Виды наглядности. Учебная картина на уроках
Виды наглядных средств обучения. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал и в XVII в. обосновал Я.А. Комен- ский: «...все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» (57, с. 302—303). Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую. Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В нее входит: естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.); подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.); специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда); изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции); условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);
технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные). Предметная наглядность создает образы подлинных исторических памятников. Она дает возможность ученикам почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины». В этом плане ценны также научные объемные реконструкции. Они воссоздают в определенном объеме вещественные памятники и облик когда-то живших людей. Так, представление о царском дворце в Коломенском дает макет дворца, созданный в 1886 г. и сохранившийся до наших дней. Воссоздать в сознании образы Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского позволяют скульптурные бюсты, выполненные антропологом М.М. Герасимовым и его учениками. Учебная картина на уроках истории. Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины — наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими красками. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурно-исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д’Арк в Орлеан», Т.И. Ксено- фонтова «Бой Спартака с римским отрядом». Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы В.И. Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князя вотчинника», «Вече в Новгороде». Иногда событийные картины можно отнести к типологическим, например «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь рассматривается единичное событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в.
Учебная картина «Храмовое хозяйство в Египте» анализируется вместе с иллюстрациями учебника. Анализ позволяет определить, какие знания приобретали египтяне в ходе трудовой деятельности (знания по арифметике, геометрии, о природе страны, движении Солнца), и в дальнейшем предположить, какие научные знания должны возникнуть в Передней Азии (191, с. 49). Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы. На уроке картина используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. Как правило, изложению содержания новой для учеников картины отводится основное время на уроке. Какова же последовательность работы по картине на уроке? Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия (17, с. 116): 1) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней; 2) дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения; 3) начиная рассказ указывает место и время действия; 4) дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном; 5) выявляет детали и частности; 6) в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления. Примерно по такому же плану возможно описание в ходе беседы любой жанровой картины, например художника Н.В. Неврева «Торг». Создана она уже после отмены крепостного права в 1866 г. Художник был очевидцем печальных сцен продажи крепостных в России.
Приступая к рассказу, учитель отмечает, что на картине изображена одна из богато меблированных комнат помещичьего дома. — Определите, где хозяин крепостных и где покупатель. (Хозяин сидит за столом в халате, в тапочках и курит трубку. Гость расположился рядом в кресле. На спинку кресла небрежно наброшена его верхняя одежда.) — Кого же уже решил купить приехавший? (Молодую женщину, которая стоит с ним рядом. Левую руку он положил ей на плечо, а в правой держит деньги.) — Представьте, что у этой женщины есть муж, дети. Какая же их всех ждет участь? (Их могут разлучить.) — Почему в дверях толпятся крестьяне? (Из них приезжий выбирает приглянувшихся ему крепостных.) — Картина называется «Торг». Как вы думаете, почему? Свой рассказ учитель заключает словами: крепостничество — это узаконенная работорговля. Лишь в 1861 г. она была прекращена в связи с отменой крепостного права. Но память о том жестоком времени хранит картина Н.В. Неврева «Торг». Ее каждый может увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Возможен также чисто искусствоведческий анализ произведения художника. На уроках анализируются картины В.И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком»); И.Е. Репина («Иван Грозный и сын его Иван», «М.П. Мусоргский») по специально разработанным памяткам. Одну из 1-аких памяток предлагает Н.И. Запорожец (175, с. 32): 1. Имя автора и время создания произведения. 2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, — интерьер помещения, пейзаж). 3. Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспективность, цвет. 4. Какие чувства и идеи вложил художник в свое творение? Возможно такое задание учащимся: рассказать, какие исторические легенды и реальные события лежат в основе картин, созданных русскими художниками XIX в. (213, с. 43). Для анализа предлагаются картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»; Н.И. Ге «Царь Петр и царевич Алексей»;
