Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3. Составление перспективно-тематического плана дисциплины: «Охрана окружающей среды»




5. 3. Составление перспективно-тематического плана дисциплины: «Охрана окружающей среды»

Перспективно-тематический план – это документ, который содержит перечень занятий по конкретной теме, а также организационные и дидактические характеристики каждого из них, представленные время, отводимое на изучение тех или иных вопросов темы, типов занятий, целей обучения, содержание базового материала, методов обучения [5].

Таблица 5. 4 - Перспективно-тематический план изучения дисциплины

«Охрана окружающей среды»

№ Занятия Тема занятия Тип занятия Учебная цель Развивающая цель
    Занятие № 1   2 часа   Ликвидация и предупреждение взрыва или пожара в горных выработок Урок сообщения новых знаний: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Закрепление полученной информации 5. Выдача домашнего задания Изучить: правила безопасности технологических процессов при ликвидации пожара в горных выработках Развить память, мышление, внимание.
    Занятие № 2   2 часа Особенности ликвидации пожара на добычном участке Урок сообщения новых знаний: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Закрепление полученной информации 5. Выдача домашнего задания Изучить: особенности ликвидации пожара или взрыва. Развить память учащихся, способность переключения внимании на информацию, знаковое мышление
    Занятие № 3   2 часа Последствия пожара.   Урок закрепления знаний, выработки навыков и умений: 1. Сообщние учащимся цели предстоящей работы. 2. Воспроизведение учащимися знаний, умений, для выполнения заданий. 3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений. 4. Проверка выполнения работ. 5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 6. Выдача домашнего задания Изучить: последствия пожара, основные природно-техногенные процессы Развить память, образное мышление, творческий подход к работе, креативный подход к работе
  Занятие № 4   2 часа Проблемы безопасности при ликвидации пожара или взрыва Урок повторения: 1. Организация начала урока. 2. Постановка образовательных, воспитательных и развивающих задач. 3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий. 4. Подведение итогов повторения 5. Выдача домашнего задания Изучить: проблемы безопасности при ликвидации пожара Развить память, мышление, переключение внимания между темами, закрепление навыков.

5. 4. Проектирование дидактических материалов

Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т. д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

Чтобы спроектировать дидактические материалы необходимо, опираясь на стратегические и тактические цели обучения, сформулировать оперативные цели; соблюдая их, подобрать учебную и научно-техническую литературу с необходимой информацией по теме.

Оперативная цель обучения должна быть сформулирована в форме знаний и умений, которые необходимо сформировать у будущего специалиста в ходе изучения темы [6].

В процессе обучения происходит планомерное формирование знаний, умений, навыков, а также необходимых свойств личности ученика. Основой такой планомерной передачи знаний служит четко сформулированая цель. Цель должна быть выражена через действия, сгруппированные по уровням усвоения обученными учебного материала, каждый из которых имеет определенные характеристики: условия, результат, критерии оценки.

Согласно современных педагогических теорий, существуют четыре уровня усвоения учебного материала.

Так, на первом уровне обучаемый не только воспринимает информацию, но у него формируется общее представление о предмете деятельности, появляется познавательный интерес. Для этого уровня характерно решение простых задач на нахождение некоего объекта в ряде других, узнавание на слух и по изображению (обозначению) заданных элементов (свойств) и т. д.

Второй уровень характеризует алгоритмический деятельность по памяти или способность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения задач по данному алгоритму.

Третий уровень характеризует этап продуктивного действия. На этом уровне ориентировочная основа деятельности усвоена таким образом, что сформированы действия идеализированные и ученик способен выполнить их в уме. Он решает нестандартные задачи в соответствии с конкретной ситуацией и объектов. Переход к этапу умственной деятельности приводит к формированию творческого мышления, одним из составляющих которого является умение решать конструкторские задачи, приводит к формированию новых знаний и ученик делает «открытие для себя». Но он еще не делает ничего нового для общества.

Четвертый уровень характеризует продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования новой ориентировочной основы деятельности.

Четвертый уровень в подготовке будущего специалиста сознательно будет отсутствовать, поскольку согласно курсовой работы научные исследования не входят в профессиональные обязанности этого специалиста.

Для проектирования дидактических материалов сформулируем оперативные цели обучения по теме: «Эффективные способы пожаротушения» (табл. 5. 5).

