Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные приемы изложения главных исторических фактов




Приемы повествования

 

При изучении главных исторических фактов используются приемы повествования и описания. Остановимся в начале на прие­мах повествования.

Повествование. При подготовке к уроку учитель решает, ка­ким будет способ изложения учебного материала. Выбор опреде­ляется задачами, которые ставит учитель, составом учеников и их подготовленностью. Он зависит также от содержания фактов и наглядных средств обучения. На уроке возможно сочетание раз­личных способов или приемов изложения.

Один из приемов изложения — повествование. В преподавании истории это сжатое сообщение или рассказ об исторических собы­тиях. Одно из требований к рассказу — отражение в нем конкрет­ной исторической характеристики времени, пространства, людей, что способствует развитию у учащихся представления о специ­фичности каждого исторического факта по сравнению с другими. Приведем пример повествования (88, с. 89).

После смерти Ивана Грозного и его сыновей прекратился их царский род. Сменилось несколько царей, но продолжался многолетний голод и беспорядки. Сильно ослабло русское государство. Воспользовавшись этим, чужестранцы вторглись в русские земли. Поляки даже оказались в Москве. Издалека, от Нижнего Новгорода, на помощь Москве пошло народное войско — ополчение. Возглавляли войско князь Дмитрий Ми­хайлович Пожарский и нижегородский староста Кузьма Минин. Они разгромили войско поляков. Сдались и поляки, засевшие в Кремле. 27 октября 1612 г. Москва была освобождена от захватчиков.

Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный историчес­кий сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исто­рические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захваты­вающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как пра­вило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка — куль­минация — развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий, например: восстание Спартака. В него включаются яркие эпизоды, детали исторических событий, харак­теристики их участников. По ходу рассказа учитель привлекает учебные событийные картины, аппликации, схемы военных дей­ствий.

Приведем фрагмент сюжетного рассказа с элементами картин­ного описания жестокости на пиру Ивана Грозного из книги

А.К. Толстого «Князь Серебряный» (146, с. 55—56).

«Князь встал и, следуя обычаю, низко поклонился царю.

Тогда все, бывшие за одним столом с князем, также встали и покло­нились Серебряному в знак поздравления с царскою милостью. Серебря­ный должен был каждого отблагодарить особым поклоном.

Между тем стольник возвратился к царю и сказал ему, кланяясь в пояс:

Великий государь! Никита-ста (приставка, означавшая степень по­чета. — Пояснение автора) принял блюдо, челом бьет!

Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты кача­лись над каждым блюдом, в виде опахала. За павлинами следовали куле­бяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель...

Напротив Серебряного сидел один старый боярин, на которого царь, как поговаривали, держал гнев. Боярин предвидел себе беду, но не знал какую и ожидал спокойно своей участи. К удивлению всех, кравчий Федор Басманов из своих рук поднес ему чашу вина.

Василий-су! — сказал Басманов, — великий государь жалует тебя чашею!

Старик встал, поклонился Иоанну и выпил вино, а Басманов, возвра­тись к царю, донес ему:

Василий-су выпил чашу, челом бьет!

Все встали и поклонились старику; ожидали себе и его поклона, но боярин стоял неподвижно. Дыхание его сперлось, он дрожал всем телом. Внезапно глаза его налились кровью, лицо посинело, и он грянулся оземь.

Боярин пьян, — сказал Иван Васильевич, — вынести его вон! — Шепот пробежал по собранию, а земские бояре переглянулись и потупи­ли очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова.

Серебряный содрогнулся. Еще недавно не верил он рассказам о жесто­кости Иоанна, теперь же сам сделался свидетелем его ужасной мести».

Сюжет рассказа может быть правдивым, реалистическим, ког­да, например, рассказывается о сражении при мысе Гангут. Воз­можен частичный вымысел, например, в рассказе о марафонском сражении. Хотя рассказ идет от имени придуманного воина, но время, ход события соответствуют действительности.

