Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деинституциализация детей и новые технологии




Во многих государствах наряду с общими социальными существуют спе­циальные попечительские программы. Большую работу в реализации про­грамм помощи беспризорным детям ведет ЮНИСЕФ. Необходимую по­мощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворитель­ные общества, частные лица и религиозные организации.

Опыт зарубежных стран показал, что традиционные меры профилакти­ки беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Закрытое учреждение — тюрьма, казарма, психбольница и детдом — не­гативно отражаются на нашем развитии, потому что здесь:

а) выстраивается извращенная иерархия межличностных и межгрупповых
отношений, основанная на «дедовщине» и произвольном праве сильного;

б) не удовлетворяются элементарные человеческие потребности (эмоци­
ональные, в привязанности, духовные в доверии);

в) практикуется неестественный, отсутствующий в повседневной жизни
режим дня и распорядок, построенный на жесткой дисциплине и гипертро­
фированной роли негативных санкций;

г) происходит ограничение потока информации, к которому привык человек.

Закрытое учреждение, как и закрытое общество, не подчиняется обще­ственному контролю, оно не просвечивается снаружи и целиком погруже­но в решение собственных проблем. В таких системах чаще всего распрост-

162 Никитин В.М. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» г. Санкт-Петербурга (www.tula.net).

Б84

раняются авторитарные методы руководства, групповщина, распределение ценностей и дефицитных благ по принципу свойства и лояльности, процве­тает круговая порука и взаимовыручка.

Кроме того, дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся та­кие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. Если они и посещают обычную

школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом шко­лы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обсто­ ятельством, как возможность самостоя­тельно добраться до дома. Основными мерами профилактики беспризорности специалисты счита­ют усыновление, опеку и попечительство. Только при невозможности обес­печить ребенку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (се­мейные детские дома, общины, детские деревни и др.).

В США громадное большинство пропавших без вести людей составляют подростки, которые добровольно убежали из дома на очень короткое время, в основном они возвращались домой через неделю. Лишь очень немногие из беглецов, обычно жертвы физического или сексуального надругательства, становились частью сексуального или наркотического дна крупных городов. Другая значительная доля пропавших детей, по оценкам составлявшая 100 тыс. ежегодно, находилась у родителей, не являющихся попечителями163. Размещение сирот и беспризорников в государственных, реже — частных, учреждениях, осуществляющих надзор, прежде всего в детских домах, при­ютах и интернатах, называется институциализацией безнадзорных детей. Деинституциализацией детей называют альтернативные формы опеки, при которых надзор за ними осуществляют не казенные инспектора, чиновни­ки и наемные воспитатели, а простые люди, добровольно взявшие на себя нелегкий труд по ресоциализации потерянных детей.

По отношению к детям, оставшимся без попечения родителей и прожи­вающим в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, в учреждениях для инвалидов, применяется определение «уход в учреждение». Деинституциализация означает перемещение детей из мас­совых государственных учреждений (институтов) надзора в альтернативную, неучрежденческую среду. Этноконфессиональные приюты, православные или буддийские, также относятся к институциональным средствам обще­ственного призрения. Но итог их деятельности позитивный, поэтому по отношению к ним термин «деинституциализация» обычно не применяется. Детские дома являются частью системы охраны детства. Альтернативны­ми им формами, также относящимися к охране детства, выступают усынов­ление, приемные семьи, групповые дома, программы по планированию се­мьи и усилия по реинтегрированию детей в их кровные семьи и другие се­мейные формы воспитания сирот.

163 Hess В.В., Markson ЕЖ, Stein P.J. Sociology. Fourth ed. N.Y., 1991. P. 588.

Поданным зарубежных и отечественных исследований, институциональное воспитание негативно влияет на развитие ребенка, формируя у него «сиротский симптомокомплекс», который нередко становится непреодолимым препят­ствием на пути к социализации у бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов. В результате более 80% выпускников учреждений для детей-сирот не могут найти свое место в обществе. По некоторым данным через 10 лет пос­ле выпуска бывшие воспитанники практически исчезают из социума: многие сидят за тяжелые преступления, другие убиты или покончили с собой. При этом ситуация сиротства влияет не только на самого сироту. Происходит трансляция сиротского симптомокомплекса в вертикальной семейной системе — сиротство

в одном поколении порождает сиротство в последующих164.

Исследования А.А. Бурлаковой165, проведенные в детских домах Тульской области, показали, что у детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений зак­рытого типа, формируется особая система социальных ценностей и модель поведения. Выпускники детского дома, испытывающие по выходе из него глу­бочайший кризис, порожденный трудностями социализации, не способны стать полноценными членами общества. Они испытывают трудности в профес­сиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть пополняет ряды правонарушителей.

Врезка

И. Филатова

Архипелаг «Детский дом»

Пока они маленькие, о них говорят с надрывным состраданием, как о бездомных собаках. Со стра­хом и брезгливостью — когда они вырастают. В сиротских учреждениях воспитываются сейчас 700 тыс. детей. Почти все они имеют родителей. После выхода из детских домов 30% этих ребят становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% заканчивают жизнь самоубийством... Откуда берутся дети?

