Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные культуры и культы




Культура — исторически определенный уровень развития общества, твор­ческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах орга­низации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культу­ра» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура], конкретных обществ, народностей и наций (культура майя], а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура]; в более узком смысле — сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты позна­ния, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.], а также чело­веческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, уме­ния, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического разви­тия, мировоззрение, способы и формы общения людей]. В отличие от нее культ (от лат. cultusпочитание] представляет собой более узкое понятие и относится преимущественно к области религии, где обозначает действия (телодвижения, чтение или пение определен­ных текстов и т.п.], имеющие целью дать видимое выражение религиоз­ному поклонению или привлечь к их совершителям божественной «силы» (так называемые таинства]. В широком смысле культэто чрезмерное возвеличение, почитание, обожествление какого-либо существа (культ личности], вещи или явления. На ранней стадии развития общества в культ возводились духи, силы природы и божества.

КУЛЬТ ДЕТЕЙ

Особое уважение к детям существовало у архаических народов и суще­ствует во многих современных странах. Различие между ними заключается в том, что основой культа детей в первом случае служила языческая рели­гия, в частности, представление о детях как о перевоплощенных предках, а во втором — комплекс этических традиций. В некоторых странах, в частно-

сти в Китае, в культе детей воплотились древние религиозные напластова­ния и современные культурные нормы.

У эскимосов существует ярко выраженный культ детей. Считается, что их нельзя наказывать и обижать потому, что они являются перевоплощениями предков второй-третьей степени родства. У чукчей и коряков ребенок — это один из представителей социума, возвратившийся в мир живых людей: у этих народов существует особый вид гадания, имя какого из предков или сородичей следует дать младенцу, у тунгусов это же реализуется в виде общей схемы, со­гласно которой новорожденный — это кто-то из недавно умерших близких

родственников отца или (чаще) матери ребенка1. У калмыков традиционно очень сильны семейно-родственные от­ ношения. Домашний очаг, мать, как и много-много веков назад, являются выс­шими нравственными ценностями. Национальная особенность — культ детей. Рождение ребенка всегда было и остается желанным и радостным событием. Многодетность — главный критерий семейного счастья.

В Италии также распространен культ детей и их действительно носят на руках в прямом, а не в переносном смысле. Итальянцы любят всех детей, поэтому при виде чужого ребенка итальянцы окажут ему внимание, уступят место, сделают искренний комплимент. Но особыми знаками внимания они награждают собственное потомство, которое вырастает достаточно избало­ванным. В Испании тоже культ детей, и к образованию здесь относятся се­рьезно. Существование настоящего культа детей исследователи отмечают в таких странах, как Япония, Корея, Ирак, Ямайка, Австралия, Грузия, а так­же в скандинавских и среднеазиатских странах.

Программа сокращения рождаемости («каждой супружеской паре — один ребенок») в Китае породила, помимо демографических и социальных про­блем, культ детей. Культ детей (прежде всего сыновей) заложен в китайском генотипе, отсутствие потомства издревле приравнивалось к непочитанию родителей и было великим грехом. Теперь престиж детей неимоверно вы­рос. Сегодня появилось поколение, названное «маленькими императорами». Родители, достигшие в Китае определенного уровня достатка, как никогда раньше балуют, прихорашивают и — портят своих детей. Одни тратят день­ги на первоклассных учителей, компьютеры, уроки музыки, другие — поку­пают модную одежду, игрушки, сладости2.

Сегодня психологи, социологи, политологи бьют тревогу: культ «малень­ких императоров» опрокидывает с ног на голову традиционную мораль, которая создавала стабильность в обществе. Они диктуют вкусы семье: ка­кие продукты покупать, в какой ресторан идти. Родители питались, чтобы выжить, для детей же еда — скорее забава, престиж. Как пишет китайская пресса, в южном городе Гуанчжоу многие процветающие папаши регистри­руют собственность в сто тысяч долларов и больше на имя семилетних де­тей. Многие педагоги возмущены: дети уже достаточно избалованы, а такие эксперименты лишь способствуют развитию лени и алчности. «У китайских

1 Окладникова Е.А., Бурыкин А.А. Модель мироздания и жизненный путь (по материалам духовной
культуры народов Арктики) (http://arctogaia.krasu.ru).

2 Савенков Ю. «Маленькие императоры» диктуют правила // Известия. 2001. 15 авг.

детей очень значительный экономический вес», — считает профессор Джеймс Макнил, преподаватель маркетинга в Техасском университете. На его взгляд, единственный ребенок держит ключ от сейфа с семейными день­гами. Опрос 1,5 тыс. пекинских семей с одним ребенком от 4 до 12 лет по­казал: в среднем 70% всех семейных затрат идут на него. «Удельный вес» американских детей куда меньше — 40%3.

У кавказских народов нет серийных маньяков, убивающих и расчленя­ющих детей, потому что у них культ детей. То же самое в Израиле. Но в Рос­сии с каждым годом их количество катастрофически увеличивается. Иссле­дователи отмечают примитивизм лич­ности маньяка. Если у обычного человека система мышления состоит из 100 элементов, у маньяков — из 5— 6. На формирование личности убийцы может сказаться, предположим, то, что он был нежеланным ребенком. Под­сознательно это на него действует, и он всю жизнь живет с этим ощущени­ем своей неважности и ненужности. Чаще всего маньяками движет нена­висть к женщине, берущая свои истоки от нелюбви к матери. Один из ма­ньяков говорил, что убивает женщин, похожих на бросившую его жену, другой — на жестокую мать. По мнению руководителя отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН С. Ениколопо-ва, проблема кроется в отношении к детям: «Большая часть серийных убийц — недолюбленные дети, которых жестоко наказывали в детстве. В странах, где существует культ детей, — скажем, в Японии — серийных убийств нет, а на США приходится 75% таких преступлений»4.

Когда у нас будет культ детей, то, возможно, не будет и маньяков. Очень часто в наших семьях по отношению к ребенку царит авторитаризм. «Не твое

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...