Отечественные исследования
В отличие от зарубежной науки, отечественная социология поколений находится пока в самой начальной стадии процесса институциализации. В центре внимания социологии поколений (в качестве предмета) находятся общие закономерности, а также характер, содержание, темпы, типы, формы, виды взаимодействия субъектов (индивидов — как представителей поколений, когорт, возрастных групп, генераций, способов их организации, поколенческих институтов) и их социальная природа. В российской социологической науке проблема поколений в той или иной мере присутствовала у многих ученых второй половины XIX — начала XX в. (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Н.М. Корку-нов, М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, ПА Сорокин и др.). Представитель географического детерминизма в русской позитивистской социологии Л.И. Мечников также отводил преемственности и солидарности поколений чрезвычайно высокую роль, полагая, что они (вместе со способностями к адаптации, приспособлению) формируют социум, являются условием, мерилом и важным элементом механизма общественного прогресса45. Сходную позицию занимал и П.Ф. Лилиенфельд46. В рамках народнического позитивистского субъективизма в русской социологии многие ученые обращались к проблеме поколений в поиске взаимосвязи развития человека и общества. Так еще непосредственный предтеча социологов К.Д. Кавелин в своем поиске социальных форм гражданственности упоминал проблему преемственности и развития поколений, роли внешних заимствований и внутреннего совершенствования русского человека в данном процессе47. М.А. Бакунин выделял, наряду с инициативой индивида, нравственную преемственность поколений (в форме традиций, обычаев) в качестве основного механизма управления обществом, подчеркивая его естественный характер48. П.Л. Ткачев в своем поиске закономерностей общественного прогресса (как триединого динамического
45 См.: Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. СПб., 1889. С. 65—69. 46 Подробнее см.: Хвостов В.М. Социология. М., 1917. Т. I. С. 267. 47 Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России. Собр. соч. В 4 т. СПб., 1897. Т. 1. С. 55- 48 Бакунин М.А. Кнуто-германская империя и социальная революция. Вып. второй // Избр. соч. Пг.; процесса, состоящего из целей, движения и направления) затрагивал проблему внутрипоколенческого равенства, обусловленного общностью физиологических характеристик, условий жизни и «единством воспитания»49. Крупнейшие представители субъективного направления в народнической социологии П.Л. Лавров50 и Н.К. Михайловский51 рассматривали проблемы поколенческой солидарности как важнейшей формы социального взаимодействия. При этом Н.К. Михайловский подчеркивал необходимость социологического изучения роли индивидуального поведения в данной солидарности через изучение субъективных помыслов и целей личности методом «сопереживания» (которую потом М. Вебер назовет методом «понимающей социологии»). Эти идеи были развернуты в рамках психологического направления позитивизма в творчестве Е.В. Де Роберти, который считал, что нормы взаимодей ствия людей, социальных групп (в том числе и поколенческих) являются законами, управляющими их поведением, а значит и социальной эволюцией52. Близкий подход развивал и Н.И. Ка-реев, затрагивающий проблемы поколений в рамках социологического изучения общества как сложной системы практических и психологических взаимодействий личностей, объединенных в культурные группы и социальную организацию. Именно преемственность поколений через систему подражания, воспитания и выработки привычек определяет настроения, представления и стремления представителей культурных групп53. Данную точку зрения разделял и Н.М. Коркунов, также полагавший, что общество — это результат психического единения и взаимосвязи людей, поэтому преемственность поколений и внутрипоколенческая солидарность являются противовесом социальным конфликтам54.
