Медицина и фармация Ближнего Востока и Западной Европы в период средневековья
Арабская фармация. В течение нескольких веков после смерти К. Галена фармация как бы застыла на основах, заложенных римскими учеными. Продолжателями развития фармации стали арабы. Так, в 754 г. халиф Альманзор в Багдаде основал первую аптеку. Позже, завоевав Пиренейский полуостров, арабы перенесли устройство аптеки в Западную Европу, откуда эти учреждения распространились по всему миру. История фармакопеи начинается с 840 г., когда в персидском городе Джонджабуре было узаконено составленное арабским врачом Сабур Ибн Сахелем (в некоторых источниках литературы известного под именем Сабур Ибн Заала и Сабур Ибн Саала) руководство по изготовлению лекарственных препаратов, названное Крабаддином (или Грабаддином). В VIII в. у арабов произошло отделение фармации от медицины. В результате перехода лабораторий в руки специалистов (фарма- цевтов, а не врачей) были усовершенствованы многие лекарственные формы и появились новые. В XIII в. начали изготавливать спирты и настойки, так как были найдены практические способы получения этилового спирта. Они применяли сиропы, медицинские конфеты, юлеп (подслащенную ароматную воду), нафту (очищенное минеральное масло), безоар (органопрепараты безоарового камня желудочно-кишечного тракта некоторых животных) как противоядие, лоохи (густые сахарные микстуры, представляющие собой смесь из выпаренных вытяжек с медом и другими веществами), рообы (сгущенные соки или водные экстракты некоторых плодов). Некоторые лекарственные формы используются и в настоящее время, но большинство из них потеряли значение из-за нестойкости при хранении. Арабы усовершенствовали методы получения эфирных масел, открыли много химических соединений и применили их в лечебных целях; ввели предварительные испытания на животных.
В период с IV в. по начало XVI в. фармация была тесно связана с алхимией. Алхимики, занимаясь поисками «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото, пытались отыскать «жизненный эликсир» — панацею — исцеляющее средство от всех болезней; накапливали опыт исследования веществ. Приборы и аппараты для получения лекарств перешли в средневековую аптеку из лабораторий алхимиков. Арабские алхимики изобрели водяную баню, перегонный куб; описали операции плавления, декантации, выпаривания, дистилляции, сублимации, растворения, коагуляции; получили азотную и соляную кислоты, этанол, хлорную известь. Персидский ученый Абу Ман-сур аль Харави Муваффат впервые в 975 г. описал применение дистиллированной воды в фармацевтических целях. Важную роль в создании рациональной фармации сыграли работы Бируни. В «Минералогии» он описал свойства и лечебное применение различных минералов и металлов. В этом труде Бируни привел обширные и интересные сведения о хорошо известном на Востоке лекарственном средстве «мумие асиль», которое в наши дни вновь привлекло к себе внимание исследователей. Другое его сочинение «Фармакогнозия» («Ки-таб ас-сайдана») представляет собой обширный словарь лекарственных средств. Наиболее существенный вклад в историю развития медицины внес Авиценна (Ибн-Сина (ок. 980—1037 г.) — персидский философ и врач. Он оставил после себя 156 трудов, охватывающих все области естественных наук, и стал непререкаемым авторитетом в медицине. Наиболее значительный труд Авиценны «Канон врачебной науки», изданный в 1020 г., это — итог, обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, продолжение традиций Гиппократа, Диоскорида, Цельса, Галена и других его предшественников. Благодаря Ави-
ценне многие достижения древних и средневековых медиков стали доступны европейским врачам. Авиценна описал 526 лекарственных средств растительного, 125 — животного, 85 — минерального происхождения. Специалисты подсчитали, что 150 из них используются и в настоящее время. Так, медный купорос он использовал как вяжущее, рвотное средство, при заболеваниях глаз. В настоящее время медный купорос также применяют как вяжущее антисептическое средство. Из лекарственных и вспомогательных веществ животного происхождения, успешно применявшихся Авиценной, на сегодняшний день остались воск, ланолин, кровь, желчь. В настоящее время используют такие препараты желчи, как витогепат, аллахол, холензим, желчь медицинская. Он использовал для изготовления лекарственных препаратов рога, вымя, яички, сычуг крупного рогатого скота, а также внутренние оболочки птичьих желудков при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Такие назначения можно рассматривать как прообраз биологических стимуляторов и эндокринных препаратов (пантокрина, питуитрина, фолликулина, инсулина, лактина), которые применяют в настоящее время. Авиценна придавал большое значение взаимосвязи свойств лекарственных средств, технологических операций (измельчения, нагревания, обжигания и др.) и качества лекарств. В эпоху Средневековья важное значение в медицине имели те-риаки (терьяки) —- антидоты в виде многокомпонентной кашки (Electaria) — лекарственная форма для внутреннего применения, состоящая из смеси порошков, жидких и полужидких веществ. История кашек связана с историей ядов и противоядий. Лучшим противоядием, как указывал Ибн-Сина, являлся терьяк, изготовленный по прописи придворного врача римского императора Нерона — Андромаха старшего. Терьяк состоял более чем из 60 компонентов (I в. н. э.). Авиценна наиболее совершенным лекарством считал «терьяк фарук», что означало буквально «разделяющий терьяк», т. е. отделяющий болезнь от здоровья или смерть от жизни, или яд от «человеческой натуры». Терьяк применяли при укусах змеи, скорпиона, бешеной собаки и др. Последователь Аристотеля Авиценна подчеркивал необходимость научных исследований. По его мнению, геометрия, акустика, астрономия, математика — помощники медицины. Авиценна придавал большое значение взаимосвязи свойств лекарственных средств, механических и других операций (измельчения, нагревания, обжигания и др.) и качества лекарств (основы современной биофармации).
