Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка предоставления социальных услуг в сфере образования

 

Главным приоритетом образовательной политики, проводимой Правительством и Министерством образования РМЭ в течении последнего ряда лет является обеспечение современного качества образования, создание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управ-лением.

Отрасль «Образование» в г. Йошкар-Ола является самой крупной отраслью социальной сферы.

Йошкар-Ола – город с давними образовательными традициями. Широко известен Марийский государственный технический университет. Помимо него, в городе еще два высших государственных учебных заведения – педагогический институт и государственный университет, в них обучается около 25 тыс.студентов. Комплекс высшего профессионального образования дополняют пять (включая филиалы) негосударственных учебных заведения, в которых обучаются около 3,6 тыс. студентов. Сферу образования представляют также сеть учреждений дошкольного образования, начального и среднего профессионального образования, общеобразовательные учреждения.

Всего в образовательную систему Йошкар-Олы в 2006 году входило 102 муниципальных образовательных учреждения, в которых обучалось и воспитывалось более 35 тыс. детей и трудилось более 3,8 тыс. педагогов и воспитателей. Функционировало 54 дошкольных учреждения, 34 средних общеобразовательных школы, в том числе 4 гимназии и 2 лицея, 2 вечерние общеобразовательные школы, 2 коррекционные школы, 1 начальная школа - детский сад, 1 специальная общеобразовательная школа «Становление», 8 учреждений дополнительного образования.

В течение года в порядке оптимизации бюджетной сети образования, а также изменения границ муниципального образования «Город Йошкар-Ола» число образовательных учреждений сократилось на 6 школ, к концу года действовало 55 муниципальных дошкольных учреждений.

Расходы городского бюджета на образование достаточно высоки: от года к году они колеблются в пределах 27-33,4% от общего объема расходов, что сопоставимо с расходами на коммунальное хозяйство и превышает расходы на здравоохранение. На реализацию муниципальной программы по безопасности учащихся и работников учреждений в 2005 году выполнены мероприятия на 5,3 млн.рублей.

Доходы образовательных учреждений слагаются по трем основным источникам: федеральный бюджет в виде субвенций, бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола», внебюджетные поступления (табл. 14).


Таблица 14 - Анализ финансирования отрасли «Образование»

Показатели

 

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

Тыс. руб. Уд. вес,% Тыс. руб. Уд. вес,% Тыс. руб. Уд. вес,% Тыс. руб. Уд. вес,% Тыс. руб. Уд. вес,%
Консолидиро-ванный бюджет республики 249240 91,2 273598 92,3 372084 92,5 382711 92,2 399601 91,6
Федеральный бюджет 2517 0,9 1358 0,5 1139 0,3 2309 0,6 3025 0,7
Внебюджетные источники 21559 7,9 21489 7,2 28896 7,2 30122 7,2 33670 7,7
Всего 273316 100,0 296445 100,0 402119 100,0 415142 100,0 436296 100,0

 

Анализ показывает, что бюджетное финансирование является основным источником дохода образовательных учреждений столицы.

По итогам 2006 года в структуре доходов отрасли «Образование» ассигнования консолидированного бюджета РМЭ занимают 91,6% (2002 г. – 91,2%), средства федерального бюджета – 0,7% (2002 г. – 0,9%), внебюджетные поступления – 7,7% (2002 г. – 7,9%).

В течение последних лет в столице принимаются необходимые меры по достижению опережающего роста затрат на образовательные услуги по отно-шению к другим сферам бюджетного финансирования, конкурентоспособ-ности образования на рынке труда и усилению стимулирования качества и результативности педагогического труда. Сформирована тенденция на увеличение доли расходов на образование в составе валового внутреннего продукта и расходной части консолидированного бюджета РМЭ.

Расходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл на содержание образовательных учреждений г. Йошкар-Олы составили:

- 2002 год – 249240 тыс. руб.;

- 2003 год – 273598 тыс. руб., что в 1,1 раза больше по сравнению с 2002 годом,

- 2004 год – 372084 тыс. руб., что в 1,36 раза больше по сравнению с 2003 годом,

- 2005 год – 382711 тыс. руб., что в 1,03 раза больше по сравнению с 2004 годом,

- 2006 год – 399601 тыс. руб., что в 1,04 раза больше по сравнению с 2005 годом. Консолидированный бюджет по отрасли «Образование» за 2002-2006 гг. исполнен полностью, то есть 100% уточненного годового назначения. В таблице 15 представлен анализ поступления средств на содержание отрасли «Образование» в расчете на 1 жителя столицы.

