Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Огоньки» основного периода. Примерные вопросы для анализа. «Огонек» итогового периода: «Расскажи мне обо мне»




«Огоньки» основного периода

Задача – рефлексия деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая, 15–20 минут. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на «огонек» всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: вожатый на месте проведения «огоньков» затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть необычной – о цветопсихологии, стихах, легендах, случаях; рассказ о киногерое или книге, фантастике и приключениях – все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу).

Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «огонька», как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и нетворческие формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков негативные эмоции, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то оно станет потребностью всех членов отряда.

«Огонек» – анализ дела

Задача – научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество организации; что не получилось, причины этого; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы.

Примерные вопросы для анализа

По содержанию:

1. Что нового, полезного вы открыли для себя?

2. Полностью ли использовали литературу, музыкальное оформление?

3. Какая интересная проблема, тема привлекла ваше особое внимание?

4. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?

5. Помогло ли это дело стать вам лучше?

6. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?

7. Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?

8. Как выглядел ваш отряд на фоне других?

9. С какими отрядами удалось подружиться?

10. Какие отряды вы узнали лучше?

По организации:

1. Чем отличалась подготовка к делу, как смогли соорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела?

2. Какие организационные навыки, умения ты получил(а) при подготовке дела и его проведении?

3. Каково значение этого дела для отряда, его членов для окружающих?

4. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?

Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых «огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Альтернативой «огоньку-анализу» могут служить «огонек-лавина», огонек – «взгляд в будущее» и тематический.

«Огонек-лавина» – это своеобразная оценка прошедшего дня. Один из участников начинает разговор одной-двумя фразами, затем сосед продолжает его, повторив фразу предыдущего выступающего. Так постепенно, от воспитанника к воспитаннику увеличивается объем информации.

«Взгляд в будущее» – это обсуждение планов на будущее: на следующий день, на неделю.

Задача тематического «огонька» – организация разговора по актуальной для отряда теме. Как правило, «огонек» способствует самопознанию личности, ее духовному развитию. Для таких «огоньков» важно использовать необычную обстановку. Опытные вожатые проводят два-три тематических «огонька» за смену.

Примерная тематика:

1. «Мои любимые строки... » (поэтический).

2. «Жизнь для меня – это…».

3. «День, который мне запомнился».

4. «Самый счастливый день в моей жизни, был…».

5. «Самым дорогим для меня подарком был…».

6. «С песней по жизни» (вечер авторской песни).

7.  «Памяти Высоцкого... ».

8. «Памяти Цоя…».

Тематический «огонек» является отрядным делом, и к нему готовятся. Педагоги дают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору. Инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты «огонька».

«Огонек» итогового периода: «Расскажи мне обо мне»

Задача – подвести итог жизни отряда, выяснить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга – о нем говорят члены детского коллектива.

Этот «огонек» можно провести по-разному.

Традиционный разговор

Каждый может сказать, что он думает об этом человеке. Тот, о ком говорят, может попросить высказать свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут самые уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить: если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время огонька вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

Письменные пожелания

Заранее вожатый делает книжечки, открытки. На огоньке ребята пишут пожелания друг другу, адреса. Украсят «огонек» легенды, любимые песни, воспоминания о смене, курьезных случаях.

Безусловно, тема и форма прощального «огонька» будут зависеть от индивидуальности вожатого. Этот могут быть такие темы, как «В будущем себя я вижу…», «Самый лучший человек – это…», а также разговор о встречах и расставаниях, верных друзьях, человеческом взаимопонимании, добре. А собраться ребята могут в отрядной комнате, любимом уголке лагеря, а может быть, уйдут на костёр.

Итак, все собрались у костра, в руках у каждого участника «огонька» — талисман. Каждый говорит по кругу, передавая талисман, как эстафету,  друг другу. К концу смены у каждого появились новые друзья, идеи для реализации после окончания лета.

Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: смастерить и отправить в плавание кораблики (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить разноцветными ленточками дерево и устроить импровизированный концерт с сюрпризами.

 

Глава 2. В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ВОЖАТОГО

2. 1. НА ЗАМЕТКУ ВОЖАТОМУ

2. 1. 1. Советы вожатому

Совет 1. Первая встреча с детьми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...