Основная часть занятия.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 • Рассказ о Вите. — Мальчик Витя опоздал в школу. Когда его спросили, почему он опоздал, Витя сказал: «Вот проснулся я утром, хочу надеть..., а ее нет. Потом ищу..., а они под шкафом. На улице холодно, решил надеть теплую..., а она под стулом. Хотел надеть на шею..., а он тоже потерялся. Вот я и опоздал». Я не поняла, что же ищет по утрам Витя? Давайте научим мальчика правильно рассказывать, добавим слова, которые он пропустил. А помогут нам вот эти картинки (рубашка, брюки, куртка, шарф). Как можно одним словом назвать эти картинки? • Составление предложений по действию. Ребенку предлагается взять ручку, открыть тетрадь, закрыть книгу, поднять руку, открыть пенал и т. п. Детям задается вопрос: «Что делает...?», и они должны ответить полным предложением — выложить его схему. — Сколько слов в предложении? Назовите главные слова. • Сообщение темы занятия. Игра «Что ты видишь?» (на наборном полотне картинки с изображениями птиц). — Скажите, что есть в кабинете? Что вы видите в кабинете? А кого вы видите на картинках? • Беседа о птицах. • Игра «День — ночь». • Динамическая пауза. — Сейчас, ребята, вы все превратитесь в птиц. Выбирайте, какая птица вам больше всего нравится. Скажи, Маша, кого ты выбираешь? Ребенок должен ответить полным предложением: «Я выбираю воробья (скворца, кукушку, галку и т. д.)». День — птички летают. Ночь — птички спят. Пришла сова и утащила... Маша у нас — воробей. Быстро скажите, кого утащила сова, а то она съест бедную птичку. Игра повторяется, пока сова не утащит всех птичек. • Закончите предложение, подбирая подходящее по смыслу слово. Начертите схему предложения в тетрадь. Из какой сказки это предложение?
Курочка снесла... (яичко). Бабушка испекла... (колобок). Мышка увидела... (теремок). Посадил дед... (репку). • Лото «Сказки». Рассказывание сказки «Репка» по цепочке с опорой на картинки. Заключительная часть занятия. • Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия. • Пароль на выход: «Вспомни, каких птиц ты видел на картинках?» Дети дают полный ответ: «Я видел воробья (кукушку и т. п.)»
Тема 11. Занятие 1. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «на». Цели: — формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «на», закрепление предложного управления; — развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель»; — воспитание внимания к языковым явлениям, развитие речевой произвольности. Зрительный ряд: предметные картинки серии «Мебель», изображение котенка, наборное полотно, мяч, сюжетные картинки «В комнате», «В классе». Ход занятия Организационно-подготовительная часть занятия. • Игра на групповое сплочение «Ветер дует на...» • Фонетическая зарядка: ле-ле-ле — на столе не-не-не — на окне не-не-не — на диване лу-лу-лу — на полу ле-ле-ле — на стуле фу-фу-фу — на шкафу Основная часть занятия. • Выделение предлога «на» из речи, уточнение его значения. • – Сколько слов я произнесла: «Стол»? А теперь: «На столе»? Одно слово совсем маленькое — «на». Скажите, что лежит на столе? Что обозначает слово «на»? (Предмет находится сверху другого.) • Сообщение темы занятия. Повторение названий предметов мебели. Закрепление обобщающего слова «Мебель». На наборном полотне — картинки серии «Мебель». Логопед просит назвать, что изображено на картинках, назвать части мебели, сказать, как можно все предметы назвать одним словом. • Рассказ о девочке и котенке.
— У девочки был котенок. Он очень любил играть. Как-то раз стали играть в прятки. Договорились, что котенок никуда не станет залезать, а будет прятаться сверху. Девочка закроет глаза и постарается его найти по голосу. Стал котенок бегать с места на место и мяукать: «Мяу-мяу, я на диване. Мяу-мяу, я...» Подскажи девочке, где сейчас котенок? (Логопед демонстрирует перемещение котенка на наборном полотне и повторяет ответы детей, выделяя голосом предлог: на столе, на стуле, на тумбочке, на шкафу.) — А потом котенок и говорит: «Я... коробке». «Ничего не понимаю! — отвечает девочка. — Где ты?» — «Я... коробке». Почему девочка не поняла? Какое маленькое слово пропустил котенок? Вот какой глупый котенок! Я думаю, что вы не будете пропускать маленькое слово «на». Проверим? • Составление предложений с предлогом «на» по сюжетным картинкам «В комнате», «В классе». • Динамическая пауза. Стихи с движениями. Как на горке снег-снег, (Дети показывают руками горку.) И на елке снег-снег, (Руки в стороны, покачивание.) И на шапке снег-снег, (Отряхивание снега с шапки.) И на шубке снег-снег, (Отряхивание снега с шубки.) На перчатках снег-снег, (Потряхивание кистями.) На сапожках снег-снег... (Дети топают ногами.) Все бело-бело-бело, Много снега намело, Вот веселые деньки! Все на лыжи и коньки. (Дети имитируют катание на лыжах и коньках.) • Игра с мячом. Логопед читает стихи: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем в мяч играть. Не забудь словечко «на», Чтоб соединить слова. Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит название предмета. Ученик должен придумать предложение с предлогом «на». Слова: подушка, кровать; тарелка, стол; девочка, стул; кукла, диван; ваза, шкаф; часы, тумбочка. Логопед бросает мяч и произносит название только одного предмета, дети составляют предложение с предлогом «на». Слова: книга, одеяло, мальчик, коробка, чайник, цветок, кошка, на столе, на диване, на стуле, на кровати, на шкафу, на тумбочке. • Работа в тетрадях, где схематически изображены различные предметы мебели. — Что нарисовано? — Как назвать эти предметы одним словом? — Нарисуйте на стуле мяч, на столе — стакан, на кровати — подушку, на шкафу — коробку. Где лежит мяч (подушка, коробка)? Где стоит стакан? Подпишите. Помните, что маленькое слово «на» пишется отдельно от других слов.
Заключительная часть занятия. • Смысловая рефлексия занятия: с каким маленьким словом познакомились? Что обозначает это слово? Как пишется предлог «на»? • Эмоциональная рефлексия занятия: кто сегодня был самым внимательным (старательным, послушным, веселым, аккуратным)? • Пароль на выход: скажи, где лежит ручка? (на столе, на тетради, на окне, на стуле, на пенале).
Тема 11. Занятие 2. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «в». Цели: — формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «в», закрепление практических навыков предложного управления; — развитие зрительно-пространственных представлений, активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Животные», «Посуда», «Продукты»; — воспитание интереса к занятиям, положительной учебной мотивации. Зрительный ряд: предметные картинки серий «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты»; набор кукольной посуды; наборное полотно, мяч, сюжетная картинка «Повар готовит обед». Ход занятия Организационно-подготовительная часть занятия. • Упражнения на снятие мышечной усталости: «Сова», «Любопытная Варвара», «Стряхиваем водичку», «Кошечки», «Кораблик». • Фонетическая зарядка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|