Лекция 5. Подходы к менеджменту
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 1. Количественный подход: понятие и основные элементы. 2. Процессный подход: сущность и характеристика. 3. Системный подход: понятие и характеристика. 4. Ситуационный подход: сущность и технология реализации.
1.
Во второй половине XX в. в связи с ускорением темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости внешней среды, обострением конкурентной борьбы большинство передовых компаний в развитых странах мира вынуждены были осуществлять перестройку управления с целью повышения уровня организационной деятельности. Появились новые самостоятельные подходы к управлению, в определенной мере взаимодополняющие друг друга: количественный, процессный, системный и ситуационный. Каждый из этих подходов дал новое видение проблем менеджмента и способов их разрешения. Количественный подход – важный шаг в развитии управленческой мысли. Хронологически это период с 50-х по 70-е гг. XX в. Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию менеджмента. Количественные методы, сгруппированные под общим названием «исследование операций», были использованы впервые при решении ряда военных проблем (например, война подлодок и разминирование портов англичанами после второй мировой войны). Отправным моментом применения математических методов в управлении явилось образование в 1930 году в г. Кливленде (США) ассоциации «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные экономисты И. Фишер, Й. Шумпетер, Р. Фриш и др. Ассоциация выпускала журнал «Эконометрика». Начиная с 50-х гг. XX в., математические методы получили широкое распространение в экономических и управленческих исследованиях. Перед разработчиками ставилась задача исследовать процессы принятия управленческих решений на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие проблемы постепенно стали исследоваться по специализированным направлениям: исследование операций, эконометрика, теория принятия решений и другие.
По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложной реальности. Модель – представление объекта (системы или идеи) в некоторой форме, отличной от самой целостности. Основная идея моделирования – создание модели, похожей на сам объект и сохраняющей его свойства. Моделирование широко применяется в физике, химии, математике, астрономии и других науках. В менеджменте моделирование необходимо в силу сложности проблем, трудности, а порой и невозможности проведения экспериментов в реальной жизни, а также как способ увидеть будущее. Различают: - физические модели, которые представляют то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта. Физическая модель выглядит как моделируемая целостность (её иногда называют «портретной»). Примеры физических моделей: модель самолета, автомобиля, завода, цеха и т.д.; - аналоговые модели, которые представляют исследуемый объект аналогом, который не выглядит как реальный объект, но ведет себя так же, как он. Примеры аналоговых моделей: график, организационная схема, таблица и т.д.;
- математические (символические) модели, в которых используются символы для описания свойств или характеристик объектов. Как правило, выделяют следующие этапы построения модели: - постановка цели; - построение модели; - проверка модели на достоверность; - применение модели; - обновление модели. Общими проблемами моделирования в менеджменте являются: недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, плохое использование результатов моделирования, дороговизна метода. Ключевой характеристикой количественного подхода является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в менеджменте дало появление компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными. Говоря о значении количественного подхода, следует отметить два момента: - подход углубил понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; - подход позволил облегчить руководителям принятие решений в сложных ситуациях. Вместе с тем, влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние бихевиористского подхода отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х гг. XX в. лишь у очень немногих руководителей было образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Именно «количественная школа» в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики – областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления в управлении, что по прошествии времени способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников «науки управления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях.
2.
Концепция процессного подхода (50-70-е гг. XX в.) явилась крупным поворотом в управленческой мысли. Процессный подход был впервые предложен приверженцами административной школы, которые пытались описать функции менеджера. Управление представляет собой серию непрерывных взаимосвязанных действий, т.е. не что иное, как процесс. Эти действия, каждое и которых само по себе также является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями, каждая из которых есть процесс, потому что, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления – это взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. В теории менеджмента нет единства по поводу перечня функций управления. А. Файоль, которому принадлежит первоначальная разработка этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы разработали иные перечни функций. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков. В современной литературе по менеджменту чаще всего выделяются следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Планирование представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и может носить долгосрочный или краткосрочный характер. Организация. Реализация планов требует организации, которая представляет следующую функцию управления. Под организацией понимается процесс распределения работы среди сотрудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организован. Мало иметь хорошую идею о том, что делать, – необходимо, чтобы все части организации работали как единое целое.
