Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Педагогика детского оздоровительного лагеря




Глава 1. ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

1. 1. ЛЕТНИЕ ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ:

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Обстановка в лагере резко отличается от домашней – это ключевой фактор в определении программы и целей оздоровительного лагеря. Важнейшее свойство лагерной жизни – возможность общения с природой. Кроме того, обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать детей поведению в коллективе, такую возможность редко где еще можно найти. Так что же такое лагерь?  

1. Развлечение и отдых. Пребывание в оздоровительном лагере должно быть прежде всего отдыхом.

2. Опыт демократии.

3. Участие в программах, которые должны быть связаны с интересами и потребностями ребенка.

4. Взаимопонимание между детьми и взрослыми: воспитатель (вожатый) – ребенок.

5. Возможность раскрыть свои способности, проявить личную инициативу, завоевать уважение.

6. Приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни.

7. Приобщение к духовной жизни и ее ценностям.

Определение и решение задач детской жизни регламентируют следующие документы:

· Конвенция о правах ребенка (1989),

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют базовую основу концепции летнего отдыха детей и подростков.

В качестве приоритетных могут быть выдвинуты следующие задачи деятельности лагеря:

· максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и не удовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);

· широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

· пересмотр традиционного подхода к работе по оздоровлению детей; лагерь обязан укреплять здоровье, работать на закаливание организма детей;

· разнообразная общественно значимая досуговая деятельность детей, прежде всего активное общение с природой;

· воспитательная работа с детьми в лагере с учетом национальных традиций проживающих на данной территории народов, укрепление межнациональных отношений;

· бережное сохранение романтических традиций лагеря как организации самих детей и для детей.

Положительные тенденции современного развития сетей летнего детского отдыха – это:

· отказ от единообразия и утверждение принципа вариативности в организации летнего отдыха детей и подростков;

· разработка и применение разнообразных форм летнего отдыха детей при различных источниках финансирования;

· создание условий для педагогического творчества коллективов детских лагерей и оздоровительных учреждений;

· развитие сети профильных детских центров;

· установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров;

· гуманизация и демократизация жизнедеятельности детей и подростков в оздоровительных лагерях.

Новые тенденции, которые наиболее ярко проявляются сегодня, выразились в создании региональных социально-педагогических программ летнего отдыха, таких как программа поддержки одаренных детей и подростков «Талант» (Ивановская область), программа личностного роста и творческого развития «Зажги звезду! » (Екатеринбург), программа активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), лагеря патриотического воспитания (Пермский край и Псковская область), молодежно-образовательный индустриальный лагерь «Школьный Технопарк», профильная смена «Я и мой друг» в Курганской области (волонтерская деятельность), военно-спортивный лагерь «Разведбат» (Москва), семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографии (Красноярский край), лагеря общественных детских организаций (скаутов, пионеров), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»), исторические лагеря, лагеря фольклорных ремесел.

Назовем основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ):

· возрастные, гендерные особенности детей,

· потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей,

· уровень воспитанности, условия проживания, индивидуальные особенности развития.

Содержанием работы в любом детском оздоровительном учреждении должен быть отдых детей, способствующий снятию физического и психического напряжения, накопившегося за учебный год.

В работе с детьми в летнем лагере следует отказаться от:

· авторитарного принуждения, игнорирования прав и свобод ребенка, что исключает детское творчество и импровизацию,

· искусственного сужения социального и территориального пространства жизнедеятельности детей (превалирование дел на территории лагеря, слабое использование возможностей своего региона),

· неоправданного разделения функций воспитателей и вожатых,

· отживших, неинтересных детям, формальных видов и форм деятельности в лагере.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...