Основные приемы изложения главных исторических фактов
Приемы повествования
При изучении главных исторических фактов используются приемы повествования и описания. Остановимся в начале на приемах повествования. Повествование. При подготовке к уроку учитель решает, каким будет способ изложения учебного материала. Выбор определяется задачами, которые ставит учитель, составом учеников и их подготовленностью. Он зависит также от содержания фактов и наглядных средств обучения. На уроке возможно сочетание различных способов или приемов изложения. Один из приемов изложения — повествование. В преподавании истории это сжатое сообщение или рассказ об исторических событиях. Одно из требований к рассказу — отражение в нем конкретной исторической характеристики времени, пространства, людей, что способствует развитию у учащихся представления о специфичности каждого исторического факта по сравнению с другими. Приведем пример повествования (88, с. 89). После смерти Ивана Грозного и его сыновей прекратился их царский род. Сменилось несколько царей, но продолжался многолетний голод и беспорядки. Сильно ослабло русское государство. Воспользовавшись этим, чужестранцы вторглись в русские земли. Поляки даже оказались в Москве. Издалека, от Нижнего Новгорода, на помощь Москве пошло народное войско — ополчение. Возглавляли войско князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородский староста Кузьма Минин. Они разгромили войско поляков. Сдались и поляки, засевшие в Кремле. 27 октября 1612 г. Москва была освобождена от захватчиков. Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как правило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка — кульминация — развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий, например: восстание Спартака. В него включаются яркие эпизоды, детали исторических событий, характеристики их участников. По ходу рассказа учитель привлекает учебные событийные картины, аппликации, схемы военных действий.
Приведем фрагмент сюжетного рассказа с элементами картинного описания жестокости на пиру Ивана Грозного из книги А.К. Толстого «Князь Серебряный» (146, с. 55—56). «Князь встал и, следуя обычаю, низко поклонился царю. Тогда все, бывшие за одним столом с князем, также встали и поклонились Серебряному в знак поздравления с царскою милостью. Серебряный должен был каждого отблагодарить особым поклоном. Между тем стольник возвратился к царю и сказал ему, кланяясь в пояс: — Великий государь! Никита-ста (приставка, означавшая степень почета. — Пояснение автора) принял блюдо, челом бьет! Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом, в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель... Напротив Серебряного сидел один старый боярин, на которого царь, как поговаривали, держал гнев. Боярин предвидел себе беду, но не знал какую и ожидал спокойно своей участи. К удивлению всех, кравчий Федор Басманов из своих рук поднес ему чашу вина.
— Василий-су! — сказал Басманов, — великий государь жалует тебя чашею! Старик встал, поклонился Иоанну и выпил вино, а Басманов, возвратись к царю, донес ему: — Василий-су выпил чашу, челом бьет! Все встали и поклонились старику; ожидали себе и его поклона, но боярин стоял неподвижно. Дыхание его сперлось, он дрожал всем телом. Внезапно глаза его налились кровью, лицо посинело, и он грянулся оземь. — Боярин пьян, — сказал Иван Васильевич, — вынести его вон! — Шепот пробежал по собранию, а земские бояре переглянулись и потупили очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова. Серебряный содрогнулся. Еще недавно не верил он рассказам о жестокости Иоанна, теперь же сам сделался свидетелем его ужасной мести». Сюжет рассказа может быть правдивым, реалистическим, когда, например, рассказывается о сражении при мысе Гангут. Возможен частичный вымысел, например, в рассказе о марафонском сражении. Хотя рассказ идет от имени придуманного воина, но время, ход события соответствуют действительности. Сюжетное повествование может быть полностью вымышленным. Так, помогая ученикам уяснить способы закрепощения крестьян у франков, учитель рассказывает о франкском крестьянине, возвращающемся с войны, его встречах с односельчанами и их рассказами, о впечатлениях крестьянина. Или в рассказе о поездке купца на ярмарку раскрываются условия развития торговли в Западной Европе в период средневековья. Вымьппленность героев позволяет включить в рассказ все нужные для характеристики эпохи типические эпизоды. Форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека называется персонификацией (олицетворением). В ее основе — придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества. Иногда сюжетное повествование выступает как способ объяснения сложных исторических явлений, например источников рабства Древней Греции V века до н.э. Чтобы разъяснить их, учитель вводит прием персонификации. Несколько рабов рассказывают, как каждый из них попал в рабство. Ученики не должны запоминать сюжет рассказа, у них другое задание: в ходе прослушивания определить место использования труда рабов и их положение, выявить источники рабства. Обычно после такого рассказа (но не во время его!) организуется беседа по вопросам учителя.
