Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники уголовно-исполнительного права




Под источниками уголовно-исполнительного права понимаются формы (законы, подзаконные акты), в которых закрепляются результаты правотворческой деятельности органов государства по регулированию общественных отношений, возникающих в процессе и по поводу исполнения (отбывания) наказаний. К существующим формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция Республики Беларусь; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь; декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления правительства Республики Беларусь; международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными; ведомственные, межведомственные нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов; нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов.

Основным, фундаментальным источникам уголовно-исполнительного права является Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 1996 года). Конституция – это основной закон, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории государства. Нормой прямого действия является ст. 64 Конституции, согласно которой в выборах не могут принимать участие лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституционные нормы напрямую относятся к исполнению уголовных наказаний в части организации труда осужденных. Запрещая принудительный труд, Конституция, вместе с тем допускает его применение в случаях, определяемых приговором суда, то есть в условиях уголовно-исполнительной системы. Нормы Конституции защищают права осужденных на получение образования, отдыха, на пенсионное обеспечение, оказание медицинской помощи и др.

В соответствии с Конституцией Правительство Республики Беларусь осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, осужденных к лишению свободы путем принятия соответствующих постановлений. Уголовно-исполнительное законодательство базируется на фундаментальных положениях Конституции с учетом корректив, предусмотренных законами Республики Беларусь или вытекающими из приговора суда.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, является Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь 2000 года. Он существенно отличается от ИТК 1971 года, который регулировал только исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы и исправительных работ.

Уголовно-исполнительный кодекс состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть содержит один раздел и три главы и включает в себя общие положения, правовое положение осужденных, а также органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, и контроль за их деятельностью. Особенная часть содержит 10 разделов и 24 главы и регулирует порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исполнение наказания в виде ареста, исполнение наказания в виде лишения свободы, исполнение наказания в отношении осужденных военнослужащих в виде ограничения по военной службе, ареста и направления в дисциплинарную воинскую часть, исполнение дополнительных наказаний, исполнение наказаний в виде пожизненного заключения и смертной казни, исполнение мер уголовной ответственности, не связанных с применение наказания, освобождение от отбывания наказания, помощь лицам, освобожденным от наказания, и контроль за ними.

Одним из основных законодательных актов является Уголовный кодекс Республики Беларусь, в котором содержатся нормы, непосредственно относящиеся к уголовно-исполнительному праву. Так, перечень видов наказаний, предусмотренный ст.48 Уголовного кодекса, регулируется уголовно-исполнительным правом. Назначение вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение от наказания и т.д., устанавливаются Уголовным кодексом, а конкретизируется в нормах уголовно-исполнительного права.

К источниками уголовно-исполнительного права относятся законы и других отраслей права. Так, согласно ст.75 УИК в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, основанием для проведения которой является Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 года с изменениями и дополнениями 9 августа 2004 года. Разрешение вопросов в процессуальном порядке на стадии исполнения приговора регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом: рассмотрение судом материалов об условно-досрочном освобождении, об освобождении от наказания по болезни, превентивном надзоре и т.д.

Законом Республики Беларусь "О прокуратуре" предусмотрен прокурорский надзор за исполнением законов при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Данный закон определяет предмет надзора при исполнении уголовных наказаний и также относится к источникам уголовно-исполнительного права. К источникам уголовно-исполнительного права следует и законы других отраслей права, составляющих основу правоотношений при исполнении наказания: Трудовой кодекс, Гражданский кодекс и др.

Сложность и многообразие правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, требует их регулирования большим количеством подзаконных нормативных актов. Это является особенностью уголовно-исполнительного права.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие уголовно-исполнительные правоотношения, издаются на основе и во исполнение законов. Подзаконные акты издаются соответствующими органами государственной власти в пределах их полномочий, не противоречат закону, конкретизируют его положения в области регулирования уголовно-исполнительных правоотношений.

В систему подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение наказаний, входят: указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Палаты представителей Национального Собрания; постановления Правительства[3]; распоряжения Премьер-министра; решения Конституционного, Верховного и Хозяйственного судов; нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов; постановления Министерства обороны (при исполнении наказаний в отношении военнослужащих).

Исполнение уголовных наказаний, за исключением отдельных его видов (штраф, лишение воинского или специального звания и др.), возложено на Министерство внутренних дел Республики Беларусь. В связи с этим, основная масса подзаконных актов в этой области принимается и исполняется этим министерством. В компетенцию МВД входит: образование и ликвидация исправительных учреждений; порядок перемещения осужденных; создание материально-технической базы для деятельности органов и учреждений этой системы и т.д. Более того, с другими министерствами принимаются нормативные акты, регламентирующие:

- порядок получения базового и общего образования и профессиональной подготовки совместно с Министерством образования;

- установление порядка начисления пенсий осужденным совместно с Министерством труда социальной защиты;

- медицинское обслуживание организуется совместно с Министерством здравоохранения и т.д.

Одним из основополагающих нормативных правовых актов являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР). Они регламентируют условия отбывания наказания виде лишения свободы. Правила утверждены постановлением МВД Республики Беларусь в октябре 2000 года и согласованы с Генеральным прокурором Республики Беларусь. ПВР конкретизируют жизнедеятельность исправительной колонии: порядок приема осужденных в ИК; передвижение в пределах колонии; порядок предоставления свиданий, телефонных переговоров, получение посылок и передач; регулируют порядок содержания осужденных в помещениях камерного типа и штрафных изоляторах и т.д.

К источникам уголовно-исполнительного права относятся и другие нормативные правовые акты, принимаемые МВД. Они регламентируют процесс исполнения наказаний. В перечень этих источников входят: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа; Правила оборудования и содержания комнат длительного свидания; Инструкция по организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы; Инструкция о порядке выплаты пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы; Инструкция по медицинскому обслуживанию осужденных в исправительных учреждениях (2003 год) и др.

К особой группе источников уголовно-исполнительного права относятся международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Республики Беларусь, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными. К общепризнанным международным правовым актам Организации Объединенных Наций относятся: Всеобщая декларация прав человека; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; Международный пакт о гражданских и политических правах; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и др.

Среди перечисленных международно-правовых актов особо следует отметить Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Эти Правила являются стандартом, моделью исполнения наказания, которая должна лежать в основе национальной уголовно-исполнительной системы.

Если уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Беларусь, то уголовно-исполнительное законодательство приводится в соответствие с указанными международными договорами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...