Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Административная школа управления




1 Основные теории и концепции.

2 Вклад административной школы в современную теорию управления.

 

1.

 

 

Бурное развитие промышленности в первой четверти XX века предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов на управление. В 20-х гг. XX в. возникает новая школа в управленческой науке — школа административно­го управления. Отцом этой школы с уверенностью можно назвать Анри Файоля, носителями ярких идей - Лютера Гьюлика, Линдалла Урвика, Джеймса Муни, Аллана Рей-ли, Макса Вебера.

 

Возникновение и развитие административного подхода к управлению, несомненно, было большим достижением. Этот важный шаг был тесно связан с предыдущим и состоял в «распространении принципов управления, сформулиро­ванных А. Файолем, что можно признать первым само­стоятельным результатом науки администрирования в ее классическом варианте».

 

Таким образом,в рамках школы «административного управления» происходит дальнейшая эволюция научных взглядов на менеджмент. Усилиями А. Файоля, Л. Гьюлика, Л. Урвика, Д. Муни, А. Рейли, М. Вебера решается задача повышения производительности труда на предпри­ятиях через улучшение организации управления предпри­ятием.

 

Вклад представителей данной школы в теорию менедж­мента можно суммировать следующим образом:

 

1) определена сфера деятельности администрации пред­приятия, состоящая из шести направлений:

- технологическая деятельность;

- коммерческая деятельность;

- финансовая деятельность;

- защитная деятельность;

- бухгалтерская деятельность;

- администрирование (руководство), понимаемое как основная сфера деятельности, сущность которой — воздействие на личный состав организации.

 

Обратим внимание на то, что в концепции А. Файоля деятельность администраторов непосредственно связа­на с управлением людьми в процессе осуществления базовой деятельности предприятия (например, произ­водственной);

 

2) выделены основные функции управления: планирова­ние (учет грядущего и выработка программы действий); организация (строительство двойного: материального и социального, — организма предприятия); распоряди­тельство (принуждение персонала надлежащим обра­зом работать); координация (связывание, объединение всех действий и усилий коллектива); контроль (забота о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям);

 

3) доказано, что процесс управления должен основывать­ся на определенных правилах (принципах) управле­ния. Выделенные четырнадцать принципов управления непосредственно связаны с организацией и управлени­ем персоналом предприятия;

 

4) впервые были определены условия и качества, необхо­димые руководителю для успешного осуществления уп­равления;

 

5) создана классическая бюрократическая модель орга­низации.

 

Вклад административной школы в формирование тео­рии и методологии управленческой науки трудно переоце­нить. Представителям школы удалось сформулировать и систематизировать общие принципы управления, универсальные функции управления, перечень требований, предъявляемых к руководителю организации.

 

В рамках школы оформляются основные методы управления персо­налом; появляются и становятся все более технологичны­ми практически все современные функции кадроведческого цикла. Однако работник все еще не оценивается по до­стоинству. Для функционального подхода к управлению, который доминирует во время первой и второй школ, в научном управлении характерно упрощенное понимание взаимодействия людей в процессе труда и управления. Вместо человека, занятого в деловой организации, рас­сматривается лишь его функция - труд, измеряемый за­тратами рабочего времени и зарплатой.

 

Исследования ученых рассматриваемого периода при­вели не просто к совершенствованию системы Ф. Тейлора, а к разделению теории управления на два направления: организация и управление непосредственно производствен­ным процессом; изучение общих проблем организации управления, среди которых явно выделяются проблемы кад­ровой политики и управления персоналом организации.

2.

 

АНРИ ФАЙОЛЬ (1842-1925)

 

Анри Файоль - один из выдающихся теоретиков менед­жмента начала XX века. Его исследования являются важным вкладом в классическую теорию менеджмента. А Файоля по праву можно назвать автором первой полной теории менедж­мента.

 

А. Файоль родился в 1841 г. во Франции. Он был самым молодым студентом среди выпускников Горного института Франции. Файолю было всего 19 лет, когда он стал работать инженером на шахте крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Commentary Fourchambault» («Камамболь»). В 1888 г. Файоль принял руководство этой компанией, находившейся в то время на грани банкротства, и за 30 лет сделал ее одним из самых крупнейших и процветаю­щих предприятий Франции. С этой фирмой он связал всю свою профессиональную карьеру, а после ухода в отставку в 1918 г. продолжал сохранять пост генерального управляюще­го президента компании до конца жизни.

