Лекция 2. Административная школа управления
1 Основные теории и концепции. 2 Вклад административной школы в современную теорию управления.
1.
Бурное развитие промышленности в первой четверти XX века предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов на управление. В 20-х гг. XX в. возникает новая школа в управленческой науке — школа административного управления. Отцом этой школы с уверенностью можно назвать Анри Файоля, носителями ярких идей - Лютера Гьюлика, Линдалла Урвика, Джеймса Муни, Аллана Рей-ли, Макса Вебера.
Возникновение и развитие административного подхода к управлению, несомненно, было большим достижением. Этот важный шаг был тесно связан с предыдущим и состоял в «распространении принципов управления, сформулированных А. Файолем, что можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования в ее классическом варианте».
Таким образом,в рамках школы «административного управления» происходит дальнейшая эволюция научных взглядов на менеджмент. Усилиями А. Файоля, Л. Гьюлика, Л. Урвика, Д. Муни, А. Рейли, М. Вебера решается задача повышения производительности труда на предприятиях через улучшение организации управления предприятием.
Вклад представителей данной школы в теорию менеджмента можно суммировать следующим образом:
1) определена сфера деятельности администрации предприятия, состоящая из шести направлений: - технологическая деятельность; - коммерческая деятельность; - финансовая деятельность; - защитная деятельность; - бухгалтерская деятельность; - администрирование (руководство), понимаемое как основная сфера деятельности, сущность которой — воздействие на личный состав организации.
Обратим внимание на то, что в концепции А. Файоля деятельность администраторов непосредственно связана с управлением людьми в процессе осуществления базовой деятельности предприятия (например, производственной);
2) выделены основные функции управления: планирование (учет грядущего и выработка программы действий); организация (строительство двойного: материального и социального, — организма предприятия); распорядительство (принуждение персонала надлежащим образом работать); координация (связывание, объединение всех действий и усилий коллектива); контроль (забота о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям);
3) доказано, что процесс управления должен основываться на определенных правилах (принципах) управления. Выделенные четырнадцать принципов управления непосредственно связаны с организацией и управлением персоналом предприятия;
4) впервые были определены условия и качества, необходимые руководителю для успешного осуществления управления;
5) создана классическая бюрократическая модель организации.
Вклад административной школы в формирование теории и методологии управленческой науки трудно переоценить. Представителям школы удалось сформулировать и систематизировать общие принципы управления, универсальные функции управления, перечень требований, предъявляемых к руководителю организации.
В рамках школы оформляются основные методы управления персоналом; появляются и становятся все более технологичными практически все современные функции кадроведческого цикла. Однако работник все еще не оценивается по достоинству. Для функционального подхода к управлению, который доминирует во время первой и второй школ, в научном управлении характерно упрощенное понимание взаимодействия людей в процессе труда и управления. Вместо человека, занятого в деловой организации, рассматривается лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой.
Исследования ученых рассматриваемого периода привели не просто к совершенствованию системы Ф. Тейлора, а к разделению теории управления на два направления: организация и управление непосредственно производственным процессом; изучение общих проблем организации управления, среди которых явно выделяются проблемы кадровой политики и управления персоналом организации. 2.
АНРИ ФАЙОЛЬ (1842-1925)
Анри Файоль - один из выдающихся теоретиков менеджмента начала XX века. Его исследования являются важным вкладом в классическую теорию менеджмента. А Файоля по праву можно назвать автором первой полной теории менеджмента.
А. Файоль родился в 1841 г. во Франции. Он был самым молодым студентом среди выпускников Горного института Франции. Файолю было всего 19 лет, когда он стал работать инженером на шахте крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Commentary Fourchambault» («Камамболь»). В 1888 г. Файоль принял руководство этой компанией, находившейся в то время на грани банкротства, и за 30 лет сделал ее одним из самых крупнейших и процветающих предприятий Франции. С этой фирмой он связал всю свою профессиональную карьеру, а после ухода в отставку в 1918 г. продолжал сохранять пост генерального управляющего президента компании до конца жизни.
Основой «теории администрации» А. Файоля стали его собственные многолетние наблюдения. В 1900 г. в свет вышла его первая статья об управлении, а в 1916 г. - книга «Общее и промышленное управление».
В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством.
Основным трудом А. Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную теорию менеджмента.
А. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием и признавал необходимость преподавания менеджмента в учебных заведениях.
Находясь в отставке, А. Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство).
До последних дней своей жизни он не прекращал научных исследований, доказывая, что открытые им принципы управления носят универсальный характер, то есть могут применяться не только в экономике, но и в правительственных учреждениях. Целый ряд научных работ А. Файоля был посвящен проблемам реформы государственного управления, общественных учреждений и системы образования.
А. Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.
А. Файоль считал, что управлять — это значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из имеющихся ресурсов. Он очертил сферу деятельности администрации, которую представил в виде шести направлений: - техническая, технологическая деятельность (производство, изготовление, переработка); - коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); - финансовая деятельность (поиски капитала и эффективное его использование); - защитная деятельность (защита собственности и личности); - бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); - администрирование (воздействие только на личный состав организации).
Основной сферой деятельности в управлении, его наиболее важной частью А. Файоль полагал администрирование. Именно А. Файоль впервые выделил пять обязательных функций управления - планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. Для каждой функции сформулировал правила и технику осуществления.
- предвидеть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действий. - организовывать - строить двойной материальный и социальный организм предприятия.
- распоряжаться - заставлять персонал надлежащим образом работать. - координировать - связывать, объединять, гармонизовать все действия и усилия коллектива. - контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям. Успех управления, с точки зрения А. Файоля, зависит от руководителя, его способностей, опыта и таланта. Вме сте с тем, процесс управления должен основываться на определенных правилах (принципах) управления. Он выделил четырнадцать принципов управления. 1. Разделение труда. Целью разделения труда А. Файоль считал повышение количественной и качественной отдачи при одних и тех же усилиях. Результатом применения этого принципа является, по мнению А. Файоля, специализация функций и разделение власти.
2.Власть - ответственность. А. Файоль связывал власть и ответственность, считая ответственность следствием власти. Власть немыслима без ответственности, сопровождающей ее действие.
3. Дисциплина. Это, по существу, повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению. Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании существенно зависит от достоинства его руководителей.
4. Единство распорядительства. По мнению А. Файоля, служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник. Если этот принцип нарушается, то наносится урон авторитету власти, подрывается дисциплина, нарушается порядок, стройность.
5. Единство руководства. Этот принцип А. Файоль выразил так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это - необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Двойное руководство крайне вредно. Оно, по мнению А. Файоля, является следствием неоправданного смешения функций и неверного разделения их между подразделениями.
6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что на предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия.
7.Вознаграждение персонала. Это оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего.
8.Централизация. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.
9. Иерархия. А. Файоль называл ее рядом руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Она, по его мнению, необходима, но ее следует сократить, если тщательное следование иерархической колее может принести вред организации.
10.Порядок. Данный принцип А. Файоль рассматривал с позиции материального и социального порядка. Результатом материального порядка, по мысли А. Файоля, должно быть уменьшение потерь материала и времени. Для господства социального порядка на предприятии необходимо, чтобы каждому работнику было назначено определенное место и чтобы каждый работник находился на назначенном ему месте.
11. Справедливость. Раскрывая содержание этого принципа, А. Файоль был убежден, что для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.
12. Постоянство состава персонала. Говоря о содержании данного принципа, А. Файоль называл текучесть состава одновременно причиной и следствием плохого состояния дел.
13. Инициатива. Это возможность создания и осуществления плана. К категории инициативы А. Файоль отнес также «свободу предложения и осуществления».
14. Единение персонала. А. Файоль раскрыл содержание этого принципа девизом: «В единении - сила».
Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают, как считал А. Файоль, особые требования, предъявляемые к людям, осуществляющим управленческую деятельность. По его мнению, руководителям предприятий должны быть присущи: «здоровье и физическая выносливость; ум и умственная работоспособность; нравственные качества; сознательная, твердая, упорная воля; активность; энергия; и, в известных случаях, отвага, мужество; ответственность, чувство долга, забота об общем интересе; значительный круг общих знаний; административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества, в особенности умение строить социальный организм; распорядительность; искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия; общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям; возможно, более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии».
Интересны и актуальны советы А. Файоля начинающим менеджерам:
- получайте необходимые ценные дополнения к вашему образованию общением с руководителями; - дополняйте свои технические знания умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать; - при общении с работниками тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Изучайте жизнь, поведение, характер рабочих; - при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием; - при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте необоснованной и недоброжелательной критики; - постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества; - помните, вас будут судить не по вашим знаниям,
А. Файоль значительно опередил свое время, выработав отношение к концепции организационного планирования. Он понял, что управление промышленным производством должно строиться с учетом постоянных изменений, присущих рыночным отношениям. Исследования А. Файоля привели не просто к совершенствованию системы Тейлора, а к разделению теории управления на два направления:
- организация и управление непосредственно производственным процессом; - изучение общих проблем организации управления.