В организации работу выполняют люди, поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование – это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Мотивация как функция управления – процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Контроль как термин, используемый в деловом мире, означает постоянную проверку того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не происходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа: - постановка четких задач для исполнения; - проверка реального исполнения задач; - решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам. Таким образом, представляясь процессом проверки того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировки ее действий, контроль, состоящий из трех этапов, выступает одной из функций управления. В соответствии с поставленными задачами определяются контрольные результаты. Эффективность контроля во многом зависит от информационной базы. Сегодня фирмы используют компьютеры, которые позволяют высшему менеджменту стоять на уровне современных требований, хотя компьютеры не могут решить все проблемы. Перечисленные выше четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общих характеристики – все они требуют принятия решений и коммуникации, т.е. обмена информацией, чтобы принять правильное решение и сделать его понятным длядругих членов организации. Так как эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
3. Системный подход (60-90-е гг. XX в.) – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход явился одной из наиболее существенных тенденций в развитии менеджмента во второй половине XX века. Он послужил общей методологической основой базовых национальных школ менеджмента. Роль и значение системного подхода в различных областях знания, в том числе и в управлении, трудно переоценить. Управленцы всегда имеют дело с объектами, являющимися совокупностью разнообразных взаимосвязанных элементов, которые рассматриваются не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями. Буквальное значение термина «система» – «целое, составленное из частей», «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии». Этот термин используется для описания самых различных явлений и трактуется как правильность в расположении частей (элементов), конкретный порядок, форма устройства, организация деятельности. Наиболее характерными признаками системы являются: - сложность объекта и его целостность; - способность делиться на подсистемы; - быть элементом системы более высокого порядка; - образовывать особое единство со средой. Важнейшим интегративным признаком системы является эффект целостности или, по определению У. Эшби, «эмерджентности», то есть появление у данной совокупности объектов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности. Применительно к управленческой деятельности под системой понимают организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных между собой и выполняющих определенные функции. Необходимо отметить, что возникновение теории систем в первую очередь связано с именем Александра Александровича Богданова – крупного русского философа, экономиста и публициста (1873-1928 гг.), автора всемирно известного труда «Всеобщая организационная наука. Тектология». А.А. Богданов разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Он утверждал, что предметом изучения текто-логии должны являться организационные принципы и законы, общие для всех систем – сознательной деятельности людей, их психических и физических комплексов, живой и неживой природы. При разработке концепции тектологии А.А. Богданов высказал ряд смелых, опережающих эпоху идей: понятие управляющей и управляемой системы, обратной связи, моделирования, позднее развитых кибернетикой и общей теорией систем. Систематическое изложение принципов общего исследования систем, системного подхода, принадлежит Людвигу фон Берталанфи, Кеннету Болдингу, Стаффорду Биру, Норберту Винеру и другим ученым. Системы изучались задолго до середины XX века. Однако характерным для классического понимания систем было убеждение в том, что свойства, основные черты систем, законы их функционирования и развития детерминируются свойствами образующих их элементов. С этой точки зрения последовательное описание соответствующих элементов и их свойств рассматривалось, в конечном счете, как эквивалент описания системы в целом. Этот подход, сводящий свойства целого к свойствам элементов, называется редукционистским. До середины XX века он не ставился под сомнение. Затем ситуация резко изменилась: необходимость решать задачи нового типа, связанные с синтезом, организацией и управлением сложными техническими и социально-техническими системами, реализацией экономических и научных проектов, а также задач, ориентированных на изучение функционирования и развития сверхсложных биологических и социальных объектов, на решение глобальных экологических проблем привела к пониманию ограниченности редукционистского подхода. Новый