Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исправительно-трудовое законодательство и право Беларуси в советский период




В первые месяцы своего существования Советское государство принимало меры по реорганизации тюремного дела, созданию принципиально новой системы мест лишения свободы и образованию соответствующих органов государственного управления. В этот период началась трансформация пенитенциарной политики в исправительно-трудовую политику, в основе которой были идеи исправления осужденных и общественно полезный труд как ведущее средство исправления. Именно эти положения легли в основу нового наименования – "исправительно-трудовое право".

Принимаются меры, направленные на установление строгой законности содержания заключенных, гуманизацию режима в тюрьмах и внедрение в их практику новых методов воздействия на осужденных. Постановлением Наркомата юстиции от 15 декабря 1917 года на временные следственные комиссии, учреждаемые при тюрьмах, возложено проведение немедленной проверки законности всех арестованных лиц. Важное решение в реформе тюремного дела сыграло постановление Наркомата от 24 января 1918 года "О тюремных рабочих командах", которое предусматривало применение общественно полезного труда как средства исправления осужденных.

23 июля 1918 года постановлением Наркомата юстиции утверждена Временная инструкция "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового", которое явилось первым крупным нормативным актом в области исполнения наказания. В этой инструкции были закреплены результаты организационной и правотворческой деятельности по созданию новой системы мест лишения свободы, определены задачи и функции этих учреждений. Инструкцией была определена система мест лишения свободы (мужских и женских):

- общие места заключения (тюрьмы);

- воспитательные - карательные учреждения для молодых преступников – реформатории и сельскохозяйственные (земледельческие) колонии;

- испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения;

- карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными дефектами психики, дегенератов и т. д.;

- тюремные больницы.

Предусматривалась также организация арестных помещений для кратковременного задержания граждан органами милиции. В рассматриваемый период практически существовали общие места заключения (тюрьмы) и тюремные больницы. Реформатории и испытательные заведения с ослабленным режимом не получили распространения на практике.

В Наркомате юстиции был образован Карательный отдел, который заведовал применением уголовных наказаний и состоял из 9 отделений: по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; распределительного; технического; сельскохозяйственного; врачебно-санитарного; снабжения; строительного; конвойного; помощи отбывшим наказание. Из этого перечня видно, что деятельность карательного отдела НКЮ РСФСР охватывала все сферы исполнения наказания.

Центральный карательный отдел осуществлял свою власть через местные комиссариаты юстиции или судебные органы губернских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, членами которых были и заведующие местными карательными отделами. Местный карательный отдел руководил деятельностью всех мест заключения, находившихся в пределах губернии. При начальнике (заведующим места заключения) функционировали коллегии, в состав которых кроме руководителя входили его помощники, а также лица педагогического, врачебного и инструкторского персонала.

Временной инструкцией впервые устанавливался порядок распределения заключенных по местам лишения свободы и отбытия ими наказаний. Распределение осуществляли комиссии в составе заведующих карательными отделами (или их заместители), заведующих местами лишения свободы и сведущих лиц, которые приглашались по рекомендации местных карательных отделов. Согласно рассматриваемой временной инструкции осужденные, способные к физическому труду, обязаны были работать. Их труд оплачивался по ставкам профессиональных союзов, действовавшим в конкретной местности. В случае уклонения осужденного от работы в его лицевой счет вписывался только расход на содержание. Заключенного предупреждали, что, пока сальдо счета не будет в его пользу, он не сможет выйти из тюрьмы, хотя и отбудет срок наказания. Если это не помогало, переводили на уменьшенный продовольственный паек как неработающего и, наконец, отправляли в штрафной изолятор. В случае нарушений правил внутреннего распорядка осужденные могли быть переведены на более суровый режим (лишение свиданий, переписки и т.д.), водворены в карцер на срок до 14 дней. В исключительных случаях заключенных переводили в специальные тюрьмы (изоляторы).