 

Основой «теории администрации» А. Файоля стали его собственные многолетние наблюдения. В 1900 г. в свет выш­ла его первая статья об управлении, а в 1916 г. - книга «Общее и промышленное управление».

 

В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организа­ции и управления производством.

 

Основным трудом А. Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную теорию менеджмента.

 

А. Файоль старался обосновать необходимость и возмож­ность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием и признавал необ­ходимость преподавания менеджмента в учебных заведениях.

Находясь в отставке, А. Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выпол­нением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство).

 

До последних дней своей жизни он не прекращал на­учных исследований, доказывая, что открытые им принципы управления носят универсальный характер, то есть могут при­меняться не только в экономике, но и в правительственных учреждениях. Целый ряд научных работ А. Файоля был по­священ проблемам реформы государственного управления, об­щественных учреждений и системы образования.

 

А. Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

 

А. Файоль считал, что управлять — это значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из имею­щихся ресурсов. Он очертил сферу деятельности админи­страции, которую представил в виде шести направлений:

- техническая, технологическая деятельность (произ­водство, изготовление, переработка);

- коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);

- финансовая деятельность (поиски капитала и эффек­тивное его использование);

- защитная деятельность (защита собственности и лич­ности);

- бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балан­совые ведомости, издержки, статистика);

- администрирование (воздействие только на личный состав организации).

 

Основной сферой деятельности в управлении, его наи­более важной частью А. Файоль полагал администриро­вание. Именно А. Файоль впервые выделил пять обязатель­ных функций управления - планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. Для каж­дой функции сформулировал правила и технику осуществ­ления.

 

- предвидеть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действий.

- организовывать - строить двойной материальный и социальный организм предприятия.

- распоряжаться - заставлять персонал надлежащим образом работать.

- координировать - связывать, объединять, гармо­низовать все действия и усилия коллектива.

- контролировать - заботиться о том, чтобы все со­вершалось согласно установленным правилам и рас­поряжениям.

Успех управления, с точки зрения А. Файоля, зависит от руководителя, его способностей, опыта и таланта. Вме­ сте с тем, процесс управления должен основываться на определенных правилах (принципах) управления. Он вы­делил четырнадцать принципов управления.

1. Разделение труда.

Целью разделения труда А. Файоль считал повышение количественной и качественной отдачи при одних и тех же усилиях. Результатом применения этого принципа является, по мнению А. Файоля, специализа­ция функций и разделение власти.

 

2.Власть - ответственность.

А. Файоль связывал власть и ответственность, считая ответственность следствием власти. Власть немыслима без ответственности, сопровождающей ее действие.

 

3. Дисциплина.

Это, по существу, повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявля­емые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению. Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании существенно зависит от достоин­ства его руководителей.

 

4. Единство распорядительства.

По мнению А. Файоля, служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник. Если этот принцип нарушается, то наносится урон авторитету власти, подрывается дисциплина, нару­шается порядок, стройность.

 

5. Единство руководства.

Этот принцип А. Файоль выразил так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследую­щих одну и ту же цель. Это - необходимое условие един­ства действия, координации сил, сложения усилий. Двой­ное руководство крайне вредно. Оно, по мнению А. Файо­ля, является следствием неоправданного смешения функций и неверного разделения их между подразделениями.

 

6. Подчинение частных интересов общим.

Этот принцип гласит, что на предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия.

 

7.Вознаграждение персонала.

Это оплата исполненной работы. Она должна быть спра­ведливой и по возможности удовлетворять персонал и пред­приятие, нанимателя и служащего.

 

8.Централизация.

Проблема централизации и децентрализации раз­решается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

 

9. Иерархия.

А. Файоль называл ее рядом руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Она, по его мне­нию, необходима, но ее следует сократить, если тщатель­ное следование иерархической колее может принести вред организации.

 

10.Порядок.

Данный принцип А. Файоль рассматривал с позиции материального и социального порядка. Результатом материаль­ного порядка, по мысли А. Файоля, должно быть умень­шение потерь материала и времени. Для господства соци­ального порядка на предприятии необходимо, чтобы каждому работнику было назначено определенное место и чтобы каждый работник находился на назначенном ему месте.

 

11. Справедливость.

