(Vниокр / Vвп) * 100%. Считается, что для наукоемких отраслей этот показатель должен в 1,2-1,5 и более раз превышать средний по обрабатывающей промышленности.
(Vниокр / Vвп) * 100%. Считается, что для наукоемких отраслей этот показатель должен в 1, 2-1, 5 и более раз превышать средний по обрабатывающей промышленности. Направления развития высоких технологий: информационные технологии, космические технологии, Ядерные, а так же основанные на использовании новых материалов. 17. Понятие и показатели наукоемкости продукции Наукоемкая продукция - продукция, в себестоимости которой доля расходов на НИОКР существенно превышает значение среднеотраслевого показателя, либо значения аналогичных показателей смежных отраслей. Среди показателей наукоемкости можно выделить следующие: Показатель, отражающий пропорцию между научно-технической деятельностью и производством в виде величины затрат на науку, приходящихся на единицу продукции, дает количественную оценку через определение доли затрат на НИОКР в стоимости продукции. Наукоемкость также может быть представлена соотношением числа занятых научной деятельностью и всеми занятыми в производстве (на предприятии, в отрасли). Показатель наукоемкости может быть: Высоким – для химической, электротехнической промышленности, специального машиностроения. Средним – для бумажной и нефтехимической промышленности. Низким для пищевой промышленности и черной металлургии. 18, 19. Эволюция подходов к оценке ЖЦП 1-й подход: до 1990-х гг. ЖЦ модели техники. ЖЦП трактовался как последовательное сложение различных периодов от возникновения изделия до утилизации после завершения процесса эксплуатации. Выделяют 4 основных этапа: 1) Разработка:
Создается образец – прообраз будущей продукции, создается оснастка производства. Проблемы этапа: - новые модели должны воплощать последние достижения науки и техники, и быть высокотехнологичными и эффективными; - это может привести к удлинению сроков разработки, наладки, удержание исследований и процессов разработки. Критерий разработки длительности 1-го этапа – обеспечение максимальной эффективности за весь период ЖЦ. 2) Освоение производства: материально-техническое обеспечение; обработка тех. процессов; приобретение оборудования и инструментов; изготовление нестандартной оснастки; подбор специалистов и обучении рабочих. Характеризуется большими затратами времени и ресурсов. Результаты: о возможной организации выпуска новой продукции; о дефиците производственных мощностей; о количестве технической и эксплуатационной документации; дает возможность оценить экономическую эффективность. Источники повышения ЖЦП: сокращение затрат времени и ресурсов на освоение производства; сокращение сроков освоения технических новинок; снижение времени переналадки оборудования; выбор стратегии стандартизации и унификации детали. 3) Серийное производство: Самый важный, от организации зависят: · темпы роста; · эффективность производства; · прибыльность хозяйственной деятельности. 4) Использование потребителями. Процессы разработки модели техники: · проведение научных исследований; · создание научного образца; · проведение испытаний; · корректировка. Началом этапа является НИР. Необходимость в 1-м этапе ЖЦ: происходит постоянное усложнение техники и повышение наукоемкости промышленной продукции. Наукоемкие направления: информационные; основанные на использовании новых материалов; космические; ядерные.
Число расходов на НИОКР превышает 3, 5%, количество специалистов не менее 2, 5%. Наукоемкость продукции определяется отношением затрат на НИОКР и фонда освоения техники к реализованной продукции. Высокий показатель – производство транспортного оборудования, химического, электрохимического. Средний показатель – цветная металлургия, нефтехимическая, бумажная промышленность. Низкий – текстильная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, черная металлургия. 2-й подход: с 1980-х гг. до конца 20 в. – появление новых способов и методов, внедряется маркетинг. 1) Основой является концепция маркетинга. 2) Появление различных методов формирования спроса и внедрения рекламных стратегий. 3) На маркетинг возлагались большие надежды, они себя не оправдали, что ввело концепцию логистической поддержки. 4) Маркетинг связывает его с периодом внедрения продукции на рынок и периоды сбыта. 5) Управление спросом. Периоды сбыта: внедрение; ранний рост; поздний рост; полная сила; спад. 3-й подход: широкое развитие и внедрение информационных технологий и изменение в сфере потребления наукоемкой продукции. Характеристика: - требования потребителя имеют тенденцию к постоянному росту по качеству и надежности; - ЖЦП становится короче; - конкурентная борьба на мировых рынках изменения в н/е производствах, эти производства основаны на использовании CALS – технологий. Стадии ЖЦ: - маркетинговые исследования;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|