выдвигаются только по партийным спискам; партии, не собравшие оговоренного законом минимума голосов, не допускаются к распределению мандатов;

< можно говорить, что данная система не обеспечивает стабильность правительства и даже ведет к увеличению числа партий, входящих в него через своих представителей;

< объединение разнородных по своим целям партий нередко сопровождается обострением противоречий между ними и приводит к распаду коалиций и отставке правительства;

< да и политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью;

< при практическом использовании данной системы усиливается тенденция к предвыборным союзам, «блокированию» и даже слиянию мелких партий;

< избиратели большей частью не могут оценить личные достоинства кандидатов, поскольку, голосуя за партийный список, они выбирают не конкретных лиц, а партии. Соответственно, сами депутаты не несут персональной ответственности перед избирателями и не имеют с ними непосредственной связи.

При характеристике пропорциональной системы важно помнить, что партийные списки могут быть «жесткие» и «открытые».

В условиях «жестких списков» порядок расположения кандидатов в списке определяется самой партией. Избиратели голосуют за список, не имея возможности изменить места кандидатов (Испания, Греция, Португалия, Израиль).

Система «открытых списков» позволяет избирателям изменять порядок избрания кандидатов. Проставляя цифрами последовательность избрания кандидатов, избиратель выражает своё отношение к каждому из них. В этом случае они голосуют не только за партию, но и за конкретных личностей, выбирая среди них наиболее достойных. Такая практика существует в Италии, Бельгии и др.

Нередко применяется также система «полужестких списков», при которой независимо от симпатий избирателей первое место неизменно закреплено за кандидатом под первым номером. Остальные мандаты распределяются между всеми другими претендентами, стоящими в списке, в зависимости от полученных ими голосов избирателей. Подобная система используется в Нидерландах, Дании, Австрии.

Смешанная избирательная система предусматривает голосование избирателей по принципу 50 на 50. Каждый избиратель имеет по 2 голоса: один голос отдается за депутата по мажоритарной системе, второй — за партию по пропорциональной системе. Соответственно – одна часть депутатских мандатов распределяется по принципам мажоритарной системы, другая – по принципам пропорциональной системы. В рамках этой системы удается сочетать преимущества двух вышеназванных систем, что обеспечивает стабильность власти и широкое представительство.

Смешанная избирательная система способствует, с одной стороны, формированию устойчивого правительства, а с другой – позволяет представить в выборных органах наибольшее количество политических партий. Именно такая система существует сегодня в России, ФРГ. Смешанную избирательную систему выбрали также Литва, Болгария, Венгрия, Грузия и др.

Поиск наиболее совершенной избирательной системы, которая гарантировала бы справедливое представительство в органах власти различных политических сил, далеко незавершен. Формируются новые избирательные системы, создаются новые типы смешанных систем. Он активно продолжается во многих странах мира.

Но в целом все избирательные системы характеризуются общими принципами организации демократического избирательного процесса.

1. Свобода выборов, предусматривающая отсутствие какого-либо давления на избирателей, кандидатов, активистов и организаторов выборов. Это давление может быть политическое, социально-экономическое, обещание льгот и привилегий, психологическое, информационное и т.д. Кроме того, свобода выборов предусматривает свободу предвыборной агитации, осуществляющуюся в рамках правовых и моральных норм.

2. Наличие альтернативных программ и кандидатов, обеспечивающих возможность реального выбора. Ситуация выбора всегда предполагает наличие многих вариантов, в том числе и альтернативных. Это, однако, вовсе не означает выдвижение чрезмерно большого числа кандидатов (программ), которое только затрудняет выбор.

3. Состязательность, конкурентоспособность выборов. При участии в выборах разных кандидатов и политических сил должны быть созданы необходимые условия для пропаганды своих преимуществ и критики политических противников. Но при этом должны соблюдаться определенные этические принципы, недопустимы оскорбления, клевета и фальсификация фактов.

4. Строгая периодичность и регулярность выборов. Выборы лишь тогда могут служить демократии, когда представители народа избираются на фиксированный, не слишком продолжительный срок. Единственным исключением, оправдывающим нарушение сроков проведения выборов, может быть введение чрезвычайного положения на территории страны. При этом оно должно вводиться только в соответствии с законом в случае чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни граждан.

5. Равенство возможностей участвующих в выборах политических партий и кандидатов. Оно предполагает, прежде всего, примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Для обеспечения принципа равенства возможностей в ряде стран существует государственное финансирование избирательных кампаний. На это направлены такие меры, как установление максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении, радио и т. д.

Выборы носят демократический характер и могут называться «чистыми» в том случае, если реализуются все указанные принципы без исключения.

Кроме типа избирательной системы, важным показателем, раскрывающим сущность избирательной системы, являются: осуществление выборов, сущность избирательного права, цензовые требования, голосование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...