Фармация в Западной Европе в эпоху Средневековья. Большое влияние на формирование фармации этого периода оказали два направления в развитии химии: алхимия и ятрохимия. Впервые разрозненные сведения по алхимии обобщил арабский медик и алхимик Джабир ибн Хайян (Гебер) — (ок. 721 —ок. 815). Таким образом, западноевропейские ученые восприняли алхимию от арабов, живших в VIII — IX вв. На протяжении многих десятилетий алхимией увлекались ученые и шарлатаны, монахи, коронованные особы, князья, графы. Хотя считается, что чудодейственные средства алхимики не получили, но не исключено, что некоторые добивались интересных результатов. Очень часто, чтобы скрыть свои знания и умения от непосвященных, алхимики в своих сочинениях прибегали к символике, что делало невозможной расшифровку и вело к потере информации. Исследования алхимиков дали мощный толчок развитию химии. Было открыто большое количество химических соединений, усовершенствованы многие лабораторные процессы (перегонка, фильтрация, осаждение, кристаллизация и др.), появились специальные лабораторные приспособления (дистилляторы, холодильники, воронки, фильтры и пр.). Открытые алхимиками новые химические соединения все шире стали применяться в лечебных целях. На основании этого в XVI в. зародилось новое направление в медицине, получившее название «ятрохимия», или лечебная химия. Основателем и страстным приверженцем ятрохимии был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493— 1541). Он был самым известным врачом в Европе, несмотря на то, что коллеги отвергали его нетрадиционные способы лечения. Парацельс считал врачебным искусством правильное дозирование лекарств, полученных химическими методами. Врачебная практика и знание природы определили своеобразную философию этого ученого — врача и естествоиспытателя. По его мнению, человеческий организм представляет совокупность определенных химических веществ, соединенных в точном количественном соотношении, при нарушении этого соотношения развивается болезнь. Для исцеления необходимо ввести в организм недостающие вещества.
Парацельс связывал возникновение болезни с нарушением равновесия в организме трех начал согласно положению алхимиков — ртути, серы и соли. Поэтому он широко применял для лечения различные минеральные вещества, в том числе препараты ртути, мышьяка и сурьмы, коллоидный раствор золота («золотую тинктуру»). Парацельс, как и многие его предшественники, считал «внутреннюю природу» лекарств духовной. Он называл ее тинктурой (от лат. tingo — крашу), так как окраска вещей, по его убеждению, зависит от их внутренней природы. Парацельс рекомендовал применять не лекарственные растения, а выделенные из них чистые действующие вещества. Наряду с химическими ве- ществами он применял вытяжки из растений и органов животных, отрицая при этом учение Галена и других знаменитых ученых. Доходило до того, что Парацельс сжигал книги Галена. Именно в этот период сторонников старого учения стали называть «галенистами», а нового — «спагириками» (от spao — тяну; ageiro — собираю). Все старые фармацевтические препараты, независимо от того, кем они были предложены, получили название «галеновые». К таким препаратам были отнесены и препараты арабов — сиропы, юлепы, медицинские конфеты и другие, а затем и препараты самих спагириков (экстракты, эликсиры, эссенции). Попытки стабилизировать жидкие лекарственные формы путем добавления к ним консерванта (уксуса) привели к появлению уксусомедов, сохранивших свое значение до конца XIX в. (Уксусомеды вошли и в Российскую фармакопею IV издания — уксусомеды безвременника, морского лука, уксусомед простой. В Фармакопеях России V и VI изданий остался только простой уксусомед). Появляются усовершенствованные средства механизации: сита для просеивания порошков, специальные настольные и ручные весы, шаровые мельнички, «эксцельсиоры» и т. п. Для изготовления суппозиториев (глобулей, палочек, свечей), пилюль, капсул были сконструированы специальные механизмы, позволяющие работать быстро, гигиенично и точно; начали использовать стеклянные, асбестовые фильтры, фильтрующие аппараты, стерилизаторы (автоклавы). Уровень знаний того времени позволял ятрохимикам получать экстракты, настойки и эликсиры. В XVII в. были сделаны первые попытки внутривенных вливаний лекарственных средств и переливания крови, которые нередко заканчивались гибелью больного, так как данные методы лечения еще не имели научной основы. В средневековой Западной Европе были широко распространены мистические представления. В лечении использовались талисманы, гороскопы и магические заклинания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|