Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Подходы к менеджменту




1. Количественный подход: понятие и основные элементы.

2. Процессный подход: сущность и характеристика.

3. Системный подход: понятие и характеристика.

4. Ситуационный подход: сущность и технология реализации.

 

1.

 

Во второй половине XX в. в связи с ускорением темпов научно-технического и социально-экономического разви­тия, усилением элементов неопределенности и непредска­зуемости внешней среды, обострением конкурентной борь­бы большинство передовых компаний в развитых странах мира вынуждены были осуществлять перестройку управ­ления с целью повышения уровня организационной дея­тельности. Появились новые самостоятельные подходы к управлению, в определенной мере взаимодополняющие друг друга: количественный, процессный, системный и ситуа­ционный. Каждый из этих подходов дал новое видение проблем менеджмента и способов их разрешения.

Количественный подход – важный шаг в развитии управленческой мысли. Хронологически это период с 50-х по 70-е гг. XX в. Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли суще­ственный вклад в теорию менеджмента. Количественные методы, сгруппированные под общим названием «исследо­вание операций», были использованы впервые при реше­нии ряда военных проблем (например, война подлодок и разминирование портов англичанами после второй миро­вой войны).

Отправным моментом применения математических ме­тодов в управлении явилось образование в 1930 году в г. Кливленде (США) ассоциации «Международное обще­ство для развития экономической теории в связи со ста­тистикой и математикой», в которую входили известные экономисты И. Фишер, Й. Шумпетер, Р. Фриш и др. Ассоциация выпускала журнал «Эконометрика». Начи­ная с 50-х гг. XX в., математические методы получили широкое распространение в экономических и управлен­ческих исследованиях. Перед разработчиками ставилась задача исследовать процессы принятия управленческих решений на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие про­блемы постепенно стали исследоваться по специализиро­ванным направлениям: исследование операций, экономет­рика, теория принятия решений и другие.

По своей сути, исследование операций – это примене­ние методов научного исследования к операционным про­блемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает мо­дель ситуации. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложной реальности. Модель – представление объекта (си­стемы или идеи) в некоторой форме, отличной от самой целостности. Основная идея моделирования – создание модели, похожей на сам объект и сохраняющей его свой­ства. Моделирование широко применяется в физике, хи­мии, математике, астрономии и других науках. В менедж­менте моделирование необходимо в силу сложности проб­лем, трудности, а порой и невозможности проведения экспериментов в реальной жизни, а также как способ уви­деть будущее.

Различают:

- физические модели, которые представляют то, что ис­следуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта. Физическая модель выглядит как моделируемая целостность (её иногда называют «пор­третной»). Примеры физических моделей: модель самолета, автомобиля, завода, цеха и т.д.;

- аналоговые модели, которые представляют исследуе­мый объект аналогом, который не выглядит как ре­альный объект, но ведет себя так же, как он. При­меры аналоговых моделей: график, организационная схема, таблица и т.д.;

- математические (символические) модели, в которых используются символы для описания свойств или ха­рактеристик объектов.

Как правило, выделяют следующие этапы построения модели:

- постановка цели;

- построение модели;

- проверка модели на достоверность;

- применение модели;

- обновление модели.

Общими проблемами моделирования в менеджменте яв­ляются: недостоверные исходные допущения, информаци­онные ограничения, плохое использование результатов моделирования, дороговизна метода.

Ключевой характеристикой количественного подхода является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значе­ниями. Самый крупный толчок к применению количествен­ных методов в менеджменте дало появление компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструи­ровать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Говоря о значении количественного подхода, следует отметить два момента:

- подход углубил понимание сложных управленче­ских проблем благодаря разработке и применению моделей;

- подход позволил облегчить руководителям приня­тие решений в сложных ситуациях.

