Возрастные культуры и культы
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура], конкретных обществ, народностей и наций (культура майя], а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура]; в более узком смысле — сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.], а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей]. В отличие от нее культ (от лат. cultus — почитание] представляет собой более узкое понятие и относится преимущественно к области религии, где обозначает действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т.п.], имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной «силы» (так называемые таинства]. В широком смысле культ — это чрезмерное возвеличение, почитание, обожествление какого-либо существа (культ личности], вещи или явления. На ранней стадии развития общества в культ возводились духи, силы природы и божества. КУЛЬТ ДЕТЕЙ Особое уважение к детям существовало у архаических народов и существует во многих современных странах. Различие между ними заключается в том, что основой культа детей в первом случае служила языческая религия, в частности, представление о детях как о перевоплощенных предках, а во втором — комплекс этических традиций. В некоторых странах, в частно-
сти в Китае, в культе детей воплотились древние религиозные напластования и современные культурные нормы. У эскимосов существует ярко выраженный культ детей. Считается, что их нельзя наказывать и обижать потому, что они являются перевоплощениями предков второй-третьей степени родства. У чукчей и коряков ребенок — это один из представителей социума, возвратившийся в мир живых людей: у этих народов существует особый вид гадания, имя какого из предков или сородичей следует дать младенцу, у тунгусов это же реализуется в виде общей схемы, согласно которой новорожденный — это кто-то из недавно умерших близких родственников отца или (чаще) матери ребенка1. У калмыков традиционно очень сильны семейно-родственные от ношения. Домашний очаг, мать, как и много-много веков назад, являются высшими нравственными ценностями. Национальная особенность — культ детей. Рождение ребенка всегда было и остается желанным и радостным событием. Многодетность — главный критерий семейного счастья. В Италии также распространен культ детей и их действительно носят на руках в прямом, а не в переносном смысле. Итальянцы любят всех детей, поэтому при виде чужого ребенка итальянцы окажут ему внимание, уступят место, сделают искренний комплимент. Но особыми знаками внимания они награждают собственное потомство, которое вырастает достаточно избалованным. В Испании тоже культ детей, и к образованию здесь относятся серьезно. Существование настоящего культа детей исследователи отмечают в таких странах, как Япония, Корея, Ирак, Ямайка, Австралия, Грузия, а также в скандинавских и среднеазиатских странах.
Программа сокращения рождаемости («каждой супружеской паре — один ребенок») в Китае породила, помимо демографических и социальных проблем, культ детей. Культ детей (прежде всего сыновей) заложен в китайском генотипе, отсутствие потомства издревле приравнивалось к непочитанию родителей и было великим грехом. Теперь престиж детей неимоверно вырос. Сегодня появилось поколение, названное «маленькими императорами». Родители, достигшие в Китае определенного уровня достатка, как никогда раньше балуют, прихорашивают и — портят своих детей. Одни тратят деньги на первоклассных учителей, компьютеры, уроки музыки, другие — покупают модную одежду, игрушки, сладости2. Сегодня психологи, социологи, политологи бьют тревогу: культ «маленьких императоров» опрокидывает с ног на голову традиционную мораль, которая создавала стабильность в обществе. Они диктуют вкусы семье: какие продукты покупать, в какой ресторан идти. Родители питались, чтобы выжить, для детей же еда — скорее забава, престиж. Как пишет китайская пресса, в южном городе Гуанчжоу многие процветающие папаши регистрируют собственность в сто тысяч долларов и больше на имя семилетних детей. Многие педагоги возмущены: дети уже достаточно избалованы, а такие эксперименты лишь способствуют развитию лени и алчности. «У китайских 1 Окладникова Е.А., Бурыкин А.А. Модель мироздания и жизненный путь (по материалам духовной 2 Савенков Ю. «Маленькие императоры» диктуют правила // Известия. 2001. 15 авг. детей очень значительный экономический вес», — считает профессор Джеймс Макнил, преподаватель маркетинга в Техасском университете. На его взгляд, единственный ребенок держит ключ от сейфа с семейными деньгами. Опрос 1,5 тыс. пекинских семей с одним ребенком от 4 до 12 лет показал: в среднем 70% всех семейных затрат идут на него. «Удельный вес» американских детей куда меньше — 40%3. У кавказских народов нет серийных маньяков, убивающих и расчленяющих детей, потому что у них культ детей. То же самое в Израиле. Но в России с каждым годом их количество катастрофически увеличивается. Исследователи отмечают примитивизм личности маньяка. Если у обычного человека система мышления состоит из 100 элементов, у маньяков — из 5— 6. На формирование личности убийцы может сказаться, предположим, то, что он был нежеланным ребенком. Подсознательно это на него действует, и он всю жизнь живет с этим ощущением своей неважности и ненужности. Чаще всего маньяками движет ненависть к женщине, берущая свои истоки от нелюбви к матери. Один из маньяков говорил, что убивает женщин, похожих на бросившую его жену, другой — на жестокую мать. По мнению руководителя отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН С. Ениколопо-ва, проблема кроется в отношении к детям: «Большая часть серийных убийц — недолюбленные дети, которых жестоко наказывали в детстве. В странах, где существует культ детей, — скажем, в Японии — серийных убийств нет, а на США приходится 75% таких преступлений»4.
Когда у нас будет культ детей, то, возможно, не будет и маньяков. Очень часто в наших семьях по отношению к ребенку царит авторитаризм. «Не твое Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|