 

Таблица 5. 5 - Стратегические и тактические цели обучения

Цели, которые выражены в перечне действий Уровень цели   Условия достижения цели изучения темы Результат в виде эталона действий с уровнем её сформированности Критерии оценки результата обучения
Из перечня определений знать основные понятия темы: «Эффективные способы пожаротушения». Репродуктивный Знание определенных понятий: технологическая безопасность, ликвидация пожара. Правильно названы основные понятия темы: технологическая безопасность, анализ действий 90% правильных ответов. 10% допущенные неточности при определении основных понятий.
Уметь правильно отвечать на вопросы по данной теме Репродуктивно- алгоритмический Выполнение действий первого уровня: правильно названы основные понятия темы Уметь работать с вопросами по теме. 80% правильно выполненных действий, 20% допущены неточности при создании системы дистанционного обучения.  
Уметь при помощи рисунков строить чертежи. Продуктивно-практический Выполнять действия первого и второго уровней: начерчено 2 чертежа из трех. Верно отображены чертежи 75% правильно выполненных действиях, 25% допущены неточности

Условия достижения цели изучения темы характеризируются объемом информации, определенным учебным временем, сформированностью базового учебного материала и другими факторами. Уровень сформированности действия определяется полнотой, которая характеризуется наличием всех операций, определяющих качество выполнения действия, самостоятельностью обобщенностью. Цели урока конкретизируются на основе перспективно-тематического плана. При этом дидактические цели формируем в виде целей-задач, т. е. конечных результатов, которые должны быть достигнуты после реализации учебных задач урока (таблица 5. 6. ).

 

Таблица 5. 6 - Цели-задачи на отдельных этапах достижения оперативных целей

Уровни усвоения учебного материала темы Цели-задачи на отдельных этапах достижения оперативных целей
Репродуктивный Формирование знаний о эффективных способах тушения пожара
Репродуктивно-алгоритмический Формирование умений использовать знания на практике
Продуктивно-практический Проектировать чертежи в CorelDraw

 

Следуя оперативным целям подбираем учебно-техническую и научно-техническую литературу с необходимой информацией для написания контурного конспекта и составления опорного конспекта по теме.

Анализ однотипной учебной литературы по теме: «Эффективные способы пожаротушения» сделаем бальным методом. Сумма баллов определяется следующим образом: коэффициент значимости каждого показателя качества учебника К (показатель качества) увеличивается на Р - степень реализации показателя в данном учебнике.

Сумма полученных произведений для каждого учебника состоит, и результат является характеристикой качества учебника.

Учебники:

УЧЕБНИКИ:

1. Линденау Н. И., Маевская В. М., Крылов В. Ф. Происхождение, профилактика и тушение эндогенных пожаров в угольных шахтах. М., «Недра», 1977.

2. Сухаревский В. М. Основные вопросы снижения пожарной опасности в угольных шахтах. 1964 год.

3. Ушаков К. З., Кирин Б. Ф., Ножкин Н. В. и др. Охрана труда. М.: «Недра», 1986.

Таблица 5. 7

Система качества сравниваемых учебников.

№ п / п

Наименование показателя

К

Значение Р и N

Учебник № 1

Учебник № 2

Учебник № 3

      P N P N P N
Наличие наименования специальностей, для которых используется учебник 3 3 5
Наличие перечня умений, которые формируются в результате обучения по учебнику, согласно уровням усвоения. 6 6 6
Наличие критериев оценки знаний и умений. 2 1 3
внешнее оформление 5 4 4
Соответствие логики построения базовой науки и материала предмета 10 10 20
Доступность и простота изложения 19 20 25
Соответствие определений и терминов базовой науки 20 20 20
Представление рассмотренных понятий в их многосторонности и развития 15 15 20
Соответствие терминов действительным гос. стандартам и нормативным документам официально принятым в этой области знаний. 6 15 20
Соответствие содержания познавательных возможностей учащихся. 20 20 20
Верный порядок слов, логическая последовательность материала. 20 30 10
Наглядность. 12 20 12
Связь с практикой. 15 20 20
наличие ООД 9 15 15
наличие Ид 5 15 10
наличие Кд 25 25 20
наличие Ко 10 15 10

Итого:

Σ Σ Σ

 

По данным анализа учебной литературы по теме: «Эффективные способы пожаротушения» бальным методом выбираем для дальнейшего использования учебник №1, сумма баллов оценивания которого составляет 212 баллов.

План изложения темы «Эффективные способы пожаротушения»:

1. Эффективные способы пожаротушения;

2. Назначение и область применения систем тушения пожаров;

3. Классификация тушения пожаров;

4. Активным способом;

5. Способом изоляции;

6. Комбинированным способом;

7. Дистанционным способом;

8. Водой и пеной;

9. Генератором инертных газов;

10. Дегазацией;

11. Общие требования;

12. Предотвращение аварий;

13. Ликвидация пожара (взрыва);

14. Проблемы безопасности при ликвидации пожара (взрыва);

ДЕ1
ДЕ2
ДЕ3
ДЕ11
ДЕ4
ДЕ5
ДЕ6
ДЕ7
ДЕ8
ДЕ10
ДЕ9
ДЕ13
ДЕ12
ДЕ14
ДЕ15
ДЕ16
15. Эксплуатация и правила безопасности;

16. Направления совершенствования.

Рисунок 5. 1 – Логико-семантическая структура изучения темы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...