В.В. Верещагина «Не замай, дай подойти!»; И.Е. Репина «Письмо запорожцев турецкому султану». Разбирая то или иное произведение художника, учеников в воспитательных целях следует знакомить с биографическими данными автора картины. Все восхищаются картинами А.И. Куинджи, и мало кто знает о его жизненном пути. Простой подпасок из Крыма Куинджи решил стать живописцем. Упорный труд, одухотворенность помогли ему преодолеть все препятствия. Трижды он пытался поступить в Императорскую академию художеств и трижды ему отказывали в этом. Тридцать претендентов было в последний раз и приняли всех, кроме Куинджи. Повторять новые попытки поступления было бесполезно, и молодой человек решил написать пейзаж и подарить академической выставке. В итоге он получил две почетные награды и был принят в академию без экзаменов. Впоследствии Куинджи стал профессором этой академии, одним из самых преуспевающих художников России. Демонстрация портретов живописцев сопровождается описанием исторических личностей. В описание могут быть включены воспоминания людей, знавших изображенного на портрете, касающиеся его документы, письма, мемуары, отрывки из художественной литературы. Возможно проведение конкурса «Знаешь ли ты исторических деятелей?» (63). Задание первого варианта — узнать исторического деятеля по портрету без подписи и рассказать о его деятельности. Задание второго варианта — по портретам двух исторических деятелей (без подписи) определить, кому из них принадлежит приводимое высказывание, взятое из учебника. К портретам Дж. Вашингтона и Ж. Дантона дано высказывание: «Чтобы победить врага, нам нужна смелость, еще раз смелость, всегда смелость...». Задание третьего варианта — на основе фрагмента художественного текста определить, о каком деятеле идет речь, рассказать о его роли в истории, найти портрет среди заранее подготовленных. Методисты И.В. Гиттис, В. Н. Вернадский, А.А. Вагин описывают различные приемы работы по картине. Учитель показывает картину, а учащиеся называют все, что на ней изображено; по заданию учителя дают описание отдельных элементов и картины в целом; придумывают за действующих лиц слова и инсценируют отдельные сюжеты картины; пытаются представить, что было раньше того момента, который изображен на картине, или позже. Учебные картины можно применять в целях закрепления и обобщения знаний учащихся. Так, ученикам предлагается разместить в хронологической последовательности картины «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Речь Минина в Нижнем Новгороде» или объяснить последовательность расположения картин «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Казаки».
По картинам возможно проведение итогового повторения, например, по теме «Борьба с монголо-татарскими захватчиками» (154, с. 48). Ученикам предлагаются картины: 1. Оборона города Владимира от моншло-татар. 2. Утро на Куликовом поле. 3. Иван III топчет ханскую басму. Вопросы и задания учащимся: 1. В чем была сила монгольского войска? 2. Как сражались русские? (Картина 1.) Почему они были все-таки побеждены? 3. Какова идея картины 2? 4. Можно ли по картине 2, показывающей войско перед битвой, определить, кто победит? 5. Что дало возможность Ивану III так ответить ханским послам? (Картина 3.) 6. По этим трем картинам покажите развитие трех основных этапов борьбы русского народа с монголо-татарскими захватчиками. При разъяснении сюжета картины, например о рынке рабов в Древней Греции, учитель конкретизирует содержание, включая вымышленный учебный материал. Придуманные биографии рабов помогают раскрыть источники рабства в Древней Греции. В этом и других рассказах по картине возможен прием драматизации. Покажем прием на примере картины И.Я. Билибина «Суд во времена «Русской Правды» (89, с. 67—68). Иногда бывало так, что у кого-то украли лошадь или еще что-нибудь более ценное. Вот такая беда и случилась у богатого дружинника Добры- ни. Украли у него любимого коня. Кто украл, Добрыня не знал, но заподозрил в воровстве своего слугу Емельку. Не раз он, плут, забирался в погреб и лакомился сметаной и сливками. Приказал разгневанный Добрыня схватить Емельку и привести к нему. — Признавайся, ворюга, куда подевал коня? — строго требовал хозяин. — Клянусь Богом, не брал коня, — дрожа от страха оправдывался Емелька. Раз так, то решил Добрыня отвезти Емельку на княжеский суд, где ждало жулика испытание кипящей водой или раскаленным на огне железом. Князь решил испытать подозреваемого железом. По его приказу в разведенный на дворе костер положили кусок железа. Скоро железо накалилось и стало ярко красного цвета. — Ну все, Емелька, пора, хватай железо! — крикнул подручный князя. Емелька подошел к огню и смело выхватил кусок железа. Перекосилось лицо его от страшной боли. Слава Богу, что сразу же можно было бросить железо на землю. После этого испытуемый подошел к князю. — Ну, показывай руки. Емелька с трудом разжал пальцы. Стал князь рассматривать обожженную руку и по особым признакам решил, что суд Божий в пользу обвиняемого. Значит, не врет Емелька, не брал он коня и не за что его наказывать. Тут же Емельку отпустили со двора. При работе с картиной учащиеся приобретают умение ее анализировать; извлекать из нее знания; использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить до ней рассказ. Для отработки умений можно привлекать на урок несколько картин, но не более двух-трех. Обилие иллюстративного материала, особенно впервые используемого, ослабит интенсивность восприятия детей, а многочисленные образы перепутаются в их сознании и осложнят восприятие нового.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|