Свой рассказ учитель дополняет рисунками и надписями, фрагментами сюжетного диафильма. Подписи к кадрам он как бы проигрывает, интонациями голоса углубляя характеристики героев повествования. Чтобы образность и эмоциональность не помешали ученикам усвоить самое главное, существенное, учитель дополняет сюжетное повествование элементами объяснения. Другая форма сюжетного повествования — драматизация. Здесь повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога раскрывается сущность типичного социального явления. Часто учащиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется то, что выявлено при активном личном участии. Прием драматизации ученикам очень нравится и в рассказе учителя. Вот как об этом пишет Николай Малинин (13 лет): «В пятом классе у нас начался нужный, интересный и захватывающий предмет, название которому — история. Вел этот предмет умнейший человек Алексей Анатольевич. Он не вел уроки сухо — он вел их живо, эмоционально и даже в какой-то степени театрализованно! Я помню, как в седьмом классе Алексей Анатольевич изобразил нам Ивана Грозного, переодевшегося в шутейный наряд и подающего боярину кубок с ядом. Конечно же наш историк не брал в руки кубок и тем более не переодевался в шутейное платье — все это компенсировало его перевоплощение. Я думаю, что Алексей Анатольевич мог бы с таким же успехом, как в педагогическом вузе, учиться, например, в ГИТИСе. Самому мне не чужда профессия учителя истории, но ведь уму непостижимо: как можно подать сухой текст из книжки так, чтобы было интересно, занятно, немного смешно и чтобы при этом не терялся смысл?» (219, с. 8). Несколько иначе понимали метод драматизации методисты дореволюционной школы. Тогда драматизацией называли минипостановки учеников на уроках истории. Учитель подбирал небольшие пьесы на исторические темы или давал учащимся материал, который они приспосабливали для «представления». А.А. Гартвиг выдвигал на роли наиболее дельных и авторитетных учащихся и по очереди поручал им постановку. Избранный «режиссер» распределял роли, давал задания по изготовлению кое-какой бутафории. Перед началом урока он подавал учителю записку с обозначением темы, приготовленной к исполнению, и список учеников. За 10—15 минут до окончания урока режиссер вступал в свои права. Одних он посылал за кружками и табуретками, другим давал указание поставить стол и разместить декорацию, третьих усаживал на определенные места. Наконец, все готово, и класс «впивается глазами в происходящее на авансцене и с жадностью впитывает в себя воспроизводимые объекты».
Мини-постановки успешно применяются и в современной школе, например при изучении законов Хаммурапи (193, с. 46). Действующие лица: Богач, Раб, Купец, Глашатай, Начальник стражи, воины, народ. Действие происходит на площади. Входит Богач в сопровождении Раба, несущего огромный мешок. Купец наблюдает за ним. Богач. Сиди здесь. (Удар плетью.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Ефратом! (Уходит.) Купец. За что тебя так не любит твой хозяин? Наверное, ты очень ленив? Кстати, куда ушел твой хозяин? Раб. Он ушел к судье, господин. Купец. Он хочет судить тебя, ты провинился? Раб. Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня. Купец. Да, нелегко тебе живется. Раб. А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы были и на моей родине? Купец. Я купец. Мой корабль стоит в гавани, красивый корабль. У него на носу золоченая богиня удачи, такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый. Раб. Я знаю три языка, умею считать... Купец (перебивая раба). Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим-со мной, я возьму тебя рулевым на корабль, а когда мы придем в родную гавань, ты получишь свободу. Раб. Спасибо тебе, господин! (Падает в ноги Купиу. Затем из мешка делает чучело и прислоняет его к дереву) Богач выходит из дома, пинает чучело. Богач. Ограбили! Раба украли. Люди! Это был мой лучший раб, я относился к нему, как к родному сыну! На площадь выходит отряд воинов, впереди бежит Глашатай. Начальник стражи. Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи.
Глашатай {читает). Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается укравшему чужого раба... Богач {прерывая Глашатая). О, да будут благословенны твои дни, повелитель. Теперь берегись, проклятый вор! Начальник стражи. Как смеешь ты говорить, перебивая царского глашатая? Эй, стража! Богач {падает в ноги). Прости, великий! {Дает Начальнику стражи мешочек денег) Путь это поможет-тебе забыть о моем невольном проступке. Начальник стражи. Ладно уж... Глашатай {продолжает чтение). Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому Бог солнца даровал законы. Мои дела превосходны, мои дела бесподобны! Начальник стражи. А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя. Образное повествование. В отличие от сюжетного повествования, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содержит больше теоретических сведений и передает главные исторические факты в спокойной бесконфликтной форме (10, с. 84). Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов экономической жизни общества. Причем сочетается он, как правило, с графической наглядностью, например схемой «Древнерусская феодальная вотчина» (197, с. 30). Возможно также применение педагогических рисунков, аппликаций (возникновение средневекового города), учебных типологических картин («В мастерской средневекового оружейника»). Включение в рассказ такой наглядности создает образные представления об изучаемом явлении, что помогает ученикам выявить его существенные черты. Удачный пример образного повествования дает в своей книге П.В. Гора (10, с. 84). Приведем небольшой фрагмент: На уроке «Начало промышленного переворота в России» учитель рассказывает: «Недалеко от Москвы, во Владимирской губернии, раскинулись вотчины графа Шереметева: много сел — Иваново и другие. Здесь издавна, еще в XVII в., крестьяне ткали холсты, полотна».
Древнерусская феодальная вотчина Говоря это, учитель чертит на доске три домика, в каждом из них изображает работающего человека. «В конце XVIII в. стало развиваться хлопчатобумажное производство. Русский крестьянин быстро смекнул его секрет: «Станочек-то нехитрый, даром что английский. И у нас в деревне такой же сделаем, не хуже». У себя в крепостном сельце Иваново, в избе-светелке, заводил он ручной станок, покупал бумажную пряжу и начал ткать миткали». На доске появляется новый рисунок: условные три домика, в каждом из них станок и работающий за станком ткач; по дороге в город — путник, несущий свою продукцию на рынок.<...>
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|