подход – системный – четко был сформулирован в новой методологической установке о том, что целое (система) не только не детерминируется свойствами его элементов и не сводится к ним, но, напротив, сами элементы детерминируются целым и лишь в рамках этого целого получают свое функциональное объяснение, то есть «право на существование». Системный подход, впервые примененный в США для достижения военных целей (создание атомной бомбы), получил широкое признание, распространение в различных областях деятельности, в том числе в менеджменте. Системный подход применяется при решении задач, предполагающих изучение или создание системных объектов высокой сложности, а также управления ими. В каждом конкретном случае он должен реализовываться в виде некоторого системного метода, то есть набора правил, процедур, инструкций, эталонов и приемов исследования данных конкретных объектов с учетом их количественного своеобразия. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в менеджменте и выработке эффективной стратегии их изучения. Важнейшие принципы системного подхода: - процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; - необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; - необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; - цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; - восхождение от абстрактного к конкретному; - единство анализа и синтеза, логического и исторического; - выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия. Системный подход применительно к управлению дает возможность: - с учетом всей совокупности экономических и социально-политических условий четко сформулировать цели и выяснить их иерархию до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением; установить конкретные, взаимосвязанные задачи для каждого уровня и звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели, с согласованием сроков, потребных и наличных ресурсов на единой информационной, методической и процедурной основе; - подготовить и всесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений для получения максимального эффекта в смысле достижения поставленных целей при минимальных затратах; - осуществить выделение и распределение материальных и финансовых ресурсов; - оценить управленческий потенциал системы и выяснить возможности делегирования полномочий по уровням иерархии управления. Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой и вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой (рисунок 1). Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Рисунок 1 – Организация как открытая система
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли охватить все возможные ситуации, поскольку, пусть и неявно, предполагали, что организации являются закрытыми системами, активно не рассматривали среду в качестве важной переменной управления. На входе организация получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются «входами». В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются «выходами» организации в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.д. Теория систем сама по себе еще не говорит управляющим, какие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем. Применение системного подхода к управлению обеспечивает не только своевременное формулирование цели, наличие четких представлений о масштабах решаемых задач и характера предстоящей работы, но и установление иерархического порядка подчинения и ответственность в рамках подсистемы, определение обязанностей и прав принятия решений. Системный подход явился методологической основой для возникновения современной системы управления – стратегического менеджмента. 4.
В 70-е гг. XX в теоретический и практический менеджмент вошел еще один подход – ситуационный. Первой попыткой в области ситуационного подхода были выводы Тома Бернса и Г.М. Сталкера, которые основывались на исследовании, проведенном ими на 20 предприятиях, производящих и продающих разнообразную продукцию. Авторы рассматривали работу этих предприятий в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для разных условий приемлема разная организационная структура управления. Для стабильных условий – механистическая структура, для меняющихся условий – органическая структура. Ситуационный подход иногда называют кейсовым (от от англ. case — ситуация). Этот подход, скорее, способ мышления, чем набор конкретных действий. Научно ситуационный метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса. Он предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации и направлен на выработку у человека ситуационного мышления и непосредственного приложения полученных теоретических знаний к практике. Сущность ситуационного подхода заключается в понимании и умении действовать в конкретной ситуации. Ситуация же есть обобщенная характеристика состояния и взаимодействия среды и субъекта управления в конкретно-исторический временной интервал. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и технологий управления. В управлении нельзя искать универсальную технологию выхода из той или иной ситуации. Она всегда конкретна, уникальна, хотя и содержит некоторые общие приемы, формы и процедуры. Ситуационный подход как методологическое направление теории менеджмента появился в противовес универсальным принципам классической теории управления, следование которым якобы давало наилучший результат. Одним из уроков современного менеджмента является представление о том, что все принципы и рекомендации в менеджменте имеют лишь относительную значимость. Растущее значение приобретают ситуативные факторы, а сама управленческая теория – относительный характер. На Западе распространена «теория обстоятельств», сущность которой заключается в том, что в отличие от единственного наилучшего пути, который искали представители школ, современный менеджмент исходит из того положения, что самый лучший путь – это не поиск мистического оптимального пути достижения цели, а гибкость, способность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоятельствам. Смысл ситуационного подхода можно свести к двум позициям: 1) Неопределенность условий управления – важнейшая детерминанта, предопределяющая выбор методов и форм управления. 2) Надо соотносить «контекстуальные» переменные обстоятельства (четко определенный набор) с главными внутренними характеристиками организационной системы (принципы, структура, процессы, поведение, лидерство, стиль руководства и т.п.). Известные теоретики ситуационного подхода Гарольд Кунц и Серил О'Доннел подчеркивают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям любой ситуации». При этом они уточняют, что «...не существует универсального, наилучшего способа достижения определенных результатов при любых обстоятельствах». С их точки зрения, «...эффективное управление – это всегда управление по обстоятельствам, ситуационное управление». Основное конструктивное положение ситуационного подхода – проектирование (формирование) такой среды, в которой люди, совместно работающие в организациях, могут достичь поставленных целей. Ситуационный подход ориентирует субъект управления: - во-первых, на поиск движущей пружины ситуации; - во-вторых, на нахождение связей данной ситуации с предшествующими обстоятельствами (исторический метод) и прогноз развития ситуации в будущем. В противном случае поверхностное решение – очередное «изобретение велосипеда»; в-третьих, на соотношение управленческой ситуационной задачи с задачами глобального уровня. Иначе – «ситуационный плен», «текучка»; - в-четвертых, на обоснование и использование оптимальных методов, форм, технологий, решений управленческих проблем в данной ситуации. Иначе – обострение ситуации; - в-пятых, на формирование адаптивного стиля управления: новая тактика в новых обстоятельствах. Иначе – отставание, застой, регресс, крах. Для менеджера исключительно важным является механизм реализации ситуационного подхода. В этой связи возникает вопрос: возможна ли стандартная процедура принятия управленческих решений в различных обстоятельствах? Скорее всего, нет. Однако определенный алгоритм (набор правил), позволяющий решать конкретную задачу из класса однотипных задач, возможен. Этот алгоритм может быть представлен в виде технологической ситуационной матрицы: - анализ и диагностирование ситуации (определение главных проблем в ситуации, её главных противоречий, доминирующих тенденций); - выдвижение управленческих целей, методов и средств решения; - определение факторов, влияющих на принятие решений; - разработка альтернативных курсов действия; - оценка каждой альтернативы, определение наиболее соответствующей требованиям ситуации альтернативы; - разработка конкретного курса (программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную для решения управленческой задачи. Ситуационный подход требует от менеджера особых качеств: гибкости мышления, эрудиции, дара предвидения. Таким образом, главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту заключается в том, что не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ управления. В нем сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Но, признавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что существуют специфические приемы, которые используются на практике для достижения целей предприятия. Традиционные школы управления заложили научный фундамент менеджмента. Применение теоретических знаний на практике рассматривалось как искусство управления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внес значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения.
ЛИТЕРАТУРА
Основная 1 Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И., Наумов. – М.: Экономист, 2010. 2 Тележников, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008. 3 Тележников, В.И.Операционный менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников, Т.П. Тихоненко, Н.Г. Шебеко, Т.Л. Бородко; под ред. В.И. Тележникова. – Минск: «Мисанта», 2014.