Военная интервенция империалистических государств и усиление враждебной деятельности разного рода контрреволюционных элементов вызвали необходимость создания специальных мест заключения – лагерей принудительных работ. Существование этих новых мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 года и Постановлением ВЦИК "О лагерях принудительных работ" от 17 мая 1919 года. Предусматривалось функционирование двух видов лагерей принудительных работ: обычных и особых, на все время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти. В Минске лагерь принудительных работ стал создаваться в конце 1920 года. Первый лагерь особого назначения был организован в 1920 году на Соловецких островах ("Соловки") и находился он в ведении ВЧК.

Дальнейшее развитие система исполнения наказаний получила в Декретах СНК от 18 июня 1919 года "Об учреждении распределительных комиссий при карательных отделах губернских и областных отделов юстиции" и от 30 июня 1920 года "О передаче Народному комиссариату просвещения культурно-просветительной работы в местах лишения свободы". В первом Декрете подчеркивалось, что распределение лишенных свободы по соответствующим учреждениям необходимо для их исправления и перевоспитания. Предусматривалось расширение участия общественности в работе распределительных комиссий. В Декрете от 30 июня отмечалась необходимость согласованности педагогической деятельности в местах лишения свободы с различными сторонами пенитенциарного режима.

В ноябре 1920 года Постановлением Наркомата юстиции утверждено Положение о местах заключения РСФСР, представляющее собой тщательно разработанную инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. В нем подробно регламентировались правила режима и применение общественно полезного труда, учебно - воспитательная и культурно-просветительная работа. Определялся также статус администрации общих мест заключения. Регламентировалось обеспечение продовольствием, вещевым довольствием, медицинским обслуживанием и др.

Положение ввело прогрессивную систему отбывания наказания. Все осужденные подразделялись на три категории: на осужденных за преступления, не носившие корыстного характера; осужденных за корыстные преступления; рецидивистов как первой, так и второй названных групп. Все вновь поступавшие осужденные относились к разряду испытуемых, в котором лица третьей категории содержались не менее половины срока наказания, второй категории – одну треть, первой – одну четверть, но не менее трех месяцев. Осужденные, обнаружившие признаки исправления, переходили в разряд исправляющихся, а далее – в образцовый разряд. Кто не желал исправляться определялся в штрафной разряд. Были определены режимы содержания осужденных всех разрядов и порядок перевода из одного разряда в другой. Несомненно, эта система прогрессивна, так как способствовала выявлению наклонностей заключенных, побуждавшим их к примерному поведению, помогавшим адаптироваться к жизни после выхода на свободу путем смягчения режима содержания.

На новом этапе развития, в начале 20-х годов, возникла необходимость принятия мер по укреплению социалистической законности, в разработке новых законов и определенного изменения карательной политики, системы карательных органов, в том числе и исправительно-трудовых учреждений.

С образованием в январе 1919 года Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ) возникла необходимость создания многих институтов, присущих самостоятельному государству, в том числе и исправительно-трудовых учреждений. Хотя еще на протяжении нескольких лет деятельность исправительно-трудовых учреждений на территории Беларуси регулировалась в основном нормативными актами, издаваемыми в РСФСР.

Работа по созданию мест лишения свободы в основном была возложена на карательный отдел Наркомата юстиции ССРБ, который был образован 22 августа 1920 года (в 1921 году переименован в исправительно-трудовой отдел). В 1920 году в состав ССРБ входило 18 уездов, в 15-ти из них имелись исправительные дома (бывшие тюрьмы), а в 3-х только арестные дома, предназначенные для кратковременного содержания лиц, задержанных милицией, и находившиеся в ведении НКВД.

Одним из первых нормативных актов ССРБ, регулировавших порядок исполнения наказаний, стала инструкция "О местах заключения ССРБ", опубликованная 11 сентября 1920 года в газете "Известия ВРК ССРБ". В ее основе лежала временная инструкция Наркомата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 года "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового". Однако в инструкции НКЮ ССРБ были отражены изменения в сфере исполнения наказаний, произошедшие за два года. Например, в ней определялся новый порядок помещения заключенных в места лишения свободы. Они принимались только при наличии постановления органа власти, имевшего право заключать граждан под стражу. Если такой документ отсутствовал, то заведующий местом лишения свободы обязан был в течение 48 часов освободить заключенного и сообщить об этом в орган, его приславший. Не разрешалось принимать в места лишения свободы несовершеннолетних. Инструкция предусматривала раздельное содержание лиц, проходящих по одному делу, имеющих разное количество судимостей и различные сроки лишения свободы.