В рамках плюралистического направления позитивистской социологии М.М. Ковалевский рассматривал эволюцию общества как результат сложных социальных взаимодействий, не сводимых к одному фактору. При этом он отводил поколениям роль главного двигателя социального прогресса, отвечающего за рост населения. Сам прогресс понимался им как расширение сферы солидарности между различными, в том числе и поколенчески-ми общностями, структурами, а преемственность поколений — важнейшая из многообразных форм этой солидарности, постоянная составляющая ге- 49 Подробнее см.: Тахтарев КМ. Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского // Со- 50 Лавров П.Л. Биография-исповедь, 1885—1889. Философия и социология // Избр. произв. В 2 т. М., 51 Михайловский Н.К. Что такое прогресс? Пг., 1922. С. 84—85. См. также: Кареев Н.И. Памяти Н.К. Ми 52 Де Роберти Е. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909. С. 86—88, 169—170. См. 53 Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897; Он же. Задачи социологии и теория 54 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1897. С. 204-206, 223-225. незиса таких социальных институтов, как род, семья, община, частная собственность и государство55.
Можно заключить, что на рубеже веков в России и за рубежом доминировал позитивистско-натуралистический подход к изучению рассматриваемой нами проблемы. Его спецификой стало акцентирование роли смены поколений в социальном механизме эволюции общества. Здесь доминировал интерес к факторам, обусловливающим отличие одной поколенной общности от другой, их преемственности и стремление к количественной определенности величины поколений. Эта методологическая линия в изучении проблем смены поколений как элемента механизма эволюции общества была продолжена в начале XX в. в России, где социологический неопозитивизм во многом был близок к структурному функционализму, акцентировав внимание на социальных связях, социальном взаимодействии, социальных процессах и структурах. Первая женщина-социолог в России А.С. Звоницкая, сосредоточившись на социальных связях личности и общества, включила подражание и общение в механизм преемственности поколений, показала роль межпоколенческого взаимодействия в передаче «социального наследства», в формировании различных типов самосознания личности, определяющих специфику общих групповых связей и признаков56. Представитель формальной социологии П.И. Новгородцев57, развивая субъективно-нормативную концепцию, обратил внимание на личность не только как на продукт поколенческой деятельности, но и активного субъекта, способствующего изменению и выработке нормативных ценностей. В.М. Хвостов58, присоединяясь к нему, добавлял, что социологическое изучение социальных (в том числе и поколенческих) взаимодействий, общения требует типологизации, статистики и понимания реальных психологических, духовных и социокультурных характеристик, которые определяют единство всех представителей своего поколения, межпоколенческих общностей. Л.И. Пет-ражицкий уточнил данный подход, дополнив его разработкой эмоциональной составляющей социального и поколенческого поведения. При этом нормам он отводил роль посредников между эмоциями и поведением людей, которые одновременно выполняют функцию социального и поколенческого контроля и направляют развитие определенных склонностей человека на более высокий уровень. Наиболее общие сверхгрупповые, межпоколенческие нормы детерминируют деятельность всех социальных институтов, всех поко-
55 Ковалевский М.М. Международная школа Парижской выставки. М., 1900; Он же. Необходимость 56 Звоницкая А. Опыт теоретической социологии (Социальная связь). Киев, 1914. Т. 1. С. 7-17, 55-57. 57 См.: Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. Проблемы идеализма. М., 1902. 58 См.: Хвостов В.М. Социология. Т. 1. М., 1917. С. 1-4. лений, а любая система является ступенькой в совершенствовании поколен-ческой преемственности общественных норм и социального поведения59. Ведущий петроградский социолог первой четверти XX в. К.М. Тахтарев6", стремясь обосновать системно-структурный подход к изучению общества, как совокупности взаимодействующих, сотрудничающих и общающихся людей, подчеркивал внутреннее единство, солидарность поколений (как «плод совместной жизни», «совместного общения»). Целью этого единства является удовлетворение общих потребностей, а средствами — труд и общение. Следовательно, последние составляют главное содержание жизнедеятельности поколений. Крупнейший представитель неопозитивизма П.А. Сорокин61, включая в свою систему социологии социальную механику (социальную физиологию) и социальную генетику, считал необходимым изучение проблем взаимодей ствия поколений, их неповторяющихся во времени темпоральных изменений, их функции преемственности («проводников») в обществе. Анализируя социальную структуру общества, социолог выделил среди прочих поколен-ческие группы (по одному признаку — возрастному), «закрытые» поколен-ческие группы (по возрастным и нескольким иным социальным признакам), «открытые» поколенческие ассоциации (по признаку добровольного взаимодействия). Таким образом, П. Сорокину принадлежит приоритет в исследовании вопроса о неоднородности поколенческих общностей. Впервые в социологии поставив проблемы социальной стратификации и социальной мобильности, ученый в качестве одного из естественных оснований обозначил возрастную разнородность социума, определяющую различные типы и виды восприятия, мышления и поведения людей, детерминирующие специфику функционального спектра их ролей, в том числе и поколенческих (отца, деда, сына, мужа и пр.). При этом важное место он отводил структуре нормативных ценностей, особенно значимых и изменчивых у молодого поколения.