Дополнительная 4 Айзексон, У. Стив Джобс / У. Айзексон. Пер. с англ. – М.: Астрель, 2012. – 688 с. 5 Армстронг, М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / М. Армстронг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512с. 6 Брасс, А.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / А.А. Брасс. - Мн.: Экоперспектива, 1999. - 239с. 7 Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 256с. 8 Велесько, Е.И. Стратегический менеджмент: пособие / Е.И. Велесько, А.А. Неправский. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 307с. 9 Гайнутдинов, Э. М. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / Э.М. Гайнутдинов. - Мн.: Университетское, 2001. – 152 с. 10 Герчикова, И.П. Менеджмент: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, 1997. - 500с. 11 Глухов, В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. – СПб.: Питер, - 2009. – 608с. 12 Гончаров, В. Менеджмент / В. Гончаров– Мн.: Интерпрессервис, 2010. – 640с. 13 Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 800с. 14 Друкер, П. Задачи менеджмента в 21 веке / П Друкер. – М.: Вильмс, 2007. – 272с. 15 Друкер, П. Менеджмент / П. Друкер, Дж. Макьярелло. – М.: Вильямс, 2009. – 704с. 16 Друкер, П. Практика менеджмента / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2007. – 400с. 17 Друкер, П. Эффективный руководитель / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2010. – 224с. 18 Евтухов, B.C. Основы современного менеджмента: учеб. для вузов / B.C. Евтухов. - Гм.: МИТСО, 2000. - 284с. 19 Кабушкии, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / Н.И. Кабушкин. - Мн.: Новое знание, 2000. - 336с. 20 Карпенко, Е.М. Планирование на предприятии: Бизнес-планирование: учебное пособие / Е.М. Карпенко, Н.П. Драгун. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 224с. 21 Коргова, М.А. История менеджмента: учебное пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. – Р.-н-Д.: Феникс, 2010. – 236 с. 22 Коротков, Э. Менеджмент / Э. Коротков. – М.: Юрайт, 2010. – 640с. 23 Кравченко, А. История менеджмента / А. Кравченко. – М.: Академический проект, 2009. – 560с. 24 Лэнд, Н.Э. Менеджмент - искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента / Н.Э. Лэнд.; пер. с англ. М. Шерешевской. - М.: ИНФРА-М., 1995. - 143с. 25 Менеджмент организации: учеб. пособие / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИПФРА-М, 1997. - 429с. 26 Менеджмент: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.В. Кузнецова. - СПб.: ИД «Бизнес-пресс», 2001. - 432с. 27 Менеджмент: конспект лекций в схемах. - М.: Приор, 1999. - 192с. 28 Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер с англ. - М.: Дело, 2000. – 704с. 29 Морита, А. SONY. Сделано в Японии // А. Морита. Пер. с англ. – м.: АЛЬПИНА, 2014. – 288 с. 30 Наумов, А. Менеджмент / А. Наумов, О. Виханский. – М.: Экономистъ, 2008. – 672с. 31 Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / О.А. Зайцева [и др.]. - М.: Центр, 1998.- 432с. 32 Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - 432 с. 33 Прокушев, Е.Ф. Менеджмент первичного уровня / Е.Ф. Прокушев. – М.: ИД «Дашков и К», 1999. - 320 с. 34 Разу, М. Менеджмент / М. Разу. – М.: Кнорус, 2009. – 472с. 35 Руденко, А.М. Деловые коммуникации: учебник / А.М. Руденко. – Р-н-Д.: Феникс, 2013. – 350 с. 36 Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник для ВУЗов / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 304 с. 37 Семь нот менеджмента. Лучшая практика управления. – М.: ЗАО «Эксперт РА», 2008. – 340с. 38 Смолкин, A.M. Менеджмент. Основы организации: учеб. для вузов / A.M. Смолкин. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 248 с. 39 Смольский, А.П. Деловой менеджмент. Учебно-практическое пособие / А.П. Смольский. – Мн.: Современная школа, 2011. – 304 с. 40 Хартли, Р. Ошибки и успехи менеджмента / Р. Хартли; пер. с англ. – М.: Поколение, 2007. – 416с. 41 Цветков, А. Менеджмент: учебник для вузов / А. Цветков. – СПб.: Питер, 2009. – 256с. 42 Чудновская, С.Н. Управленческие решения / С.Н. Чудновская. – М.: Эксмо, 2007. – 368с. 43 Форд, Г. Моя жизнь. Мои достижения // Г. Форд. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2013. – 349 с. 44 Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк; пер. с англ. – СПб: Питер, 2001. – 370с. 45 Якокка, Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. – М.: Поппури, 2007. – 400с. 46 Якокка, Л. Карьера менеджера. Послесловие / Л. Якокка, С. Клайндфилд. – М.: Поппури, 2007. – 544с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|