Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы лагеря. Традиции. Коллективной организаторской  . Деятельности. Схема организации КТД. «огоньки» организационного периода




Законы лагеря

Закон «ноль-ноль»

Дни смены скоротечны. Поэтому необходимо ценить каждую секунду и каждое дело начинать точно в оговоренный срок. Ни ребенок, ни тем более взрослый не должен заставлять себя ждать и отнимать тем самым драгоценное время!

Закон территории

Ребятам надо быть ответственными хозяевами своей территории, своего лагеря, отрядного места. «Закон территории» запрещает ребятам выходить за границу лагеря.

Закон природы

Именно вожатый должен внушить юным «экоразбойникам», что природу нужно беречь и уважать.

Закон поднятой правой руки

Поднятая правая рука означает: «Наши бурные споры и активные действия зашли слишком далеко. Давайте остановимся, глубоко вдохнем и попробуем найти выход из сложившейся ситуации».

Традиции

Общественная и личная жизнь в лагере невозможна без традиций.

Традиция – основа культуры. Традиции – это то, что связывает поколения.

Вот традиции, которые десятилетиями служат основами жизни в детских лагерях.

· традиция торжественной церемонии открытия и закрытия смены,

· традиция отрядного сбора,

· традиция вечернего огонька,

· традиция орлятского круга,

· традиция трудовых десантов,

· традиция вечерней речевки.

· традиция доброго отношения к людям,

· традиция сюрпризов,

· традиция доброго отношения к песни,

· традиция писем,

· традиция творческих поручений.

1. 7. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что значит «коллективное творческое дело» (КТД)?

Это:

· дело, которое несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

· коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива — воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой. Оно задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща;

· коллективное творческое дело, так как предполагает непре­рывный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

· организаторские,

· этические,

· общественно-политические,

· познавательные,

· трудовые,

· художественные,

· спортивные.

Стратегия ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ об улучшении окружающей жизни
  +  
Тактика СОДРУЖЕСТВА старших и младших
  +  
Технология

КОЛЛЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ    

                 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Методика коллективной творческой деятельности

Схема организации КТД

1. Предварительная работа.

2. Стартовая беседа.

3. Коллективное планирование.

4. Коллективная подготовка дела.

5. Проведение КТД.

6. Коллективное подведение итогов.

7. Важнейшее последействие

Вопросы для обсуждения прошедшего дела (по работам И. П. Иванова)

1. Какими мы были?

2. Что было хорошо? Что получилось?

3. Что было плохо? Что не получилось? Почему?

4. Что надо сделать, чтобы было лучше?

5. Как нам жить дальше?

 

1. 8. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРНИХ «ОГОНЬКОВ»

Важным средством формирования личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим является элемент коллективно-творческой деятельности – «огонек».

В организации вечерних «огоньков» очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере «огонек» был не формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Поэтому не следует путать «огонек» с массовкой, вечеринкой, с тем, что мы называем развлечением. Это не означает, что на «огоньке» нет песен, веселых историй и иронической шутки. Особое искусство — создавать теплое вечернее задушевное общение. Педагог должен видеть перед собой не воспитанников и детей, вверенных ему на время, а друзей, с которыми он разделяет общую жизнь. Общение, которое организуется педагогом в ходе совместной деятельности детского коллектива, становится содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и особую атмосферу общения. Основная задача организации «огоньков» — рефлексия коллективной совместной деятельности, умение распределять в коллективе содержание и объем работы, вступать в партнерские отношения. Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой разворачивания совместной деятельности. Поэтому «огоньки», организуемые на каждом из этапов, имеют свои организующую и воспитательную функции.

«Огоньки» организационного периода

Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности.

В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40–60 минут в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Несмотря на продолжительность «огонька», основное содержание — рефлексия дня — не должно длиться более 15–25 минут. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, информация о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие тихие песни, то гитара и право запева передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть исходя из контекста общего разговора). У вожатого, конечно, должно быть очень много заготовок для вечернего «огонька». Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а сюжеты «огонька» варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное — это разбудить у детей потребность к непринужденному общению. В опыте работы всероссийских детских центров накоплен большой опыт работы по проведению «огоньков». В частности, предлагается уже с первых дней вводить правила проведения «огонька»:

1. Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слово.

2. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.

3. Говорит только тот, у кого в руках талисман. Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь — предлагай.

5. Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «огоньке» или запретить кому-то говорить.

6. Никто не бегает и не пересекает круг. На «огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

7. Береги время, дай возможность высказаться другому.

8. Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой. Возможно, у вас правила будут иными. Способы введения правил разные. Опытные вожатые вводят их постепенно, обсуждая неудачи общения, а только потом предлагают ребятам их записать; формулировки, сами правила ребята могут придумать свои. (В некоторых ситуациях приходится вводить правила в открытом порядке, то есть предъявлять правила с их обсуждением. При этом опытный вожатый делает ссылку на то, что эти правила были созданы ребятами из прошлых смен, что они оставили наказ в целях передать свой опыт, и просят ребят в течение смены внести свои поправки).

9. Огонек заканчивается, когда все итоги подведены.

Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают.

Очень часто на «огоньках» ребята высказывают оценочные суждения: «Нам скучно, организуйте для нас дискотеку, сводите нас на видеофильм», а вожатые при этом оправдываются: «У нас на все график, по нашему графику мы идем тогда-то», а в одном из довольно солидных лагерей даже можно было услышать такие реплики вожатых, как «нам запрещают» (стараясь как можно больше самоутвердиться в глазах детей, но оправдывая как свое, так и детского коллектива бездействие). В итоге формируется потребительское отношение к окружающим и не изыскиваются ресурсы самого отряда.

Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в котором он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» настроение, то речь вожатого останется невоспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожатый в этих первых диалогах получил «обратную связь», способствовал укреплению веры у ребят в лучшее.

Первые «огоньки» могут различаться по форме организации и тематике:

· «Письмо домой»,

· «Письмо другу»,

· «Телефонный разговор»,

· «Мое самое лучшее качество»,

· «Одно из моих заветных желаний»,

· «От нашей встречи (от этого дня, от смены) я жду…»,

· Рассказ-эстафета: «Что было бы, если вы из сегодняшнего дня перенеслись бы в день завтрашний? ».

Тематический «огонек»: «Расскажи мне о себе».

Он может проходить по-разному.

1-й вариант. У вожатого есть какой-нибудь талисман, символ. Он объясняет его значение. Рассказ начинает с себя и предлагает передавать талисман дальше по кругу. Тот, у кого в руках предмет, рассказывает о себе. В помощь могут задаваться вопросы «в шапке», помогающие лучше узнать другого (например, такие: Ты попал на необитаемый остров, у тебя есть возможность взять с собой три любые вещи. Что ты возьмешь? ).

2-й вариант. Каждый имеет лист – «кирпичик», на котором рисует, каким он себя представляет. Из этих «кирпичиков» потом строится «дом», а на «крыше» пишутся особенности отряда.

3-й вариант. Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет, почему.

4-й вариант. Рисуется карта, на которой обозначены остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты. Каждый бросает кубик. Куда он попадает, о тех случаях своей жизни человек и рассказывает (остров Одиночества: бывают ли такие моменты, когда тебе очень одиноко? Ты любишь одиночество? ).

«Огонек» «Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании общения. Ребята должны заранее знать, на какой день намечен «огонек», о чем предстоит разговор. Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда. При проведении «огонька» необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на «огонек» особой тропой, не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам. Рассаживая детей, педагог обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемежку, чтобы места были для каждого удобны и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма –  круг. Если в отряде два педагога и пришли взрослые –  друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредоточивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Схема проведения «огонька»: настрой (вечерние песни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены («Мы вам рады», «Мы вновь рады встретиться вместе»), о задачах и традициях «огонька» «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе – о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены. «Поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа — пера, уголька от костра прошлого отряда» (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, не отвлекал внимание).

Разговор о себе начинает второй вожатый. Рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15–20 минут вожатый делает паузы, чтобы разговор не был монотонным; в паузах звучат вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественно зачитывается наказ прошлой смены.

Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно в середине «огонька» ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний «огонек».

Завершается «огонек» словами вожатого, в которых он высказывает надежду на успешность всех будущих дел, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Заканчивается вечер общей песней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...