 

Таблица 15 - Динамика поступления средств на содержание отрасли «Образование»

Показатели

Годы

2002 2003 2004 2005 2006
Расходы по отрасли «Образование» за счет всех источников, тыс. руб. 273316 296445 402119 416375 516184
Численность населения, тыс. чел. 281,4 280,2 278,2 278,2 278,2
В расчете на 1 жителя, руб. 971 1058 1445 1497 1856
По РМЭ 1641 1662 2132 2328 2832

 

Расходы по отрасли здравоохранения за счет всех источников средств возросли в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 8,5% и составили 296445 тыс. руб. В 2004 году также наблюдаем рост расходов до 402119 тыс. руб., в 2005 году – 416375 тыс. руб. и в 2006 году – 516184 тыс. руб.

В расчете на 1 жителя средства на содержание отрасли также имеют тенденцию к росту (рис. 6).

 

 

Рисунок 6 – Динамика поступления средств на содержание отрасли Образование» в расчете на 1 жителя г. Йошкар-Олы и РМЭ за 2002-2006 гг.

Средства на содержание отрасли в расчете на 1 жителя в 2003 году составили 1058 руб. (в 2004 г. – 971 руб.). В 2004 году наблюдаем рост данных средств на 36,6% по сравнению с предыдущим годом. Указанные поступления в расчете на 1 жителя г. Йошкар-Ола составили в 2006 году 1856 руб., что на 359 руб. больше по сравнению с 2005 годом.

Следует отметить, что в г. Йошкар-Оле наиболее низкий уровень поступления средств в расчете на 1 жителя по сравнению с другими муниципальными образованиями республики.

В течение 2002-2006 гг. системой образования г. Йошкар-Ола привлечены внебюджетные средства от предпринимательской деятельности в размере:

- 2002 год – 21556 тыс. руб.;

- 2003 год – 21389 тыс. руб.;

- 2004 год – 26596 тыс. руб.;

- 2005 год – 30567 тыс. руб.;

- 2006 год – 35790 тыс. руб.

Наблюдаем рост внебюджетных поступлений по учреждениям образования в 2006 году на 66% по сравнению с 2002 годом. В общей структуре внебюджетных доходов образовательных учреждений удельный вес прочих безвозмездных поступлений составил 77%, доходы от оказания услуг – 23%, в том числе платная образовательная деятельность – 13%.

В таблице 16 представлены данные поступления доходов от предоставления платных образовательных услуг.

 

Таблица 16 - Динамика поступления доходов от оказания услуг и продажи товаров (платных образовательных услуг)

Показатели

 

Годы

2002 2003 2004 2005 2006
Поступление внебюджетных средств, тыс. руб. 2229,9 6072,5 4291 4807 4387
Контингент, чел. 31858 29150 26587 24908 20215
Расходы на 1 учащегося, руб. 70 208 161 193 217

 

В 2003 году наблюдаем рост доходов от оказания платных услуг в расчете на учащегося образовательного учреждения почти в три раза по сравнению с 2002 годом, что связано с расширением перечня платных образовательных услуг, а также ростом их стоимости.

В 2004 году отмечено снижение данного вида доходов до уровня 161 руб. на одного учащегося. В расчете на 1 учащегося образовательного учреждения доходы от оказания платных услуг в среднем по столице за 2006 год составили 217 руб., что больше на 24 руб. уровня 2005 года.

    Одновременно с ростом расходов бюджета по отрасли «Образование» увеличиваются расходы на содержание 1 учащегося общеобразовательной школы и 1 воспитанника дошкольного образовательного учреждения (табл. 17 и 18).

 

Таблица 17 - Динамика финансирования в расчетеРасходыР на одного учащегося образовательных школ

Показатели

 

Годы

2002 2003 2004 2005 2006
Расход по школам, тыс. руб. 156672 178432 221853 189849 189258
Контингент, чел. 31860 29150 26587 24908 20215
Расходы на 1 уч-ся, руб.  по РМЭ 4918 7529 6121 8785 8344 11874 7622 12340 9362 13187

 

В 2003 году расходы по содержанию одного ученика общеобразовательной школы возросли на 24,5% по сравнению с уровнем 2002 года, однако их уровень на 30% в целом по республике Марий Эл (8785 руб.). За 2004 год фактические расходы по содержанию одного ученика общеобразовательной школы в среднем по республике составили 11874 руб., по г. Йошкар-Ола – 8344 руб. Самая низкая стоимость отмечена в г. Йошкар-Ола (для сравнения – в г. Волжске – 10374 руб., в Медведевском районе – 16875 руб., в Горномарийском районе – 19363 руб.).

