Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды наглядности. Учебная картина на уроках




Виды наглядных средств обучения. На основе непосредствен­ного восприятия предметов или с помощью изображений (нагляд­ности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал и в XVII в. обосновал Я.А. Комен- ский: «...все, что только можно представлять для восприятия чув­ствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слыши­мое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вку­сом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» (57, с. 302—303).

Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отра­жение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и харак­теру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изоб­разительную, условно-графическую.

Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В нее входит:

естественная монументальная наглядность: подлинные мону­ментальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новго­роде, Красная площадь в Москве и др.);

подлинные предметы материальной культуры (археологичес­кие находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции); условно-графическая наглядность (схематические рисунки, ис­торические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);

технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофраг­менты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные).

Предметная наглядность создает образы подлинных историчес­ких памятников. Она дает возможность ученикам почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины». В этом пла­не ценны также научные объемные реконструкции. Они воссоз­дают в определенном объеме вещественные памятники и облик когда-то живших людей. Так, представление о царском дворце в Коломенском дает макет дворца, созданный в 1886 г. и сохра­нившийся до наших дней. Воссоздать в сознании образы Яро­слава Мудрого и Андрея Боголюбского позволяют скульптур­ные бюсты, выполненные антропологом М.М. Герасимовым и его учениками.

Учебная картина на уроках истории. Значительное место сре­ди изобразительной наглядности занимают учебные картины — наглядные пособия, специально созданные художниками или ил­люстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, темати­ческие коллекции картин делают достаточно большими и выпол­няют яркими красками.

Учебные картины подразделяются на событийные, типологи­ческие и культурно-исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д’Арк в Орлеан», Т.И. Ксено- фонтова «Бой Спартака с римским отрядом».

Типологические картины воспроизводят многократно повторя­ющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созда­ны В.И. Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князя вотчинника», «Вече в Новгороде». Иногда событийные картины можно отнести к типологическим, например «Сожжение Джорда­но Бруно». Хотя здесь рассматривается единичное событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в.

Учебная картина «Храмовое хозяйство в Египте» анализирует­ся вместе с иллюстрациями учебника. Анализ позволяет опреде­лить, какие знания приобретали египтяне в ходе трудовой дея­тельности (знания по арифметике, геометрии, о природе страны, движении Солнца), и в дальнейшем предположить, какие научные знания должны возникнуть в Передней Азии (191, с. 49).

Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изобра­жены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульпту­ры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

На уроке картина используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как сред­ство закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонст­рируется сразу несколько картин, например, чтобы показать из­менения стилей архитектурных памятников в разные периоды ис­тории. Как правило, изложению содержания новой для учеников картины отводится основное время на уроке.

Какова же последовательность работы по картине на уроке? Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия (17, с. 116):

1) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней;

2) дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения;

3) начиная рассказ указывает место и время действия;

4) дав общее описание обстановки, фона, на котором разверну­лось действие, останавливается на главном;

5) выявляет детали и частности;

6) в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.

Примерно по такому же плану возможно описание в ходе бесе­ды любой жанровой картины, например художника Н.В. Неврева «Торг». Создана она уже после отмены крепостного права в 1866 г. Художник был очевидцем печальных сцен продажи крепост­ных в России.

Приступая к рассказу, учитель отмечает, что на картине изоб­ражена одна из богато меблированных комнат помещичьего дома.

— Определите, где хозяин крепостных и где покупатель. (Хозяин сидит за столом в халате, в тапочках и курит трубку. Гость располо­жился рядом в кресле. На спинку кресла небрежно наброшена его верх­няя одежда.)

— Кого же уже решил купить приехавший? (Молодую женщину, которая стоит с ним рядом. Левую руку он положил ей на плечо, а в правой держит деньги.)

— Представьте, что у этой женщины есть муж, дети. Какая же их всех ждет участь? (Их могут разлучить.)

— Почему в дверях толпятся крестьяне? (Из них приезжий выбирает приглянувшихся ему крепостных.)

— Картина называется «Торг». Как вы думаете, почему?

Свой рассказ учитель заключает словами: крепостничество — это узаконенная работорговля. Лишь в 1861 г. она была прекраще­на в связи с отменой крепостного права. Но память о том жесто­ком времени хранит картина Н.В. Неврева «Торг». Ее каждый может увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

Возможен также чисто искусствоведческий анализ произведе­ния художника. На уроках анализируются картины В.И. Сури­кова («Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком»); И.Е. Репина («Иван Грозный и сын его Иван», «М.П. Мусорг­ский») по специально разработанным памяткам. Одну из 1-аких памяток предлагает Н.И. Запорожец (175, с. 32):

1. Имя автора и время создания произведения.

2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображе­но (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изоб­ражены люди, — интерьер помещения, пейзаж).

3. Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспектив­ность, цвет.

4. Какие чувства и идеи вложил художник в свое творение?

Возможно такое задание учащимся: рассказать, какие истори­ческие легенды и реальные события лежат в основе картин, со­зданных русскими художниками XIX в. (213, с. 43). Для анализа предлагаются картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»; Н.И. Ге «Царь Петр и царевич Алексей»;

В.В. Верещагина «Не замай, дай подойти!»; И.Е. Репина «Письмо запорожцев турецкому султану».

