Абрахам Маслоу (Александр маслов) (1908-1970)
А. Маслоу известен как автор теории «Пирамида потребностей», которая явилась исходной основой для последующих теорий мотиваций и современных моделей мотивации и стимулирования труда. Взгляды А. Маслоу изложены в трудах «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году).
В основу теории А. Маслоу были положены три постулата относительно человеческой природы: - люди - животные, потребности которых никогда не будут удовлетворены; - потребности побуждают человека к деятельности; - потребности имеют иерархию, в которой есть низший и высший уровни.
А. Маслоу разделил человеческие потребности на пять основных категорий.
1. Основные физиологические потребности (первичные, базовые) - в пище, одежде, сне, жилище, мускульной активности, сексуальном удовлетворении и др. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает человеку элементарное выживание и жизнедеятельность. Один из важнейших стимулов к их удовлетворению - деньги, перспектива, экономическая состоятельность.
2. Потребности в безопасности - потребность в защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Им отвечают такие стимулы, как гарантированное социальное страхование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, философия пожизненного найма, оплата выше прожиточного уровня, сведение к минимуму риска.
3. Потребности в социальной общности (принадлежности и причастности). Отличаются значительной выраженностью и широким диапазоном проявлений: стремление входить в социальную группу, нужда в эмоциональной привязанности, любви, поддержке. Если для человека данная потребность ведущая, он рассматривает работу как принадлежность к коллективу, возможность установить хорошие отношения с коллегами. Для удовлетворения данной потребности необходимо создать условия для общения на работе, организовывать групповые мероприятия, выходящие за рамки работы.
4. Потребности в уважение и самоуважении (признание и самоутверждение) - стремление быть компетентным, способным, уверенным в себе; пользоваться уважением со стороны окружающих, испытывать чувство собственной значимости и нужности для организации. При управлении людьми с сильно выраженной потребностью в уважении и самоуважении надо использовать различные формы выражения признания и заслуг: присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством их достижений, вручение наград. 5. Потребности самовыражения (самореализации, самоактуализации) - стремление человека к раскрытию своих потенций, знаний, умений, навыков, к совершенствованию, к творчеству, нахождению достойного своим возможностям места в жизни. При управлении людьми с развитой потребностью самовыражения надо стремиться им давать оригинальные задания, требующие изобретательности и созидательности.
А. Маслоу располагает эти группы потребностей в виде строгой иерархической структуры. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Теория позволяет сделать следующий вывод: для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Нужно в обязательном порядке знать, что предпочитает конкретный сотрудник в системе вознаграждений, чувствовать его индивидуальные потребности.
Из теории А. Маслоу вытекают вполне конкретные практические выводы. Руководитель должен стремиться в первую очередь к удовлетворению потребностей низших уровней (хорошая оплата, безопасность труда, стабильность рабочего места и др.), лишь после того как эти потребности удовлетворены, можно использовать более высокие сти- мулы (выражение социального признания, присвоение почетных званий, предоставление автономии и т.п.).
В руководстве персоналом важно учитывать достаточность удовлетворения потребностей. Человек редко испытывает чувство полного удовлетворения своих потребностей, однако при восприятии ценностей (деньги, друзья, безопасность) как достаточно удовлетворяющих работника, у него актуализируются другие, более высокого уровня потребности.
Теория А. Маслоу является одной из самых популярных теорий мотивации и по сей день, она получила широкое распространение во всех развитых странах мира. Конечно, теория не лишена определенных недостатков: далеко не у всех людей существует предложенная модель потребностей; соотнесение потребностей зависит от структуры личности, особенностей ее воспитания, возраста, пола, ситуации и др. факторов. Таким образом, основная критика теории А. Маслоу сводится к тому, что она не отражает индивидуального отличия людей. ДЭВИД С. МАК-КЛЕЛЛАНД (1917-1998)
Дэвид Мак-Клелланд,известный американский исследователь, автор книг «Общество достижений», «Мотивация и расширение человеческой свободы», «Мотивация экономических достижений».
Не отрицая значимости предыдущих теорий и их выводов о важности биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Его теория получила название «Теория мотивационных потребностей». Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности (признания).
На основе своих исследований Д. Мак-Клелланд выделил три типа менеджеров:
1) институциональные менеджеры, обладающие высоким уровнем самоконтроля. Для них характерна больше потребность во власти, чем в групповой принадлежности; 2) менеджеры, у которых потребность во власти преобладает над потребностью в принадлежности, но в целом люди этого типа более открыты и социально активны, чем институциональные менеджеры; 3) менеджеры, у которых потребность в принадлежности преобладает над потребностью во власти; они открыты и социально активны.
Согласно выводам Д. Мак-Клелланда, менеджеры первых двух типов более эффективно управляют своими подразделениями главным образом благодаря своей потребности во власти. Однако для организации может быть полезно сочетание всех трех типов менеджеров.
Для улучшения мотивации менеджеров целесообразно широко использовать конкурентные методы достижения целей и отмечать людей, которые добиваются наивысшей эффективности в работе. Руководителям следует также ставить перед собой и подчиненными напряженные, но реальные задачи. Д. Мак-Клелланд пытался доказать ценность своих идей эмпирически, однако полного эмпирического подтверждения его теория не получила. ФРЕДЕРИК ГЕРЦБЕРГ (1923-2000) Фредерик Герцберг создает теорию «Двух факторов» во второй половине 50-х гг. на основе многочисленных экспериментов по установлению различий в факторах, которые ведут к удовлетворенности или неудовлетворенности людей работой.
Он выявил, что факторами, влияющими на удовлетворенность работой («факторы мотивации», «мотиваторы»), являются: - достижения (квалификация) и признание результатов работы; - работа как таковая (интерес к работе и заданию); - степень ответственности; - продвижение по службе; - возможность профессионального, творческого роста.
Факторы, влияющие на неудовлетворенность работой («факторы контекста», или «гигиенические факторы»): - способ управления; - политика организации и администрация; - условия труда; - межличностные отношения на рабочем месте;
- заработок; - неуверенность в стабильности работы; - влияние работы на личную жизнь.
Обобщая результаты своих исследований, Ф. Герцберг сделал ряд выводов: - отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом; - наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены; - в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия; - максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.
Главный практический вывод из теории Ф. Герцберга заключается в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как на основные. И напротив, им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников. Характерной особенностью всех содержательных теорий мотивации является то, что они изучали потребности человека, давали их классификацию, позволяющую делать некие выводы о мотивации. Выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно наглядно коррелируют друг с другом. Но все критические замечания в адрес этих теорий ясно показывают, что мотивация - вероятный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Данные теории не учитывают многих переменных величин, определяющих мотивационные ситуации. Для объяснения механизма мотивации необходимо учитывать многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды. Стремление устранить недостатки содержательных теорий привело к возникновению процессуальных теорий мотивации. Процессуальные теории мотивации концентрируют внимание на том, как человек выбирает тот или иной тип поведения с учетом своего индивидуального восприятия, личного опыта и ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|