Сюжетное повествование может быть полностью вымышлен­ным. Так, помогая ученикам уяснить способы закрепощения кре­стьян у франков, учитель рассказывает о франкском крестьянине, возвращающемся с войны, его встречах с односельчанами и их рассказами, о впечатлениях крестьянина. Или в рассказе о поезд­ке купца на ярмарку раскрываются условия развития торговли в Западной Европе в период средневековья. Вымьппленность геро­ев позволяет включить в рассказ все нужные для характеристики эпохи типические эпизоды.

Форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека называется персонификацией (олицетворением). В ее основе — придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, по­ступках. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества.

Иногда сюжетное повествование выступает как способ объяс­нения сложных исторических явлений, например источников раб­ства Древней Греции V века до н.э. Чтобы разъяснить их, учитель вводит прием персонификации. Несколько рабов рассказывают, как каждый из них попал в рабство. Ученики не должны запоми­нать сюжет рассказа, у них другое задание: в ходе прослушивания определить место использования труда рабов и их положение, выявить источники рабства. Обычно после такого рассказа (но не во время его!) организуется беседа по вопросам учителя.

Свой рассказ учитель дополняет рисунками и надписями, фраг­ментами сюжетного диафильма. Подписи к кадрам он как бы про­игрывает, интонациями голоса углубляя характеристики героев повествования. Чтобы образность и эмоциональность не помеша­ли ученикам усвоить самое главное, существенное, учитель до­полняет сюжетное повествование элементами объяснения.

Другая форма сюжетного повествования — драматизация. Здесь повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытаю­щихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога рас­крывается сущность типичного социального явления. Часто уча­щиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется то, что выявлено при активном личном участии.

Прием драматизации ученикам очень нравится и в рассказе учителя. Вот как об этом пишет Николай Малинин (13 лет): «В пятом классе у нас начался нужный, интересный и захватыва­ющий предмет, название которому — история. Вел этот предмет умнейший человек Алексей Анатольевич. Он не вел уроки сухо — он вел их живо, эмоционально и даже в какой-то степени театра­лизованно! Я помню, как в седьмом классе Алексей Анатольевич изобразил нам Ивана Грозного, переодевшегося в шутейный на­ряд и подающего боярину кубок с ядом. Конечно же наш историк не брал в руки кубок и тем более не переодевался в шутейное платье — все это компенсировало его перевоплощение. Я думаю, что Алексей Анатольевич мог бы с таким же успехом, как в педа­гогическом вузе, учиться, например, в ГИТИСе. Самому мне не чужда профессия учителя истории, но ведь уму непостижимо: как можно подать сухой текст из книжки так, чтобы было интересно, занятно, немного смешно и чтобы при этом не терялся смысл?» (219, с. 8).

Несколько иначе понимали метод драматизации методисты дореволюционной школы. Тогда драматизацией называли мини­постановки учеников на уроках истории. Учитель подбирал неболь­шие пьесы на исторические темы или давал учащимся материал, который они приспосабливали для «представления». А.А. Гартвиг выдвигал на роли наиболее дельных и авторитетных учащихся и по очереди поручал им постановку. Избранный «режиссер» рас­пределял роли, давал задания по изготовлению кое-какой бутафо­рии. Перед началом урока он подавал учителю записку с обозна­чением темы, приготовленной к исполнению, и список учеников. За 10—15 минут до окончания урока режиссер вступал в свои права. Одних он посылал за кружками и табуретками, другим давал указание поставить стол и разместить декорацию, третьих усажи­вал на определенные места. Наконец, все готово, и класс «впива­ется глазами в происходящее на авансцене и с жадностью впиты­вает в себя воспроизводимые объекты».

Мини-постановки успешно применяются и в современной шко­ле, например при изучении законов Хаммурапи (193, с. 46).

Действующие лица: Богач, Раб, Купец, Глашатай, Начальник стражи, воины, народ.