59 Подробнее см.: Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоци 60 Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. 61 Сорокин П.А. Голод и идеология общества// Экономист. 1922. № 4-5; Он же. Долгий путь: автоби Позже, в эмиграции П.А. Сорокин вместе с Р.К. Мертоном обратился к взаимосвязи темпоральных характеристик и социальных структур. В своей знаменитой статье «Социальное время. Методологический и функциональный анализ» они рассмотрели относительный характер временных показателей, которые чаще других используются при измерении поколенческих свойств (возраст и событийность), показали их взаимосвязь с социокультурным общественным контекстом62. Это происходит благодаря тому, что точки отсчета для измерения времени выбираются среди событий, социальная значимость которых зависит от проблем, преобладающих в разных обществах. В результате даты принимают культурное, а не только календарное значение, и периоды, даже номинально равные, проходят с неодинаковой скоростью в зависимости от конкретной культуры. Имея социальные истоки и будучи наполнены культурным содержанием, данные понятия, в свою очередь, приобретают символическое значение и влияют на общество, стимулируя ритмику его динамики. Питирим Сорокин: неоднородность поколенческих общностей — социальное время в контексте культуры После П. Сорокина в развитии отечественной социологии произошел разрыв и новый этап в становлении российской социологии поколений начался в 1960-е гг. Так, в 1961 г. под эгидой «Комсомольской правды» было распространено и обработано 19 тыс. анкет. Руководители этого, по существу первого всесоюзного исследования, Б. Грушин и В. Чикин, провели опрос молодых людей, родившихся в 1931 — 1946 гг. о своем поколении и представителей старших поколений о молодежи. Примечательно, что исследователи получили 1 тыс. забракованных анкет, где респонденты, родившиеся до 1931 г., т.е. старше 30 лет, рассматривали себя в качестве молодого поколения, что говорит о неоднозначности строго количественных показателей63. 62 Подробнее см.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М, 1996. С. 68-69. 63 См.: Исповедь поколений. М., 1965. Затем последовала серия блестящих работ, заложивших основы отечественной социологии поколений. В числе первых авторов были С.Д. Артемов, А.И. Афанасьева, Л.А. Гордон, В.В. Комаровский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, И.А. Милославова, Б.С. Павлов, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, А.К. Уле-дов, Б.Ц. Урланис, Ф.Р. Филиппов, К.М. Хайлов, Л.Л. Шпак, Б.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др. Большая часть исследований социологии поколений в 1960—90-е гг. велась на стыке с социологией молодежи. Социологи разрабатывали проблему преемственности поколений и систему возрастных критериев64. Сформировалась устойчивая традиция определения поколений по возрасту. В качестве примера, можно привести исследования Л.А. Гордона и В.В. Ко- маровского, которые детально проанализировали социально-профессиональный состав возрастных когорт. По их мнению, возрастной подход служит надежной фактической базой для выявления направлений, масштабов социально-профессиональных изменений и позволяет судить о развитии социальной структуры общества65. Эта эмпирическая надежность объясняется тем, что в основе такого исследования лежит сплошной и единообразно проведенный государственный учет, осуществляемый регулярно Госкомстатом. В целом это оправданно, особенно при изучении общих изменений социального и профессионального состава поколений, взятых в объеме всего общества, так как позволяет соотнести результаты исследования с показателями по всей стране. Однако такой возрастной подход оказывается недостаточным при изучении поко-ленческой мобильности66, наиболее типичных направлений и тенденций индивидуальных перемещений и самоидентификации человека в рамках поколений, или при изучении различных аспектов взаимодействия либо взаимоотношения поколений. Сравнительное исследование образа жизни молодых рабочих 1930-х и 1970-х гг. провели уральские социологи Л.