Раскрывая содержание этого принципа, А. Файоль был убежден, что для того чтобы поощрить персонал к испол­нению своих обязанностей с полным рвением и преданнос­тью, надо относиться к нему благожелательно. Справед­ливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

 

12. Постоянство состава персонала.

Говоря о содержании данного принципа, А. Файоль на­зывал текучесть состава одновременно причиной и след­ствием плохого состояния дел.

 

13. Инициатива.

Это возможность создания и осуществления плана. К категории инициативы А. Файоль отнес также «свободу предложения и осуществления».

 

14. Единение персонала.

А. Файоль раскрыл содержание этого принципа деви­зом: «В единении - сила».

 

Специфика управленческого труда, сложность и много­образие управленческих функций обусловливают, как счи­тал А. Файоль, особые требования, предъявляемые к лю­дям, осуществляющим управленческую деятельность.

По его мнению, руководителям предприятий должны быть присущи: «здоровье и физическая выносливость; ум и ум­ственная работоспособность; нравственные качества; со­знательная, твердая, упорная воля; активность; энергия; и, в известных случаях, отвага, мужество; ответственность, чувство долга, забота об общем интересе; значительный круг общих знаний; административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества, в особенности умение строить социальный организм; распорядительность; искусство уп­равлять людьми, координировать и контролировать их действия; общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям; возможно, более глубокая ком­петентность в характерной для данного предприятия про­фессии».

 

Интересны и актуальны советы А. Файоля начинающим менеджерам:

 

- получайте необходимые ценные дополнения к ваше­му образованию общением с руководителями;

- дополняйте свои технические знания умением распо­ряжаться, предвидеть, организовывать и контроли­ровать;

- при общении с работниками тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Изучайте жизнь, поведение, характер рабочих;

- при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;

- при оценке окружающих вас людей соблюдайте долж­ную сдержанность и меру, не допускайте необосно­ванной и недоброжелательной критики;

- постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества;

- помните, вас будут судить не по вашим знаниям,
а по вашим действиям.

 

А. Файоль значительно опередил свое время, вырабо­тав отношение к концепции организационного планирова­ния. Он понял, что управление промышленным производ­ством должно строиться с учетом постоянных изменений, присущих рыночным отношениям. Исследования А. Файо­ля привели не просто к совершенствованию системы Тей­лора, а к разделению теории управления на два направ­ления:

 

- организация и управление непосредственно производственным процессом;

- изучение общих проблем организации управления.

 

 

Интересны исследования последователей А. Файоля Лютера Гьюлика и Линдалла Урвика, которые в сере­дине 30-х гг. XX века в Англии выпустили ряд книг, в которых проявили себя как систематизаторы и популя­ризаторы менеджмента. Им удалось в более целостном виде изложить учение как школы научной организации труда, так и административной школы, а также либерализовать теорию своих предшественников. Подход, который они для этого использовали, заключался не в ужимании исходной информации до коротких и содержательных положений, а, наоборот, в расширении концептуальных положений теории. Если у А. Файоля - пять функций и четырнад­цать принципов, то у Л. Гьюлика и Л. Урвика - семь функций и двадцать девять принципов управления.

 

Считается, что Л. Гьюлик и Л. Урвик не сделали ника­ких новых открытий в теории и практике менеджмента. Возможно, что это так. Однако значение их работы состо­ит в том, что они объединили в одно целое подходы шко­лы научной организации труда и административной шко­лы, «подогнали» друг к другу различные принципы уп­равления. После них теория менеджмента приобрела более систематизированный вид.

 

Проблемой эффективности работы организации зани­мались и менеджеры-практики, представители админист­ративной школы Джеймс Муни и Аллен Рейли, работав­шие под руководством Альфреда Слоуна в компании «General Motors». Их перу принадлежат две известных книги «Прогрессирующая индустрия» (1931) и «Принци­пы организации» (1939).

 

Основная идея Д. Муни и А. Рейли заключается в том, что эффективная организация - это система, построен­ная на формальных принципах, которые логически связа­ны между собой и непротиворечивы. Организация - это одна из форм объединения людей для достижения общей цели. Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно считать своей главной задачей создание благоприятного климата в орга­низации и направлять на ее достижение все усилия работ­ников.

 

По их мнению, организацию надо конструировать, по­ложив в её основу принцип координации, скалярный прин­цип и функциональный результат. Какие бы цели ни пре­следовала организация, какого бы вида она ни была - без этих принципов в её создании не обойтись. Следует отме­тить, что этот теоретический вывод не раз был подтверж­ден Д. Муни и А. Рейли практически.

