Языковое оформление текста публичного выступления
. Способы связи речи.. Для того чтобы подчеркнуть последовательность и взаимозависимость частей речи, удержать в памяти слушателей все ее компоненты, оратор может использовать различные средства — способы связи. Различные слова и словосочетания могут выступать в роли связующих средств. Субъективное отношение к высказанному могут выразить слова: по-моему, я думаю, с моей точки зрения, мне кажется. Временные и пространственные отношения выражают слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, отметим далее, перейдем к следующему вопросу, разовьем эту мысль позднее и т.д. Связь может выражаться и другими грамматическими конструкциями: мы должны иметь в виду, я отмечу, мы видим и т.д. Другим средством связи может быть отсылка слушателей к сказанному ранее в этой речи или в предшествующих речах или работах. Таким образом, осуществляется связь данной мысли с уже высказанными, например: Сегодня мы продолжим предмет прошлой беседы, поскольку она не была закончена. В первую очередь я подробнее раскрою то, о чем коротко упоминал в прошлый раз. К способам связи ораторского выступления относятся также риторические или стилистические фигуры (фигуры речи). Фигуры речи — это различные обороты, синтаксические построения, делающие высказывание более выразительным. Самые распространенные из них — повтор и анафора. Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выделяют наиболее актуальные мысли. Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений.
Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи.Помимо лексического значения, каждое слово содержит еще и другие компоненты. Слова, таким образом, могут отличаться по стилистической окраске: они могут быть возвышенными, нейтральными и сниженными (очи, глаза, гляделки). Слово может обозначать как нейтральное явление (собрание), так и давать ему оценку (сборище). Слова с эмоциональной окраской бывают двух видов:
1)с положительной оценкой: возвышенные, одобрительные, торжественные, ласкательные слова (зодчий, молодец, миленький); 2)с отрицательной оценкой: неодобрительные, укоризненные, пренебрежительные, презрительные слова, обычно они стилистически снижены (ротозей, скряга, сквалыга, трепач). 3)Стилистическая оценка и окраска очень важны в ораторском выступлении. Нет практически ни одной ораторской речи, не содержащей элемента оценочности. 4)Оценку могут передавать различные части речи, но чаще всего — имена прилагательные. Прилагательные выражают открытую положительную или отрицательную оценку независимо от контекста. 5)Языковые средства контакта 6)Языковые средства контакта — это специальные слова и выражения, активизирующие внимание и мышление слушателей. К ним относятся модальные слова, средства авторизации, побудительные глаголы. Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами. Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Например: Это, верно, кости гложет красногубый вурдалак (П.); Обстоятельства, верно, вас разлучили? (П.). В приведенных примерах слово верно является модальным словом. Оно выражает отношение говорящего к содержанию высказывания как предполагаемой возможности, причем в первом предложении модальное слово оттеняет отношение говорящего к содержанию всего высказывания, а во втором относится к одному из компонентов высказывания - подлежащему.
Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам, так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. Ср., например: Успехи наши действительно (частица) невелики. - Я прислушался: действительно (модальное слово), это был голос (Л. Т.). По значению выделяются две группы модальных слов: 1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре. К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др. 2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Мне показалось, что он, вероятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти (Горб.). Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др. Средства авторизации. Побудительные глаголы. Посредством их устанавливается обратная связь. Благодаря ей в свою очередь видно, как аудитория реагирует на слова оратора (возглас, одобрительный кивок, заинтересованный, живой взгляд, одобрительная или неодобрительная реплика и т.п.). 7)Использование личных местоимений и глаголов для установления контакта К средствам языкового контакта относится использование местоимений 1-го и 2-го лица. Я— это оратор, Вы — слушатели, Мы — собственно оратор и слушатели. В сочетании с предлогом с и творительным падежом других местоимений и существительных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами). Мы совместное создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект общения и личного контакта.
Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют слушателей, способствуют объединению оратора с ними. Контакто-устанавливающее значение имеют подобные фразы: Давайте вместе с вами разберемся в причинах...; Мы с вами еще вернемся к поставленной проблеме...; Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна...
Наиболее употребительны следующие глаголы и глагольные сочетания: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, подумайте, считаем, думаем и т.п.
Синтаксические средства контакта.К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укрепить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие мои, уважаемые слушатели и т.д. Средствами контакта служат также конструкции с изъяснительными придаточными: известно, что...; ясно, что...; можно предположить, что...; уверен, что...; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд. Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, цель которого — вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение. Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риторические вопросы придают информации большую убедительность, а в результате — действенность.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|