Конспективное повествование и информативное сообщение
учитель использует на уроках при изложении неглавных фактов. Для конспективного повествования характерно лишенное образности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Такое краткое освещение фактов без их анализа необходимо для установления связей между основными фактами, для создания целостного представления о событиях. При помощи карт, схем, графиков конспективно излагаются события политической жизни, военной истории, народных восстаний. Поскольку у младших школьников конспективное изложение не вызывает интереса, учитель дает им задания для активизации познавательной деятельности: составление хронологической таб Информативное сообщение применяют для перечисления фактов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главным фактом урока. По ходу изложения ученики составляют календари событий. К простому информативному сообщению можно отнести директиву генерала Деникина: «Имея конечной целью захват Москвы, призываю: 1. Ген. Врангелю выйти на фронт Саратов — Ртищево — Балашов, сменить на этих направлениях донские части и продолжать наступление на Пензу, Арзамас и далее — Нижний Новгород, Владимир, Москву. 2. Ген. Сидорину правым крылом, до выхода войск ген. Врангеля, продолжать выполнение прежней задачи. 3. Ген. Май-Маевскому наступать на Москву в направлении: Курск, Орел, Тула, для обеспечения с запада выдвинуться на линию Днепра» (139, с. 39). Приемы описания Картинное описание. Описание позволяет раскрыть существенные черты, детали, признаки или состояния. В нем есть объект, но нет развития сюжета. Описание бывает картинным и аналитическим. Картинным описанием называется прием устного изложения материала, когда с помощью слова в эмоционально-художественной форме создаются образы того или иного факта, т.е. происходит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Этот вид описания применяется для воссоздания картин природы, быта людей, географической среды, а также типичных явлений культурной, общественной, хозяйственной жизни (например, описание труда рабов и свободных греков в гончарной мастерской).
Приведем пример картинного описания природы из романа Болеслава Пруса «Фараон» (145, с. 5—6). «...В северо-восточном углу Африки лежит Египет — родина древнейшей в мире цивилизации. За три, четыре, даже пять тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством, страной, где процветали сельское хозяйство, ремесла и литература. Но больше всего Египет прославился грандиозными инженерными работами и колоссальными сооружениями... Египет — плодородная долина между двумя пустынями: Ливийской и Аравийской. Глубина ее — несколько сот метров, длина — сто тридцать миль, ширина едва достигает одной мили. Пологие склоны голых ливийских холмов — по западную сторону этой долины и скалистые, изрытые трещинами отроги Аравийской возвышенности — по восточную, образуют как бы коридор, на дне которого течет река Нил. По мере удаления к северу стены коридора постепенно сужаются, а в двадцати пяти милях от Средиземного моря внезапно раздвигаются, и Нил, разбившись на несколько рукавов, выходит на широкую равнину, имеющую форму треугольника. Основанием этого треугольника, носящего название дельты Нила, служит берег Средиземного моря, а вершиной — место выхода Нила из ущелья у города Каира и развалин древней столицы, Мемфиса. <...>
Поверхность Египта не всюду равнинная, местами она холмистая. Поэтому некоторых земель Египта разлив не достигает... Чтобы сохранять воду круглый год, египтяне создали целую сеть каналов длиною в несколько тысяч миль, а чтобы предотвратить наводнения, воздвигали мощные плотины и строили водохранилища. Прием описания позволяет использовать документальные фотографии местности, материалы реконструкции исторических памятников, локальные схемы, документы, художественно-историческую литературу. Вот, например, описание жизни инока- пустынника. Он «спит па земле, подложив под голову камень, пробует спать стоя или сидя и для большей бодрости держит в руке камень, чтобы он, если случится задремать подвижнику, падал и шумом своим будил его. Непрестанная молитва и сокрушение о грехах наполняет время подвижника. Питается он не более трех раз в неделю, а постом принимает пищу раз в неделю, да и пища скудна и невзыскательна — коренья, лесные ягоды, просфора, принесенная из ближнего храма или монастыря, краюха черствого зшеба, оставленная случайным прохожим в кузовке, который подвижник вешает на дерево у окраины леса, где проходит дорога... Подвижник всегда чем-нибудь занят: копает огород, делает изгородь, поправляет свою хибарку; непрестанный труд, пост и молитва изнуряют и иссушают тело святого. Но и этого ему мало: чтобы совсем подавить всякие телесные желания, подвижник опоясывается тяжелой цепью, так что звенья ее врезаются в тело; надевает власяницу, беспощадно дерущую своими острыми, как иглы, волосками его тело; на голову, под монашеский кукол, надевает железную шапку, не носит никакой обуви и в самые жестокие морозы ходит босиком; тучи комаров в жаркий летний день вьются над подвижником, покрывают его лицо и руки таким слоем, что не видать тела, а подвижник стоит и молча творит молитву за себя и за мир» (115, с. 497). Аналитическое описание значительно отличается от картинного. Это прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения; передаются внешние признаки создаваемых целостных образов, показывается взаимодействие их существенных сторон, составных частей. Применяется он при описании орудий труда, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных объектов, а также при разъяснении устройства государства, его военной организации. Рассказ сочетается с меловыми рисунками, схемами и чертежами, с демонстрацией макетов и моделей, с применением кодоскопа.