Разбирая то или иное произведение художника, учеников в вос­питательных целях следует знакомить с биографическими данны­ми автора картины. Все восхищаются картинами А.И. Куинджи, и мало кто знает о его жизненном пути. Простой подпасок из Кры­ма Куинджи решил стать живописцем. Упорный труд, одухотво­ренность помогли ему преодолеть все препятствия. Трижды он пытался поступить в Императорскую академию художеств и триж­ды ему отказывали в этом. Тридцать претендентов было в послед­ний раз и приняли всех, кроме Куинджи. Повторять новые по­пытки поступления было бесполезно, и молодой человек решил написать пейзаж и подарить академической выставке. В итоге он получил две почетные награды и был принят в академию без экза­менов. Впоследствии Куинджи стал профессором этой академии, одним из самых преуспевающих художников России.

Демонстрация портретов живописцев сопровождается описа­нием исторических личностей. В описание могут быть включены воспоминания людей, знавших изображенного на портрете, каса­ющиеся его документы, письма, мемуары, отрывки из художествен­ной литературы.

Возможно проведение конкурса «Знаешь ли ты исторических деятелей?» (63). Задание первого варианта — узнать историче­ского деятеля по портрету без подписи и рассказать о его деятель­ности. Задание второго варианта — по портретам двух историче­ских деятелей (без подписи) определить, кому из них принадле­жит приводимое высказывание, взятое из учебника. К портретам Дж. Вашингтона и Ж. Дантона дано высказывание: «Чтобы побе­дить врага, нам нужна смелость, еще раз смелость, всегда смелость...». Задание третьего варианта — на основе фрагмента художественно­го текста определить, о каком деятеле идет речь, рассказать о его роли в истории, найти портрет среди заранее подготовленных.

Методисты И.В. Гиттис, В. Н. Вернадский, А.А. Вагин описы­вают различные приемы работы по картине. Учитель показывает картину, а учащиеся называют все, что на ней изображено; по заданию учителя дают описание отдельных элементов и картины в целом; придумывают за действующих лиц слова и инсценируют отдельные сюжеты картины; пытаются представить, что было рань­ше того момента, который изображен на картине, или позже.

Учебные картины можно применять в целях закрепления и обобщения знаний учащихся. Так, ученикам предлагается разме­стить в хронологической последовательности картины «Куликов­ская битва», «Ледовое побоище», «Речь Минина в Нижнем Нов­городе» или объяснить последовательность расположения картин «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Казаки».

По картинам возможно проведение итогового повторения, на­пример, по теме «Борьба с монголо-татарскими захватчиками» (154, с. 48). Ученикам предлагаются картины: 1. Оборона города

Владимира от моншло-татар. 2. Утро на Куликовом поле. 3. Иван III топчет ханскую басму.

Вопросы и задания учащимся: 1. В чем была сила монгольско­го войска? 2. Как сражались русские? (Картина 1.) Почему они были все-таки побеждены? 3. Какова идея картины 2? 4. Можно ли по картине 2, показывающей войско перед битвой, определить, кто победит? 5. Что дало возможность Ивану III так ответить ханским послам? (Картина 3.) 6. По этим трем картинам покажи­те развитие трех основных этапов борьбы русского народа с мон­голо-татарскими захватчиками.

При разъяснении сюжета картины, например о рынке рабов в Древней Греции, учитель конкретизирует содержание, включая вымышленный учебный материал. Придуманные биографии ра­бов помогают раскрыть источники рабства в Древней Греции. В этом и других рассказах по картине возможен прием драматиза­ции. Покажем прием на примере картины И.Я. Билибина «Суд во времена «Русской Правды» (89, с. 67—68).

Иногда бывало так, что у кого-то украли лошадь или еще что-нибудь более ценное. Вот такая беда и случилась у богатого дружинника Добры- ни. Украли у него любимого коня. Кто украл, Добрыня не знал, но запо­дозрил в воровстве своего слугу Емельку. Не раз он, плут, забирался в погреб и лакомился сметаной и сливками. Приказал разгневанный Доб­рыня схватить Емельку и привести к нему.

— Признавайся, ворюга, куда подевал коня? — строго требовал хозяин.

— Клянусь Богом, не брал коня, — дрожа от страха оправдывался Емелька.

Раз так, то решил Добрыня отвезти Емельку на княжеский суд, где ждало жулика испытание кипящей водой или раскаленным на огне же­лезом.

Князь решил испытать подозреваемого железом. По его приказу в разведенный на дворе костер положили кусок железа. Скоро железо накалилось и стало ярко красного цвета.

— Ну все, Емелька, пора, хватай железо! — крикнул подручный князя.

Емелька подошел к огню и смело выхватил кусок железа. Перекоси­лось лицо его от страшной боли. Слава Богу, что сразу же можно было бросить железо на землю. После этого испытуемый подошел к князю.

— Ну, показывай руки.

Емелька с трудом разжал пальцы.

Стал князь рассматривать обожженную руку и по особым признакам решил, что суд Божий в пользу обвиняемого. Значит, не врет Емелька, не брал он коня и не за что его наказывать. Тут же Емельку отпустили со двора.

При работе с картиной учащиеся приобретают умение ее анали­зировать; извлекать из нее знания; использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить до ней рассказ.

Для отработки умений можно привлекать на урок несколько картин, но не более двух-трех. Обилие иллюстративного материа­ла, особенно впервые используемого, ослабит интенсивность вос­приятия детей, а многочисленные образы перепутаются в их со­знании и осложнят восприятие нового.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...