Лекция 3. Школа человеческих отношений и
ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК
1. Основные теории и концепции. 2. Вклад школы человеческих отношений в современную теорию управления. 3. Вклад школы поведенческих наук в современную теорию управления
1.
Важным этапом в развитии менеджмента было становление школы человеческих отношений и науки о поведении. Это направление зарождается на рубеже 30-х гг. XX века. Классическая школа, пройдя определенные этапы развития, в значительной степени исчерпала свои возможности. Поскольку школа человеческих отношений и науки о поведении возникла как реакция на недостатки классической школы, её иногда называют «неоклассической».
Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические возможности и способности. Человеческий фактор, в отличие от предыдущих школ, стал рассматриваться как элемент эффективности любой организации. Отличительной чертой этой школы является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Человек становится главным объектом внимания данной школы.
Поведенческая школа и школа человеческих отношений широко использовала достижения психологии и социологии - наук о человеческом поведении в управлении. Ученые, представители данной школы, изучали поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.
К ярким представителям этой школы относятся Гюго Мюнстенберг, Мери Паркер Фоллет, Элтон Мейо, Честер Барнард, Дуглас Мак-Грегор, Курт Левин, Крис Арджи-лис, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Мак-Клелланд. Этим ученым принадлежит заслуга в разработке таких проблем менеджмента, как взаимодействие и коммуникация, власть и лидерство, поведенческие стереотипы и их мотивация, стиль руководства, изменение содержания работы и качества труда и т.п. Идеи представителей школы были направлены на поиски усиления организаций за счет повышения эффективности находящихся в их распоряжении человеческих ресурсов.
Благодаря усилиям исследователей школы человеческих отношений (Г. Мюнстенберг, М. П. Фоллет, Э. Мейо, Ч. Барнард и др.) человеческий фактор впервые стал рассматриваться как важнейший элемент эффективности организации.
В рамках данной школы существенно важным для развития теоретико-методологической базы менеджмента было:
- теоретическое обоснование и успешное практическое применение психологических методов профессионального отбора кадров (психотехника Г. Мюнстенберга); - исследование проблемы конфликтов на производстве и выработка рекомендации для их разрешения (М. Фоллет); - обозначение проблемы делегирования полномочий (передача полномочий по выполнению задач сотрудникам от руководителя одновременно с ответственностью за их выполнение) (М. Фоллет); - наглядное доказательство в «хоторнских экспериментах» факта того, что не условия труда сами по себе влияют на производительность труда, а внимание к персоналу, к человеческим отношениям, возникающим меду работниками и руководителями в процессе труда (Э. Мэйо); - представление и экспериментальное доказательство идеи о наличии в любой организации неформальных групп, которые создаются в рамках формальной организации, по причине человеческой потребности в принадлежности к общности, во взаимопомощи и во взаимозащите. Неформальные группы возникают как реакция людей на неудовлетворенность положением в формальных группах. В неформальных группах есть своя иерархия, задачи, нормы поведения и лидеры. Неформальные организации оказывают большое влияние на эффективность формальных организаций, поэтому любой руководитель должен уметь работать с неформальными группами, стремиться к тому, чтобы стать не только формальным руководителем, но и неформальным лидером (Э. Мэйо, Ч. Барнард).
Главной целью школы «поведенческих наук», или «бихевиористской» школы (Д. Мак-Грегор, К. Левин, К. Арджилис, Р. Лайкерт, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд и др.) было оказание помощи работникам в осознании своих возможностей, раскрытия творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности использования её человеческих ресурсов.
В рамках данной школы были теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены следующие постулаты классической теории менеджмента:
- преимущество теории «Y» как экономического и социально-психологического подходов к управлению над теорией «X» как командно-административного подхода к управлению (Д. Мак-Грегор); - сформулировано понятие «стиль руководства» и первая классификация стилей (авторитарный, демократический, нейтральный стили). Заложены основы для научного поиска эффективного стиля руководства, применение которого может привести к высокой производительности труда сотрудников и высокой степени удовлетворенности трудом (К. Левин); - исследована проблема лидерства как сложного социального отношения четырех переменных (характеристики лидера; характеристики его последователей; характеристики организации, в которой работает лидер; политической, экономической и социальной среды) (Д. Мак-Грегор); - в рамках исследования неформальных групп появилась «теория незрелости», согласно которой неформальные группы возникают в организациях как реакция на поведение администрации, недоверие руководителей, злоупотребление авторитарными методами,
Представители бихевиоризма были пионерами в научном обосновании роли потребностей, интересов и мотивов человека в трудовой деятельности. Они справедливо считали, что положительная мотивация сотрудников организации - главный фактор успешности выполнения ими работы.
