Простое двусоставное нераспространенное предложение.
Цели: — активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем «Семья», «Домашние животные»; знакомство с понятием «предложение»; обучение правильному составлению предложений из двух слов; — развитие слухового внимания, памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире; — формирование положительного отношения к занятиям, внимания к языковым явлениям. Дидактические средства: картинки «Незнайка», «Домашние животные», «Семья»; сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосами. Ход занятия Организационно-подготовительная часть занятия. • Знакомство в кругу. • Упражнения на снятие мышечной усталости и активизацию психических процессов: «Сова», «Насос», «Шарик», «Думающая шляпа», «Бабочка на потолке». Основная часть занятия. • Составление предложений по картинкам. Детям раздаются карточки с изображением домашних животных. Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет... Ребенок показывает детям свою картинку и задает вопросы; дети отвечают. Повторение. Дифференциация вопросов «Кто?», «Что делает?» (в виде игры «Поможем Незнайке задать вопрос к слову»). Слова собака, стоп, стоит, лает, бегает, лошадь, коза, блеет, мычит, корова. Эта же игра проводится в другом варианте: услышав слово, дети подымают карточку с одной или двумя полосками. • Составление предложений по схеме. Логопед: Жило-было на свете слово «мальчик». Пошло слово погулять, а навстречу ему другое слово — «играет» (выставляет на наборное полотно карточки с полосками). Встали слова рядом, и получилось предложение. Какое предложение получилось? (Ответ детей.) Слово «мама» стало рядом со словом «готовит» (на наборном полотне схема). Какое получилось предложение? Аналогичная работа проводится со словами: бабушка, вяжет, папа, работает, дедушка, читает). Как назвать одним словом слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «мальчик»?
• Динамическая пауза. Логопед: Вечером вся семья дома. Покажем, кто что делает. Дети показывают, как мама подметает пол, бабушка вяжет, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, а дети — девочки и мальчики Прыгают, как мячики, Ножками топают, Ручками хлопают, Головой кивают, Вместе отдыхают. • Составление предложений по сюжетной картинке «Семья». Уточнение понятий «сын», «дочь», «внук», «внучка», «сестра», «брат». • Составление предложений по картинкам. Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что он делает?». Повторить получившееся предложение, выложить его схему. Согласование глагола с именем существительным в числе (в виде игры «Закончи предложение»). Птица летит. Птицы... Мальчик бежит. Мальчики... Собака лает. Собаки... Самолет летит. Самолеты... Корова мычит. Коровы... Девочка читает. Девочки... • Составление предложений по схемам (в виде игры «Незнайка загадывает загадки»). Логопед: Незнайка придумал предложение про солнышко и выложил его схему. Отгадайте, что это за предложение? Аналогично — предложения про дождик, доктора, учительницу, бабушку. Заключительная часть занятия. • Смысловая рефлексия занятия (что учились делать?). • Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось). • Пароль на выход (составить предложение из двух слов, например: ученик, писать).
Тема 3. Занятие 1. Согласование имени существительного и глагола в числе.
Цели: — знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов; — формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе; — активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «Семья», «Домашние животные»; — развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти и артикуляционной моторики; — формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков. Дидактические средства: картинки «Звукознайка», «Домашние животные»; сюжетные картинки «В школе», «Семья». Ход занятия Организационно-подготовительная часть занятия. • Игра на групповое сплочение: 1 -и круг: «Что я люблю?» — дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свою любимую еду. 2-й круг: «Вкусный подарок соседу». • Артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка. Основная часть занятия. • Дифференциация вопросов «Что делает», «Что делают?». Логопед просит выполнить действия одного ребенка и задает вопрос: «Что делает?», а затем это же действие выполняет вся группа и звучит вопрос «Что делают?» (идет—идут, прыгает—прыгают, плывет— плывут, машет—машут, топает—топают). Логопед предлагает сравнить вопросы «Что делает?» и «Что делают?» по звучанию и значению. • Сообщение темы занятия. • Подбор действий к картинкам. На наборном полотне картинки: кошка, собака, свинья, волк. — Какая картинка лишняя? Почему? — Кто как голос подает? Что делает собака? — А собаки? (Аналогично: кошка — кошки, свинья — свиньи, волк — волки.) • Динамическая пауза. Вышли мыши как-то раз (дети маршируют) Посмотреть, который час. (руки на пояс, поворот вправо-влево) Раз, два, три, четыре — (хлопки в ладоши) Мыши дернули за гири. (имитация дергания за веревку) Вдруг раздался страшный звон — (ладони к щекам, покачивание головой) Побежали мыши вон! (бег на месте) Мыши, замрите! Кто зашевелится после команды «Замри», того съела кошка. Попробуем еще раз. Образование глаголов I спряжения 3-го лица множественного числа. • Работа с сюжетной картинкой «В школе». Ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Что делают?». • Игра «Ученики и учителя». Логопед: Сейчас, ребята, мы поиграем в школу. Девочки будут ученицами, а мальчики — учителями. Мальчики, слушайте внимательно, правильные ли слова подберут девочки? (Затем наоборот.)
Учительница пишет, и дети тоже... Учительница рисует, и дети тоже... Учительница читает, и дети тоже... Учительница знает, и дети тоже... Учительница идет, и дети тоже... Учительница поет, и дети тоже... Учительница несет, и дети тоже... Учительница ругает, и дети тоже... • «Дома». Беседа по сюжетной картинке «Семья». Повторение родственных отношений. Вопросы типа: Мальчик маме кто? А бабушке? А девочке? • Называние действий по показу. Логопед: Утром мама и папа ушли на работу, дедушка пошел в магазин, а дети остались с бабушкой. Они очень любили бабушку и стали все делать вместе с ней. Отгадайте, что делает бабушка? Логопед жестами показывает действия, а дети называют их. После каждого ответа логопед просит повторить: Бабушка стирает, и дети... Бабушка подметает, и дети... Бабушка режет, и дети... Бабушка шьет, и дети... Бабушка вяжет, и дети... Бабушка моет, и дети... Бабушка кушает, и дети... Заключительная часть занятия. • Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия. • Пароль на выход. — Первым выйдет тот, кто без ошибок закончит все предложения: Птица поет. Птицы... Мальчик идет. Мальчики... Собака лает. Собаки... Кошка мяукает. Кошки... Девочка пишет. Девочки... Ученик читает. Ученики...
Тема 4. Занятие 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|