Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие политического процесса, его основные характеристики и этапы




Понятие политического процесса является одним из центральных в курсе политологии. Западная политология при рассмотрении политического процесса определяет его сущность либо как деятельность некоего рационального субъекта по достижению определенной цели, либо как совокупность стихийных действий и возникающих в их результате отношений.

В отечественной политической науке наиболее распространенным является следующее определение политического процесса. Политический процесс — это совокупная деятельность социальных субъектов, посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества и политико-властных отношений. Политический процесс имеет соответствующую его содержанию внутреннюю структуру, которая включает:

< субъект процесса, т.е. реальную власть или ее носителя, которому власть делегирована,

< объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса,

< средства, методы, способы, ресурсы процесса, которые использует субъект для достижения цели (объекта), которые выступают связующим звеном между субъектом и объектом. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы: наука, знание, технические и финансовые средства, настроения масс (участников процесса), их идеология, состояние общественных связей и отношений и др.

Для раскрытия содержания политического процесса важно четко различать составляющие его части (этапы), видеть порядок их реализации, существующие между ними взаимозависимости, моменты перехода друг в друга, определять состояние (сотрудничество, борьба и т.д.) политических отношений, а также иметь четкую и всестороннюю характеристику участников процесса, его пространственно-временное рассмотрение.

Единый целостный политический процесс подразделяется на следующие четыре этапа:

1) конституирование политической системы;

2) воспроизведение компонентов и признаков политической системы;

3) принятие и исполнение политико-управленческих решений;

4) контроль за функционированием и направлением развития политической системы.

Исторически и логически первой стадией политического процесса выступает конституирование политической системы. Это его основное регулирующее начало, которое позволяет сводить отдельные политические процессы в единый общегосударственный политический процесс. Оно идет непрерывно, постоянно возобновляется. Возможны различные методы его осуществления: мирные и насильственные.

Создание новой политической системы в результате победы в ходе политической борьбы нуждается в легитимации, т.е. обеспечении поддержки и признании данной политической системы со стороны членов общества. Процесс признания политической системы бывает активным или пассивным, открытым или скрытым, добровольным или вынужденным, прямым или косвенным, осознанным или бессознательным. Но каким бы признание ни было, оно обязательно должно быть. Однако легитимация определенной политической системы со стороны общества не всегда означает, что данная система выражает интересы большинства. Легитимация политической системы методами насилия, террора себя не оправдывает и имеет весьма короткий промежуток времени. После того как конституирование политической системы завершено, она начинает воспроизводить себя, если получает признание и поддержку со стороны общества.

Воспроизводство политической системы — это сложное, внутренне противоречивое явление, которое проходит несколько ступеней развития. Главными характеристиками этого этапа являются преемственность и обновляемость основных элементов и механизмов политической системы. Преемственность означает развитие, усовершенствование ранее сложившихся элементов и отношений при сохранении их сущностных характеристик, отражающих суть данного типа политической системы. Обновляемость является существенным дополнением: к предыдущему принципу и предполагает зарождение ее новых черт и свойств.

Выделяя воспроизводство политической системы в отдельный этап политического процесса, не следует забывать и о том, что элементы воспроизводства присутствуют на всех этапах политического процесса.

Одним из важнейших этапов политического процесса является принятие и исполнение политических решений. Политические решения по своей сути являются выражением политических интересов определенной социальной группы. При принятии политического решения обязательно определяются цель и средства его достижения, связанные с борьбой за власть, распределением, функционированием и реализацией политической власти. Поэтому за формальными институтами политической власти, ответственными за принятие решений всегда необходимо искать силы, стоящие за ними, интересы которых выражают принимаемые решения.

Процесс принятия политических решений обычно рассматривают на уровне перспективных целей и уровне частных целей и их претворения в жизнь.

Определение перспективных целей предусматривает широкомасштабные социально-политические преобразования, для чего всегда необходима оценка действующих на политической арене сил, их перспективных интересов, общего хода исторического развития и т.д. Основная сложность реализации политических решений на этом уровне — фактор времени, т.к. результаты принятого решения станут ясны через большой промежуток времени и могут быть позитивными или негативными.

На уровне выдвижения частных целей решаются задачи конкретного этапа развития общества.

Этап разработки, принятия и исполнения политико-управленческих решений закономерно сменяется этапом контроля за состоянием и деятельностью политической системы, которым завершается цикл политического процесса. Можно сказать, что это своеобразная корректировка движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами и интересами всех участников политического процесса. Контроль за функционированием политической системы осуществляется двояко: в форме так называемого профессионального государственного контроля и контроля снизу, осуществляемого чаще всего с помощью учреждений и институтов контроля государства, но с привлечением к участию в нем широких слоев населения. «Общественный контроль» исполняет роль обратной связи в общем движении всего политического процесса. И хотя эти два вида контроля имеют весьма существенные различия, их объединяет стремление сохранить устойчивость системы.

Этап контроля за функционированием политической системы завершает определенный цикл политического процесса. Но политическая жизнь общества представляет собой последовательную смену политических процессов. Поэтому завершение одного цикла означает начало следующего политического процесса.

Исход политического процесса зависит:

< во-первых, от успешного осуществления всех его этапов, соответствия между его элементами, деятельности его субъектов и т.д.;

< во-вторых, от совокупности независимых объективных переменных, среди которых можно назвать сложившиеся условия, внешнее окружение, возникновение непредвиденных неожиданных ситуаций и т.д.

Современные политические процессы характеризуются их рационализацией, демократизацией, повышением профессионализма участников и компетенции руководителей процесса. Развертывание политического процесса осуществляется на фоне политической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...