Действие происходит на площади. Входит Богач в сопровождении Раба, несущего огромный мешок. Купец наблюдает за ним.

Богач. Сиди здесь. (Удар плетью.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Ефратом! (Уходит.)

Купец. За что тебя так не любит твой хозяин? Наверное, ты очень ленив? Кстати, куда ушел твой хозяин?

Раб. Он ушел к судье, господин.

Купец. Он хочет судить тебя, ты провинился?

Раб. Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.

Купец. Да, нелегко тебе живется.

Раб. А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы были и на моей родине?

Купец. Я купец. Мой корабль стоит в гавани, красивый корабль. У него на носу золоченая богиня удачи, такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.

Раб. Я знаю три языка, умею считать...

Купец (перебивая раба). Клянусь богиней правды Маат, я не ошиб­ся в тебе. Бежим-со мной, я возьму тебя рулевым на корабль, а когда мы придем в родную гавань, ты получишь свободу.

Раб. Спасибо тебе, господин! (Падает в ноги Купиу. Затем из мешка делает чучело и прислоняет его к дереву)

Богач выходит из дома, пинает чучело.

Богач. Ограбили! Раба украли. Люди! Это был мой лучший раб, я относился к нему, как к родному сыну!

На площадь выходит отряд воинов, впереди бежит Глашатай.

Начальник стражи. Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи.

Глашатай {читает). Светоч мудрости, первейший царь, вождь, по­ставленный богами, указует: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается укравшему чужого раба...

Богач {прерывая Глашатая). О, да будут благословенны твои дни, повелитель. Теперь берегись, проклятый вор!

Начальник стражи. Как смеешь ты говорить, перебивая цар­ского глашатая? Эй, стража!

Богач {падает в ноги). Прости, великий! {Дает Начальнику стра­жи мешочек денег) Путь это поможет-тебе забыть о моем невольном про­ступке.

Начальник стражи. Ладно уж...

Глашатай {продолжает чтение). Я, Хаммурапи, царь справедли­вый, которому Бог солнца даровал законы. Мои дела превосходны, мои дела бесподобны!

Начальник стражи. А теперь идите и расскажите всем о муд­рых законах нашего великого царя.

Образное повествование. В отличие от сюжетного повествова­ния, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содер­жит больше теоретических сведений и передает главные исто­рические факты в спокойной бесконфликтной форме (10, с. 84). Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов экономической жизни общества. Причем сочетается он, как правило, с графической наглядностью, например схемой «Древнерусская феодальная вотчина» (197, с. 30).

Возможно также применение педагогических рисунков, аппли­каций (возникновение средневекового города), учебных типологи­ческих картин («В мастерской средневекового оружейника»). Вклю­чение в рассказ такой наглядности создает образные представления об изучаемом явлении, что помогает ученикам выявить его суще­ственные черты. Удачный пример образного повествования дает в своей книге П.В. Гора (10, с. 84). Приведем небольшой фрагмент:

На уроке «Начало промышленного переворота в России» учитель рас­сказывает: «Недалеко от Москвы, во Владимирской губернии, раскину­лись вотчины графа Шереметева: много сел — Иваново и другие. Здесь издавна, еще в XVII в., крестьяне ткали холсты, полотна».


 


Древнерусская феодальная вотчина

Говоря это, учитель чертит на доске три домика, в каждом из них изображает работающего человека.

«В конце XVIII в. стало развиваться хлопчатобумажное производ­ство. Русский крестьянин быстро смекнул его секрет: «Станочек-то не­хитрый, даром что английский. И у нас в деревне такой же сделаем, не хуже». У себя в крепостном сельце Иваново, в избе-светелке, заводил он ручной станок, покупал бумажную пряжу и начал ткать миткали».

На доске появляется новый рисунок: условные три домика, в каждом из них станок и работающий за станком ткач; по дороге в город — пут­ник, несущий свою продукцию на рынок.<...>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...