Деятельность учащихся при изучении теоретического материала
Таблицы, логические схемы, задачи, различные виды планов широко применяются при изучении теоретического материала. Распространенный вид работы с учебником — составление простого и сложного плана параграфа. Сначала ученикам предлагается обсудить содержание предварительно выделенных учителем частей текста, дать этим частям заголовки и по ним составить план (69, с. 120). Затем нужно самостоятельно разделить текст на смысловые части; выделить в каждой из них главную мысль; сформулировать заголовки для каждой части (пункта) плана (174, с. 67). План может составляться по пунктам (подзаголовкам параграфа) учебника с нумерацией римскими цифрами. В абзацах выделяются основные мысли, сформулированные на их основе пункты плана с арабскими цифрами. Небольшие абзацы при необходимости объединяются в части с единым заголовком. Такая работа способствует обобщению учебного материала. При обучении составлению сложного плана учитель прибегает к памятке. Памятка-предписание, являясь логической схемой, дает указания о способах деятельности: 1. Внимательно прочитай текст, разбей его на законченные части. 2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли римскими цифрами. 3. В каждой части выдели положения, уточняющие главное. Эти положения (подпункты) озаглавь арабскими цифрами. 4. Подумай, насколько точно заголовок параграфа отражает основную мысль содержания. Предложи свой вариант заголовка. Интересен опыт работы с заголовками параграфов О.Ю. Стреловой. На ее уроках свой заголовок параграфу ученики дают, анализируя текст учебника. В Одних случаях они указывают время событий (греко-персидские войны 500—449 гг. до н.э.); в других — отмечают развитие процесса («От Британии — к Англии VI—VIII вв.»); в иных — констатируют факт из летописи, например, захвата турками Константинополя в 1453 г. («Константином создася и паки Константином и скончался»). Заголовок может быть сформулирован как альтернативный вопрос: «Греция или Македония? Филипп или Демосфен?»
Или же ученикам предлагается проанализировать заголовок и, выделив ключевые слова, определить порядок изучения темы урока. Так, проанализировав название «Первые земледельцы и скотоводы», ученики намечают, на какие вопросы надо получить ответы: что такое земледелие? Что такое скотоводство? Когда появляются эти занятия? Каковы причины их возникновения? Где сложились первые районы земледелия и скотоводства? Что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства? (212, с. 43.) Любопытен опыт А.А. Янко-Триницкой по составлению плана (220). Обучение составлению развернутого плана проходит в классе под руководством учителя. Ученики знакомятся с текстом, по которому предстоит разработать план. Это не должен быть сложный текст, раскрывающий исторические процессы, например феодальную раздробленность. Лучше выбрать простой фактический материал. В ходе рассуждающего изложения учитель показывает ученикам, как надо делить параграф на части, выделяя главное и обобщая, учит определять соотношение части и целого, более узких и широких понятий. Части должны быть небольшие, содержащие одну-две основные мысли. Учитель ставит вопрос перед классом: на какие части надо разделить данный текст? Дает задание озаглавить каждую часть, перечислить факты, явления, раскрывающие содержание каждого пункта плана. Отмечаются основные ошибки, допускаемые школьниками при составлении планов (220, с. 67—68). Во-первых, это неумение отобрать главное, выражающееся в частичном пропуске существенного или в излишней дробности членения материала. Например, раскрывая содержание пункта плана о княжении Андрея Бого- любского, ученики отмечают в подпункте убийство князя Андрея и не указывают подпункт о его самовластной политике, послужившей причиной этого- убийства. Во-вторых, они проводят неправильное логическое деление и группировку материала, когда части не соответствуют целому. Например, в плане ответа ученика о причинах возвышения Москвы в XIV в. два последних пункта не соответствуют содержанию вопроса.
1. Москва — старый центр пашенного земледелия. 2. Москва — надежное место для жизни. 3. Москва находилась на перекрестке торговых путей. 4. Москва была центром старых русских земель. 5. Москва стала самостоятельным княжеством. 6. Присоединение к Москве Можайска и Коломны. Как отмечает А.А. Янко-Триницкая, эта ошибка связана с тем, что ученики не делят на части содержание материала параграфа учебника, а механически подыскивают заголовки к абзацам учебника в порядке их расположения. Чтобы избежать ошибки, учитель дает ученикам предварительное задание: определить, в какой части текста параграфа раскрываются причины возвышения Москвы, а в какой — начало ее возвышения. Еще одна ошибка связана с недостаточной развитостью логического мышления учащихся, неумением соотнести более широкие и узкие понятия, что приводит к логическому несогласованию подпунктов плана. Ученики не умеют выявлять связи между явлениями, соотнести разноуровневые понятия. Этот недостаток четко прослеживается при раскрытии содержания пункта «Причины восста-
Ученики не замечают, что подпункт плана «Отмена Юрьева дня» входит составной частью в подпункт «Закрепощение крестьян», поскольку он охватывает все факты закрепощения, в том числе и отмену Юрьева дня.