20 ноября 1920 года при карательном отделе НКЮ ССРБ образована распределительная комиссия, которая занималась распределением заключенных по местам лишения свободы. Перед распределением личности осужденных изучались, на них составлялись подробные характеристики. На заседании комиссии (при кворуме не менее 3-х человек) определялось, к какой категории относится осужденный и в учреждении какого вида ему предстоит отбывать наказание. Распределительная комиссия имела большие полномочия при осуществлении процесса исполнения наказаний. Так, например, комиссия исходя из материалов дела, признавала, что осужденный не нуждался в заключении и исправлении, на него могли направить представление в орган, вынесший приговор, об условно-досрочном освобождении. Распределительная комиссия имела право ежемесячно проверять законность содержания заключенных од стражей, следить за применением репрессивных мер к тем, кто отказывался от работы и т.д.

В целях установления единообразия карательный отдел Наркомата юстиции 10 ноября 1920 года переименовал все места лишения свободы в дома принудительных работ (допры). В ведении карательного отдела Наркомата юстиции ССРБ в 1921 находились Минский Центральный «допр» и шесть «допров» по республике (в Бобруйске, Борисове и др. городах), а также две сельскохозяйственные колонии в Минском районе.

Места лишения свободы в Беларуси все более приобретали статус воспитательно-трудовых учреждений. В октябре 1921 года НКЮ ССРБ переименовал карательный отдел в исправительно-трудовой отдел. В него входили три подотдела:

- регистрационно-административный (ведал руководством и деятельностью распределительных комиссий, составлением и переработкой уставов и положений для различных видов мест лишения свободы, организацией подготовки сотрудников, разработкой штатов, управлением конвойными командами);

- организации работ (руководил созданием новых производств, снабжением инструментами, контролировал исполнение приговоров по принудительным работам без лишения свободы);

- снабжения (организовывал заготовку продовольствия для заключенных, обмундирования, топлива, руководил вопросами благоустройства в местах лишения свободы).

С ноября 1921 года к заключенным стали применяться принудительные работы без содержания под стражей. Для их организации при карательном отделе НКЮ ССРБ было создано бюро принудительных работ. Такие же структуры стали функционировать при уездных отделах юстиции. С этого времени появилась возможность судам не направлять в допры осужденных, к которым можно было применять принудительные работы без лишения свободы. Принудительные работы назначались на срок от 12 дней до одного года. Организацией исполнения этого вида наказания занимались органы Наркомата труда ССРБ. Труд осужденных, отбывающих принудительные работы, не оплачивался.

В декабре 1922 года Президиум ЦИК ССРБ принял постановление о переводе допров из ведения Наркомата юстиции в ведение НКВД. Исправительно-трудовой отдел НКЮ ССРБ был реорганизован в Главное управление мест заключения, в ведение которого переходили и функции ликвидированного Главного управления принудительных работ НКВД. За НКЮ ССРБ было сохранено право прокурорского надзора за местами лишения свободы.

Главное управление мест заключения (ГУМЗ) включало три отдела:

- общий отдел ведал организацией принудительных работ без содержания под стражей, вырабатывал основные направления исправительно-трудовой политики;

- административно-пенитенциарный отдел занимался вопросами административного характера, деятельностью распределительных комиссий, организацией труда, оборудованием мастерских в местах лишения свободы;

- отдел хозяйства и снабжения выполнял функции материального обеспечения, осуществлял финансовую отчетность.

После передачи в ведение НКВД допры стали называться исправительными домами (исправдомами). В 1924 году в Беларуси функционировали 15 исправдомов и 13 сельскохозяйственных колоний. Лагерь принудительных работ, функционирующий в Минске с 1921 года, был реорганизован в исправительно-трудовой дом.