Интересны исследования последователей А. Файоля Лютера Гьюлика и Линдалла Урвика, которые в середине 30-х гг. XX века в Англии выпустили ряд книг, в которых проявили себя как систематизаторы и популяризаторы менеджмента. Им удалось в более целостном виде изложить учение как школы научной организации труда, так и административной школы, а также либерализовать теорию своих предшественников. Подход, который они для этого использовали, заключался не в ужимании исходной информации до коротких и содержательных положений, а, наоборот, в расширении концептуальных положений теории. Если у А. Файоля - пять функций и четырнадцать принципов, то у Л. Гьюлика и Л. Урвика - семь функций и двадцать девять принципов управления.
Считается, что Л. Гьюлик и Л. Урвик не сделали никаких новых открытий в теории и практике менеджмента. Возможно, что это так. Однако значение их работы состоит в том, что они объединили в одно целое подходы школы научной организации труда и административной школы, «подогнали» друг к другу различные принципы управления. После них теория менеджмента приобрела более систематизированный вид.
Проблемой эффективности работы организации занимались и менеджеры-практики, представители административной школы Джеймс Муни и Аллен Рейли, работавшие под руководством Альфреда Слоуна в компании «General Motors». Их перу принадлежат две известных книги «Прогрессирующая индустрия» (1931) и «Принципы организации» (1939).
Основная идея Д. Муни и А. Рейли заключается в том, что эффективная организация - это система, построенная на формальных принципах, которые логически связаны между собой и непротиворечивы. Организация - это одна из форм объединения людей для достижения общей цели. Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно считать своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников.
По их мнению, организацию надо конструировать, положив в её основу принцип координации, скалярный принцип и функциональный результат. Какие бы цели ни преследовала организация, какого бы вида она ни была - без этих принципов в её создании не обойтись. Следует отметить, что этот теоретический вывод не раз был подтвержден Д. Муни и А. Рейли практически.
К ярким представителям школы принадлежит Альфред Слоун, теоретически и практически развивавший идеи школы административного управления.
АЛЬФРЕД П. СЛОУН (1875-1966)
Альфред П. Слоун родился в Нью-Хейвене (штат Коннектикут) в 1875 г. В 1895 г., по окончании Массачусетского технологического института, он получил диплом инженера-электрика. Работал конструктором в разных компаниях.
В 1916 г. Уильям С. Дьюрант, основатель «General Motors Corporation» (GM), предложил А. Слоуну продать компанию «Hyatt», руководителем которой он был, и перейти b GM. Предложение было принято, вследствие чего А. Слоун стал президентом «United Motors» и главным акционером компании. После того как в 1918 г. «United Motors» слилась с GM, А. Слоун стал совмещать пост президента «United Motors» с обязанностями вице-президента GM.
GM была создана У. Дьюрантом из того, что было названо «сплавом производителя автомобилей и производителя отдельных деталей». У. Дьюранта явно не смог должным образом организовать созданное им предприятие, и эта слабость стала очевидной во время кризиса 1920 г., который оказал серьезное влияние на автомобильную промышленность. Он поставил производителей перед необходимостью серьезной реорганизации, обусловившей долгосрочные изменения в структуре отрасли.
А. Слоун стал главным администратором и президентом GM в 1923 г., а в 1937 г. был избран председателем совета директоров. В 1956 г. он стал почетным председателем компании и оставался в этом качестве до конца жизни.
А. Слоун преобразовал организационную структуру компании. Основным принципом его структурной политики в GM являлся принцип децентрализации. Воплотить его в жизнь оказалось несложно, поскольку в ту пору, когда компанией руководил У. Дьюрант, подразделения компании и так были достаточно разобщены.
А. Слоун считал, что правильная организация предполагает такое развитие координации, при котором сохраняются все преимущества децентрализации. Отдельные компании трансформировались в рабочие подразделения, каждое из которых возглавлял руководитель, имевший полный набор ответственности для руководства данным подразделением.
Штабные функции, такие, как исследования, финансовая политика и стратегия сбыта, были переданы самостоятельным организационным единицам, обслуживавшим все семейство подразделений GM, не имея над ними непосредственной власти. А. Слоун сделал возможным превращение GM из свободного конгломерата автомобильных и прочих предприятий в связанную и скоординированную производственную структуру, на удивление полно сочетающую преимущества концентрации с гибкостью децентрализации.
Среди введенных А. Слоуном новаций были единая методика ведения бухгалтерских операций и единая маркетинговая организация. В 1919 г. А. Слоун начал работать над «Организационным исследованием», которое воплощало «концепцию децентрализации и эффективного делегирования властных полномочий». Впоследствии эти представления легли в основу его философии «индустриального менеджмента» и воплощены на практике в GM.