Вместе с тем, влияние науки управления или количе­ственного подхода было значительно меньше, чем влия­ние бихевиористского подхода отчасти потому, что гораз­до большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого по­ведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х гг. XX в. лишь у очень немногих руководителей было образование, достаточное для понимания и применения сложных коли­чественных методов.

Именно «количественная школа» в мировой управлен­ческой мысли стимулировала привлечение положений те­ории систем, кибернетики – областей науки, синтезирую­щих, интегрирующих сложные явления в управлении, что по прошествии времени способствовало преодолению кон­фликта между рационализмом сторонников «науки управ­ления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармо­нии в человеческих отношениях.

 

 

2.

 

Концепция процессного подхода (50-70-е гг. XX в.) явилась крупным поворотом в управленческой мысли. Процессный подход был впервые предложен приверженцами административной школы, которые пытались описать функции менеджера.

Управление представляет собой серию непрерывных взаимо­связанных действий, т.е. не что иное, как процесс. Эти действия, каждое и которых само по себе также является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями, каждая из которых есть процесс, потому что, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления – это взаимосвязь функций планирования, организа­ции, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

В теории менеджмента нет единства по поводу перечня функций управления. А. Файоль, которому принадлежит первона­чальная разработка этой концепции, считал, что существу­ет пять исходных функций. По его словам, управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Дру­гие авторы разработали иные перечни функций. Факти­чески почти в каждой публикации по управлению содер­жится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков. В совре­менной литературе по менеджменту чаще всего выделяют­ся следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и может носить долгосрочный или крат­косрочный характер.

Организация. Реализация планов требует организации, которая представляет следующую функцию управления. Под организацией понимается процесс распределения работы среди сотрудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организо­ван. Мало иметь хорошую идею о том, что делать, – необходимо, чтобы все части организации работали как единое целое.

В организации работу выполняют люди, поэтому важным ас­пектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого ко­личества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким обра­зом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование – это средство, с помощью кото­рого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.

Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с де­легированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Мотивация как функция управления – процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.

Контроль как термин, используемый в деловом мире, означает постоянную проверку того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не происходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа:

- постановка четких задач для исполнения;

- проверка реального исполнения задач;

- решение проблем, если исполнение не соответствует постав­ленным задачам.

Таким образом, представляясь процессом проверки того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировки ее действий, контроль, состоящий из трех этапов, выступает одной из функций управления.

В соответствии с поставленными задачами определяются конт­рольные результаты. Эффективность контроля во многом зависит от информационной базы. Сегодня фирмы используют компью­теры, которые позволяют высшему менеджменту стоять на уровне современных требований, хотя компьютеры не могут решить все проблемы.

Перечисленные выше четыре функции уп­равления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общих характеристики – все они требуют принятия решений и коммуникации, т.е. обмена информацией, чтобы принять правильное решение и сделать его понятным длядругих членов организации. Так как эти две характеристики связывают все четы­ре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

 

 

3.

Системный подход (60-90-е гг. XX в.) – направле­ние методологии научного познания и социальной практи­ки, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход явился одной из наиболее существен­ных тенденций в развитии менеджмента во второй поло­вине XX века. Он послужил общей методологической ос­новой базовых национальных школ менеджмента. Роль и значение системного подхода в различных областях зна­ния, в том числе и в управлении, трудно переоценить. Управленцы всегда имеют дело с объектами, являющими­ся совокупностью разнообразных взаимосвязанных элемен­тов, которые рассматриваются не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями.

Буквальное значение термина «система» – «целое, со­ставленное из частей», «комплекс элементов, находящих­ся во взаимодействии». Этот термин используется для опи­сания самых различных явлений и трактуется как пра­вильность в расположении частей (элементов), конкретный порядок, форма устройства, организация деятельности. Наиболее характерными признаками системы являются:

- сложность объекта и его целостность;

- способность делиться на подсистемы;

- быть элементом системы более высокого порядка;

- образовывать особое единство со средой.

