Оценка предоставления социальных услуг в сфере образования
Главным приоритетом образовательной политики, проводимой Правительством и Министерством образования РМЭ в течении последнего ряда лет является обеспечение современного качества образования, создание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управ-лением. Отрасль «Образование» в г. Йошкар-Ола является самой крупной отраслью социальной сферы. Йошкар-Ола – город с давними образовательными традициями. Широко известен Марийский государственный технический университет. Помимо него, в городе еще два высших государственных учебных заведения – педагогический институт и государственный университет, в них обучается около 25 тыс.студентов. Комплекс высшего профессионального образования дополняют пять (включая филиалы) негосударственных учебных заведения, в которых обучаются около 3,6 тыс. студентов. Сферу образования представляют также сеть учреждений дошкольного образования, начального и среднего профессионального образования, общеобразовательные учреждения. Всего в образовательную систему Йошкар-Олы в 2006 году входило 102 муниципальных образовательных учреждения, в которых обучалось и воспитывалось более 35 тыс. детей и трудилось более 3,8 тыс. педагогов и воспитателей. Функционировало 54 дошкольных учреждения, 34 средних общеобразовательных школы, в том числе 4 гимназии и 2 лицея, 2 вечерние общеобразовательные школы, 2 коррекционные школы, 1 начальная школа - детский сад, 1 специальная общеобразовательная школа «Становление», 8 учреждений дополнительного образования. В течение года в порядке оптимизации бюджетной сети образования, а также изменения границ муниципального образования «Город Йошкар-Ола» число образовательных учреждений сократилось на 6 школ, к концу года действовало 55 муниципальных дошкольных учреждений.
Расходы городского бюджета на образование достаточно высоки: от года к году они колеблются в пределах 27-33,4% от общего объема расходов, что сопоставимо с расходами на коммунальное хозяйство и превышает расходы на здравоохранение. На реализацию муниципальной программы по безопасности учащихся и работников учреждений в 2005 году выполнены мероприятия на 5,3 млн.рублей. Доходы образовательных учреждений слагаются по трем основным источникам: федеральный бюджет в виде субвенций, бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола», внебюджетные поступления (табл. 14). Таблица 14 - Анализ финансирования отрасли «Образование»
Анализ показывает, что бюджетное финансирование является основным источником дохода образовательных учреждений столицы. По итогам 2006 года в структуре доходов отрасли «Образование» ассигнования консолидированного бюджета РМЭ занимают 91,6% (2002 г. – 91,2%), средства федерального бюджета – 0,7% (2002 г. – 0,9%), внебюджетные поступления – 7,7% (2002 г. – 7,9%). В течение последних лет в столице принимаются необходимые меры по достижению опережающего роста затрат на образовательные услуги по отно-шению к другим сферам бюджетного финансирования, конкурентоспособ-ности образования на рынке труда и усилению стимулирования качества и результативности педагогического труда. Сформирована тенденция на увеличение доли расходов на образование в составе валового внутреннего продукта и расходной части консолидированного бюджета РМЭ.
Расходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл на содержание образовательных учреждений г. Йошкар-Олы составили: - 2002 год – 249240 тыс. руб.; - 2003 год – 273598 тыс. руб., что в 1,1 раза больше по сравнению с 2002 годом, - 2004 год – 372084 тыс. руб., что в 1,36 раза больше по сравнению с 2003 годом, - 2005 год – 382711 тыс. руб., что в 1,03 раза больше по сравнению с 2004 годом, - 2006 год – 399601 тыс. руб., что в 1,04 раза больше по сравнению с 2005 годом. Консолидированный бюджет по отрасли «Образование» за 2002-2006 гг. исполнен полностью, то есть 100% уточненного годового назначения. В таблице 15 представлен анализ поступления средств на содержание отрасли «Образование» в расчете на 1 жителя столицы.
Таблица 15 - Динамика поступления средств на содержание отрасли «Образование»
Расходы по отрасли здравоохранения за счет всех источников средств возросли в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 8,5% и составили 296445 тыс. руб. В 2004 году также наблюдаем рост расходов до 402119 тыс. руб., в 2005 году – 416375 тыс. руб. и в 2006 году – 516184 тыс. руб. В расчете на 1 жителя средства на содержание отрасли также имеют тенденцию к росту (рис. 6).