В планах учащихся встречаются неудачные формулировки подпунктов плана и недостаточная конкретизация содержания материала в них. При составлении плана используются в основном вопросительные и повествовательные, но не назывные предложения (распространенное предложение, где сказуемое выражено существительным в именительном падеже: разорение, возвышение, расселение). В начале обучения составлению плана возможно использование первых двух форм. Вопросительные и повествовательные формы пунктов плана помогают сосредоточить внимание учеников на главном в тексте, но они не обобщают главного. Поэтому в дальнейшем целесообразно требовать от учеников составлять план из назывных, обобщающих и конкретизирующих содержание предложений. Чтобы показать важность конкретизации содержания плана, следует прослушать планы одного-двух учеников, чтобы остальные сравнили их планы с собственными, отметили пропуски, неточности. При обсуждении отмечается, какие из основных вопросов не нашли отражения в прочитанных планах. При составлении развернутого плана учитель требует отбирать наиболее существенные факты, выделять общие положения и конкретизировать их содержание, указывая время и место событий. Такой план раскрывает не только то, о чем идет речь, но и что именно говорится по данному вопросу в учебнике. Это уже будет план- конспект, подготавливающий учеников к конспектированию текста. Работа с планом весьма разнообразна. Например, учитель записывает на доске пункты плана параграфа, а ученики находят соответствующие части текста. Сначала каждый составляет свой план, потом все вместе — общий план параграфа. По плану учителя ученики готовят сообщение на основе одного или нескольких параграфов. В старших классах ученики получают задание составить сложный план нескольких параграфов, темы или раздела. В план вносят основные понятия, идеи, факты и события. Такая работа позволяет осмыслить логическую структуру учебника, увидеть перспективы изучения материала.
Чтобы понять причину какого-либо явления, например возникновение судебной системы, становление и развитие системы крепостничества, органов власти и управления, также целесообразно составить план. В ходе этой работы ученики прослеживают ис+о- рию развития королевской власти в Англии V—XI вв., характер власти французских королей в IX—XI вв. Более сложным видом задания будет составление памятки- предписания, например о крестьянских войнах. Надо проанализировать крестьянские войны в России XVII—XVII вв. и выявить в них то общее, что можно включить в памятку. В качестве образца ученикам даются памятки по другим проблемам истории. После совместной работы памятка по изучению восстаний может принять следующий вид: 1. Причины восстания. 2. Участники. 3. Районы восстания. 4. Цели и требования восставших. 5. Ход восстания. 6. Причины поражения восстания. 7. Значение. Не уступает по сложности и задание по составлению логических схем (220). В них важно правильно выделить соподчи- ненность событий и явлений. Четко проследить логические связи,
1. Окончательное установление феодального строя в IX-X вв. Переход всей земли в руки феодалов
2. Рост феодальных повинностей
10. Установление феодальной раздробленности Причины установления феодальной раздробленности в Западной Европе Оперировать знаниями, применять их для объяснения и истолкования других знаний, отличающихся от привычно изложенных, дают возможность логические задачи. Они помогают овладеть спо- собами применения усвоенных знаний для самостоятельного познания общественных явлений. На это обратил внимание И.Я. Лернер еще в 60-е гг. (188, с. 42). Й.Я. Лернер рассматривает задачи с позиций совершаемых логических действий, считая, что содержанием всякой задачи является проблема, в основе которой противоречие между известным и искомым, решаемая с помощью умственных суждений и практических операций (64, с. 13).