Н. Коган и Б.С. Павлов67. Они отталкивались не от возраста или даты рождения, а от даты начала трудовой деятельности. Они опросили 450 ветеранов труда и 450 современных рабочих. Причем первых разделили на четыре группы по дате начала работы: первая — до 1928 г. (26,7%); вторая — до 1932 г. (32,2%); третья — до 1937 г. 64 См., например: Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973; Суханов И.В. 65 См.: Гордон Л.А., Комаровский Э.В. Динамика социально-профессионального состава поколений // 66 Возрастные показатели не учитывают достаточно дифференцированной сегодня длительности под 67 Каган Л.Н., Павлов Б.С. Молодые рабочие: вчера, сегодня. Свердловск, 1976. (20,0%); четвертая — до 1942 г. (20,2%). Авторы проследили изменения образа жизни и сознания молодежи в связи с экономическими и социальными изменениями общества до Великой Отечественной войны, а также сравнили их с образом жизни и сознанием молодежи 1970-х гг. Л. Коган называл поколением группу людей, «первичная социализация которых (приобщение к социальным ценностям, вступление в трудовую жизнь) совершалась в одних и тех же социальных условиях, под влиянием одних и тех же общественных отношений»68. Но поколение он рассматривал (как и В. Дильтей) только как объект сходного влияния, приобщения к уже имеющимся ценностям, а не как субъект социальной деятельности. Этим же подходом руководствовался В.Н. Шубкин, в течение 20 лет проводивший панельные исследования жизненных планов и профессиональных ориентации молодого поколения выпускников школ Сибирского и Московского регионов69. Тот же принцип заложен и в исследовании под руководством Ф. Филиппова, проведенном в 1982—1986 гг. совместно с отделом социальной статистики ЦСУ СССР (сейчас Федеральная служба государственной статистики России)70. За точку отсчета была принята не дата рождения, а время начала трудовой деятельности. При этом все респонденты были разделены на пять категорий: первая — начавшие свою трудовую деятельность в 1940-е гг. и ранее (7%); вторая — в 1950-е гг. (29%); третья — в 1960-е гг. (26%); четвертая — в 1970-е гг. (33%); пятая — в 1980-е гг. (6%). Всего было опрошено по выборке ЦСУ СССР 58 тыс. человек — рабочих, служащих, специалистов и колхозников. Это позволило автору связать жизненный путь респондентов с крупными (в 10 лет) периодами развития страны. Кроме того, благодаря такой группировке, исследователи смогли соотнести некоторые показатели, характеризующие социальный облик поколений, с материалами Всесоюзных переписей населения 1939, 1959, 1970, 1979 г. и выявить направления и масштабы социальных изменений в различных поко- 68 См.: Коган Л. Молодежь, учеба, досуг. Свердловск, 1969. С. 13. 69 См.: Шубкин В.Н. Социологические опыты. М., 1970; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь 70 См.: Основные итоги единовременного обследования изменений социальной структуры населе лениях общества. В основе классификации — отношение к трудовой деятельности: дорабочий, рабочий, послерабочий периоды. Рабочий возраст включает: юность (16—24 года), зрелость (25—44 года), поздняя зрелость (45—59 лет). Старость подразделяется на пожилой возраст (60—69 лет), раннюю старость (70—79 лет), глубокую старость — после 80 лет. Эта же периодизация используется и в изучении экономической деятельности, где лишь в среднем периоде человек выступает не только потребителем, но и производителем материальных благ. Ввиду огромной практической важности этой периодизации прежде всего для определения наличных трудовых ресурсов действующее в стране законодательство точно устанавливает юридические границы трудоспособного возраста: нижнюю — в 16 лет и верхнюю — в 60 лет для мужч и н и 55 лет для женщин. Однако надо при знать, что эти возрастные рамки рабочего периода жизни несколько меняются. В связи с удлинением периода учебы (получением общего среднего образования, учебой