Таким образом, дальнейший поиск путей повышения эффективности и конкурентоспособности организации привел в 30-50 гг. XX в. к появлению и развитию школ «человеческих отношений» и «науки о поведении», что стало поворотным этапом в развитии научной мысли и практики в области менеджмента.
Представители школы «человеческих отношений» и «науки о поведении» внесли огромный вклад в теорию управления персоналом организации. Глубокому изучению были подвергнуты человеческие отношения, поведение людей в процессе управления, был сделан важный вывод о том, что доминирующее влияние на результаты труда людей оказывают не материальные, а моральные условия: благоприятный климат в коллективе, наличие и эффективность действий неформальных лидеров, общественное признание результатов труда. Были определены потребности людей, даны рекомендации по их реализации для достижения эффективной работы на благо организации.
Но самое главное достижение состоит в том, что человеческий фактор стал с тех пор признаваться определяющим в эффективности и конкурентоспособности организации. В деятельности эффективных менеджеров передовых организаций со временем стали преобладать экономические и социально-психологические методы управления.
Данные школы имели и определенные недостатки, очевидные даже для современников. Так, организация рассматривалась как замкнутая социальная система; игнорировались производственные и технологические факторы; отсутствовал системный подход к проблемам управления; отмечена неспособность построить научную теорию о месте человека в организации. Однако взгляды представителей школ были очень ценными для своего времени и нашли впоследствии отражение в современных концепциях менеджмента.
2.
МЕРИ ПАРКЕР ФОЛЛЕТТ (1863-1933)
Яркой представительницей данной школы является Мери Паркер Фоллетт - известный американский социолог и теоретик менеджмента. Полный сборник её трудов был опубликован в Америке в 1942 г. под названием «Динамическая администрация».
Мэри Паркер Фоллетт - известный. Родилась в 1863 г. (Куинс, штат Массачусетс). Училась в Академии Тайер, продолжила образование в Гарварде, затем в Кембридже. Позже, уже опубликовав труд «Спикер Палаты представителей» (первое время известна как ученый-политолог), Мэри получила степень бакалавра.
В 20-е гг. XX в. М. Фоллетт активно поддерживала идею представительства работников. Суть заключалась в том, что работники избирали представителей цеха или рабочего совета, которые участвовали в принятии управленческих решений. Таким образом, у всех работников появлялась возможность управлять. М. Фоллетт считала, что руководители должны понимать: предприятие может работать лучше, если позволитьрабочим быть партнёрами в бизнесе. Цель представительства работников - не разделение власти, а её увеличение.
Исследуя проблему лидерства, М. Фоллетт делает упор на влияние ситуации на взаимоотношения людей. Она определяет необходимые свойства лидера: «Самый лучший лидер знает, как заставить своих последователей самим почувствовать власть, а не просто осознать исключительно его (или её) власть». Лидерство не существует само по себе и уж тем более это не является статичным процессом с участием одного человека. Роль лидера возникает тогда и там, где она необходима. Когда проблема решена, лидер перестает быть нужным. Лидерство исчезает. Тем, кто хочет управлять, М. Фоллетт советовала серьёзно относиться к профессии управленца. Менеджер должен понимать, что выполняет роль созидателя. Теории М. Фоллетт во многом опередили свое время.
Считается, что М. Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Это определение непосредственно связано с делегированием полномочий, которое означает передачу полномочий по выполнению задач работникам одновременно с ответственностью за их выполнение. Задачей руководителя, с точки зрения М. Фоллетт, является умение добиться выполнения работы другими. Именно делегирование превращает человека, возглавляющего предприятие, в подлинного руководителя. М. Фоллетт рассматривает делегирование как двусторонний процесс: нижние уровни управления организацией делегируют наверх функции администрации и координации деятельности, а верхние уровни администрации делегируют вниз право выполнять те или иные действия. Она давала практические рекомендации руководителям предприятий по осуществлению делегирования полномочий и ответственности.
М. Фоллетт сформулировала идею о том, что решающее влияние на рост производительности труда оказывают не материальные, а психологические факторы. М. Фоллетт считала, что в основе доктрины человеческих отношений должны лежать достижения научной психологии. Она критиковала предшествующие школы за односторонний подход к управлению, игнорирование психологических аспектов менеджмента. В докладах и статьях Мэри Паркер Фоллетт нашли отражение основные положения школы человеческих отношений: «власть и авторитет», «ответственность и делегирование ответственности», «участие рабочих в управлении», «гармония интересов», «интеграция работающих», «психология и управление». Она рассматривала проблему конфликтов, выработала рекомендации для их разрешения. Примечательно, что конструктивный конфликт считала нормальным явлением в процессе деятельности организации и утверждала, что из конфликта ни в коем случае нельзя выходить с применением силы.
