Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуальные приемы и умения учащихся




Приемы умственной деятельности как бы скрыты за прие­мами учебной работы. Отработка каждой группы умений требует применения простейших предписаний. Обобщающими предписа­ниями мыслительной деятельности ученики могут пользоваться начиная с 4—5 класса. Учитель приучает их к изложению исто­


рических событий в форме ответов на вопросы: кто? (что?). Где? Когда? Как? Почему? Зачем? (187, с. 22).

В систему приемов умственной деятельности при изучении теоретического материала входят приемы словесно-понятийного мышления. К ним относятся: анализ и синтез, сравнение и обоб­щение, доказательство, выявление существенного, формулирова­ние выводов, понятий, приемы воображения и запоминания.

От класса к классу усложняются интеллектуальные умения учащихся. Вот основной их перечень: 5 класс — уметь сравнивать отдельные события; давать описание фактов (условия жизни лю­дей); объяснять исторические термины. 6 класс — анализировать и обобщать исторические факты, делать несложные выводы; да­вать сравнительные описания природных условий стран, орудий труда, памятников культуры; 7 класс — выявлять существенные признаки социальных групп общества; сравнивать однотипные яв­ления, процессы; обобщать причины, выявлять значение событий; обосновывать свои выводы фактами из разных источников (рас­сказ учителя, наглядные пособия, учебник); 8 класс — оценивать значение явлений и событий; сравнивать однотипные процессы в отечественной и всеобщей истории, выявлять их причины и след­ствия; 9 класс — анализировать исторические факты, опираясь на теоретические положения; 10—11 классы — формулировать опре­деления отдельных исторических понятий; анализировать и обоб­щать на основе знаний по истории и обществоведению, источни­ков; характеризовать общественные явления в развитии; давать сравнительную характеристику процессов. Учащиеся старших классов должны также уметь подготовить доклад и реферат, напи­сать тезисы и конспект выступления.

Отработка приемов может быть быстрой или растянуться на длительный срок. Например, умением проводить сравнение уче­ники овладевают на протяжении нескольких лет. Умения опреде­лять причины и следствия, локализовать факты во времени и пространстве, грамотно работать со школьным учебником также требуют много времени. В течение нескольких лет ученики овла­девают приемами анализа и синтеза.

Анализ и синтез. Способ мысленного расчленения целого на части называется анализом. Противоположный анализу прием — синтез. Но реализуется эта мыслительная операция совместно с анализом, а также обобщением, систематизацией, классифика­цией. Синтез — это мысленное соединение частей в одно целое (раскрытие связей между ними) (200, с. 41). Синтез лучше всего продемонстрировать в ходе составления логической цепочки признаков (частей) первобытно-общинного строя: простые ору­дия труда -» совместный труд -> общее имущество -» равенство членов общины.

При изучении отечественной истории вводятся простейшие приемы анализа. Например, рассмотреть рисунок древнерусского воина и определить, из каких предметов состоит его вооружение. В этой работе помогает специальная памятка: для сравнения вы­дели сопоставимые признаки; оставь самые существенные из них; на первое место поставь самый важный признак, потом зависящие от него; сравни события и явления; сделай вывод.

Сравнение — это установление общего и различного. Как пока­зывают исследования психологов, ученики 5—7 классов при срав­нении лучше устанавливают черты различия, чем сходства; легче определяют только особенное или только общее; сходство четче видят на фоне различий.

Выявляя сходство и различие, младшие школьники сравнива­ют славянский поселок и древний Киев, Куликовскую битву и Ледовое побоище, Московский Кремль XII и XV вв. Ученики среднего возраста могут сравнить несколько явлений, описанных в тексте, например: мануфактуру и мастерскую ремесленника, регулярную армию Петра I и войско стрельцов вместе с дворян­ской конницей.

В.О.Пунский предлагает следующую памятку для отработки умения сравнивать (с. 41):

1. Подумай, по каким линиям и в какой последовательности нужно срав­нить изучаемые явления.

2. Установи их общие существенные признаки.

3. Определи существенные различия между ними.

4. Сделай (если нужно) вывод, вытекающий из их сравнения.

В старших классах ученикам такая памятка уже не нужна. На основе отработанного умения они легко сравнивают, например, экономическое развитие России после реформ 60—70-х гг. с эко­номическим развитием США после гражданской войны 1861 г.

Сравнение проходит легче и эффективней, если материал пред­ставлен в виде схемы, например, изменения населения Аттики к VII в. до н.э. (165, с. 78, 83).