в техникумах и вузах) вступление в самостоятельную трудовую жизнь задерживается до 17—19—22 лет. Это в какой-то мере компенсируется тем, что люди с более высоким, особенно высшим, образованием продолжают работать и после 60 лет, особенно в непроизводственной сфере. И хотя организация пенсионного обеспечения требует однозначного установления возраста, в котором работник приобретает право на пенсию по старости, границы рабочего возраста не являются неизменными, установленными раз и навсегда. К примеру, можно напомнить, что в предвоенные и первые послевоенные годы его нижней границей было принято считать не 16, а 14 лет71. Близка к этому и по тематике, и по подходу работа исследователей под руководством М.Х. Титмы. Исходя из взаимосвязи возрастных и социальных параметров поколения, они избрали в качестве точки отсчета окончание средней школы72 и проследили жизненный путь выпускников до достижения ими 30 лет (достижения стабильной социальной позиции) и далее73. Интерес к последнему исследованию вызывается также тем, что в 1970-е гг. Титма впервые в нашей стране с успехом применил метод лонгитюдных исследований «биографической мобильности», широко используемый в западной социологии (особенно в США), что позволило ему в течение последующих двадцати лет систематически описывать и изучать жизненные процессы одного поколения и выходить на причинный анализ. Первый лонгитюдный проект, посвященный выпускникам средних школ Эстонии 1948 г. рождения, был начат в 1966 г. На его основе проводилось в 71 См.: Сонин М.Я. Вопросы баланса рабочей силы. М., 1949. С. 97. 72 Верхние границы возраста (30 лет), избранные авторами, не бесспорны, так как не все к этому 73 См.: Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975; Жизненный путь поколе 1982 г. общесоюзное исследование возрастной когорты 1965—1967 гг. рождения. Использовалась многоэтапная квотная 5%-ная выборка учащихся средних учебных заведений в 14 регионах Советского Союза, а также проводилось долговременное отслеживание изменений в социальном положении и характеристиках когорты от 17 лет (окончание среднего учебного заведения) до 30 лет (приобретение стабильного социального статуса). Значительные региональные особенности, обнаруженные в ходе исследования, в принципе исключали возможность применения каких-то усредненных моделей социального становления когорты в «развитом социалистическом обществе»74. К настоящему времени данная возрастная когорта уже три раза с перерывом в четыре года подвергалась исследованиям. По их результатам опубликовано несколько монографий, в том числе две обобщающие: «Начало пути: поколение со средним образованием» (1989) и «Жизненные пути одного поколения» (1992), в которых рассматривались общие закономерности и временные границы основных событий в жизненном цикле одной возрастной когорты на протяжении 10 лет, а также семья, труд, образование, профессиональная и социальная мобильность, миграционные процессы и жизненные ценности. При всех достоинствах лонгитюдного метода, он страдает некоторой ограниченностью, так как в поле зрения исследователей находится все время одно поколение. Однако, как показали результаты дальнейших исследований, если речь идет о достаточно типичном поколении, этот недостаток оборачивается немалыми достоинствами. Это убедительно продемонстрировало отмеченное выше исследование под руководством Ф.Р. Филиппова, проведенное в 1982—1986 гг.75 Под руководством Ф.Р. Филиппова созданный в Институте конкретных социальных исследований сектор социальных проблем молодежи, который возглавил В.И. Чупров, изучал межпоколенную мобильность. На основе данных ЦСУ СССР были проанализированы изменения в социальной структуре, вызванные вступлением в трудовую жизнь нескольких возрастных когортвконце 1940-х, 1950—1960-х и середине 1970-хгг. Результаты этих исследований получили отражение в монографии «От поколения к поколению», в которой рассматриваются особенности начала трудовой жизни молодых людей и динамика их последующих перемещений на протяжении жизненной карьеры, и т.