Это может быть описание устройства колесного плуга, водяной или ветряной мельницы, компаса. Приведем пример аналитического описания. «Ни время, ни автор изобретения компаса в точности не известны. Уже в начале XIII в. моряки стали пользоваться для ориентировки в море намагниченной иглой, которую вставляли в соломинку и опускали в чашку с водой. Во второй половине того же столетия моряк из Южной Италии Флавио Джойа вставил намагниченную стрелку в особый прибор, годный для употребления во всякое время, это и был компас» (97, с. 109). Образная характеристика — разновидность описания. Образной называют характеристику типичных представителей общества конкретного периода: купца, помещика, рабочего, фабриканта, крестьянина. Вот образная характеристика крестьянина второй половины XIX в. В большинстве своем роста среднего, с открытым взглядом; борода большая, окладистая, волосы на голове длинные, стриженные в кружок. Мужчины сильные и крепкие. В выражении глаз ум и смелость. Женщины красивы, имеют здоровый вид. Во время сенокоса две женщины могли унести копну сена не менее 15 пудов. Мужчины во время работы на судах таскали грузы по 10—12 пудов. Хорошо переносили жару и холод. В тулупе нараспашку ходили мужчины в тридцатиградусный мороз. Крестьяне стремились к зажиточной жизни, к достатку, хотели иметь добротный дом и породистую скотину. Гордились хорошей лошадью и упряжью, нарядйой одеждой. Нормой поведения считали взаимопомощь в труде. Презирали скупость, распутство, пьянство. На своем поле трудились с охотой, а о своей сохе любовно говорили: «Полюби Андреевну — будешь с хлебом».
Ты, соха ли, наша матушка, Горькой бедности помощница, Неизменная кормилица, Вековечная работница!.. Я. С. Никитин Часто образная характеристика сочетается с заданиями для учащихся. При изучении средневековой истории западноевропейских стран образная характеристика дополняется, например, заданием: «Какие из приведенных характеристик определяют облик средневекового крестьянина, горожанина, монаха, знатного человека: смирение, отказ от мирских забот; власть, стремление к славе, занятие войной; тяжкий труд, зависимость; активность и предприимчивость, отстаивание свобод своего сословия?» (213, с. 48). Характеристика исторической личности дается на уроках истории наряду с образной характеристикой. Для этого есть специальные памятки. Вот одна и? них. 1. Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, манеру держаться, говорить, одеваться). 2. Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим). 3. Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни. 4. Сделайте вывод о вкладе личности в историю. Для характеристики типичных черт выдающихся исторических личностей (политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) привлекается документальный материал, портреты, фотографии, художественная литература. Надолго остаются в памяти учеников необычные поступки деятеля, его выдающиеся свершения. Так, македонский правитель Александр III умер, не дожив до 33 лет. Царствовал он почти 13 лет и за это время приучил гирканцев к браку и научил земледелию; убедил арохосиев и согдийцев кормить родителей и не убивать их в старости, а персов — чтить матерей и не вступать с ними в брак (152). Часто факты, помогающие охарактеризовать личность, учитель берет из научной или художественной литературы. Например, книга А.З. Манфреда помогает дать характеристику Наполеону Бонапарту (143). «Лейтенант Наполеон Буонапарте, уроженец города Аяччо, что на острове Корсика, второй сын мелкопоместного дворянина Карло-Марии Буонапарте и его супруги Летиции... родился 15 августа 1769 года, три месяца спустя после завоевания Корсики французами. Семья была небогата и многодетна, и Карло Буонапарте, стремясь дать сыновьям образование, не отягащая скудный семейный бюджет, отвез двух старших — Жозефа и Наполеона — в декабре 1778 года во Францию. Здесь, не без хлопот, он сумел их определить на казенный кошт»... Или же материал о графе А.Г. Орлове: «Исполинская, пышущая здоровьем фигура графа Алехана, как его звали в Москве, его красивые греческие глаза, веселый беспечный нрав и огромное богатство привлекали в его гостеприимные хоромы все знатное и незнатное Москвы.
Русак в душе, граф любил угощать гостей кулачными боями, песенниками, борцами, причем и сам мерялся силой. Он гнул подковы, завивал узлами кочергу, валил за рога быка и потешал Москву особыми шутками. На смотры и свои парадные, по-придворному, приемы Алексей Григорьевич являлся с пышностью, в золоте, алмазах и орденах. Между тем на гулянья, как в Париже, выезжал вдруг среди чопорной, гонявшейся за ним знати не только без пудры и в круглой мещанской шляпе, но даже в простом кафтане, из серого и нарочито грубого сукна... Тридцативосьмилетний красавец-богатырь, граф Алексей Григорьевич не только дома, но и в то время на чужбине любил проводить время с голубями, до которых был страстный охотник... Граф за эти годы на покое еще более пополнел. Шея была чисто воловья, плечи, как у Юпитера или бога Бахуса, а лицо так и веяло здоровьем и удальством...» (136, с. 117—118).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|