Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4.4. Какой он, вожатый лагеря? (Из опыта работы ЗДОЛ «Задорный», Пермский край)




1. 4. 4. Какой он, вожатый лагеря? (Из опыта работы ЗДОЛ «Задорный», Пермский край)

Вожатый лагеря умён. Его присутствие в лагере – не случайность, а результат непростых размышлений. Он много знает и умеет, может ответить на самые разные вопросы детей, поддержать беседу на сложные темы.

Вожатый лагеря добр. Он понимает, что нужен детям, старается им помочь, поддерживает их в трудные минуты и иногда прощает им маленькие шалости и ошибки. Всячески старается, чтобы ничто в лагере не причинило детям вреда.

Вожатый лагеря требователен и строг. Он не допускает нарушения режима дня или пренебрежительного отношения к дисциплине и порядку, предъявляет однозначные требования и всегда добивается их исполнения.

Вожатый лагеря никому не позволит оскорбить или унизить другого, сделать кому-нибудь больно.

Вожатый лагеря – специалист, владеющий методиками работы с детьми, умеющий в каждый эпизод жизни отряда внести полезные составляющие.

Вожатый лагеря чуток и корректен. Он всегда заметит, что ребенок нуждается в заботе и помощи, а требования свои предъявляет и отстаивает, не обижая детей.

Вожатый лагеря – фантазер и выдумщик. Его идеи всегда неожиданны и очень удачны. Он знает, чем занять внезапно освободившиеся время, как интереснее провести дела, как сделать занимательной самую рутинную работу.

Вожатый лагеря блистателен. Его внешний вид и манера поведения вызывают у детей интерес и желание подражать. Находчивость, уверенность в себе, бодрость духа и работоспособность служат примером для детей.

Вожатый лагеря – член вожатского отряда. Отношения между вожатыми – это эталон отношений в любом отряде лагеря. Исключительная вежливость, доброжелательность, терпимость, взаимопонимание и взаимопомощь характеризуют вожатого в его отношениях с коллегами.

Вожатый лагеря демократичен. Он охотно помогает детям реализовать их замыслы и планы; главное, чтобы все они сочетались с традициями и правилами лагеря и приносили детям пользу и настоящую радость.

Вожатый лагеря необъясним. Его нельзя полностью описать. Всегда остается какая-то загадка для детей и коллег.

Отзывы студентов – практикантов о прохождении практики в детском лагере

Так кто такой вожатый? Человек, который берет ответственность за детей на себя, который должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учиться быстро.

Вожатый – это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы, я это испытала на своем опыте: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой. А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И не важно, в какое время суток это происходит.

Вожатый – это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы ребенок умылся, почистил зубы, затем уложить его в постель. После отбоя, надо следить, что бы дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят.

Вожатый – это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях своего отряда – это 80% работы вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то, если выступать надо на сцене детского лагеря. Тут в дело включается вся фантазия.

Быть вожатым очень непросто, но, раз испытав это на себе и почувствовав любовь детей, ты станешь для них кем угодно, поможешь с чем угодно и поймешь, насколько это классно – быть для них мамой, папой, нянькой и даже режиссером-постановщиком.

Я не думала, что дети задают столько вопросов! Одни из самых запоминающихся: что такое Холли? А кто такие капилляры? Кто такой отит и почему он живет в ушах?

Вечерами мы с коллегами долго смеялись над подобными забавными вопросами детей.  Я с серьезным лицом отвечала на все, даже самые глупые вопросы, которых было миллион. Я по большей части отвечала за спортивную жизнь нашего отряда и могу с точностью сказать, что на моих глазах открывались новые спортивные таланты детей. Они удивлялись тому, что, оказывается, умеют выполнять какие-то упражнения, которых до этого знать не знали, что, оказывается, умеют подтягиваться, быстро бегать, а еще в футбол не так уж и плохо играют. Были счастливы понять, что обладают безграничными способностями, что они могут всё. В этот момент я ими гордилась.

Быть вожатым – это прекраснейший, чудеснейший опыт работы с детьми. С абсолютно разными детьми, разными по возрасту, полу, психическому и физическому здоровью, социальному положению. Поработав с ними и поняв специфику, начинаешь думать: надо тебе это все или нет, сможешь ли дальше работать с детьми, правильно ли  ты выбрала свой профессиональный путь.

 

 

1. 5. ЛОГИКА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Прежде чем говорить о лагерной смене, необходимо рассмотреть те основные функции, которые должен решать ДОЛ как элемент воспитательной системы.

1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в ДОЛ ребенок попадает в новое качественное состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся за год проблем. Это отдых, дающий возможность восстановления физических и психических сил.

2. Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – необходимая составляющая отдыха ДОЛ. От этого во многом зависят душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.

3. Саморазвитие и самореализация – факторы, во многом определяющие содержание деятельности ДОЛ. Каникулярная пора наиболее благоприятна для развития разнообразных творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование этого периода – одна из основных задач.

4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, не вкладывающихся в рамки школьных программ, выборка умений и навыков в избранном виде деятельности.

5. Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличающемся от школьного, коллективе – немаловажный фактор для развития и становления личности ребенка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: главным в ДОЛ становится оздоровление. Но оздоровление в более широком смысле, чем понималось ранее. Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей при благоприятных экологических условиях.

Развитие – еще одно ключевое понятие, определяющее содержание деятельности и способы ее организации в ДОЛ, которые максимально способствовали бы самореализации ребенка. Развитие ребенка происходит в процессе проживания, погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослым и природой, искусством, при непосредственном включении ребенка в разнообразное деятельное поле.

Определив функции ДОЛ при организации летнего отдыха детей и подростков, можно поговорить о лагерной смене. Лагерная смена, как и любой процесс, имеет свои логику, последовательность, развитие.

Целесообразно в логике лагерной смены выделять три периода: организационный, основной и заключительный. В каждом из них решаются свои задачи, меняется позиция вожатого по отношению к ребенку.

Говоря о социализации как одной из основных функций, мы подразумеваем, что ребенок не только участвует в разнообразной интенсивной деятельности и общении, но и сам ее организует. Поэтому и позиция вожатого в каждом периоде будет разной. Конечно, если только вожатый доверяет ребенку и верит в его силы.

Позицию вожатого по отношению к ребенку в организационный период можно определить как вожатый – ведущий, ребенок – ведомый. В этот период вожатый демонстрирует различные формы мероприятий, задает уровень их организации и проведения. Короче говоря, вожатый создает тот эталон, на который в последующем будут равняться ребята.

В основной период идет совместная деятельность вожатого и ребенка, где ребенку дается все большее пространство для его реализации в роли организатора отрядных мероприятий. И после каждого обязательно проводится совместный анализ дела. Что получилось или не получилось и почему? Как вели себя участники мероприятия? Выводы используются другими ребятами при организации следующего мероприятия. Здесь обязательно надо быть тактичным по отношению к ребенку, корректно помочь ему увидеть не только неудавшиеся моменты, но и удачные находки.

Заключительный период есть подведение итогов того, чему научились дети, как изменились в процессе деятельности, какой уровень организаторских (лидерских) способностей приобрели. Позиция педагогов на данном этапе развития лагерной смены является консультативной.

В заключение хотим отметить, что процесс поэтапного развития лагерной смены сложен как для вожатого, так и для ребенка. Педагог-организатор должен не только организовать деятельность подростков, но и включить их в совместную подготовку и проведение дел. Включая подростков в совместную деятельность, педагог должен помнить, что подросток находится в совершенно новых условиях и позициях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...