д.76 Особое внимание уделено особенностям трудового старта этих когорт и динамике их последующих перемещений на протяжении жизненной карьеры (неравенство возможностей, социальные перемещения, социальный облик поколений). Социологический анализ поколений проводился с учетом исторического фона, что позволило отразить уникальность жизненного опыта каждого поколения. Ф.Р. Филиппов обращал внимание на разли- 74 См.: Волков ЮГ. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Рос-тов-н/Д., 2001. С. 18-21. 7э Подробнее см.: Основные итоги единовременного обследования изменений социальной структуры населения. М., 1984; Филиппов Ф.Р. и др. Трудовые биографии поколений / Некоторые результаты всесоюзного исследования // Социологические исследования. 1986. № 4. С. 31-39; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. М., 1989. 76 См.: Филиппов В.Ф. Указ. соч. inn между сдельными поколениями советской молодежи, влияние на их жизненный путь и социализацию исторических и политических факторов, в том числе политических репрессий, запоздалое вступление и перерыв в трудовом и образовательном пути военного поколения, влияние экстенсивного развития экономики на процессы вхождения в жизнь последующих поколений. Идея различия между поколениями и критика концепции преемственности в дальнейшем нашли свое полное воплощение в книге «Советский простой человек», вышедшей под редакцией ЮЛ. Левады. Выделяя в советской истории три условных исторических поколения — деды, отцы и дети, — авторы пишут: «Советская история знала лишь одно поколение «вполне советских» людей. Хронологически это, в основном, поколение (когорта) вступивших в активную жизнь в начале 1930-х гг. и занимавших ключевые позиции в ней до середины или конца 1950-х. Предыдущее поколение было переломлено революционными потрясениями и лишь отчасти приспособилось к новой для него жизни. Последующее встретило и, в общем, с готовностью приняло кризис и распад всей системы. То, что советская и подобные ей общественные системы не оказались способными воспроизводиться в последующих поколениях, — факт сегодня общепризнанный»77. Для А. И. Афанасьевой поколение — «объективно складывающаяся, конкретно-историческая совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующаяся специфическими демографическими чертами, решением исторически определенных задач»78. Ленинградский социолог В. Лисовский на примере молодежи рассматривал поколение как общность «людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей»79. Н.М. Мельникова попыталась связать в определении поколения деятельностный подход с темпоральными характеристиками, считая, что это объективная общность людей, связанных возрастными особенностями, единым социальным временем и исторической деятельностью, однако была вынуждена констатировать слабую разработанность и многозначность данного термина80. " SOBlT9C9Tcn28OCTO" ЧеЛ0ВСК: °ПЬ,Т С°ЦИального ™^™ «а рубеже 90-х / Под ред. Ю.А. Левады. Афанасьева А.И. Исторический процесс и сменя пшгпттрний // Пп„. социологическая проблема. М., 1973 С 24 поколении // Преемственность поколений как См.: Лисовский В. Эскиз к портрету. М., 1969. С. 7. См.: Мельникова Н.М. Поколение какобщесоциологическяя ^ятрг,™,,,, //^>. л. № 3. С. 54-65. щ^ициили! ическая категория // Философские науки. 1974. Обобщая различные подходы и дефиниции, следует заключить, что практически все отечественные исследователи (Ю. Волков, Л. Гордон, С. Григорьев, С. Гурьянов, В. Журавлев, Е. Катульский, Л. Коган, А. Колесников, Е. Ливанов, В. Лисовский, М. Руткевич, Б. Ручкин, И. Слепенков, В. Староверов, X. Титма, Ф. Филиппов, В. Шубкин, Б. Урланис и др.) вкладывали в понятие поколения структурно-функциональный смысл, т.