Опережая свое время, М.П. Фоллетт еще в 20-е гг. XX в. говорила о «законе ситуации». Она доказывала, что очень важно учитывать в управлении, такие обстоятельства, как время, место. Различные ситуации требуют различных знаний, во взаимоотношениях с работниками руководитель должен исходить из ситуации, а не только из того, что предписывает ему занимаемая должность иреализуемая функция. ДЖОРДЖ ЭЛТОН МЭЙО (1880-1949)
Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит одному из самых известных представителей школы Элтону Мэйо - профессору социологии, руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета (США).
Американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений» и стал одним из основоположников школы человеческих отношений.
Известность приобрела серия экспериментов, проведенная Э. Мэйо на заводе «Вестерн Электрик» в городе Хоторне, штат Иллинойс. В 1927 г. американский исследовательский совет пригласил Э. Мэйо принять участие в исследованиях по определению влияний условий труда на производительность. Опыты проводились 12 лет (с 1927 по 1939 г.) в несколько этапов и не имели аналога. Целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные. Результаты публиковались в течение 10 лет.
К началу опытов положение на заводе «Вестерн Электрик» было тяжелым, отмечалась низкая производительность труда и высокая текучесть кадров. Специалисты предприятия самостоятельно искали причины такого положения дел и выход из ситуации. Руководствуясь учением Ф.У. Тейлора, они исследовали влияние на производительность труда различных физических факторов (в том числе уровня освещенности рабочего места). Э. Мэйо, к которому обратились за помощью, усложнил эксперимент, меняя не только освещенность, но и время перерывов для отдыха, время работы, способы оплаты труда. В результате пришел к выводу, что эти факторы сами по себе не влияют на производительность труда. Важным оказалось внимание к персоналу, к человеческим отношениям, возникающим между работниками и руководителями в процессе труда.
На основании хоторнских экспериментов было сделано много интересных выводов:
- проблемы производства должны рассматриваться с точки зрения человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов, которые играют особую, трудно переоценимую роль; - чрезвычайно важны взаимоотношения между рабочими, между рабочими и руководителями, признание роли руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе; - эксперимент положил начало созданию современной экспериментальной социологии труда. На её основе возникли самостоятельные дисциплины - «индустриальная психология» и «индустриальная социология». Были разработаны правила и подробная программа использования социологического метода интервьюирования; - было экспериментально доказано наличие в любой организации неформальных групп, которые создаются в рамках формальной организации, потому что люди испытывают потребность в принадлежности к общности, во взаимопомощи и во взаимозащите. Неформальные группы возникают как реакция на неудовлетворенность своим положением в формальных группах. В неформальных группах есть своя иерархия, задача, норма поведения и лидеры. Было доказано, что неформальные организации оказывают большое влияние на эффективность формальных организаций. Для неформальных групп характерно сопротивление изменениям, в которых они видят угрозу своему существованию. Поэтому любой руководитель должен уметь работать с неформальными группами, он должен стремиться к тому, чтобы стать не только формальным руководителем, но и неформальным лидером, что очень непросто.
Обобщающие итоги выводов по «Хоторнским экспериментам» были опубликованы в книге Э. Мэйо «Социальные проблемы индустриальной культуры».
В целом, необходимо отметить, что полученные Э. Мэйо результаты открыли новое направление в теории менеджмента. Его эксперименты явились важной вехой в определении роли личности и малых групп в организации, положили начало исследованиям взаимоотношений в организации, учету психологических явлений в группах, открыли новые направления в применении социологических и психологических методов в управлении.
Э. Мэйо показал, что конфликты между человеком и организацией можно снять, удовлетворяя потребности исполнителя. Доктрина человеческих взаимоотношений сменила классическую школу. Если Тейлор видел ключ к решению проблемы управления в жесткой регламентации производственного процесса, то Мэйо во главу угла поставил противоположное направление - человеческие отношения.
ЧЕСТЕР ИРВИНГ БАРНАРД (1886-1961)
Определенный вклад в развитие данной школы внес американский исследователь, автор известной книги «Функции руководителя» Честер Барнард.