Дальнейшее развитие исправительно-трудового законодательства связано с принятием в 1922 году Уголовного кодекса РСФСР. Постановлением сессии ЦИК БССР от 24 июня 1922 года действие УК РСФСР было распространено на всю территорию Белоруссии с 1 июля 1922 года. Уголовный кодекс РСФСР предусматривал лишение свободы со строгой изоляцией или без строгой изоляции и принудительные работы без содержания под стражей. Кодексом был установлен институт условно-досрочного освобождения для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и принудительные работы.

После издания Уголовного кодекса возник вопрос о принятии Исправительно-трудового кодекса. Его проект был обсужден в 1923 году 1-м Всероссийском съезде работников исправительно-трудовой системы и утвержден 2-й сессией ВЦИК Х1 созыва 16 октября 1924 года. Его принятие послужило основой для развития и кодификации исправительно-трудового законодательства Беларуси.

В нашей республике были введены новшества, касающиеся исполнения лишения свободы, предусмотренные ИТК РСФСР. Так, еще до кодификации 1926 года исправительно-трудового законодательства в Беларуси была введена прогрессивная система отбывания лишения свободы, изменен порядок организации режима отбывания данного вида наказания. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 29 мая 1925 года распределительной комиссии НКВД БССР предоставлялось право давать не склонным к побегу заключенным крестьянам, осужденным впервые за преступления, совершенные по несознательности или вследствие тяжелых материальных условий, отпуска до трех месяцев во время полевых работ. В 1924 году в каждом месте лишения свободы были созданы и функционировали наблюдательные комиссии, которые осуществляли наблюдение за обеспечением режима исполнения наказания.

Совершенствованию и укреплению правовой основы деятельности исправительно-трудовых учреждений способствовала кодификация исправительно-трудового законодательства.

Исправительно-трудовой кодекс БССР был утвержден сессией ЦИК БССР 2 июля 1926 года и введен в действие с 15 ноября 1926 года. Кодекс регулировал наказания в виде лишения свободы и принудительные работы без лишения свободы. Он состоял из 22 глав, в которых воспроизводились основные положения российского кодекса.

Установленная в Кодексе система мест заключения подразделялась на три вида:

1. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера: исправительно-трудовые дома (ИТД) для содержания приговоренных на срок свыше шести месяцев; дома заключения (для подследственных, для лиц, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу, а также для осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев); переходные исправительно-трудовые дома, предназначавшиеся для заключенных, которые по отбытии части срока лишения свободы в других местах заключения обнаружили приспособленность к трудовой жизни и были признаны распределительными комиссиями подлежащими переводу в обстановку полусвободного режима; трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные, фабричные) для осужденных к лишению свободы без строгой изоляции на срок до пяти лет; изоляторы специального назначения для осужденных к лишению свободы со строгой изоляцией, не принадлежавшие к классу трудящихся и совершившие преступления в силу классовых привычек или переводимые в порядке дисциплинарного взыскания.

2. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера в отношении несовершеннолетних преступников из рабоче-крестьянской молодежи (трудовые дома для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет и в возрасте от 16 до 20 лет).

3. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для больных туберкулезом и другими заболеваниями, психически неуравновешенных, институты психиатрической экспертизы, больницы.

Заключенные делились на:

- срочных (осужденных);

- подследственных, дела которых на стадиях предварительного и судебного расследований;

- пересыльных, подлежащих отправке в другие ИТУ.

Предусмотренные в Кодексе меры организационно-воспитательного характера в большей мере относились к срочным заключенным, которые подразделялись на три категории:

1. подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией;

2. осужденные к лишению свободы без строгой изоляции из числа профессиональных преступников, а также лиц, не относившихся к трудящимся, совершивших преступления в силу классовых привычек, взглядов, интересов;

3. все остальные заключенные.

Характерным является то, что заключенные всех категорий делились на три разряда – начальный, средний и высший. Режим для заключенных начального разряда был самым суровым. По мере отбывания наказания и в зависимости от поведения осужденные переводились из одного разряда в другой. Суть законодательно закрепленной прогрессивной системы отбывания наказания заключалась в том, что осужденным, показавшим стремление к исправлению, постепенно улучшались условия содержания.