е. изучали различные возрастные группы, когорты, преимущественно — молодежные. По своей сути они мало чем отличались от зарубежных трактовок, имеющих дело не с поколениями, а с генерационными общностями. В рамках структурного функционализма, как правило, речь идет о генерациях и генерационных общностях (когортах, группах). При этом внимание акцентируется на количественных, численных параметрах. Тем не менее отечественным ученым удалось расширить возможности системного исследования поколенческих проблем, предложить концепции межпоколенного взаимодействия, закономерностей формирования отдельных генераций (например, рабочей молодежи), внутри- и межгенерацйонной мобильности. Использование лонгитюд-ной методики исследования позволило не только проанализировать процесс включения отдельных поколений в общественную жизнь и проследить вариативность этого процесса. Вместе с тем, структурно-функциональный подход ориентирован прежде всего на достижение стабильности общества. Поэтому сторонники этого подхода, учитывая решающую роль социально-возрастной дифференциации в самовоспроизводстве социальной структуры, не видели в ней источника социальных изменений. Более того, любые действия, направленные на социальные изменения «выпадают» из равновесно-интегральной модели общества, что сужает возможности применения данного метода для изучения динамики и тенденций социального развития генераций. И, наконец, «работая» с значительным статистическим материалом, социологи в рамках данного подхода вынуждены «терять» информацию об индивидуальных поколенческих изменениях, которые не носят массового характера. Устранение последнего недостатка возможно лишь с дополнительным использованием качественных методов микросоциологии. В исследованиях, проводимых И. Андреевой, Л. Беляевой, В. Бакшутовым, В. Боровиком, С. Григорьевым, В. Добрыниным, Г. Журавлевым, А. Здраво-мысловым, С. Иконниковой, И. Ильинским, Л. Иониным, А. Капто, Г. Квасовым, А. Ковалевым, Л. Коганом, С. Кугелем, В. Култыгиным, Т. Кухтевичем, Н. Лапиным, Б. Лисиным, В. Левичевой, В. Немировским, Ю. Ожеговым, В. Ольшанским, Е. Слуцким, Е. Смирновым, В. Чурбановым, В. Харчевой, А. Шендриком, доминирует традиция исследования субкультур отдельных поколений (чаще всего молодого поколения), связанная с ценностной и мировоззренческой дифференциациями, делинквентной субкультурой, а также с различиями поведения, внешней атрибутики, форм проведения досуга, жизненных планов81. Такой принцип выделения поколений в нашей стране был 81 Например см.: Афанасьева А.И. Указ. соч. С. 24; Коган Л.Н. Понятие «поколение» в теории научного коммунизма // Научный коммунизм. 1974. № 5. С. 73; Мельникова Н.М. Указ. соч. С. 62; Сабли-на Л. С. Автобиография как метод изучения личности преступника // Психологическое изучение личности преступника / Отв. ред. А.Р. Ратинов. М., 1976 и др. последовательно проведен Г.Л. Смирновым82, который выделял пять основных поколений советских людей, начиная с ровесников В.И. Ленина83. Хотя периоды рождения поколений, выделенных Г.Л. Смирновым, охватывали примерно одинаковые 20-летние отрезки времени, в основе их размежевания лежит не этот формальный признак, а качественные различия условий социального формирования и деятельности поколений. Особый интерес вызывает применение в последние годы качественного метода при реконструкции семейных жизненных стратегий, социального опыта поколений, изучении ожиданий родителей в отношении детей, межпоколенческой мобильности такими социологами, как В. Голофаст, Е. Здравомыслова, В. Павленко, Е. Ме-щеркина, В. Семенова и др.84 Это позволило им дополнить и конкретизировать количественные данные и представления о массовых тенденциях в жизни поколений, выявить способы и типы воплощения этих тенденций в реальной жизни индивидов и поставить проблемы межпоколенческой трансмиссии социального и культурного статусов. 82 См.: Смирнов Г.Л. Советский человек. М, 1973. С. 321-324. 83 Первое поколение — это люди, чья сознательная жизнь связана с первой русской революцией. 84 См.: Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ/ Под ред. В. Воронкова и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|