Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определите, какая из синтаксических конструкций уместна в официальной речи, а какая – в непринужденной. Обратите внимание на соответствующие лексические различия.




 

1.Как вернешься из командировки, сразу же зайди в бухгалтерию - сдай отчет.

2.По возвращении из командировки необходимо в трехдневный срок сдать отчет в бухгалтерию.

Преобразуйте данные сложные предложения в бессоюзные; при этом слова, заключенные в скобки, опустите. Охарактеризуйте стилистическую окраску данных сложноподчиненных и получившихся бессоюзных сложных предложений.

1.Если увидишь Веру, скажи (ей), что я жду (ее).

2.Когда (тебе) поставят телефон, обязательно дай (мне) номер.

3.Так как Миша вернулся, (мы) можем садиться (за стол).

4.Поскольку (Вашу) работу включили в план, надо готовить отзыв.

5.Наш троллейбус. Если побежим,(то) успеем.

 

Прочитайте два текста. Установите, какой из них извлечен из научной монографии, а какой – из художественного произведения. Установите характер различия между ними.

1….Сладкая, страстная мелодия с первого звука захватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою; она росла и таяла.

2.Мелодия строится на арпеджированном расположении звуков, при котором ни одна нота не пропадает, не затемняется другой. Во втором разделе разработки теряются четкие мелодические контуры.

 

12 .Укажите все языковые средства, с которыми связана различная стилистическая окраска приведенных высказываний. Установите, в каких условиях уместно каждое из них.

 

1.Загляни-ка ко мне на часок.- Зайдите ко мне ненадолго.

2. Как сыро-то! – Влажность воздуха чрезвычайно велика.

3.У них в семье мир да любовь. – Отношения в семье строятся на основе взаимного доверия, уважения и любви.

4.И охота тебе возиться с этим садом? На такой земле разве что-нибудь вырастет?! – На таких почвах фруктовые деревья не произрастают, поэтому не рекомендуется производить здесь посадки фруктовых деревьев.

5.Трудно переоценить важность этого события для нашей группы.- Ты представить себе не можешь, как это для всех наших важно!

 

 

13. .Прочитайте диалог купца Дикого и его племянника Бориса из пьесы А.Н.Островского «Гроза». Установите, каким образом черты характера и низкий культурный уровень Дикого отражаются в его речи.

 

Дикой: Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис: Праздник; что дома-то делать?

Дикой: Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два сказал: «Не смей мне навстречу попадаться», тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят, аль нет?

Борис: Я и слушаю, что ж мне делать еще?

Дикой (посмотрев на Бориса): Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

 

 

14. Сгруппируйте приведенные слова по типу функционально-стилевой окраски: разговорные, нейтральные и книжные. Докажите правильность Вашего решения.

Десять, десяток, дочка, акустический, социальные, четверо, четыре, четверка, воспроизводить, воспроизводство, наблюдение, книга, книжка, книжонка, стабильность, автобус, письмо, графический, глупыш, глупый, легкий, настроение, мороз, морозный, морозище, ионы, вакуоли.

 

Назовите по пять слов, обладающих разговорной, нейтральной и книжной функционально-стилевой окраской.

 

Ниже приводятся слова с книжной функционально-стилевой окраской. Уточните ее характер, установив стилевую принадлежность этих слов. Употребите их в соответствующем контексте.

Агрессор, эскалация, лоббировать, коалиция, марионеточный, поборник, труженики, популистский, электорат, неоглобализм, перестроечные.

 

Укажите, какие из приведенных слов являются принадлежностью научного стиля, а какие обладают общекнижной функционально-стилевой окраской. Как влияют эти различные виды функционально-стилевой окраски на функционирование данных слов в речи?

Осциллограмма, проявление, воздействовать, исполнить, весьма, достичь, строфа, тангенс, сущность, ампер.

 

Определите функционально-стилевую окраску выделенных слов и форм. Изменилась ли она в приведенных контекстах?

Счастливый, уставиться (на что-то), съежиться, ахать(ахнуть),Смотря, глянь-ка, компонент, также, вправе, имеющий, рассматриваться, подобно, восхищать, нравиться, грация, читать, много, очарованный, рассказывать.

 

1)Он осторожно вытащил из-под живота большого холодного леща, повернул к Володе свое счастливое широкое лицо, засмеялся было, но улыбка его внезапно пропала, глаза испуганно уставились на что-то за спиной Володи, он съежился, ахнул: «Удочка-то…Глянь-ка!»

2)Каждая единица языка является двусторонним знаком. Компоненты предложения- члены предложения- также вправе рассматриваться как языковые знаки, имеющие, подобно другим знакам, свою форму и значение.

3)Она восхищала его своей свежестью.(…).Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. Она много читала; это бесконечно нравилось Старцеву, он с волнением спрашивал у нее всякий раз, о чем она читала в последние дни и, очарованный, слушал, когда она рассказывала. (А.Чехов).

 

Сравните попарно приведенные предложения.Чем они отличаются?

1.Ты глуп.-Глупыш ты!

2.Рассказывай откровенно.- Выкладывай начистоту.

3.Путник прошел пешком около пятидесяти километров.- Он отмахал пешком километров пятьдесят.

4.Наше предложение категорически отвергли.- Наше предложение угробили.

5.Девочка взяла ножницы и изрезала всю ткань.- Девочка схватила ножницы и искромсала всю материю.

6.Твой новый знакомый показался мне недостаточно воспитанным.- Ну и неотесанный этот твой новый знакомый!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...