Важнейшим интегративным признаком системы явля­ется эффект целостности или, по определению У. Эшби, «эмерджентности», то есть появление у данной совокупно­сти объектов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности. Применительно к управленческой дея­тельности под системой понимают организованное множе­ство структурных элементов, взаимосвязанных между со­бой и выполняющих определенные функции.

Необходимо отметить, что возникновение теории сис­тем в первую очередь связано с именем Александра Алек­сандровича Богданова – крупного русского философа, экономиста и публициста (1873-1928 гг.), автора всемир­но известного труда «Всеобщая организационная наука. Тектология». А.А. Богданов разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Он утверждал, что предметом изучения текто-логии должны являться организационные принципы и за­коны, общие для всех систем – сознательной деятельно­сти людей, их психических и физических комплексов, жи­вой и неживой природы. При разработке концепции тектологии А.А. Богданов высказал ряд смелых, опережа­ющих эпоху идей: понятие управляющей и управляемой системы, обратной связи, моделирования, позднее разви­тых кибернетикой и общей теорией систем.

Систематическое изложение принципов общего иссле­дования систем, системного подхода, принадлежит Люд­вигу фон Берталанфи, Кеннету Болдингу, Стаффорду Биру, Норберту Винеру и другим ученым.

Системы изучались задолго до середины XX века. Однако характерным для классического понимания сис­тем было убеждение в том, что свойства, основные черты систем, законы их функционирования и развития детер­минируются свойствами образующих их элементов. С этой точки зрения последовательное описание соответствующих элементов и их свойств рассматривалось, в конечном сче­те, как эквивалент описания системы в целом. Этот под­ход, сводящий свойства целого к свойствам элементов, называется редукционистским. До середины XX века он не ставился под сомнение. Затем ситуация резко измени­лась: необходимость решать задачи нового типа, связан­ные с синтезом, организацией и управлением сложными техническими и социально-техническими системами, реа­лизацией экономических и научных проектов, а также за­дач, ориентированных на изучение функционирования и развития сверхсложных биологических и социальных объектов, на решение глобальных экологических проблем привела к пониманию ограниченности редукционистского подхода.

Новый подход – системный – четко был сформулиро­ван в новой методологической установке о том, что целое (система) не только не детерминируется свойствами его элементов и не сводится к ним, но, напротив, сами эле­менты детерминируются целым и лишь в рамках этого целого получают свое функциональное объяснение, то есть «право на существование».

Системный подход, впервые примененный в США для достижения военных целей (создание атомной бомбы), по­лучил широкое признание, распространение в различных областях деятельности, в том числе в менеджменте. Сис­темный подход применяется при решении задач, предпо­лагающих изучение или создание системных объектов вы­сокой сложности, а также управления ими. В каждом кон­кретном случае он должен реализовываться в виде некоторого системного метода, то есть набора правил, про­цедур, инструкций, эталонов и приемов исследования дан­ных конкретных объектов с учетом их количественного своеобразия.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в менеджменте и выработке эффективной страте­гии их изучения. Важнейшие принципы системного под­хода:

- процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

- необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

- необходимы выявление и анализ возможных альтер­нативных путей достижения цели;

- цели отдельных подсистем не должны вступать в кон­фликт с целями всей системы;

- восхождение от абстрактного к конкретному;

- единство анализа и синтеза, логического и истори­ческого;

- выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Системный подход применительно к управлению дает возможность:

- с учетом всей совокупности экономических и соци­ально-политических условий четко сформулировать цели и выяснить их иерархию до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением; установить конкретные, взаимосвязанные задачи для каждого уровня и звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели, с согласованием сроков, потребных и наличных ре­сурсов на единой информационной, методической и процедурной основе;

- подготовить и всесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений для получения максимального эффекта в смысле достижения постав­ленных целей при минимальных затратах;

- осуществить выделение и распределение материаль­ных и финансовых ресурсов;

- оценить управленческий потенциал системы и выяс­нить возможности делегирования полномочий по уровням иерархии управления.