Задачи, применяемые в обучении истории, преследуют несколько целей: выявление знаний и умений учащихся; проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний; организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений; самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Познавательные задачи можно подразделить на две группы: проверочно-тренировочные (сначала решаемые с помощью учителя, а потом слегка видоизмененные) и поисковые (самостоятельно решаемые учениками и предусматривающие приобретение новых знаний) (171, с. 79, 74). В задачах проверочно-тренировочного типа нужно установить причинно-следственные связи между фактами, например: а) в 1439 г. во Франции был введен ежегодный постоянный налог; б) в этом же году началось создание постоянного войска; в) при Людовике XI Генеральные штаты собирались только один раз. Ответ ученицы: для того чтобы содержать наемное войско, нужны большие деньги. Поэтому во Франции был введен ежегодный налог. После его установления Людовик XI больше не нуждался в Генеральных штатах. Поэтому за годы своего правления Людовик XI созывал Генеральные штаты только один раз (171, с. 75). И.Я. Лернер приводит пример следующей поисковой задачи: «Археологи нашли древнюю могилу, в которой были останки когда- то похороненного человека. Его положили в позе спящего на боку с подтянутыми к животу ногами и в повседневной одежде. Рядом были оружие, обычная утварь (посуда), остатки пищи. К какому времени относится могила — к дорелигиозному или к той поре, когда религия уже возникла? Докажите свое решение». Ответ ученика: «Эта могила относится к поре, когда религия уже возникла, потому что если бы люди це придумали, что после смерти душа человека продолжает жить, они бы не оставили пищу и оружие». Для учеников среднего звена И.Я. Лернер предложил задачи с использованием иллюстраций учебника. Предварительно нужно описать по рисунку ручное рубило (форму, внешний вид, свойства материала, определить общее и различное между разными рубилами, характер действий при изготовлении рубила и примерную последовательность этих действий) и только после этого решить задачу. Известно, что древнейший человек изготовлял ручное рубило из твердых пород камня и пользовался им для охоты за дикими зверями. Что должен был знать древнейший человек, если судить по тому, что он изготовлял ручное рубило и, пользовался им? Рассмотрите рисунок и докажите свои выводы. Ответы учеников: «Изготовляя рубило, древний человек должен был знать: а) что есть камни более твердые и более мягкие; б) что более твердым камнем можно отколоть кусок от более мягкого; в) что если у него в руках будет острый, твердый и тяжелый предмет, то удар его будет сильнее; г) что чем острее будет рубило, тем удобнее оно будет». Г.М. Донской предложил задачи с конструированием рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Решение предусматривает выбор ответа и введение его в логическую цепочку, где в кружках оставлены пустые места.
Ученикам дано задание проставить в кружках цифры, которыми обозначены пропущенные звенья рассуждения о причинах отделения ремесла от сельского хозяйства: 1. Стало трудно совмещать занятия сельским хозяйством и ремеслом. 2. Рост урожаев и увеличение излишков продуктов. 3. Появление новых, более сложных видов ремесла. 4. Стало возможным обменять продукты сельского хозяйства на изделия ремесленников. Давая одну и ту же задачу, учитель может учитывать познавательные возможности учащихся, как бы регулируя степень ее сложности. И.К. Журавлев предложил ученикам следующую задачу: «С 1860 по 1862 г. выплавка чугуна в России упала с 14,5 млн пудов до 10, 5 млн пудов, т.е. почти на 28%, и только к 1870 г. достигла уровня 1860 г. Как можно объяснить это явление?» Ее смогли решить только сильные ученики. Они соотнесли факт отмены крепостного права и то, что до 1860 г. большая часть чугуна выплавлялась на Урале. Учитель вводит дополнительные сведения для средних учеников: чугун в России выплавлялся главным образом на Урале; для слабых учеников: в металлургии Урала преобладал принудительный труд крепостных (173, с. 39—40). Ничего страшного, если первоначально некоторым не хватает знаний для решения задач. Интерес у них вызывают условия задачи, способы ее решения другими учениками. Даже не участвуя в решении задачи, они следят за ходом рассуждений одноклассников. Задания и игры. При отработке умений интеллектуального характера следует приучать учеников дополнять ответы товарищей; делать устные отзывы; излагать исторический материал с учетом знаний по изученным курсам истории, литературе, географии, обществоведению. Надо научить ставить вопросы к тексту учебника, задавать устные вопросы, логически точно, без лишних фраз отвечать на них. В целях отработки этого умения вводятся игровые моменты. Вот один из видов игры. Ученики каждого ряда получают листки бумаги и подписывают их. Задание состоит в том, что каждому надо сформулировать и записать любой вопрос по пройденному материалу. Ассистенты собирают, перемешивают листки с вопросами и раздают их вновь. Теперь нужно ответить на вопрос. Работы проверяются и анализируются ассистентами. Лучшие вопросы и ответы на них читаются в классе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|