 

К ярким представителям школы принадлежит Альфред Слоун, теоретически и практически развивавший идеи школы административного управления.

 

 

АЛЬФРЕД П. СЛОУН (1875-1966)

 

Альфред П. Слоун родился в Нью-Хейвене (штат Коннек­тикут) в 1875 г. В 1895 г., по окончании Массачусетского технологического института, он получил диплом инженера-элек­трика. Работал конструктором в разных компаниях.

 

В 1916 г. Уильям С. Дьюрант, основатель «General Motors Corporation» (GM), предложил А. Слоуну продать компанию «Hyatt», руководителем которой он был, и перейти b GM. Пред­ложение было принято, вследствие чего А. Слоун стал прези­дентом «United Motors» и главным акционером компании. После того как в 1918 г. «United Motors» слилась с GM, А. Слоун стал совмещать пост президента «United Motors» с обязаннос­тями вице-президента GM.

 

GM была создана У. Дьюрантом из того, что было названо «сплавом производителя автомобилей и производителя отдель­ных деталей». У. Дьюранта явно не смог должным образом организовать созданное им предприятие, и эта слабость стала очевидной во время кризиса 1920 г., который оказал серьез­ное влияние на автомобильную промышленность. Он поста­вил производителей перед необходимостью серьезной реорга­низации, обусловившей долгосрочные изменения в структуре отрасли.

 

А. Слоун стал главным администратором и президентом GM в 1923 г., а в 1937 г. был избран председателем совета директоров. В 1956 г. он стал почетным председателем компа­нии и оставался в этом качестве до конца жизни.

 

А. Слоун преобразовал организационную структуру ком­пании. Основным принципом его структурной политики в GM являлся принцип децентрализации. Воплотить его в жизнь оказалось несложно, поскольку в ту пору, когда компанией руководил У. Дьюрант, подразделения компании и так были достаточно разобщены.

 

А. Слоун считал, что правильная орга­низация предполагает такое развитие координации, при кото­ром сохраняются все преимущества децентрализации. Отдель­ные компании трансформировались в рабочие подразделения, каждое из которых возглавлял руководитель, имевший полный набор ответственности для руководства данным подразделе­нием.

 

Штабные функции, такие, как исследования, финансовая политика и стратегия сбыта, были переданы самостоятельным организационным единицам, обслуживавшим все семейство подразделений GM, не имея над ними непосредственной влас­ти. А. Слоун сделал возможным превращение GM из свобод­ного конгломерата автомобильных и прочих предприятий в связанную и скоординированную производственную структу­ру, на удивление полно сочетающую преимущества концентра­ции с гибкостью децентрализации.

 

Среди введенных А. Слоуном новаций были единая мето­дика ведения бухгалтерских операций и единая маркетинговая организация. В 1919 г. А. Слоун начал работать над «Орга­низационным исследованием», которое воплощало «концеп­цию децентрализации и эффективного делегирования власт­ных полномочий». Впоследствии эти представления легли в основу его философии «индустриального менеджмента» и воплощены на практике в GM.

 

Деятельность А. Слоуна принесла свои плоды: ассортимент компании стал разнообразным. Самым дорогим был «кадил­лак», за ним следовали «бьюик», «окленд» и «олдсмобил»; последним был «шевроле», предназначавшийся для самого массового и дешевого рынка. В 1925 г. GM приступил к производству шестицилиндрового «понтиака».

 

Децентрализованная организационная структура, предложен­ная А. Стоуном для GM, вызвала очень большой интерес и быстро распространилась по всему индустриальному миру. Децентрализованное производство с централизованной коор­динацией контроля позволило отдельным элементам GM эф­фективно работать над решением общих задач. А. Файоль сумел найти организационное решение для однопродуктовых производств. А. Слоуну же удалось решить ее для больших комплексных производств эры массового производства.

МАКС ВЕБЕР (1864-1920)

 

Макс Вебер - крупный соци­альный теоретик, чьи идеи имеют непосредственное отношение к про­блемам бизнеса и менеджмента.

