Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История идет по поколениям




Когда на самостоятельный статус претендует частная отрасль социологии, первым делом она стремится выказать важность того предмета или проблемы, который изучает. Так ведут себя и люди, выбивая у государства средства под новое ведомство, учреждение или факультет. Доказать свою важность, значит получить право на жизнь себе и будущим специалистам, которые придут в эту отрасль, будут проводиться новые эмпирические исследования, совершать на­учные открытия, проводить симпозиумы и привлекать внимание обществен­ности к социальным проблемам молодежи, необходимости ухода за стариками или кзащите детства. Согласимся, что без решения подобных вопросов ни одно общество существовать не может. По крайней мере, сегодня.

Убеждать людей в том, что живые люди, из которых состоит общество

либо население страны, не абстракт­ные индивиды, разделенные исключи­тельно классовыми перегородками или наличием половых признаков, но так­ же дети, молодежь, зрелые и пожилые лица, которые что-то могут совершить, а чего-то не могут добиться в жизни только лишь в силу возрастных ограничений, кажется, уже не нужно.

Человеческое общество, о котором мы писали и рассуждали на протяже­нии предшествующих восьми томов, состоит не только из пяти фундамен­тальных институтов — семьи, производства, государства, образования и религии, — не только и, быть может, не столько из четырех наиглавнейших сфер — экономической, социальной, политической и культурной, — но прежде всего из живых людей, имеющих неодинаковый возраст, а потому и неодинаковые возможности реализовать себя в жизни, разные права и обя­занности. Удивительно, люди умирают даже в разном возрасте, хотя рожда­ются все в одинаковом. Так уж мудро устроена наша жизнь: она предостав­ляет всем одинаковый старт, ибо свой жизненный путь все начинают с дет­ства. Но все ли дойдут до финиша — той биологической грани, за которой стареет человеческий организм и сам собой выходит из строя? Сколько людей умирают в детском, молодом, зрелом или пожилом возрасте? Поче­му в одних обществах и в одни эпохи большая часть населения доживает или доживала до глубокой старости, а в других высока детская смертность? Так устроено общество, так совпали исторические, а порой и трагические, об­стоятельства или так ведут себя люди, придерживаясь определенного обра­за жизни, привычек и взглядов?

Разве все это не должно интересовать социолога? А смена поколений людей — какое фантастическое зрелище оно представляет собой!? Вы буд­то мчитесь в сверхскоростном поезде по мировой истории: мимо мелькают века и тысячелетия, но вы их не замечаете. Зато отчетливо видны поколе­ния людей — каждое со своим неповторимым обликом, местом в истории

своей страны, своими проблемами, достижениями и неудачами. Каждое поколение — событие на исторической карте общества, а все вместе они и формируют то, что мы называем мировой историей (рис. 20).

Рис. 20. Прогноз динамики роста населения Земли на 50 лет (2000-2050 гг.)

Человечество можно представить как совокупность всех ныне живущих на планете людей. Нас сегодня более 6 млрд человек. Но можно человечество мыслить и как сумму всех когда-либо живших людей. Причем численность людей возрастала по экспоненте: ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н.э.) она достигала 3 млн человек, 10 тыс. лет назад на Земле было 10 млн, к концу неолита (2 тыс. лет до н.э.) — 50 млн, в начаае нашей эры на Земле было уже 200 млн, к концу 1 тыс. н.э. — 275 млн человек, к 1650 г., началу промышленной революции, — 500 млн, 1900 г. — 1,6 млрд, в начале XX в. — 2 млрд человек.

В 1993 г. проживало (млн человек): в Европе — 728, Азии — 3336, Афри­ке — 670, Северной и Центральной Америке — 442, Южной Америке — 308, Австралии и Океании — 28. Крупнейшие по численности народонаселения стран (1993 г., млн человек): Китай - 1179,5; Индия - 896,6; США - 258,2; Индонезия — 188,2; Бразилия — 156,5; Россия — 148. В начале 1990-х гг. народонаселение мира ежегодно увеличивалось примерно на 70 млн чело­век, т.е. на 2% в год. Для сравнения: за последние 10 тыс. лет ежегодный прирост народонаселения в среднем составлял менее 0,1%.