Рисунок 6 – Динамика поступления средств на содержание отрасли Образование» в расчете на 1 жителя г. Йошкар-Олы и РМЭ за 2002-2006 гг. Средства на содержание отрасли в расчете на 1 жителя в 2003 году составили 1058 руб. (в 2004 г. – 971 руб.). В 2004 году наблюдаем рост данных средств на 36,6% по сравнению с предыдущим годом. Указанные поступления в расчете на 1 жителя г. Йошкар-Ола составили в 2006 году 1856 руб., что на 359 руб. больше по сравнению с 2005 годом. Следует отметить, что в г. Йошкар-Оле наиболее низкий уровень поступления средств в расчете на 1 жителя по сравнению с другими муниципальными образованиями республики. В течение 2002-2006 гг. системой образования г. Йошкар-Ола привлечены внебюджетные средства от предпринимательской деятельности в размере:
- 2002 год – 21556 тыс. руб.; - 2003 год – 21389 тыс. руб.; - 2004 год – 26596 тыс. руб.; - 2005 год – 30567 тыс. руб.; - 2006 год – 35790 тыс. руб. Наблюдаем рост внебюджетных поступлений по учреждениям образования в 2006 году на 66% по сравнению с 2002 годом. В общей структуре внебюджетных доходов образовательных учреждений удельный вес прочих безвозмездных поступлений составил 77%, доходы от оказания услуг – 23%, в том числе платная образовательная деятельность – 13%. В таблице 16 представлены данные поступления доходов от предоставления платных образовательных услуг.
Таблица 16 - Динамика поступления доходов от оказания услуг и продажи товаров (платных образовательных услуг)
В 2003 году наблюдаем рост доходов от оказания платных услуг в расчете на учащегося образовательного учреждения почти в три раза по сравнению с 2002 годом, что связано с расширением перечня платных образовательных услуг, а также ростом их стоимости. В 2004 году отмечено снижение данного вида доходов до уровня 161 руб. на одного учащегося. В расчете на 1 учащегося образовательного учреждения доходы от оказания платных услуг в среднем по столице за 2006 год составили 217 руб., что больше на 24 руб. уровня 2005 года. Одновременно с ростом расходов бюджета по отрасли «Образование» увеличиваются расходы на содержание 1 учащегося общеобразовательной школы и 1 воспитанника дошкольного образовательного учреждения (табл. 17 и 18).
Таблица 17 - Динамика финансирования в расчетеРасходыР на одного учащегося образовательных школ
В 2003 году расходы по содержанию одного ученика общеобразовательной школы возросли на 24,5% по сравнению с уровнем 2002 года, однако их уровень на 30% в целом по республике Марий Эл (8785 руб.). За 2004 год фактические расходы по содержанию одного ученика общеобразовательной школы в среднем по республике составили 11874 руб., по г. Йошкар-Ола – 8344 руб. Самая низкая стоимость отмечена в г. Йошкар-Ола (для сравнения – в г. Волжске – 10374 руб., в Медведевском районе – 16875 руб., в Горномарийском районе – 19363 руб.). В 2006 гг. также наблюдаем увеличение в динамике расходов по содержанию одного ученика общеобразовательной школы по сравнению с уровнем 2005 года и отставание от среднереспубликанского уровня. Одним из основных показателей, влияющих на увеличение стоимости содержания одного учащегося общеобразовательной школы, а, следовательно, и на удорожание бюджетной услуги по общему (среднему) образованию, наряду с показателями состояния материально-технической базы учреждений, сменности занятий, являются наполняемость в классах и затраты по оплате труда работников образовательных учреждений.
Таблица 18 - Динамика финансирования в расчетеРасходыР на одного воспитанника дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
Расходы на содержание одного воспитанника детского сада возросли в 2003 году незначительно (на 2%) по сравнению с 2002 годом, в 2004 году наблюдаем увеличение темпов прироста финансирования в расчетеРасходыР на одного воспитанника ДОУ (44,4%) по сравнению с 2003 годом. Рисунок 7 – Сравнительная диаграмма финансирования общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений в расчете на 1 учащегося (воспитанника) за 2002-2006 гг. Стоимость содержания одного воспитанника детского сада в среднем по городу за 2005 год составила 13053 руб. Плата родителей за содержание детей в детском садике в начале 2005 года была 425 руб., в октябре поднялась до 590 руб. в месяц., при этом плата рассчитывалась дифференцированно, исходя из категории дошкольного учреждения по результатам государственной аккредитации, условий содержания, режима работы и возрастной группы ребенка. В 2006 году стоимость содержания одного воспитанника детского сада в среднем по городу составила 13266 руб., что больше уровня 2005 года на 213 руб. или 1,6%. Таким образом, наибольшие темпы роста расходов по содержанию одного воспитанника детского сада приходились на 2004 год, в 2005-2006 гг. темпы изменения расходов незначительные.