    В 2006 гг. также наблюдаем увеличение в динамике расходов по содержанию одного ученика общеобразовательной школы по сравнению с уровнем 2005 года и отставание от среднереспубликанского уровня.

Одним из основных показателей, влияющих на увеличение стоимости содержания одного учащегося общеобразовательной школы, а, следовательно, и на удорожание бюджетной услуги по общему (среднему) образованию, наряду с показателями состояния материально-технической базы учреждений, сменности занятий, являются наполняемость в классах и затраты по оплате труда работников образовательных учреждений.

 

Таблица 18 - Динамика финансирования в расчетеРасходыР на одного воспитанника дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Показатели

 

Годы

2002 2003 2004 2005 2006
Расход по ДОУ, тыс. руб. 64395 69370 108512 110768 113137
Контингент, чел. 7388 7771 8417 8486 8528
Расходы на 1 воспитанника, руб.  по РМЭ 8716 9176 8927 9116 12892 11873 13053 12103 13266 12395

 

Расходы на содержание одного воспитанника детского сада возросли в 2003 году незначительно (на 2%) по сравнению с 2002 годом, в 2004 году наблюдаем увеличение темпов прироста финансирования в расчетеРасходыР на одного воспитанника ДОУ (44,4%) по сравнению с 2003 годом.

Рисунок 7 – Сравнительная диаграмма финансирования общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений в расчете на 1 учащегося (воспитанника) за 2002-2006 гг.

Стоимость содержания одного воспитанника детского сада в среднем по городу за 2005 год составила 13053 руб. Плата родителей за содержание детей в детском садике в начале 2005 года была 425 руб., в октябре поднялась до 590 руб. в месяц., при этом плата рассчитывалась дифференцированно, исходя из категории дошкольного учреждения по результатам государственной аккредитации, условий содержания, режима работы и возрастной группы ребенка.

В 2006 году стоимость содержания одного воспитанника детского сада в среднем по городу составила 13266 руб., что больше уровня 2005 года на 213 руб. или 1,6%.

Таким образом, наибольшие темпы роста расходов по содержанию одного воспитанника детского сада приходились на 2004 год, в 2005-2006 гг. темпы изменения расходов незначительные.

Анализируя также данные по финансированию общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений в расчете на 1 учащегося (воспитанника) за 2002-2006 гг. (рис. 7), следует отметить более высокий уровень расходов на одного воспитанника ДОУ.

В таблице 19 приведены значения индикаторов уровня жизни населения, социально-экономического положения по отрасли «Образования» за 2002-2006 гг.


Таблица 19- Основные показатели отрасли «Образование»

Показатели

Годы

Пороговое значение

2002 2003 2004 2005 2006
1 2 3 4 5 6 7
Обеспеченность местами в ДОУ на 1 тыс. детей, мест 1050 1004 922 907 915

 

1150

По РМЭ 1161 1117 1085 1067 1040
Коэффициент посещаемости детьми дошкольных учреждений 0,74 0,72 0,87 0,80 0,82

 

0,86

По РМЭ 0,67 0,69 0,71 0,70 0,70
Обеспеченность учреждений общего образования компьютерной техникой на 100 учащихся, кол-во компьютеров 0,65 1,46 1,92 2,12 2,15

 

 

1,52

По РМЭ 0,76 1,27 2,03 2,26 2,30
1 2 3 4 5 6 7
Обеспеченность местами в общеобразовательных школах, % 94 102 111 122 124

 

140

По РМЭ 135 147 159 171 175
Удельный вес учащихся общеобразовательных школ, охваченных дополнительным образованием, % 5,4 5,4 5,9 6,6 6,8

 

9,6

По РМЭ 8,1 8,5 9,7 10,5 11,0

 

Коэффициент посещаемости детьми дошкольных учреждений составил 0,74 в 2002 году и 0,82 в 2006 году и считается оптимальным. При этом обеспеченность местами в дошкольных учреждениях недостаточная Ии ниже среднереспубликанского уровня. Обеспеченность детей местами в детских садах варьирует по годам соответственно динамике демографических параметров. Число детей, приходящихся на 1 штатную единицу дошкольных образовательных учреждений, составляет в среднем по городу 3,4.

Наблюдается в динамике рост обеспеченности учреждений общего образования компьютерной техникой на 100 учащихся с 0,65 в 2002 году до 2,15 в 2006 году, что выше порогового значения (1,52).

