Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборы и избирательное право




Выборы — это процедура, посредством которой определенная группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких представителей для выполнения определенных общественных функций с целью реализации социальных интересов данной группы. Политические выборы определяют сущность властных структур в обществе, расстановку политических сил, внутри- и внешнеполитическую ориентацию государства и т.д.

В настоящее время сущность выборов во многом определяется «избирательными кампаниями», проводимыми в первую очередь политическими партиями.

Избирательное право — это право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы власти. Избирательное право регулирует условия и порядок проведения выборов, и формирование выборных органов.

Основные принципы избирательного права регламентируются конституциями и другими правовыми актами государства. Важнейшими среди них можно назвать принципы всеобщности (впервые введен во Франции в 1793 г.), равенства, свободы выбора, тайного и прямого голосования. Сущность избирательного права, несмотря на провозглашенную всеобщность, во многом регламентируется избирательными цензами.

Избирательные цензы — это установленные законом требования, которым должен удовлетворять гражданин для получения права участвовать в выборах. С помощью цензов государство формирует электорат (т.е. избирателей, участвующих в выборах). Цензы могут ограничивать и активное и пассивное избирательное право. Среди основных цензов следует назвать: возрастной, имущественный, образовательный, служебный, а также ценз оседлости, гражданства, пола. Некоторые страны применяют различного рода «моральные цензы».

Свобода выбора означает, что избиратель самостоятельно решает участвовать ему в выборах или нет, а также сам определяет за кого ему голосовать.

Избирательное право осуществляется путем голосования, т.е. способом выражения избирателем своей воли. Голосование может быть прямым и косвенным (многоступенчатым). Прямое — непосредственное избрание депутатов, косвенное предполагает на первой ступени избрание выборщиков, т.е. избирателей второй ступени, которые и будут осуществлять непосредственное избрание депутатов.

Голосование может быть равным и не равным, когда избиратели голосуют не на равных условиях, имеют разное количество голосов (на основе цензов) и т.д. И, наконец, голосование может быть открытым и тайным. Тайное голосование предполагает исключение контроля над волеизъявлением избирателя, что более соответствуют демократии.

В последние годы довольно широкое распространение получает неявка избирателей на выборы, отказ от участия в голосовании (т.е. абсентеизм). Основная причина этого — снижение политической активности граждан и безразличие к результатам выборов. Хотя возможен и позитивный абсентеизм: отказ в голосовании — как выражение протеста.

Большинство государств применяют различные методы и способы борьбы с абсентеизмом. В некоторых странах разрешается голосовать по почте (Швейцария, Великобритания, Дания), по доверенности (Бельгия, Голландия) и т. д. В ряде других стран (Австрия, Австралия, Италия, Люксембург и др.) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан и является обязательным, за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или иные наказания. В Италии, например, предусмотрена такая мера воздействия как общественное порицание. Списки лиц, не участвующих в выборах, могут публиковаться в газетах. Подобные меры воздействия, принимаемые к избирателям, дают эффект. За отказ от участия в голосовании предусматриваются и более серьезные санкции. Так, например, в Австрии - четырехнедельное тюремное заключение или крупный денежный штраф). В результате в Австрии, Бельгии, Австралии в выборах обычно участвует свыше 90% избирателей. В большинстве же государств голосование – добровольное дело каждого. Однако для всех стран эта проблема остается пока актуальной.

 

Функции выборов

 

Влияние выборов на жизнь современного общества проявляется в их важнейших функциях. К их числу относятся следующие:

1. Формирование персонального состава выборных органов власти и управления. В число избираемых должностных лиц и политических институтов государства обычно входят президент, парламент, региональные и местные представительные органы, некоторые руководители исполнительных органов власти и др. В результате выборов они приобретают определенные властные полномочия. Избиратели, делегируя им свои полномочия, передает им тем самым часть своих прав решать те или иные общественные проблемы. Народ как бы нанимает на службу тех, кого он избирает. Причем на время и для осуществления конкретных программ.

2. Выражение и представительство интересов граждан. В ходе проведения избирательной кампании, стремясь привлечь на свою сторону как можно большее число избирателей, кандидаты во властные структуры становятся особенно восприимчивыми к запросам и пожеланиям людей. И хотя после победы на выборах многие депутаты нередко забывают свои обязательства, но они не могут полностью их игнорировать и потому в той или иной степени вынуждены претворять их в жизнь и тем самым представлять интересы избирателей в сфере политической власти.

3. Легитимизация политической власти и политической системы. Население, участвуя в выборах, фактически признает, что в существующих проблемах виновата не политическая система как таковая, а те лица, которые в данный момент находятся у власти. На основе выборов появляется возможность их переизбрать и заменить теми людьми, которые пользуются большим доверием избирателей. Выборы позволяют легитимизировать не только данный тип власти, но и существующую политическую систему.

4. Контроль над властными органами. В ходе регулярных выборов избиратели имеют возможность избавляться от тех должностных лиц, которые скомпрометировали себя или не оправдали их доверия. На основе обновления персонального состава властных органов может происходить и изменение проводимой государством политики в сторону повышения её результативности и эффективности.

5. Установление обратной связи между гражданами и властью. В ходе избирательной кампании кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их пожелания, вносят коррективы в свои избирательные платформы. В дальнейшем депутаты всегда вынуждены учитывать общественное мнение в своей политической деятельности. Игнорирование его обычно приводит к поражению на следующих выборах.

6. Смена политических элит. Выборы – основной канал вхождения граждан в состав политической элиты. В ходе их проведения осуществляется либо отстранение от власти всей прежней элиты и приход к власти совершенно новой элиты, либо её частичное обновление за счет притока свежих сил.

7. Политическая социализация населения, повышение его политической культуры и расширение политического участия. Во время избирательных кампаний резко расширяется поток политической информации, усиливается пропаганда и агитация. В результате граждане оказываются вовлеченными в политический процесс, в котором им предстоит делать ответственный политический выбор. Некоторые из них сами становятся деятельными участниками избирательного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...