В соответствии с Кодексом 1926 года основными средствами исправления осужденных являлись режим, труд и культурно-просветительная работа. Режим должен быть направлен на укрепление тех черт характера и навыков заключенных, которые могут их удерживать от преступлений в будущем. В задачи культурно-просветительной работы входило поднятие образовательного уровня и политического сознания заключенных путем общеобразовательного и профессионального обучения. Неграмотные и малограмотные осужденные не старше 50-ти лет обязаны были посещать школу. Более того, продуктивный труд и приобретение профессии поощрялось зачетом 1 дня работы за 3 дня лишения свободы.

Таким образом, наказание по ИТК БССР 1926 года имело целью не кару или возмездие, а перевоспитание заключенного.

В Кодексе 1926 года была закреплена деятельность распределительных и наблюдательных комиссий, которые имели достаточно широкие полномочия. Через указанные комиссии в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы широко участвовала общественность.

При НКВД состояла Центральная распределительная комиссия (ст.18 ИТК БССР), которая руководила деятельностью окружных распределительных комиссий. Она также рассматривала и разрешала протесты прокуратуры на постановления окружных распределительных комиссий.

Распределительные комиссии состояли при окружных ИТД. В их полномочия входило: распределение заключенных по ИТУ, перевод их из одного в другое ИТУ; перевод заключенных из одного разряда в другой; ходатайство о продлении срока заключения в отношении несовершеннолетних осужденных; применение условного и безусловного досрочного освобождения заключенных; осуществление зачетов рабочих дней и др.

При каждом ИТД создавалась наблюдательная комиссия. В соответствии со ст. 12 ИТК БССР наблюдательная комиссия имела право: наблюдать за распределением заключенных и в случае неправильности перераспределять их согласно установленной Кодексом классификации; наблюдать за переводом заключенных из одного разряда в другой, в случае неправильности отменять его; предварительно обсуждать и представлять в распределительную комиссию данные о личности заключенных, подлежащих досрочному освобождению; направлять представления в распределительную комиссию о переводе заключенных из одного ИТУ в другое; разрешать отпуска заключенным и налагать дисциплинарные взыскания за их просрочку; разрешать непосредственные свидания заключенным среднего разряда; направлять представления в распределительную комиссию о желательности отмены содержания под стражей как меры пресечения; сообщать прокурору о фактах содержания под стражей сверх установленного срока.

Принудительные работы без содержания под стражей регулировались ст. 22 Кодекса. Организацией принудительных работ занимались исполкомы районных и городских Советов депутатов.

Труд, в соответствии с ИТК, был обязательным для всех заключенных, способных работать. Администрация ИТУ должна была принимать все меры, чтобы как можно больше осужденных были заняты трудом.

ИТК БССР 1926 года подвел итоги шестилетней организации исполнения наказания в Беларуси. Его принятие повлекло отмену ряда документов, и в первую очередь тех, которые вводили в действие некоторые положения ИТК РСФСР 1924 года. Таким образом, ИТК 1926 года стал основным нормативным правовым актом для всех органов, исполнявших уголовные наказания.

Для совершенствования исправительно-трудового законодательства важное значение имели решения Президиума ЦИК БССР. Так, постановлением "По докладу о борьбе с преступностью" от 3 ноября 1928 года Президиум ЦИК признал необходимым применять впредь суровые меры репрессии в отношении классовых врагов и опасных преступников, дополняя в отношении их суровое наказание не менее строгим осуществлением приговора; в отношении же случайных преступников, не являющихся социально опасными элементами, шире применять принудительные работы, штраф, увольнение от должности, условное осуждение, заменяя ими краткие сроки лишения свободы. Ставилась задача усиления дифференциации процесса отбывания лишения свободы, реорганизации и улучшения деятельности распределительных и наблюдательных комиссий, совершенствования порядка отбывания наказания.

Постановлением ЦИК и СНК БССР от 5 июля 1931 года были внесены изменения в ИТК БССР, которые значительно расширили компетенцию наблюдательных комиссий. На них возлагалось наблюдение за проведением строго классовой политики и надлежащим осуществлением режима в местах лишения свободы. Комиссиям предоставлялось право возбуждать ходатайства перед соответствующими органами о замене лишения свободы более мягким наказанием. В связи с расширением функций наблюдательных комиссий распределительные комиссии были упразднены.