Все организации являются системами. Поскольку люди явля­ются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой и вместе используются для выпол­нения работы, они называются социотехническими системами.

Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей сис­тему. Открытая система характеризуется взаимодействием с вне­шней средой (рисунок 1). Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

 

 
 

 

 


Рисунок 1 – Организация как открытая система

 

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Вы­живание любой организации зависит от внешнего мира.

Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не мог­ли охватить все возможные ситуации, поскольку, пусть и неявно, предполагали, что организации являются закрытыми системами, активно не рассматривали среду в качестве важной переменной управления.

На входе организация получает из окружающей среды инфор­мацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компо­ненты называются «входами». В процессе преобразования орга­низация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются «выходами» организации в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополни­тельные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, уве­личение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной от­ветственности, удовлетворение работников, рост организации и т.д.

Теория систем сама по себе еще не говорит управляющим, ка­кие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружаю­щей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того что­бы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации – ос­новной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Применение системного подхода к управлению обеспе­чивает не только своевременное формулирование цели, наличие четких представлений о масштабах решаемых задач и характера предстоящей работы, но и установле­ние иерархического порядка подчинения и ответственность в рамках подсистемы, определение обязанностей и прав принятия решений.

Системный подход явился методологической основой для возникновения современной системы управления – стра­тегического менеджмента.

4.

 

В 70-е гг. XX в теоретический и практический менедж­мент вошел еще один подход – ситуационный. Первой попыткой в области ситуационного подхода были выводы Тома Бернса и Г.М. Сталкера, которые основывались на исследовании, проведенном ими на 20 предприятиях, про­изводящих и продающих разнообразную продукцию. Ав­торы рассматривали работу этих предприятий в стабиль­ных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для разных условий приемлема разная организационная струк­тура управления. Для стабильных условий – механистическая структура, для меняющихся условий – органичес­кая структура.

Ситуационный подход иногда называют кейсовым (от от англ. case — ситуация). Этот подход, скорее, способ мышления, чем набор конкретных действий. Научно си­туационный метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса. Он предлагает будущим менеджерам быстро ре­шать проблемы в конкретной ситуации и направлен на выработку у человека ситуационного мышления и непо­средственного приложения полученных теоретических зна­ний к практике. Сущность ситуационного подхода заклю­чается в понимании и умении действовать в конкретной ситуации. Ситуация же есть обобщенная характеристика состояния и взаимодействия среды и субъекта управления в конкретно-исторический временной интервал. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и тех­нологий управления. В управлении нельзя искать универ­сальную технологию выхода из той или иной ситуации. Она всегда конкретна, уникальна, хотя и содержит неко­торые общие приемы, формы и процедуры.

Ситуационный под­ход как методологическое направление теории менеджмента появился в противовес универсальным принципам класси­ческой теории управления, следование которым якобы да­вало наилучший результат.

Одним из уроков современного менеджмента является представление о том, что все принципы и рекомендации в менеджменте имеют лишь относительную значимость. Ра­стущее значение приобретают ситуативные факторы, а сама управленческая теория – относительный характер. На Западе распространена «теория обстоятельств», сущность которой заключается в том, что в отличие от единствен­ного наилучшего пути, который искали представители школ, современный менеджмент исходит из того положе­ния, что самый лучший путь – это не поиск мистического оптимального пути достижения цели, а гибкость, способ­ность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоя­тельствам.

Смысл ситуационного подхода можно свести к двум по­зициям:

1) Неопределенность условий управления – важнейшая детерминанта, предопределяющая выбор методов и форм управления.

2) Надо соотносить «контекстуальные» переменные об­стоятельства (четко определенный набор) с главными внут­ренними характеристиками организационной системы (принципы, структура, процессы, поведение, лидерство, стиль руководства и т.п.).