Анализируя также данные по финансированию общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений в расчете на 1 учащегося (воспитанника) за 2002-2006 гг. (рис. 7), следует отметить более высокий уровень расходов на одного воспитанника ДОУ. В таблице 19 приведены значения индикаторов уровня жизни населения, социально-экономического положения по отрасли «Образования» за 2002-2006 гг. Таблица 19- Основные показатели отрасли «Образование»
Коэффициент посещаемости детьми дошкольных учреждений составил 0,74 в 2002 году и 0,82 в 2006 году и считается оптимальным. При этом обеспеченность местами в дошкольных учреждениях недостаточная Ии ниже среднереспубликанского уровня. Обеспеченность детей местами в детских садах варьирует по годам соответственно динамике демографических параметров. Число детей, приходящихся на 1 штатную единицу дошкольных образовательных учреждений, составляет в среднем по городу 3,4. Наблюдается в динамике рост обеспеченности учреждений общего образования компьютерной техникой на 100 учащихся с 0,65 в 2002 году до 2,15 в 2006 году, что выше порогового значения (1,52). С 2003 года прослеживается динамика роста контингента детей, охваченных дополнительным образованием. Для сравнения в 2002 году – 5,4%, в 2004 г. – 5,9%, в 2005 г. – 6,6%, а в 2006 г. – 6,8%. Такой показатель состояния образовательной сферы как нагрузка на преподавателей в последние годы демонстрирует не лучшую динамику (рис. 8). Но здесь велика негативная роль неблагоприятной демографической ситуации, «старения населения», снижения пика рождаемости в 90-х годах. В общеобразовательных учреждениях нагрузка на 1 преподавателя сложилась в среднем по городу за 2006 год 12,8 чел. при максимальном соотношении 15 чел. в 2002 году.
Рисунок 8 – Показатели образовательной сферы
Наполняемость классов на начало 2005 года составила 17,8 при пла-новой норме 25 человек, на начало нового учебного года показатель несколько повысился и достиг 23,9. С 1 сентября 2005 года введен норматив расхода на одного учащегося общеобразовательной школы, что позволит оптимально и эффективно расходовать бюджетные средства при получении субвенций. В образовательных учреждениях введен норматив предоставления субвенций на 1 учащегося и расчета фонда оплаты труда педагогов. Успеваемость учащихся в 2006 году составляет 99,0% и соответствует уровню предыдущих лет. Число выпускников 11 классов, окончивших школу с золотой и серебряной медалями возросло до 175, прослеживается устойчивая динамика ежегодного прироста (2002-2003г. –168, 2001-2002г –162). Это очень хороший показатель, который свидетельствует о должном уровне преподавания, целеустремленности и востребованности интеллектуальной молодежи. Качество образования в большей мере зависит от возможностей образовательной системы предоставлять ребенку спектр образовательных услуг, который определяется вкладом каждого образовательного учреждения, составляющего систему общего образования в республике. В этих условиях наибольшую актуальность приобретают вопросы взаимодействия образовательных учреждений разных типов. Сегодня в столице сохранена разветвленная сеть учреждений дополнительного образования детей: многопрофильные учреждения. Реализующие разнонаправленные образовательные программы дополнительного образования детей, спортивные школы, учреждения дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы технической, биологической и туристической направленности. Анализ реальной педагогической практики показывает, что в столице созданы условия для возможных интегрированных связей, имеется кадровый потенциал, в образовательных учреждениях накоплен опыт интеграции общего и дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования занимаются более 8,2 тыс.детей, из них дворец творчества детей и молодежи с охватом 3,8 тыс.детей, детский юношеский центр «Азимут» - 788 чел., станция юных техников - 479 чел., детские юношеско-спортивные школы №№1,2,3 - 1341чел., центр технического творчества «Искорка» - 262 че., центр дополнительного образования - 1541 че.ловек. Стоимость содержания одного воспитанника в истекшем году составила 2000 руб., что на 121 руб. больше предыдущего года. И все же охват детей дополнительным образованием по городу сложился на уровне 36,1% при плановых 70%. Расходы бюджета по дополнительному образованию возросли до 16,6 млн.руб., что составляет 97,2% годового назначения и 4,0% от общих расходов на отрасль. Анализируя итоги деятельности отрасли «Образование» по оказанию социальных услуг за истекший период, можно сделать следующие выводы: - расходы на образование в бюджете в целом увеличиваются; - принимаются необходимые меры по привлечению внебюджетных средств для восполнения дефицита бюджетного финансирования; - активизировалась работа по привлечению инвестиций на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, оснащение современным компьютерным и спортивным оборудованием. В рамках программы «Модернизация образовательной системы муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2002 – 2007 гг. Управление образования проводило целенаправленную работу по обеспечению стабильного функционирования образовательных учреждений, по укреплению и развитию материально-технической базы; подготовке школ, дошкольных и внешкольных учреждений к новому учебному году, в первую очередь по оснащению компьютерным оборудованием, системными и прикладными программными продуктами – электронными изданиями учебного назначения школьных библиотек. В 2005 году была разработана и утверждена муниципальная целевая Программа «Безопасность образовательного учреждения на 2005-2007 гг.» по обеспечению безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время трудовой и учебной деятельности, финансируемая бюджетом муниципального образования «Город Йошкар-Ола». В рамках Программы выполнены мероприятия на общую сумму – 5,3 млн.руб. В целом на финансирование отрасли «Образование» в отчетном году направлено средств в размере 410,8 млн. руб,что соответствует 98,3% к плановым назначениям и 104,2% к расходам 2004 года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|