Глава 1. Педагогика детского оздоровительного лагеря
Глава 1. ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ 1. 1. ЛЕТНИЕ ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ Обстановка в лагере резко отличается от домашней – это ключевой фактор в определении программы и целей оздоровительного лагеря. Важнейшее свойство лагерной жизни – возможность общения с природой. Кроме того, обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать детей поведению в коллективе, такую возможность редко где еще можно найти. Так что же такое лагерь? 1. Развлечение и отдых. Пребывание в оздоровительном лагере должно быть прежде всего отдыхом. 2. Опыт демократии. 3. Участие в программах, которые должны быть связаны с интересами и потребностями ребенка. 4. Взаимопонимание между детьми и взрослыми: воспитатель (вожатый) – ребенок. 5. Возможность раскрыть свои способности, проявить личную инициативу, завоевать уважение. 6. Приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни. 7. Приобщение к духовной жизни и ее ценностям. Определение и решение задач детской жизни регламентируют следующие документы: · Конвенция о правах ребенка (1989), · Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют базовую основу концепции летнего отдыха детей и подростков. В качестве приоритетных могут быть выдвинуты следующие задачи деятельности лагеря: · максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и не удовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
· широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; · пересмотр традиционного подхода к работе по оздоровлению детей; лагерь обязан укреплять здоровье, работать на закаливание организма детей; · разнообразная общественно значимая досуговая деятельность детей, прежде всего активное общение с природой; · воспитательная работа с детьми в лагере с учетом национальных традиций проживающих на данной территории народов, укрепление межнациональных отношений; · бережное сохранение романтических традиций лагеря как организации самих детей и для детей. Положительные тенденции современного развития сетей летнего детского отдыха – это: · отказ от единообразия и утверждение принципа вариативности в организации летнего отдыха детей и подростков; · разработка и применение разнообразных форм летнего отдыха детей при различных источниках финансирования; · создание условий для педагогического творчества коллективов детских лагерей и оздоровительных учреждений; · развитие сети профильных детских центров; · установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; · гуманизация и демократизация жизнедеятельности детей и подростков в оздоровительных лагерях. Новые тенденции, которые наиболее ярко проявляются сегодня, выразились в создании региональных социально-педагогических программ летнего отдыха, таких как программа поддержки одаренных детей и подростков «Талант» (Ивановская область), программа личностного роста и творческого развития «Зажги звезду! » (Екатеринбург), программа активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), лагеря патриотического воспитания (Пермский край и Псковская область), молодежно-образовательный индустриальный лагерь «Школьный Технопарк», профильная смена «Я и мой друг» в Курганской области (волонтерская деятельность), военно-спортивный лагерь «Разведбат» (Москва), семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографии (Красноярский край), лагеря общественных детских организаций (скаутов, пионеров), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»), исторические лагеря, лагеря фольклорных ремесел.
Назовем основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ): · возрастные, гендерные особенности детей, · потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей, · уровень воспитанности, условия проживания, индивидуальные особенности развития. Содержанием работы в любом детском оздоровительном учреждении должен быть отдых детей, способствующий снятию физического и психического напряжения, накопившегося за учебный год. В работе с детьми в летнем лагере следует отказаться от: · авторитарного принуждения, игнорирования прав и свобод ребенка, что исключает детское творчество и импровизацию, · искусственного сужения социального и территориального пространства жизнедеятельности детей (превалирование дел на территории лагеря, слабое использование возможностей своего региона), · неоправданного разделения функций воспитателей и вожатых, · отживших, неинтересных детям, формальных видов и форм деятельности в лагере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|