В апреле 1930 года СНК СССР принял постановление "Об утверждении Положения об исправительно-трудовых лагерях", которые были созданы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 года. Данным постановлением было установлено, что лишение свободы на срок до 3 лет должно отбываться в общих местах заключения, а на срок от 3 до 10 лет в ИТЛ, находящихся в отдаленных местностях. В соответствии с "Положением об ИТЛ" перед ними ставилась задача охраны общества от особо социально опасных правонарушителей путем их изоляции, соединенной с общественно полезным трудом. Исправительно-трудовые лагеря находились в ведении Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при СНК СССР. Судам, на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 17 января 1930 года, предоставлялось право в исключительных случаях заменять (например, в силу состояния здоровья не мог работать и т.д.), содержание в ИТЛ осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет содержанием в общем месте заключения на тот же срок.

В систему мест лишения свободы, наряду с ИТЛ, входили общие места заключения:

- исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные,

массовые и штрафные);

- учреждения для несовершеннолетних (специальные школы фабрично-заводского ученичества).

Произошли значительные изменения и в области управления ИТУ. В связи с упразднением в 1931 году НКВД БССР управление ИТУ, организация ссылки с принудительными работами, а также исполнение принудительных работ без лишения свободы было передано НКЮ БССР. Однако ИТЛ по прежнему находились в ведении ОГПУ. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года образован общесоюзный НКВД, в состав которого вошло ОГПУ. В ведение НКВД СССР были переданы все исправительно-трудовые учреждения, находившиеся в подчинении Наркоматов юстиции союзных республик, в то числе и Беларуси. Руководство ими осуществлялось общесоюзным органом – НКВД СССР. В этот период набирает силу тенденция к усилению строгости уголовных наказаний и отступлению от судебного порядка их применения. Так, Постановлением ЦИК и СНК СССР при НКЮ было создано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет, заключение в ИТЛ. Максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет

8 августа 1936 года принято постановление ЦИК и СНК СССР "О дополнении Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик". В систему мест лишения свободы на основании этого постановления вошли срочные и следственные тюрьмы, которые выделились в самостоятельную подсистему и на местах подчинялись тюремным отделам НКВД или УНКВД. В данные тюрьмы направлялись лица, осужденные за наиболее тяжкие преступления (контрреволюционные проявления и др.), а также лица, переведенные из лагерей за злостные нарушения установленного режима на срок от одного года до двух лет.

В условиях опасной международной обстановки, сложившейся в тот период, принимались решительные меры по борьбе с происками агентуры империализма. А в условиях культа личности проведение этих мер сопровождалось неоправданным ужесточением исправительно-трудовой политики. Практически прекратили свое действие исправительно-трудовые кодексы союзных республик. С середины 30-х годов деятельность уголовно-исполнительной системы регулировалась закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами НКВД СССР. В этот период было отменено условно-досрочное освобождение, ослаблена политико-воспитательная работа с осужденными, допускались неоправданные отступления от установленного режима отбывания лишения свободы и т.д.

С началом Великой отечественной войны система исправительно-трудовых учреждений в Беларуси была ликвидирована. Впервые осужденные за преступления за преступления, не представляющие большой общественной опасности (прогулы, мелкие хищения, незначительные должностные, бытовые и др.) были досрочно освобождены. Если по возрасту и состоянию здоровья эти лица подлежали призыву в армию, то через военкоматы они направлялись в воинские соединения. Наиболее опасные категории осужденных этапировались в северные регионы, на Урал, в Сибирь. В отношении приговоренных к исключительной мере наказания на места была передана директива об исполнении приговоров в соответствии с постановлением Бюро ЦК КП (б) Б от 22 июня 1941 года.

Система исправительно-трудовых учреждений восстанавливалась сразу же после освобождения Белоруссии. Первые колонии были организованы в конце 1943 года после освобождения Гомельской области. На начало 1950 года в Беларуси функционировало 23 исправительных учреждения, а также четыре трудовых воспитательных колонии для несовершеннолетних. Общее руководство деятельностью исправительных учреждений для взрослых осуществляло Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД –МВД БССР, а руководство колониями для несовершеннолетних – Отделом по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью НКВД-МВД.

