Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ 1. школа Научного управления




УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По теме «Эволюция теории управления»

По дисциплине «МЕНЕДЖЕНТ»

Для студентов очной формы обучения

Специальности «Экономика и управление на предприятии»

Автор-составитель:

Орлова А.В., старший преподаватель

Гомель 2016

Содержание

 

Лекция 1. Школа научного управления ………………………………………...3

Лекция 2. Административная школа управления……………………………..19

Лекция 3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук………….31

Лекция 4. Направления и тенденции развития современного менеджмента……………………………………………………………….46

Лекция 5. Подходы к менеджменту……………………………………………60

Литература……………………………………………………………………….73

 

ЛЕКЦИЯ 1. школа Научного управления

1 Основные теории и концепции.

2 Вклад научной школы в современную теорию управления.

 

1.

 

В конце XIX в. в индустриальном обществе ощущалась потребность в научной организации производства, труда и управления, так как производственные процессы, постро­енные на основе «дедовских» принципов, уже не могли в полной мере использовать достижения научно-технического прогресса того времени. Рост эффективности производства стал невозможен без его дальнейшей рационализации, эко­номии времени и ресурсов. Своеобразным откликом на эту общественную потребность стало возникновение и разви­тие школы «научного менеджмента», основателем кото­рой является Фредерик Уинслоу Тейлор.

 

Концепция научного управления стала серьезным пере­ломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область науч­ных исследований. Впервые ученые и руководители-прак­тики увидели, что методы и подходы, используемые в на­уке и технике, могут быть также эффективно использова­ны в практике достижения целей организации.

 

Усилия ученых первой школы научно­го менеджмента были направлены на достижение главной цели — максимальное увеличение производительности труда на предприятиях, для чего была сформулирована строгая система принципов, позволяющих рационализировать орга­низацию труда, производства и управления.

 

Анализ творческого наследия представителей данной школы показывает, что, решая задачи повышения эффек­тивности производства, был рассмотрен целый спектр тео­ретических и организационно-методических вопросов в области менеджмента:

 

1) был обоснован очень важный принцип менеджмен­та — принцип соответствия (Ф. Тейлор), смысл кото­рого состоит в том, что каждому работнику следует поручать такой вид деятельности, который соответ­ствует его интеллектуальным и физическим возможностям. В этой связи достойная задача человека — стать тем, кем он может стать. Руководитель при­зван помочь в этом всем своим подчиненным, одно­временно применяя этот принцип в отношении са­мого себя;

 

2) осознана необходимость научного подбора и подго­товки кадров (Л. Гилберт, Г. Форд, Г. Гантт). Во­преки распространенному мнению о том, что обуче­ние работников является непроизводительной тра­той, Г. Ганнт утверждал, что подобные издержки представляют весьма полезный расход. Задача ру­ководителя организации — обучать сотрудников и корректировать процесс их развития. Обыкнове­ние «красть» у своего конкурента его хороших ра­ботников окажется таким же вредным делом, как и обыкновение красть у него имущество. Принципи­ально важным представляется нам утверждение Г. Форда о том, что «индустрия должна иметь своих генералов, и притом генералов высококвалифициро­ванных». Г. Форд был активным сторонником орга­низации учебы управляющих, использования разно­сторонних научных знаний в организации производ­ства и управления;

 

3) изменена система заработной платы сотрудников предприятий (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Г. Эмерсон, Г. Форд). В соответствии с научно-обоснованными ме­тодами стали оплачивать труд каждого рабочего в со­ответствии с его индивидуальной выработкой, а не в зависимости от уровня групповой выработки. Г. Форд впервые на своем предприятии ввел обязательный минимум заработный платы — 6 долларов в день. Была разработана первая научно обоснованная ме­тодика премиальной системы оплаты труда (график Гантта); высказана революционная для своего времени идея о том, что человеческий фактор является основным двигателем повышения эффективности производст­ва (Г. Гантт). Производство является не только ис­точником заработка, но и источником удовлетворе­ния, и все, что предпринимает руководитель, должно находиться в соответствии с человеческой природой. Впервые в мировой истории поднята проблема соци­альной ответственности бизнеса перед обществом;

 

4) осознана необходимость гармонии интересов предпри­нимателя и рабочего, правда, пока только в деле научной организации труда (Г. Форд);

 

5) обоснована и внедрена система научной организации труда на предприятиях и в организациях (все пред­ставители направления);

 

6) была обоснована и внедрена научная организация рабочего места сотрудников предприятия (Г. Форд, Г. Эмерсон);

 

7) на ряде предприятий в США были открыты школы по работе с персоналом, где проводилась системати­ческая подготовка инструкторов НОТ, пропаганди­ровалась мотивация труда, основанная на возна­граждении и уважении личности рабочего.

 

Система Ф. Тейлора и его последователей нашла широ­кое практическое применение в начале XX в. в работе промышленных предприятий США, Германии, Англии, Франции, Швеции и дала ожидаемые результаты. Отме­чая заслуги данной школы, П. Друкер подчеркивает, что «применение знания Тейлора к процессам труда обеспечи­ло создание экономики развитых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет».

 

Предприниматели не могли не заинтересоваться научным управлением. Оно почти мгновенно стало предме­том всеобщего интереса. И уже в 1912 г. 55 отраслей дело­вой деятельности начали применять научное управление в промышленности, на транспорте, в строительстве и не только в США, но и в Англии, Франции и других странах. В этот период в США и европейских странах значи­тельно возросло число различных школ и семинаров по управлению. В высших учебных заведениях регулярным стало чтение курсов по управлению. И хотя вначале наи­большее внимание привлекали вопросы производства, бизнеса, со временем начали формироваться концепции научных принципов управления, применимых в равной степени во всех областях человеческой деятельности.

 

Вместе с тем следует признать, что в рассматриваемый период человеческому фактору в организации не уделя­лось должного внимания. Системной теории менеджмента в период первой школы не сложилось. Были обоснованы лишь некоторые принципы менеджмента; принцип соот­ветствия, принцип социальной ответственности бизнеса перед обществом. Из методов управления доминировали командно-административные методы и методы экономичес­кого стимулирования. Оформлялись функции кадрового менеджмента: планирование персонала, отбор, мотивация и стимулирование, обучение, но реализация их была низ­котехнологичной.

 

Во многом такое положение вещей оправдано тем, что в конце XIX — начале XX в. академическая социология и психология была далека от изучения практических про­блем промышленности, наука в то время лишь интенсив­но накапливала фактический материал. Лишенные про­фессиональной помощи со стороны ученых, менеджеры предприятий искали собственные пути решения социальных проблем труда, в том числе и кадровой проблемы.

 

Ф.У. Тейлор, Г. Форд, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гантт, Г. Эмерсон были не только талантливыми инженерами, но и выдающимися личностями, обладающими широкой гу­манистической ориентацией. Это была новая генерация менеджеров, резко отличавшихся по образу мысли и сти­лю жизни от своих предшественников. Конечно, каждый из них был глубоко индивидуален и непохож на других, но вместе они определили целую эпоху в развитии менедж­мента в США и в целом мире.

 

2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...