Ч. Барнард дал определение формальной организации, её составных элементов и их назначения, выделил субъективные и объективные аспекты власти руководителя. Он рассматривал индивида как «стратегический фактор кооперации». К функциям менеджеров относил разработку наиболее эффективных путей поддержания жизнеспособности организации (принятие решений, стимулирование персонала, продуманная система коммуникации внутри организации). Ч. Барнард говорил о необходимости согласования кооперативных и индивидуальных компонентов организации, интересов предпринимателей и интересов рабочих. Он разграничивал понятия «результативность» и «эффективность» организации. Под результативностью Ч. Барнард понимал достижение цели кооперации - взаимоотношений индивидов друг с другом. Под эффективностью - удовлетворение индивидуальных мотивов работников. Ч. Барнард различал два типа организации: формальную и неформальную.
Формальная организация, по его мнению, возникает при наличии следующих условий: - людей, стремящихся к общению друг с другом; - сознательного желания людей совместно трудиться; - общей цели.
Неформальная организация возникает в рамках формальной на основе общности интересов и симпатий людей. Под неформальной организацией Ч. Барнард подразумевал совокупность личных контактов и взаимодействий, а также ассоциированные группы людей. Неформальные организации, в отличие от формальных, не имеют общих целей.
Центральное место в организации занимает управляющий, основными функциями которого являются: определение стратегических целей, принятие управленческих решений, разработка системы коммуникаций, разработка структуры управления системой на основе её функций. Ч. Барнард считал необходимым создание организационной морали, которая может помочь менеджеру стать лидером.
3.
Примерно в конце 50-х гг. XX в. школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, или бихевиористскую школу (бихевиоризм от англ. behaviour - поведение).
Бихевиоризм - направление в психологии, в отличие от других теорий считающее предметом психологии поведение, а не сознание. Главным постулатом этой школы является повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.
В общих чертах главной целью поведенческой школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
ДУГЛАС МАК-ГРЕГОР (1906-1964)
Дуглас Мак-Грегор - один из самых ярких представителей школы поведенческих наук. Основные работы - «Человеческая сторона предприятия», «Профессиональный менеджер».
Профессор Мичиганского университета (США) известен как автор теории «X» и «У».
Теория «X» отражает традиционный подход к управлению как административно-командному процессу. Для неё характерны следующие моменты:
- обычному человеку свойственно внутреннее неприятие труда, и он стремится избежать его любым путем; - обыкновенный человек предпочитает быть контролируемым, стремится избежать ответственности; - обыкновенный человек не имеет больших амбиций, ему свойственна потребность в защите. Естественно, что при таком восприятии работающего человека менеджер должен, с одной стороны, прибегать к принуждению и контролю, а с другой - осуществлять определенные меры по поддержанию хорошего состояния работающего.
Теория «Y» является противовесом теории «X». В её основе лежит восприятие работника как человека, обладающего определенными способностями.
Суть теории в следующем: - затраты физических и интеллектуальных сил человека в труде совершенно естественны. Принуждение к труду, угроза наказаний не являются единственным средством достижения цели; - человек осуществляет самоуправление и самоконтроль в процессе деятельности; - обычный человек при соответствующих условиях не только способен научиться принимать на себя ответственность, но и ищет возможности проявить свои способности.
Соответственно менеджмент в теории «Y» играет качественно иную роль, чем в теории «X». Его задача в данном случае - интегрировать, создавать комплекс условий, способствующих развитию актуальных способностей человека, что в свою очередь создаст гарантии эффективности труда.
Теория «X» ориентирована на авторитарный стиль руководства. Теория «Y» ориентирована на демократический стиль руководства.
Д. Мак-Грегор сделал вывод, что управление типа «Y», при котором многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания, творчество для решения проблем организации гораздо более эффективно, чем управление типа «X», и задачей менеджера является создание условий, при которых рабочий достигает целей организации и одновременно своих собственных целей.
Д. Мак-Грегор уделял внимание проблеме лидерства. Он рассматривал лидерство как социальное отношение, которое не является качеством, присущим индивидам. Это сложное отношение четырех переменных: - характеристики лидера; - характеристики его последователей (их потребностей); - характеристики организации, в которой работает лидер (цель, задачи и структура организации); - политической, экономической и социальной среды.
Д. Мак-Грегор уделял внимание необходимости формирования профессиональных менеджеров и предлагал новые методы их подготовки. Вместо традиционных методов (курсы, деловые игры, программы) он призывал подумать над так называемом «сельскохозяйственным подходом», основанном на использовании соответственной почвы, температуры, климата и удобрений, при котором «семена» (скрытый талант к управлению) могут развиваться наиболее плодотворно.
Д. Мак-Грегор внес значительный вклад в школу человеческих отношений и науки о поведении. Им серьезно были проработаны вопросы поведения людей в организациях, стили руководства и проблемы лидерства.
Одним из первых бихевиористов, в работах которого проведен анализ человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был Абрахам Маслоу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|