 

М. Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте, в Тюрингии, в состоятель­ной протестантской семье. М. Вебер учился на юридическом факультете Гейдельбергского универ­ситета. После окончания учебы три года провел в Берлине, подрабатывая юристом и работая над докторской диссертацией «К истории средневековых торговых компаний». Он получил докторскую степень в 1889 г., стал преподавателем в университете и при­ступил к работе над новой темой «Значение аграрной истории Рима для публичного и частного права». В 1894 г. Вебер получает звание профессора политэкономии в университете Фрайбурга, а в 1897 г. становится профессором экономики в Гейдельберге. В этом же году умирает его отец, и это событие вызывает у Вебера кризис, серьезно подорвавший его психи­ческое и физическое здоровье. Он слагает с себя профессор­ские обязанности и начинает странствовать по Европе и США, оставив на 20 лет преподавательскую деятельность. Его акаде­мические интересы постепенно смещаются из сферы права и экономики в сферу социологии. Относительная материальная обеспеченность позволяет ему заниматься независимыми науч­ными изысканиями в течение всех этих долгих лет.

 

В 1918 г. Вебер возвращается к преподавательской деятель­ности, работая сначала в Вене, а затем в Мюнхене. В 1920 г. он становится одной из жертв эпидемии гриппа. От гриппа, ослож­ненного пневмонией, Вебер умирает, оставив после себя мно­жество незавершенных трудов.

 

Академические интересы Вебера затрагивали экономику, историю, религию, политику и социологию. К моменту смерти Вебера бумаги его находились в хаотическом состоянии, ни одна из его работ не была переведена на английский язык. Вебер так и не написал ни одной сколько-нибудь законченной работы, даже его труд «Economy and Society» («Экономика и общество»), являвшийся, по мнению большинства специалистов, его главной работой, лишен какого-либо плана, по сути — сборник ряда фрагментарных статей. Тем не менее, идеи Вебе­ра представляют большую ценность.

 

Многие академические дисциплины (социология, экономи­ка и философия) обязаны Веберу своим дальнейшим развити­ем. Для менеджмента особой интерес представляют идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений.

 

М. Вебер исследовал процессно-функциональный аспект ме­неджмента. Проблемы, им сформулированные, сохраняют акту­альность в наши дни, а появившиеся на их основе неовеберовские теории применимы к проблемам современного общества в еще большей мере. Особое внимание в своих работах М. Вебер уделил изу­чению проблем лидерства и структуры власти в организа­ции, различал три типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: хариз­матический, традиционный, идеальный.

 

1.Харизматический тип организации возникает тогда, когда ее возглавляет руководитель с харизматическими личностными качествами.

2.Традиционный тип организации — в случае смены в организации руководителя все ее работники подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера.

3.Идеальный (бюрократический) тип организации осно­ван на специальном разделении власти. В основе бюрокра­тического типа организации лежат знания, опыт и адми­нистративные навыки.

 

Бюрократия определяет вертикальную иерархию в орга­низации и опирается, как правило, на административные методы управления. Наличие бюрократии требует созда­ния в организации административных служб, специализи­рующихся на управленческих функциях. Организация у Вебера должна работать как рациональная, обезличенная структура. Только бюрократический тип организации спо­собствует, по мнению Вебера, достижению наибольшей эффективности производства.

 

Вебер сформулировал принципы построения «идеаль­ной организации»:

- вся деятельность по организации управления расчле­няется на простейшие элементарные операции, выпол­нение которых формально закрепляется за отдельны­ми звеньями;

- каждый руководитель наделяется формально закреп­ленной властью, авторитетом и правами, которые дей­ствуют только внутри организации;

- разрабатываются четкие правила, инструкции, стан­дарты, определяющие порядок работы и ответствен­ность каждого члена организации, любой руководи­тель должен быть одинаково справедлив по отноше­нию к своим клиентам и подчиненным, и в то же время должен сохранять необходимую «социальную дистан­цию». Исключается использование эмоций и личных соображений;

- идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и при­страстия, не проявляя никаких чувств и никакого эн­тузиазма. Материальное сти­мулирование необходимо производить с помощью сис­темы заработной платы, продвижения по службе, ус­тановления пенсий. На материальном вознаграждении не должна сказываться личная жизнь работников;

- в организации должна действовать четкая система конт­роля и санкций.

 

Вклад М. Вебера в развитие управленческой мысли со­стоит в разработке парадигмы теории бюрократии, выде­лении управленческой деятельности в самостоятельную сферу и высказывании мысли о необходимости включения в учебные планы вузов специального курса по управлению (администрации).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...