Известные теоретики ситуационного подхода Гарольд Кунц и Серил О'Доннел подчеркивают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в при­менении науки к реальностям любой ситуации». При этом они уточняют, что «...не существует универсального, наи­лучшего способа достижения определенных результатов при любых обстоятельствах». С их точки зрения, «...эффек­тивное управление – это всегда управление по обстоя­тельствам, ситуационное управление».

Основное конструктивное положение ситуационного под­хода – проектирование (формирование) такой среды, в которой люди, совместно работающие в организациях, могут достичь поставленных целей.

Ситуационный подход ориентирует субъект управления:

- во-первых, на поиск движущей пружины ситуации;

- во-вторых, на нахождение связей данной ситуации с предшествующими обстоятельствами (исторический ме­тод) и прогноз развития ситуации в будущем. В про­тивном случае поверхностное решение – очередное «изобретение велосипеда»; в-третьих, на соотношение управленческой ситуаци­онной задачи с задачами глобального уровня. Ина­че – «ситуационный плен», «текучка»;

- в-четвертых, на обоснование и использование опти­мальных методов, форм, технологий, решений управ­ленческих проблем в данной ситуации. Иначе – обо­стрение ситуации;

- в-пятых, на формирование адаптивного стиля управ­ления: новая тактика в новых обстоятельствах. Ина­че – отставание, застой, регресс, крах.

Для менеджера исключительно важным является меха­низм реализации ситуационного подхода. В этой связи воз­никает вопрос: возможна ли стандартная процедура при­нятия управленческих решений в различных обстоятель­ствах? Скорее всего, нет. Однако определенный алгоритм (набор правил), позволяющий решать конкретную задачу из класса однотипных задач, возможен. Этот алгоритм может быть представлен в виде технологической ситуаци­онной матрицы:

- анализ и диагностирование ситуации (определение главных проблем в ситуации, её главных противоречий, доминирующих тенденций);

- выдвижение управленческих целей, ме­тодов и средств решения;

- определение факторов, влияющих на принятие решений;

- разработка альтернативных курсов действия;

- оценка каждой альтернативы, опреде­ление наиболее соответствующей требованиям ситуации альтернативы;

- разработка конкретного курса (програм­мы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную для решения управленческой задачи.

Ситуационный подход требует от менеджера особых качеств: гибкости мышления, эрудиции, дара предвидения. Таким образом, главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту заключается в том, что не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях.

Ситуационный подход не отвергает достижения других подхо­дов и школ управления. В нем сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Но, при­знавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что существуют специфические приемы, которые используются на практике для достижения целей предприятия.

Традиционные школы управления заложили научный фунда­мент менеджмента. Применение теоретических знаний на практи­ке рассматривалось как искусство управления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внес значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Основная

1 Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И., Наумов. – М.: Экономист, 2010.

2 Тележников, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008.

3 Тележников, В.И.Операционный менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников, Т.П. Тихоненко, Н.Г. Шебеко, Т.Л. Бородко; под ред. В.И. Тележникова. – Минск: «Мисанта», 2014.

 

Дополнительная

4 Айзексон, У. Стив Джобс / У. Айзексон. Пер. с англ. – М.: Астрель, 2012. – 688 с.

5 Армстронг, М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / М. Армстронг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512с.

6 Брасс, А.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / А.А. Брасс. - Мн.: Экоперспектива, 1999. - 239с.

7 Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 256с.

8 Велесько, Е.И. Стратегический менеджмент: пособие / Е.И. Велесько, А.А. Неправский. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 307с.

9 Гайнутдинов, Э. М. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / Э.М. Гайнутдинов. - Мн.: Университетское, 2001. 152 с.

10 Герчикова, И.П. Менеджмент: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, 1997. - 500с.

11 Глухов, В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. – СПб.: Питер, - 2009. – 608с.

12 Гончаров, В. Менеджмент / В. Гончаров– Мн.: Интерпрессервис, 2010. – 640с.

13 Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 800с.