Усвоив прием сравнения, ученики своими словами объясняют нужные действия: «Нужно сравнивать одновременно оба события по одинаковому плану, затем установить, в чем было общее и различное между ними»; «Надо сначала выявить самые важные признаки, найти сопоставимые признаки, сравнить по ним и сде­лать выводы: что общего и в чем различия между событиями» (174, с. 66).


 

Состав населения Аттики в эпоху Перикла

Учитель может дать, например, такие задания (213, с. 46—47):

1. Сравните мифы и легенды о богах народов Древнего Востока и Древ­ней Греции. Что в них общего? Что их отличает друг от друга?

2. Правила поведения средневекового рыцаря, сложившиеся в XII в., включали следующие требования: быть милосердным, справедливым, добрым и честным; защищать церковь, помогать нуждающимся и бедным; карать убийц и грабителей; смерть предпочитать бесчестию. У далекого предшественника средневекового рыцаря — немецкого во- ина-варвара — эти требования вызвали бы усмешку и недоумение. Для него главной задачей было проявить мужество, неукротимость в бою, любой ценой добиться поражения и подчинения врага. Что об­щего в правилах поведения рыцаря и воина-варвара, что отличает их устремления?

3. Составьте сравнительную таблицу «Положение зависимого крестья­нина и свободного фермера». При этом отметьте следующие характе­ристики: орудия труда; тяжесть труда; производительность; свобода в распоряжении землей, результатами труда; удовлетворение от труда; отношения с владельцем земли, с другими хозяевами.

4. Найдите общие черты и различия в деятельности Генеральных шта­тов во Франции и парламента Англии в средневековую эпоху.

5. Составьте сравнительно-систематизирующую таблицу событий и во­енных действий на Западном и Восточном фронтах в период первой мировой войны (82, с. 87):

Год Западный фронт Восточный фронт
  Вторжение немцев в Бельгию (4 августа) Битва на Марне (сентябрь) Продвижение немцев к Парижу остановлено Вторжение русских армий в Вос­точную Пруссию (17 августа) Успешное наступление русских, войск в Галиции
  Позиционная война Поражение русской армии. Потеря Польши, Литвы, Прибал­тики, Западной Белоруссии, части Западной Украины
  Бои под Верденом (февраль- декабрь) Битва на Сомме (июль—ноябрь) Успешное наступление на Юго- Западном фронте — Брусилов­ский прорыв (май). Недостаток резервов и боеприпасов срыва­ет наступление
  Вступление в войну США (6 апреля) Провал наступления, организо­ванного Временным правитель­ством (июнь)
  Истощение сил Германии. Выход из войны ее союзников. Капитуляция Германии (11 ноября) Брестский мир (март)

 

Таким образом, с применением какого-либо приема учебной работы в обучении выполняются и связанные с ним приемы умственной деятельности. При составлении сравнительно-обоб- щающей таблицы надо: 1) проанализировать учебный материал и выделить из него объекты сравнения (прием подчеркивающей аб­стракции); 2) проанализировать выделенные объекты (прием рас­членяющей абстракции); 3) последовательно сравнить однород­ные существенные признаки объектов (прием сравнения); обоб­щить результаты сравнения (прием обобщения по одноименному признаку) (54, с. 59—60).

Отработка каждой группы умений требует планирования рабо­ты. Надо знать, какие мыслительные операции позволят лучше изучить новый материал. Например, для усвоения материала о природных условиях и занятиях населения лучше подойдет срав­нение, а для выделения существенных признаков — абстрагирова­ние или доказательство.

Прием доказательства применяется при выяснении сущности понятий. Для доказательства какого-либо положения, высказанно­го как тезис, подбираются аргументы. Каждый из них должен обо­сновать истинность тезиса. В ходе доказательства четко отделяется один ряд умозаключений от другого. Исходным материалом для доказательства могут быть документы, статистические данные.

Для доказательства ученики используют памятку:

1. Уясни и сформулируй мысль, правильность которой следует доказать.

2. Приведи и разъясни доводы, подтверждающие данную мысль.

3. Сделай вывод, завершающий доказательство.

Памятка помогает подвести младших школьников к определе­нию самого доказательства — обоснованию правильности или ложности какого-либо высказывания, мысли. Со временем это определение углубляется и конкретизируется, наполняясь новым содержанием. Старшие школьники обосновывают истинность до­казываемого суждения при помощи других суждений, истинность которых уже доказана. Для доказательства могут привлекаться зрительные образы. Старшеклассники, например, получают зада­ние: докажите, что программа народников была утопической. Путем анализа картины И.Е. Репина «Арест пропагандиста» рас­кройте характерные черты хождения в народ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...