Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.8. Проектирование технологий формирования ИД




5. 8. Проектирование технологий формирования ИД

После того, как у обучаемых сформированы необходимые представления об объектах, изучаются, процессы или явления окружающей действительности, наступает этап формирования умений, навыков или, по-другому, исполнительные действия.

Главная закономерность процесса усвоения действительности в том, что познавательная деятельность и введение в нее знания приобретают умственной формы, становятся обобщенном ными не сразу, а по очереди пройдя через ряд этапов. Формируемые качества действия заранее проектируются и закладываются в оперативную цель обучения, причем так, чтобы было не только известно действия формировать, но и с которыми общезначимыми качествами. Эти качества подробно описаны в характеристике цели ее стандартах, включающие внешние условия, результат и критерии оценки формируемых действий [6].

При этом вместе с конкретными качествами описываемых действий в целях обучения, существуют общепризнанные качества, которые должны быть заданы любым действиям, если мы хотим научить человека реальной деятельности. К таким общепризнанных качествам отностятся: разумность, осознанность, обобщенность, критичность, освоенность и надежность действия. Обеспечение их препятствует возникновению соблазна бездумного копирования заданного или показанного образца, защищает от опасности сползания к механическому натаскиванию на каких-либо шаблонах, формирует гибкого, способного приспособиться к любым условиям специалиста. Данные качества и способы их формирования приведены в теоретическом обучении, и как и в практическом, формирования деятельности осуществляется поэтапно. В таблице приведена общая характеристика способов обучения, представлены методы обучения и описание деятельности преподавателя по каждому из этапов формирования деятельности.

Одним из главных способов выполнения действий в рамках теоретического обучения является решение задач. На каждом из этапов усвоения задачи выполняют разнообразные функции. Например, на этапе выполнения материализованных действий, задачи служат для целей создания начальной мотивации деятельности; на этапе ознакомления с ООД они способствуют активному раскрытию этой деятельности, на этапе выполнения деятельности они формируют необходимые характеристики действия (прочность, гибкость, точность, обобщенность и т. д. )

Ко всем задачам предъявляются ряд требований. Первое из них это расчет только на новую деятельность, поскольку все другие действия были усвоены ранее. Второе это соответствие задач этапа усвоения, то есть в условии задач должны найти отображение цели и ее характеристики [5].

Решение задач имеет важное значение при изучении математических дисциплин:

– задачи позволяют конкретизировать знания обученных, помогают увидеть применение общих законов и закономерностей на практике;

– решения задач способствует более глубокому и прочному освоению законов, закономерностях ностей, развивает логическое мышление, вырабатывает навыки самостоятельной работы, во-вышает интерес к предмету;

– при решении задач получается ряд дополнительных навыков;

– задачи является целесообразной формой построения учебного материала.

Далее осуществляем выбор способов закрепления сложившихся у обучающихся знаний и умений по теме (табл. 5. 11).

 

Таблица 5. 11 - Выбор способа формирования исполнительных действий по теме: «Эффективные способы пожаротушения»

Уровни усвоения учебного материала темы Формы Методы Средства
1 2 3 4
І ІІІ Беседа Фронтальная, индивидуальная Вопрос к беседе: 1. Назовите общие требования ликвидации пожара. 2. Расскажите о предотвращении аварий.
I II Беседа Фронтальная, индивидуальная Вопрос к беседе: 1. Дайте определение подземного пожара. 2. Опишите особенности ликвидации пожара или взрыва в шахтных выработках.
I II   Беседа Фронтальная, индивидуальная Вопрос к беседе: 1. Опишите основные процессы при предотвращении пожара (взрыва) на добычном участке. 2. Что такое метанообильность, газоносность, метановоздушная смесь
I II   Беседа Фронтальная, индивидуальная Вопрос к беседе: 1. Опишите суть проблем безопасности при ликвидации пожара (взрыва)

 

5. 9. Проектирование технологий формирования КД

Проектирование системы контроля является одним из важных видов деятельности преподавателя. Контроль дает возможность определить, насколько четко достигнута цель обучения, недостатки процесса обучения и что нужно сделать, чтобы применить новые технологии обучения [1].

Деятельность преподавателя по разработке системы контроля включает ряд этапов.

Первый этап анализ цели обучения. На данном этапе очень важно про-анализировать цели каждого из уровней усвоения, с тем, чтобы осуществить в соответствующей последовательности и контроль формирования умений.

Второй этап выбор видов контроля. На данном этапе очень важно охватить все этапы обучения. В этом случае необходимо так построить систему контроля и продумать способы контроля, чтобы преподаватель четко получил ответ на вопросы: выполняет ученик то действие, которое намечено? Правильно ее выполняет? Соответствует форма действия данному этапу его усвоения? Формирует действие с должной степенью обобщения, усвоения?

Третий этап выбор способов контроля. Для данного этапа следует четко выполнять требования к организации контроля:

– на первых этапах процесса обучения контроль должен быть послеоперационным;

– в начале материальных (материализованной) действий внешнеречевого этапа внешний контроль должен быть систематическим по каждой выполняемой задаче;

– в конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль должен быть эпизодическим по требованию обученного или при наличии в них систематических ошибок [5].

 

Таблица 5. 12 - Выбор способа формирования контролирующих действий при изучении темы: «Эффективные способы пожаротушения»

Уровни усвоения учебного материала темы Формы Методы Способы
1 2 3 4
І ІІІ Опрос Фронтальная Вопрос к опросу: 1. Назовите общие требования ликвидации пожара. 2. Расскажите о предотвращении аварий.
І ІІ Опрос Фронтальная, индивидуальная, устная Вопрос к опросу: 1. Дайте определение подземного пожара. 2. Опишите особенности ликвидации пожара или взрыва в шахтных выработках.
І ІІ Опрос Фронтальная, индивидуальная, устная Вопрос к опросу: 1. Опишите основные процессы при предотвращении пожара (взрыва) на добычном участке. 2. Что такое метанообильность, газоносность, метановоздушная смесь
І ІІ Опрос Фронтальная, индивидуальная Вопрос к опросу: 1. Опишите суть проблем безопасности при ликвидации пожара (взрыва)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...