5.3. Составление перспективно-тематического плана дисциплины: «Охрана окружающей среды»
5. 3. Составление перспективно-тематического плана дисциплины: «Охрана окружающей среды» Перспективно-тематический план – это документ, который содержит перечень занятий по конкретной теме, а также организационные и дидактические характеристики каждого из них, представленные время, отводимое на изучение тех или иных вопросов темы, типов занятий, целей обучения, содержание базового материала, методов обучения [5]. Таблица 5. 4 - Перспективно-тематический план изучения дисциплины «Охрана окружающей среды»
5. 4. Проектирование дидактических материалов
Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т. д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени. Чтобы спроектировать дидактические материалы необходимо, опираясь на стратегические и тактические цели обучения, сформулировать оперативные цели; соблюдая их, подобрать учебную и научно-техническую литературу с необходимой информацией по теме. Оперативная цель обучения должна быть сформулирована в форме знаний и умений, которые необходимо сформировать у будущего специалиста в ходе изучения темы [6].
В процессе обучения происходит планомерное формирование знаний, умений, навыков, а также необходимых свойств личности ученика. Основой такой планомерной передачи знаний служит четко сформулированая цель. Цель должна быть выражена через действия, сгруппированные по уровням усвоения обученными учебного материала, каждый из которых имеет определенные характеристики: условия, результат, критерии оценки. Согласно современных педагогических теорий, существуют четыре уровня усвоения учебного материала. Так, на первом уровне обучаемый не только воспринимает информацию, но у него формируется общее представление о предмете деятельности, появляется познавательный интерес. Для этого уровня характерно решение простых задач на нахождение некоего объекта в ряде других, узнавание на слух и по изображению (обозначению) заданных элементов (свойств) и т. д. Второй уровень характеризует алгоритмический деятельность по памяти или способность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения задач по данному алгоритму. Третий уровень характеризует этап продуктивного действия. На этом уровне ориентировочная основа деятельности усвоена таким образом, что сформированы действия идеализированные и ученик способен выполнить их в уме. Он решает нестандартные задачи в соответствии с конкретной ситуацией и объектов. Переход к этапу умственной деятельности приводит к формированию творческого мышления, одним из составляющих которого является умение решать конструкторские задачи, приводит к формированию новых знаний и ученик делает «открытие для себя». Но он еще не делает ничего нового для общества. Четвертый уровень характеризует продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования новой ориентировочной основы деятельности. Четвертый уровень в подготовке будущего специалиста сознательно будет отсутствовать, поскольку согласно курсовой работы научные исследования не входят в профессиональные обязанности этого специалиста. Для проектирования дидактических материалов сформулируем оперативные цели обучения по теме: «Эффективные способы пожаротушения» (табл. 5. 5).
Таблица 5. 5 - Стратегические и тактические цели обучения
Условия достижения цели изучения темы характеризируются объемом информации, определенным учебным временем, сформированностью базового учебного материала и другими факторами. Уровень сформированности действия определяется полнотой, которая характеризуется наличием всех операций, определяющих качество выполнения действия, самостоятельностью обобщенностью. Цели урока конкретизируются на основе перспективно-тематического плана. При этом дидактические цели формируем в виде целей-задач, т. е. конечных результатов, которые должны быть достигнуты после реализации учебных задач урока (таблица 5. 6. ).
Таблица 5. 6 - Цели-задачи на отдельных этапах достижения оперативных целей
Следуя оперативным целям подбираем учебно-техническую и научно-техническую литературу с необходимой информацией для написания контурного конспекта и составления опорного конспекта по теме. Анализ однотипной учебной литературы по теме: «Эффективные способы пожаротушения» сделаем бальным методом. Сумма баллов определяется следующим образом: коэффициент значимости каждого показателя качества учебника К (показатель качества) увеличивается на Р - степень реализации показателя в данном учебнике. Сумма полученных произведений для каждого учебника состоит, и результат является характеристикой качества учебника. Учебники: УЧЕБНИКИ: 1. Линденау Н. И., Маевская В. М., Крылов В. Ф. Происхождение, профилактика и тушение эндогенных пожаров в угольных шахтах. М., «Недра», 1977. 2. Сухаревский В. М. Основные вопросы снижения пожарной опасности в угольных шахтах. 1964 год. 3. Ушаков К. З., Кирин Б. Ф., Ножкин Н. В. и др. Охрана труда. М.: «Недра», 1986. Таблица 5. 7 Система качества сравниваемых учебников.
По данным анализа учебной литературы по теме: «Эффективные способы пожаротушения» бальным методом выбираем для дальнейшего использования учебник №1, сумма баллов оценивания которого составляет 212 баллов. План изложения темы «Эффективные способы пожаротушения»: 1. Эффективные способы пожаротушения; 2. Назначение и область применения систем тушения пожаров; 3. Классификация тушения пожаров; 4. Активным способом; 5. Способом изоляции; 6. Комбинированным способом; 7. Дистанционным способом; 8. Водой и пеной; 9. Генератором инертных газов; 10. Дегазацией; 11. Общие требования; 12. Предотвращение аварий; 13. Ликвидация пожара (взрыва); 14. Проблемы безопасности при ликвидации пожара (взрыва);
16. Направления совершенствования. Рисунок 5. 1 – Логико-семантическая структура изучения темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|