Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения
Формы логопедической коррекции Логопедическая коррекция речевых нарушений у двуязычных детей может проводиться в различной форме. Одной из них является проведение групповых и индивидуальных логопедических занятий для детей с билингвизмом, имеющих диагноз «нерезко выраженное общее недоразвитие речи». Для проведения групповых занятий использование стандартных программ для русскоязычных детей, имеющих аналогичный диагноз, нецелесообразно. Хотя коррекция звуковой, фонематической и лексико-грамматической сторон речи является общей задачей, следует помнить, что русский язык для этих детей не является родным, и необходимо проводить занятия как с учетом имеющихся у каждого ребенка индивидуальных нарушений, так и общих трудностей в усвоении русского языка, характерных для детей с билингвизмом. Основные принципы построения курса коррекционных занятий Для коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи на первом этапе нами разработана специальная программа курса групповых занятий. В ее основу положен принцип лексико-грамматического подхода к изучаемому, которой является основополагающим при изучении русского языка как иностранного. Сущность этого подхода заключается в том, что изучение всех базовых параметров грамматики русского языка проходит в рамках одной или нескольких лексических тем. Это позволяет, сосредоточив внимание детей на той или иной грамматической теме (согласование различных частей речи, словообразование, предлоги и др.), параллельно обогащать словарный запас, расширять картину представлений об окружающем мире. Курс занятий строится с учетом таких важнейших принципов логопедической коррекции, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип. Принцип системности опирается на представление о речи как сложной функциональной системы и предполагает воздействие на все ее компоненты. Реализации этого принципа способствует как структура курса в целом, так и построение отдельного занятия. Каждое занятие имеет определенный план и включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.
На организационно-подготовительном этапе проводятся различные упражнения, направленные на знакомство, групповое сплочение, снятие мышечных зажимов, улучшение мозговой деятельности, артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка. Основной этап занятия включает в себя работу над определенной лексико-грамматической темой. В середине основной части обязательно проводится динамическая пауза, связанная с темой занятия, направленная на развитие динамического праксиса, мелкой моторики пальцев рук. Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы, сообщение домашнего задания. На этом этапе вырабатывается ритуал прощания, дети дают оценку своему эмоциональному состоянию с помощью различных символов: цветка настроения, солнышка, гномика и др. В соответствии с принципом комплексности, в течение всего курса занятий происходит непрерывное взаимодействие логопеда с родителями, педагогами, психологами, медицинскими работниками. Результаты психологической диагностики, медицинские заключения, наблюдения педагогов и родителей учитываются при проведении занятий. Обращение к знаниям, умениям и навыкам, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, является обязательным при проведении курса занятий. Это согласуется с одним из принципов коррекционной педагогики — принципом развития. Онтогенетический принцип заключается в том, что логопедическое воздействие ведется в соответствии с последовательностью речевого развития и видов деятельности ребенка в онтогенезе. Этому принципу отвечает подбор и последовательность тем курса, опора на ведущую деятельность возраста при проведении занятий.
Программа курса реализуется с учетом общедидактических принципов, занимающих важное место в коррекции речевых нарушений. Это такие принципы, как принцип наглядности, доступности, сознательности, активности, сотрудничества. Основные методы коррекционного обучения С учетом основных задач курса и принципов его построения подбираются методы обучения. Так как занятия проводятся с учащимися первых классов, еще не умеющими читать и писать и плохо владеющими русским языком, одними из основных методов являются практические методы обучения. Сущность использования практических методов заключается в том, что овладение лексико-грамматическим материалом происходит без обращения к правилам. Дети изучают способы словообразования и словоизменения, составляют предложения и связные высказывания за счет практического усвоения лексико-грамматических закономерностей. Повышению познавательной и речевой активности при усвоении речевого материала практическими методами способствует использование игровых и наглядно-демонстрационных методов обучения. Использование игровых методов обучения соответствует ведущей деятельности возраста и позволяет решать целый ряд коррекционных и воспитательных задач. С одной стороны, играющий выполняет реальные действия, связанные с изучением вполне конкретного лексико-грамматического материала; с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью, наказуемостью, снять барьеры страха быть смешным, получить плохую оценку. В игре легче усваивается изучаемое, быстрее вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» дети не просто учатся вычленять из речевого потока и подбирать такие слова, а учат говорить робота, недавно созданного учеными и знающего совсем мало слов (игра «Робот и конструкторы»). При знакомстве с темой «Простое двусоставное предложение» ученики превращаются в «разведчиков», которым необходимо разгадать шифровку (схемы предложений). При изучении любой лексико-грамматической темы игровые приемы и методы обучения оказывают педагогу неоценимую помощь.