Чтобы достигнуть первого миллиарда, человечеству потребовалось более миллиона лет. И в этот момент началась промышленная революция. Второй миллиард был достигнут за 100 лет, третий —за 40, четвертый —за 15,пятый — за 10. Все это время рост численности строго следовал экспоненте с одними и теми же коэффициентами, т.е. был тем же. Но назвали его «демографическим взрывом» недавно, когда его отрицательные последствия стали очевидны.

Итак, сегодня на планете проживает более 6 млрд человек. Возраст чело­вечества исчисляется в 6 млн лет. Сколько за это время жило и умерло лю­дей? По расчетам французских демографов, в 1987 г. родился 80-миллиард­ный с начала рода человеческого житель нашей планеты. Если от всего ко­личества живших когда-либо вычесть число ныне живущих, то получим следующие цифры:

80 млрд - 6 млрд = 74 млрд человек

вдумайтесь в эти цифры: человечество похоронило в 10 раз больше лю­дей, чем их живет сегодня. Поистине Земля — планета мертвецов. И каж­дый унес в могилу свой неповторимый склад характера, мир духовных цен­ностей, уникальный жизненный опыт. Но унес ли навсегда? Значительная, если не основная часть духовного наследия передавалась от одного поколе­ния другому. Жизнь сменяющихся поколений напоминает эстафету, каждый участник которой передает последующим бегунам незатухающий факел знаний, умений, идеалов и культурных норм.

И каждое следующее поколение, благодаря унаследованному опыту, пре­умножая его в меру своих сил и талантов, продвигается по пути прогресса чуть дальше. Мы, ныне живущие, не только умнее, образованнее и целеус­тремленнее, чем наши предки. Мы живем богаче, вооружены более совре­менной техникой, устроены в более комфортной домашней и рабочей об­становке. У нас есть спутники и спутниковое телевидение, телефоны и те­левизоры, авиалайнеры и космические станции. Мы преумножили добытые богатства, мы благодарны своим предкам, мы чтим их память и продолжа­ем их дело.

А теперь спросите себя: возможно подобное в животном мире? Нет сом­нений, вы сможете дать правильный ответ и указать причину разительного отличия. Это человеческое общество. Благодаря ему мы прогрессируем во времени и пространстве, развиваем свой духовный мир. Мы объединились именно затем, чтобы вместе достичь того, чего не в состоянии сделать каж­дый поодиночке.

Человечество действительно можно представить не только как совокупность всех когда-либо живших на Земле людей, но и как сумму всех прошедших поко­лений. Человечество — это совокупность ушедших, ныне живущих и будущих поколений. Воспроизводство населения происходит прежде всего вследствие естественной смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность (рис. 21).

Рис. 21. Динамика роста населения Земли (усредненные данные), млн человек

Концепция глобальной истории — коллективный результат работы мно­гих мыслителей — принимает во внимание историю всего человечества, а не какой-либо группы народов или стран, т.е. мыслит человечество не как сум­му эпох, а как непрерывную эстафету поколений, между которыми существу­ет культурная преемственность и передача живого опыта. По мнению

СП. Капицы4', именно численность населения мира выражает суммарный результат всей экономической, социальной и культурной деятельности, со­ставляющей историю человечества, а прочие показатели — расовый и нацио­нальный состав, плотность распределения по Земле, концентрация в горо­дах, развитие производительных сил и наличие ресурсов, распределение

доходов, состояние культуры и образо­вания — являются дополнительными характеристиками. В росте численно­сти населения мира он предлагает ви­деть выражение и меру развития во всех его измерениях.

Для О. Контачеловечество представ­ляло собой совокупность ушедших, ныне живущих и будущих поколений. Русский философ и социолог Н.Ф. Фе­доров развивал идею воскрешения предков: уважение к предшественникам возвышает и самих потомков. «Только в учении о родстве вопрос о толпе и лич­ности получает решение: единство не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие же личностей лишь скрепляет единство, которое все заклю­чается, во-первых, в сознании каждым себя сыном, внуком, правнуком, прап­равнуком... потомком, т.е. сыном всех умерших отцов, а не бродягой, не помнящим родства, как в толпе... Превра­щение «толпы» в союз сынов, находящих свое единство в деле отцов...»44

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...