В первые послевоенные годы деятельность исправительно-трудовых учреждений была максимально приспособлена для трудоиспользования в целях восстановления народного хозяйства. Особенностью является то, что большое внимание уделялось улучшению условий содержания заключенных. В целях стимулирования труда осужденных к лишению свободы вновь были введены оплата труда и зачеты рабочих дней. Использовались также и стимулирующие основания досрочного освобождения. Так, на основании Указа ПВС СССР от 10 января 1947 года и постановления Совета Министров досрочно были освобождены четыре тысячи человек, осужденных за преступления, не представляющие большой общественной опасности (незначительные должностные, бытовые преступления и т.д.). Освобожденные были направлены на строительство Минского тракторного завода.

В систему исправительно-трудовых лагерей входили два вида режима отбывания лишения свободы: общий и усиленный. Затем был введен и строгий вид режима содержания для злостных нарушителей режима и уклоняющихся от труда. На территории Беларуси в этот период восстанавливались и тюрьмы, для содержания как лишенных свободы, так и для находящихся под следствием.

Коренная перестройка деятельности исправительно-трудовых учреждений началась с на основе решений июльского (1953 года) Пленума ЦК КПСС и ХХ съезда партии, принявших меры по преодолению последствий культа личности. В этом же году ГУЛАГ был передан Минюсту СССР. Но с начала 1954 года система исправительных учреждений вновь была вновь вошла в МВД. Деятельность уголовно-исполнительной системы была поставлена под контроль партийных органов. В этот период начинается отход от жесткой диктатуры власти и восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики, укрепление социалистической законности, усиление охраны прав и свобод личности.

В 1954 году Советом Министров СССР одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. Это Положение отменило действие многочисленных приказов, инструкций, ведомственных распоряжений. Задачей деятельности исправительно-трудовых учреждений провозглашалось исправления и перевоспитания осужденных на основе приобщения к труду. Большое место в осуществлении этой задачи отводилось повышению уровня политико-воспитательной работы в ИТУ и профессионально-техническому обучению осужденных. В этом же году восстановлен институт условно-досрочного освобождения.

Исправительно-трудовые лагеря, как не обеспечивающие решения поставленной задачи, были реорганизованы в исправительно-трудовые колонии. Они стали основным видом ИТУ и подразделялись на три вида режима: общий, облегченный и строгий. Осужденные, как правило, отбывали наказание в пределах республики (края) где они проживали до ареста или были осуждены. В ИТК под контролем администрации стали создаваться самодеятельные организации из числа осужденных.

В 1955 году восстановлен прокурорский надзор за законностью исполнения наказания в виде лишения свободы. С 1956 года восстановлено двойное управление исправительными учреждениями – МВД и местными органами власти. Возрожден также институт общественного контроля в лице наблюдательных комиссий при исполкомах местных Советов. Положение о наблюдательных комиссиях при исполкомах местных Советов было утверждено постановлением Совета Министров БССР в 1957 году.

8 декабря 1958 года Совет Министров СССР утвердил общесоюзное Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР. В соответствии с этим Положением устанавливались ИТК общего, усиленного и строгого режимов, а в тюрьме два вида режима – общий и строгий. С 1958 года признается необходимым правовое регулирование исполнения уголовных наказаний актами Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик. Важным актом республиканского исправительно-трудового законодательства стало Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД БССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета БССР в 1961 году. Данным Положением предусматривалось введение ИТК четырех видов: общего, усиленного, строгого и особого. Устанавливалось правило раздельного содержания осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления, количества судимостей в целях обеспечения дифференцированного воздействия на осужденных. Указом ПВС БССР от 4 августа 1964 года предусматривалось введение пятого вида колоний – исправительно-трудовые колонии-поселения. В них отбывали наказание осужденные твердо ставшие на путь исправления и переведенные из колоний общего, усиленного и строгого режима. В этом же году (Указ ПВС СССР от 4 марта 1964 года) введено условное освобождение осужденных из мест лишения свободы с направлением их на строительство предприятий народного хозяйства.

Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утверждено Указом ПВС СССР 26 июля 1966 года. Принятие этого документа способствовало предупреждению совершения новых преступлений освободившимися, профилактике рецидивной преступности. В 1965 и 1967 годах Указами ПВС БССР утверждены новые Положения соответственно о наблюдательных комиссиях и комиссиях по делам несовершеннолетних при исполнительных комитетах районных, городских и областных Советов депутатов трудящихся.

Положением о трудовых колониях для несовершеннолетних, утвержденным Указом ПВС СССР 3 июня 1968 года, вводились колонии для несовершеннолетних двух видов – общего и усиленного режимов.

Первым единым общесоюзным законом в области исправительно-трудовой политики стали Основы исправительно-трудового законодательства Союза СССР и союзных республик. Они утверждены 11 июля 1969 года на сессии Верховного Совета СССР. В них закреплены основные положения и принципы исправительно-трудовой политики, общие для всех союзных республик нормы, регулирующие исполнение уголовных наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием.

После принятия Основ в союзных республиках началась кампания по разработке и принятию исправительно-трудовых кодексов. Исправительно-трудовой кодекс БССР был утвержден на сессии Верховного Совета БССР 16 июля 1971 года и вступил в действие 1 января 1972 года. Кодекс регулировал порядок и условия исполнения лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ, определяет основные средства исправления осужденных, устанавливает порядок и формы участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля в Основы исправительно-трудового законодательства Союза СССР и союзных республик включен раздел III-А. Этот раздел предусматривал порядок и условия исполнения условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. По этому Указу система ИТУ дополнялась еще одним видом ИТК – колониями – поселениями для лиц, совершивших преступления по неосторожности. Предусматривалась возможность краткосрочных выездов за пределы места лишения свободы для некоторых категорий осужденных в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжкая болезнь близкого родственника, стихийное бедствие, повлекшее тяжелые последствия для семьи осужденного). Соответствующие дополнения были внесены в Исправительно-трудовой кодекс БССР Указом Президиума Верховного Совета БССР от 29 марта 1977года. Сокращались сроки отбывания наказания, по истечении которых осужденные могли переводиться из ИТК общего, усиленного и строгого режимов в колонии-поселения. Условное освобождение с направлением на стройки народного хозяйства предусматривалось кроме общего режима и для осужденных, отбывающих наказание на усиленном и строгом режимах. Для организации и исполнения условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением к труду было образовано 5-е Управление МВД БССР.

Условно-досрочное освобождение от наказания стало возможным практически для всех осужденных, за исключением особо опасных рецидивистов, судимых за особо опасные государственные преступления, умышленные убийства при отягчающих вину обстоятельствах, которым смертная казнь в порядке помилования заменялась лишением свободы.

После принятия Конституции СССР 1977 года возникла необходимость пересмотра некоторых положений исправительно-трудового законодательства с учетом новых потребностей социальной политики, дальнейшей дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и мер исправительно-трудового воздействия. В соответствии с Указом ПВС БССР от 23 декабря 1982 года появился еще один вид наказания, связанный с исправительно-трудовым воздействием – направление в воспитательно-трудовой профилакторий. Указом ПВС СССР от 15 марта 1983 года утверждено Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Этим Положением были урегулированы такие виды уголовных наказаний как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение с должности, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания. Положение о порядке и условиях исполнения указанных видов наказания утверждено Указом ПВС БССР 15 июля 1983 года.

В июле 1983 года Указом ПВС СССР утверждено Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР, регулировавшее исполнение наказаний в отношении военнослужащих, совершивших преступления во время срочной службы. Положение о дисциплинарной части в Вооруженных Силах Беларуси введено приказом Министра обороны №345 от 16 сентября 1993 года и вступило в действие с 1 ноября 1993 года.

В 1985 году система исправительно-трудовых учреждений была дополнена новым видом ИТК – колония-поселение для лиц, совершивших умышленные преступления (впервые).

Происходило также и реформирование органов управления исправительно-трудовыми учреждениями. Так, УИТУ МВД БССР в 1988 году было переименовано в Управление по исправительным делам (УИД).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...