С 2003 года прослеживается динамика роста контингента детей, охваченных дополнительным образованием. Для сравнения в 2002 году – 5,4%, в 2004 г. – 5,9%, в 2005 г. – 6,6%, а в 2006 г. – 6,8%.

Такой показатель состояния образовательной сферы как нагрузка на преподавателей в последние годы демонстрирует не лучшую динамику (рис. 8). Но здесь велика негативная роль неблагоприятной демографической ситуации, «старения населения», снижения пика рождаемости в 90-х годах.

В общеобразовательных учреждениях нагрузка на 1 преподавателя сложилась в среднем по городу за 2006 год 12,8 чел. при максимальном соотношении 15 чел. в 2002 году.

 

Рисунок 8 – Показатели образовательной сферы

 

Наполняемость классов на начало 2005 года составила 17,8 при пла-новой норме 25 человек, на начало нового учебного года показатель несколько повысился и достиг 23,9. С 1 сентября 2005 года введен норматив расхода на одного учащегося общеобразовательной школы, что позволит оптимально и эффективно расходовать бюджетные средства при получении субвенций. В образовательных учреждениях введен норматив предоставления субвенций на 1 учащегося и расчета фонда оплаты труда педагогов.

Успеваемость учащихся в 2006 году составляет 99,0% и соответствует уровню предыдущих лет. Число выпускников 11 классов, окончивших школу с золотой и серебряной медалями возросло до 175, прослеживается устойчивая динамика ежегодного прироста (2002-2003г. –168, 2001-2002г –162). Это очень хороший показатель, который свидетельствует о должном уровне преподавания, целеустремленности и востребованности интеллектуальной молодежи.

Качество образования в большей мере зависит от возможностей образовательной системы предоставлять ребенку спектр образовательных услуг, который определяется вкладом каждого образовательного учреждения, составляющего систему общего образования в республике. В этих условиях наибольшую актуальность приобретают вопросы взаимодействия образовательных учреждений разных типов.

Сегодня в столице сохранена разветвленная сеть учреждений дополнительного образования детей: многопрофильные учреждения. Реализующие разнонаправленные образовательные программы дополнительного образования детей, спортивные школы, учреждения дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы технической, биологической и туристической направленности.

Анализ реальной педагогической практики показывает, что в столице созданы условия для возможных интегрированных связей, имеется кадровый потенциал, в образовательных учреждениях накоплен опыт интеграции общего и дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования занимаются более 8,2 тыс.детей, из них дворец творчества детей и молодежи с охватом 3,8 тыс.детей, детский юношеский центр «Азимут» - 788 чел., станция юных техников - 479 чел., детские юношеско-спортивные школы №№1,2,3 - 1341чел., центр технического творчества «Искорка» - 262 че., центр дополнительного образования - 1541 че.ловек. Стоимость содержания одного воспитанника в истекшем году составила 2000 руб., что на 121 руб. больше предыдущего года. И все же охват детей дополнительным образованием по городу сложился на уровне 36,1% при плановых 70%. Расходы бюджета по дополнительному образованию возросли до 16,6 млн.руб., что составляет 97,2% годового назначения и 4,0% от общих расходов на отрасль.

Анализируя итоги деятельности отрасли «Образование» по оказанию социальных услуг за истекший период, можно сделать следующие выводы:

- расходы на образование в бюджете в целом увеличиваются;

- принимаются необходимые меры по привлечению внебюджетных средств для восполнения дефицита бюджетного финансирования;

- активизировалась работа по привлечению инвестиций на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, оснащение современным компьютерным и спортивным оборудованием.

В рамках программы «Модернизация образовательной системы муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2002 – 2007 гг. Управление образования проводило целенаправленную работу по обеспечению стабильного функционирования образовательных учреждений, по укреплению и развитию материально-технической базы; подготовке школ, дошкольных и внешкольных учреждений к новому учебному году, в первую очередь по оснащению компьютерным оборудованием, системными и прикладными программными продуктами – электронными изданиями учебного назначения школьных библиотек.

В 2005 году была разработана и утверждена муниципальная целевая Программа «Безопасность образовательного учреждения на 2005-2007 гг.» по обеспечению безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время трудовой и учебной деятельности, финансируемая бюджетом муниципального образования «Город Йошкар-Ола». В рамках Программы выполнены мероприятия на общую сумму – 5,3 млн.руб.

В целом на финансирование отрасли «Образование» в отчетном году направлено средств в размере 410,8 млн. руб,что соответствует 98,3% к плановым назначениям и 104,2% к расходам 2004 года.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...