Деятельность А. Слоуна принесла свои плоды: ассортимент компании стал разнообразным. Самым дорогим был «кадиллак», за ним следовали «бьюик», «окленд» и «олдсмобил»; последним был «шевроле», предназначавшийся для самого массового и дешевого рынка. В 1925 г. GM приступил к производству шестицилиндрового «понтиака».
Децентрализованная организационная структура, предложенная А. Стоуном для GM, вызвала очень большой интерес и быстро распространилась по всему индустриальному миру. Децентрализованное производство с централизованной координацией контроля позволило отдельным элементам GM эффективно работать над решением общих задач. А. Файоль сумел найти организационное решение для однопродуктовых производств. А. Слоуну же удалось решить ее для больших комплексных производств эры массового производства. МАКС ВЕБЕР (1864-1920)
Макс Вебер - крупный социальный теоретик, чьи идеи имеют непосредственное отношение к проблемам бизнеса и менеджмента.
М. Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте, в Тюрингии, в состоятельной протестантской семье. М. Вебер учился на юридическом факультете Гейдельбергского университета. После окончания учебы три года провел в Берлине, подрабатывая юристом и работая над докторской диссертацией «К истории средневековых торговых компаний». Он получил докторскую степень в 1889 г., стал преподавателем в университете и приступил к работе над новой темой «Значение аграрной истории Рима для публичного и частного права». В 1894 г. Вебер получает звание профессора политэкономии в университете Фрайбурга, а в 1897 г. становится профессором экономики в Гейдельберге. В этом же году умирает его отец, и это событие вызывает у Вебера кризис, серьезно подорвавший его психическое и физическое здоровье. Он слагает с себя профессорские обязанности и начинает странствовать по Европе и США, оставив на 20 лет преподавательскую деятельность. Его академические интересы постепенно смещаются из сферы права и экономики в сферу социологии. Относительная материальная обеспеченность позволяет ему заниматься независимыми научными изысканиями в течение всех этих долгих лет.
В 1918 г. Вебер возвращается к преподавательской деятельности, работая сначала в Вене, а затем в Мюнхене. В 1920 г. он становится одной из жертв эпидемии гриппа. От гриппа, осложненного пневмонией, Вебер умирает, оставив после себя множество незавершенных трудов.
Академические интересы Вебера затрагивали экономику, историю, религию, политику и социологию. К моменту смерти Вебера бумаги его находились в хаотическом состоянии, ни одна из его работ не была переведена на английский язык. Вебер так и не написал ни одной сколько-нибудь законченной работы, даже его труд «Economy and Society» («Экономика и общество»), являвшийся, по мнению большинства специалистов, его главной работой, лишен какого-либо плана, по сути — сборник ряда фрагментарных статей. Тем не менее, идеи Вебера представляют большую ценность.
Многие академические дисциплины (социология, экономика и философия) обязаны Веберу своим дальнейшим развитием. Для менеджмента особой интерес представляют идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений.
М. Вебер исследовал процессно-функциональный аспект менеджмента. Проблемы, им сформулированные, сохраняют актуальность в наши дни, а появившиеся на их основе неовеберовские теории применимы к проблемам современного общества в еще большей мере. Особое внимание в своих работах М. Вебер уделил изучению проблем лидерства и структуры власти в организации, различал три типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный, идеальный.
1.Харизматический тип организации возникает тогда, когда ее возглавляет руководитель с харизматическими личностными качествами. 2.Традиционный тип организации — в случае смены в организации руководителя все ее работники подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера. 3.Идеальный (бюрократический) тип организации основан на специальном разделении власти. В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт и административные навыки.
Бюрократия определяет вертикальную иерархию в организации и опирается, как правило, на административные методы управления. Наличие бюрократии требует создания в организации административных служб, специализирующихся на управленческих функциях. Организация у Вебера должна работать как рациональная, обезличенная структура. Только бюрократический тип организации способствует, по мнению Вебера, достижению наибольшей эффективности производства.
Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации»: - вся деятельность по организации управления расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями; - каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, авторитетом и правами, которые действуют только внутри организации; - разрабатываются четкие правила, инструкции, стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации, любой руководитель должен быть одинаково справедлив по отношению к своим клиентам и подчиненным, и в то же время должен сохранять необходимую «социальную дистанцию». Исключается использование эмоций и личных соображений; - идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия, не проявляя никаких чувств и никакого энтузиазма. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий. На материальном вознаграждении не должна сказываться личная жизнь работников; - в организации должна действовать четкая система контроля и санкций.
Вклад М. Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке парадигмы теории бюрократии, выделении управленческой деятельности в самостоятельную сферу и высказывании мысли о необходимости включения в учебные планы вузов специального курса по управлению (администрации).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|