Совершенствование финансового механизма реализации социальных услуг
Государственное регулирование в сфере социальной политики направлено на реализацию задач, закрепленных Конституцией РФ. Наше государство определяется как социальное государство: “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Вопросы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В связи с этим необходимо обеспечить единство действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов определены общие направления, которые органично вошли в рассмотренные ниже аспекты формирования экономической и социальной политики: - устранение межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре; - обеспечение на всей территории страны государственных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом объективных особенностей регионов; - предоставление региональным органам власти и управления реальных возможностей по обеспечению формирующихся минимальных социальных государственных стандартов; - повышение роли государственного управления социальной политикой, диктуемой современной экономической ситуацией; - выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих рациональное использование финансовых и материальных ресурсов; - нормализация и улучшение демографической ситуации;
Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются: - обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; - обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов; - выравнивание условий социально-экономического развития регионов; - максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; - становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Как показывает практика, направления устойчивого социально-экономического роста, являющиеся одними из главных задач государства, к сожалению, по-прежнему остаются без должного внимания органов управления всех уровней. Вследствие этого обеспечение социальных гарантий, объявленное первым приоритетом государственной социально-экономической политики, не вписывается в имеющиеся бюджетные возможности. В новой системе регулирования экономики реализуемые цели развития должны подкрепляться соответствующей технологией планирования бюджета. В основу его разработки необходимо положить законодательно установленные нормативы, определяющие уровень бюджетных расходов, а также объективные критерии формирования доходов, которые до настоящего времени на федеральном уровне не разработаны.
В связи с этим важнейшими исходными пунктами для решения социально-экономических проблем развития регионов должны стать оценка финансовых и других ресурсных возможностей, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов. Ведущим в области совершенствования социально-экономических, налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Процесс формирования социально-экономических и правовых условий для реализации социальной политики можно представить в виде трех основных этапов (рис. 9).
Рисунок 9 - Этапы бюджетного регулирования процесса финансирования государственных и муниципальных услуг В современной ситуации важной задачей достижения системности при формировании социальной политики является перелом сложившихся тенденций в сфере финансирования. Сочетание имеющихся возможностей и искомых результатов. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и, прежде всего, налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Субъектам РФ и муниципальным образованиям, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах. В данном случае действует принцип субсидиарности - один из основных принципов, на которых базируется современное демократическое общество в целом, федеративная государственность, в частности. Следует отметить, что государственные минимальные социальные стандарты до настоящего времени на федеральном уровне не разработаны, а они, как зафиксировано в Бюджетном кодексе, являются основой для финансирования государственных и муниципальных услуг, другими словами, для формирования расходов бюджета, в первую очередь, социальных.
Таким образом, в целях повышения эффективности бюджетной политики в сфере оказания социальных услуг населению необходимо разработать модель социального бюджета, отражающую ключевые финансовые аспекты реализации политики государства в этой сфере. Методология формирования социального бюджета должна быть основана на системе индикативного планирования и на законодательно установленных социальных нормативах. В целях более полного обеспечения социальных гарантий в сфере оказания населению социальных услуг и наделения каждого уровня власти достаточны ми для реализации социальных законов финансовыми ресурсами необходимо разработать методику оптимизации распределения налогов между различными уровнями власти, прежде всего между федерацией и ее субъектами. Ее применение могло бы сократить дефицитность региональных бюджетов (в том числе муниципальных) и соответственно обеспечить более высокий уровень финансирования социальных услуг. Необходима реализация механизма формирования структурной политики в сфере социальных услуг. В частности, актуальна разработка методологических подходов к построению механизма разработки и реализации федеральных целевых программ, направленных на расширение видов и повышение качества оказываемых населению социальных услуг. Высокая экономическая и бюджетная эффективность ряда социальных программ доказана временем. Необходимо и в дальнейшем уточнять критерии социально-экономической эффективности программ и мероприятий в области оказания социальных услуг населению, усовершенствовать алгоритмы их расчета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|