14 Друкер, П. Задачи менеджмента в 21 веке / П Друкер. – М.: Вильмс, 2007. – 272с.

15 Друкер, П. Менеджмент / П. Друкер, Дж. Макьярелло. – М.: Вильямс, 2009. – 704с.

16 Друкер, П. Практика менеджмента / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2007. – 400с.

17 Друкер, П. Эффективный руководитель / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2010. – 224с.

18 Евтухов, B.C. Основы современного менеджмента: учеб. для вузов / B.C. Евтухов. - Гм.: МИТСО, 2000. - 284с.

19 Кабушкии, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / Н.И. Кабушкин. - Мн.: Новое знание, 2000. - 336с.

20 Карпенко, Е.М. Планирование на предприятии: Бизнес-планирование: учебное пособие / Е.М. Карпенко, Н.П. Драгун. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 224с.

21 Коргова, М.А. История менеджмента: учебное пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. – Р.-н-Д.: Феникс, 2010. – 236 с.

22 Коротков, Э. Менеджмент / Э. Коротков. – М.: Юрайт, 2010. – 640с.

23 Кравченко, А. История менеджмента / А. Кравченко. – М.: Академический проект, 2009. – 560с.

24 Лэнд, Н.Э. Менеджмент - искусство управлять: секреты и опыт практиче­ского менеджмента / Н.Э. Лэнд.; пер. с англ. М. Шерешевской. - М.: ИНФРА-М., 1995. - 143с.

25 Менеджмент организации: учеб. пособие / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИПФРА-М, 1997. - 429с.

26 Менеджмент: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.В. Кузнецова. ­- СПб.: ИД «Бизнес-пресс», 2001. - 432с.

27 Менеджмент: конспект лекций в схемах. - М.: Приор, 1999. - 192с.

28 Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер с англ. - М.: Дело, 2000. 704с.

29 Морита, А. SONY. Сделано в Японии // А. Морита. Пер. с англ. – м.: АЛЬПИНА, 2014. – 288 с.

30 Наумов, А. Менеджмент / А. Наумов, О. Виханский. – М.: Экономистъ, 2008. – 672с.

31 Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / О.А. Зайцева [и др.]. - М.: Центр, 1998.- 432с.

32 Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - 432 с.

33 Прокушев, Е.Ф. Менеджмент первичного уровня / Е.Ф. Прокушев. – М.: ИД «Дашков и К», 1999. - 320 с.

34 Разу, М. Менеджмент / М. Разу. – М.: Кнорус, 2009. – 472с.

35 Руденко, А.М. Деловые коммуникации: учебник / А.М. Руденко. – Р-н-Д.: Феникс, 2013. – 350 с.

36 Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учеб­ник для ВУЗов / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.

37 Семь нот менеджмента. Лучшая практика управления. – М.: ЗАО «Эксперт РА», 2008. – 340с.

38 Смолкин, A.M. Менеджмент. Основы организации: учеб. для вузов / A.M. Смолкин. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 248 с.

39 Смольский, А.П. Деловой менеджмент. Учебно-практическое пособие / А.П. Смольский. – Мн.: Современная школа, 2011. – 304 с.

40 Хартли, Р. Ошибки и успехи менеджмента / Р. Хартли; пер. с англ. – М.: Поколение, 2007. – 416с.

41 Цветков, А. Менеджмент: учебник для вузов / А. Цветков. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

42 Чудновская, С.Н. Управленческие решения / С.Н. Чудновская. – М.: Эксмо, 2007. – 368с.

43 Форд, Г. Моя жизнь. Мои достижения // Г. Форд. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2013. – 349 с.

44 Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк; пер. с англ. – СПб: Питер, 2001. – 370с.

45 Якокка, Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. – М.: Поппури, 2007. – 400с.

46 Якокка, Л. Карьера менеджера. Послесловие / Л. Якокка, С. Клайндфилд. – М.: Поппури, 2007. – 544с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...