Важное значение в устранении речевых нарушений имеют наглядно-демонстрационные методы обучения, позволяющие, в соответствии с теорией Л.С. Выготского, проводить коррекционное обучение с опорой на сохранный анализатор. Кроме того, у детей с двуязычием изучение большинства лексико-грамматических тем практическими методами возможно только при использовании наглядности. Поэтому демонстрация натуральных предметов или действий, муляжей, игрушек, использование сюжетных и предметных картинок, схем способствует успешному усвоению изучаемого, стимулирует речевую произвольность. Например, детям, испытывающим трудности при построении связных высказываний, ощутимую помощь оказывает картинный план или рисуночная схема. Так как для таких детей русский язык не является родным, при проведении занятий учитываются и психологические предпосылки усвоения иностранного языка. Имеются в виду нередко существующие у детей психологические барьеры, когда трудности заключаются не столько в овладении речевым материалом, сколько в социально-психологическом взаимодействии с окружающими на чужом языке. Преодолеть эти трудности помогают методы ролевого моделирования типовых ситуаций. Сущность состоит в том, что занятия строятся на участии ребенка в какой-либо реальной, игровой или сказочной ситуации, когда учитель-логопед не столько наставляет ребенка, сколько сотрудничает с ним. Иногда логопед специально играет роль ученика и вместе с детьми, являющимися в этом случае учителями, устанавливает связи, намечает пути решения учебных задач. При изучении самых различных тем всегда есть возможность для исполнения детьми разнообразных ролей: учителя, робкого или смелого ученика, продавца, покупателя, шофера, регулировщика, кондуктора, волшебника, зайчика, котенка. При таком подходе дети не только легче овладевают учебным материалом, но и осваивают навыки конструктивного общения, формы речевого этикета. Ребенок ощущает уважение к себе, к своей личности, у него снижается уровень тревожности, формируется уверенность в своих силах.
При проведении занятий используются также словесные методы обучения (рассказ, беседа), но их удельный вес на первом этапе невелик. Использование всех перечисленных методов соответствует основным задачам и принципам построения курса, возрастным и психологическим особенностям учащихся. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями Известно, что для эффективной работы по коррекции речевых нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения и родителями. Опыт показывает, что родители детей с билингвизмом менее мотивированы на проведение коррекционной работы, чем родители русскоязычных детей, что обусловлено рядом причин. Обычно на школьный логопункт с диагнозом «нерезко выраженное общее недоразвитие речи» поступают русскоязычные дети, уже получавшие логопедическую помощь в учреждениях здравоохранения или детских садах. Их родители, хорошо представляющие себе возможные трудности в обучении ребенка, заинтересованы в логопедической помощи. Дети с билингвизмом до школы логопедической помощи в подавляющем большинстве случаев не получают. Поэтому имеющиеся у ребенка речевые нарушения родители, как и многие педагоги, склонны объяснять лишь двуязычием. Родители считают, что, как только ребенок пойдет в школу, он быстро овладеет русским языком, сам справится с имеющимися дефектами речи, и никаких дополнительных занятий ему не нужно. Так как занятия в логопунктах проводятся во внеучебное время, посещаемость занятий детьми обеспечивают родители. Чтобы родители стали активными союзниками логопеда, необходима большая просветительская работа. С этой целью учитель-логопед проводит родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование родителей, организует посещение ими логопедических занятий, привлекает к подготовке наглядного материала, а иногда и к участию в занятиях. Регулировать взаимоотношения между логопедом и родителями целесообразно с помощью специального договора на проведение коррекционно-развивающих занятий, содержащего права и обязанности сторон, даты и время проведения занятий. Как показывает опыт, оформление такого документа позволяет повысить ответственность родителей за посещение детьми логопедических занятий.
Установлению отношений взаимопонимания и сотрудничества с родителями способствует знание логопедом этнокультурных особенностей и традиций воспитания той или иной национальной диаспоры. Работа логопеда требует от него не только наличия профессиональных знаний, но и умения ориентироваться в смежных областях науки — социологии, психологии, филологии, педагогике. Организация, продолжительность и периодичность занятий Так как занятия проводятся на 1-ом этапе коррекционного обучения, то их эффективность тем выше, чем раньше они начинаются. Оптимальный срок начала занятий — 20 сентября. К этому времени заканчивается логопедическое обследование детей, первоклассники успевают несколько адаптироваться к школе, но вместе с тем еще не наблюдается выраженного отставания в усвоении учебного материала. Занятия проводятся во внеучебное время, 3 раза в неделю. Продолжительность каждого урока — 40 минут. Курс состоит из 57 занятий. Параллельное групповыми занятиями по программе логопедом проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения. В материалы фонетической зарядки, проводимой на каждом групповом занятии, могут включаться уже поставленные звуки и звуки русского языка, трудные для большинства двуязычных детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|