Тема 13. Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера.
Закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов. Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательно-повествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям. Зрительный ряд: карточки для составления схем предложений; картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предлога; сюжетные картинки из серии «Времена года», «В лесу», «На огороде», «В саду». Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз. Возможные виды работы: — повторение игр или их элементов из предыдущей темы; — составление пересказов текстов; — составление рассказов по картинкам, по представлениям; — ролевое моделирование ситуаций «Экскурсия в лес», «Собираем урожай».
Темы 14,15. Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме. Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без). Составление собственных связных высказываний описательно-повествовательного характера по демонстрируемому действию, картинкам, представлению. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи, навыков самоконтроля, речевой произвольности. Зрительный ряд: сюжетные картинки «Семья», «Кот-задира», «Два брата», «Щенок Бимка»; серии сюжетных картинок «Петя и Волк», «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Страшный зверь», «Это я виноват». Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз. Возможные виды работы: — составление рассказа по демонстрируемому действию;
— составление рассказа по сюжетной картинке, серии картинок, представлению; — продолжение или восстановление рассказа с опорой на картинки и без; — ролевое моделирование ситуаций «Дежурные», «На уроке», «У врача», «День рождения». Конспекты логопедических занятий Тема 1. Занятие 1. Слова, обозначающие действие предмета. Цели: — знакомство со словами, обозначающими действие предмета; формирование практических навыков правильного употребления глаголов. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексической темы «Домашние животные»; — развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире; — формирование положительного отношения к занятиям, интереса к языковым явлениям. Зрительный ряд: картинки «Домашние животные», «Паровозик и вагончики», таблички с двумя полосками (теремок, картинки серии «Звукознайка»). Звуковой ряд: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково» В. Юровского, Г. Циферовой. Ход занятия Организационно-подготовительная часть занятия. • Знакомство в кругу. • Игра «Паровозик». Логопед: Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к словам. Поедем на поезде. Вот конверты с билетами (цветовой тест Люшера). Билеты разные — желтые, зеленые и красные, коричневые, черные и голубые — выбирайте любые! Выберите тот билет, который вам кажется самым красивым. А теперь выходите сюда, поставьте билеты в вагончики (на наборном полотне картинка «Паровозик и вагончики»), а сами станьте друг за другом в паровозик. (Дети делают под музыку несколько кругов; когда музыка выключается, «паровозиком» становится новый ребенок.) • Артикуляционная гимнастика. Логопед: Вот мы и приехали в гости к словам. В корзиночке у меня много слов. Слышите, как они шуршат? А вылезать не хотят. Они не знают, хорошо ли говорят ребята, послушны ли у них губки, язычок. А это мы сейчас проверим: сделаем упражнения для губ и язычка:
Лягушка—слоненок; Шарик за щекой; Лошадка; Чистим зубы; Маляр; Игры-звукоподражания; Чистоговорки. (Артикуляционная гимнастика сопровождается стихами и демонстрацией картинок серии «Звукознайка».) Основная часть занятия. • Слова, обозначающие действие предмета Логопед: Словам очень понравилось, как вы делали артикуляционную гимнастику, и они решили поближе познакомиться с вами. (Дети выходят по одному, достают из корзинки карточки со словом, логопед читает слово и просит выполнить действие.) Слова: хлопает, топает, ходит, машет, прыгает, стучит. Логопед: Что делает Маша? (Коля, Петя и т д.) Какой вопрос я задавала? Все эти слова отвечают на вопрос «Что делает?» и обозначают действие предмета. Для таких слов мы будем использовать карточки с двумя полосками... Ах, а в корзинке еще остались слова! Ну-ка, послушайте: «My!..» Кто это?. (что делает?)» (На наборном полотне — картинка с изображением коровы и карточка с двумя полосками.) Аналогично: лает, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, рычит. (Картинки: кошка, корова, свинья, собака, коза, лошадь, волк.) Логопед: Как назвать картинки одним словом? Какое животное лишнее? • Беседа о домашних животных. Каждый ребенок составляет рассказ о понравившемся ему животном с опорой на картинный план: o где живет (изображение домика)? o чем питается (изображение миски)? o какую пользу приносит (вопросительный знак)? • Игра «Что мы делаем?» Логопед: Домашние животные предлагают детям поиграть в одну интересную игру.
(Аналогично другие звукоподражания — мяу, хрю, гав, и-го-го, бе.) •Игра «Кто как стучит?». Логопед: Как-то раз пошли домашние животные погулять. Идут и видят: стоит в поле теремок (на наборном полотне картинка). Вошли они в теремок и стали там жить.
Когда они куда-нибудь уходили, то, возвращаясь, каждый стучал в дверь по-своему. (Логопед просит повторить ритмичный стук типа: хх, ххх, хХХ, ХХх, хххх, хх-хх-хх и т.п. Ребенок, правильно повторивший стук, получает картинку с изображением домашнего животного.) • Подбор предметов к словам-действиям. Логопед: Тот, о ком я скажу, войдет в теремок. Сторожит, грызет, лает. Кто это? Собака что делает? (Ребенок, который получил картинку с изображением собаки, выходит к доске и отвечает на вопрос логопеда. Аналогично работа со словами: мяукает, лакает, хрюкает, роет; ржет, скачет, возит; блеет, бодается; мычит, жует, молоко дает.) • Лото «Сказки». Дети по цепочке рассказывают сказку «Курочка Ряба», логопед задает вопросы: Дед что делал? Баба что делала? Мышка что делала? Заключительная часть занятия. • Покупка билетов на поезд (цветовой тест Люшера). • Смысловая рефлексия занятия (с какими словами познакомились?). • Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось). • Пароль на выход (на какой вопрос отвечает слово...?, что делает кошка, корова...?). Примечание: важно, чтобы в конце занятия ребенок поставил билет в тот же вагончик, что и в начале. Это позволяет отслеживать изменения в эмоциональном состоянии за время занятия.
Тема 2. Занятие 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|