Все чаще детишек оставляют в роддоме женщины от 14 до 17 лет (в 1995 г. таких было более 55 тыс.). В три года их распределяют по детдомам: «физио­логические» — для нормальных детей и «вспомо­гательные» — для отсталых. Тест на отсталость — умение говорить и ходить. 60% «абитуриентов» из домов малютки отсеиваются в специнтернаты. Второй экзамен на «норму» они сдают в 5 лет. Если ребенок на вопрос: «Земля круглая?» отвечает: «Не знаю», в его личном деле появляется отметка: «олигофрен в стадии дебильности».Только в 1994 г. таким образом были «выявлены» 103 тыс. ребят.


Медицинские же эксперты из Швейцарии после обследования московских специнтернатов зак­лючили, что действительно больных детей в них всего 5-10%. Зато к моменту выпуска даже «нор­мальные», как правило, имеют диагноз: «нервно-психические расстройства с интеллектуальной недостаточностью» и «эмоционально-волевая незрелость». Лишь 3% выпускников способны овладеть самой примитивной профессией. Впрочем, дожить до выпуска суждено не всем. 109-й интернат отдыхал в пионерском лагере. В тот день ребята собирались купаться. Всех пост­роили, пересчитали. Не хватало только Лешки Королева, «отказника» (от него отказались роди­тели) из третьего класса. Он украдкой смотрел видак в «воспитательской». Из-за этого купаться никого не пустили. Били Лешку восьмером — ре­бята из восьмого и девятого классов. Умер он той же ночью в больнице...

Этот случай мне рассказали в Общественном ко­митете защиты прав воспитанников детских до­мов и школ-интернатов. И он не единичен, 98-й интернат для слаборазвитых детей местные жи­тели обходили стороной: «здесь живут бандиты».

164 Комитет социальной защиты населения Пермской области (www.social.perm.ru).

165 Бурлакова А.А. Организация внеучебной деятельности детского дома по присвоению детьми-си­
ротами социальных ценностей (www.tula.net).

Анкетирование воспитателей выявило, что 100% считают духовно-нравствен­ное воспитание наиважнейшим, но лишь 4% смогли назвать несколько ценно­стей, входящие в структуру такого воспитания. Выяснилось, что педагоги дет­домов и интернатов не умеют организовать воспитательный процесс.

Согласно подсчетам экспертов, во всем мире более 100 млн детей проводят значительную часть своего детства в детских учреждениях. У большинства из них есть родители, которые вынуждены (из-за бедности, болезни, нежелательной беременности, дисфункции семьи или из-за войны) отдать своих детей на попе­чение государства. Такие учреждения включают в себя сиротские учреждения, больницы, государственные дома или интернаты, а также учреждения для инва­лидов. Вне зависимости от их положения и ситуации многие из детей, попавших в такие учреждения, никогда из них не выходят, другие на всю жизнь получают психические травмы либо физические увечья, вызванные пренебрежением или насилием, а также самим фактом длительного нахождения в искусственной сре­де — коллективе таких же детишек в окружении наемного персонала.

Сама структура учреждений, их деление по возрастным признакам (дома ребенка, дошкольные и школьные детские дома, школы-интернаты), особен­ности проживания в них детей способствуют разрушению родственных свя­зей, усугублению чувства одиночества, незащищенности. У выпускников дет­ских домов возникают проблемы адаптации к современным условиям жизни, трудности с поиском работы, созданием семьи, воспитанием своих детей.

В Финляндии существуют такие же проблемы, как и у нас — наркомания, пьянство, иждивенчество. Но, по крайней мере, там есть социальное сопро-

Здание все в решетках и замках. За десять лет более 100 воспитанников «переехали» отсюда в колонии для несовершеннолетних. Интернат зак­рыли после скандала с девятилетним Сашей Его-рушкиным «из-за финансовых нарушений». Саша опоздал на урок. Вечером девятиклассник К. Балабанов «воспитывал» его с помощью «мор-

ковки». «Морковка» — это туго скрученное поло­тенце, смоченное в воде. «Жертву» заставляют поднять руки и бьют по почкам... (За помощь в воспитательном процессе сотрудники интерната расплачивались, как правило, гуманитарной помо­щью и алкоголем.) Сашу похоронили в тот же день. Очень тихо. На запрос прокуратуры больница от­ветила, что ребенок умер от острого лейкоза...


Больше всего поступает в комитет жалоб на же­стокое обращение с детьми. А во время проверок обычно обнаруживается массовое исчезновение гуманитарной помощи, ранняя беременность, венерические заболевания и наркомания. В ше­сти проверенных интернатах из 20 воспитанниц, сделавших аборт в 1995 г., 12 девочкам не было и 13 лет. В каждом интернате в среднем по 15 человек стоят на учете у наркологов. Жизнь на острове

У входа в детский дом — ПТУ № 8 меня встретил ОМОН. Уже три месяца «черные береты» несут здесь круглосуточное дежурство. Всего тут 74 воспитанника, У каждого свое «осно­вание». Больше всего тех, чьи родители лишены ро­дительских прав. Один мальчик — «по договорен­ности» из благополучной семьи. Он токсикоман. Живут ребята в комнатах на четыре человека. В каждой — обязательно магнитофон. Почти все стены увешаны плакатами с рок-группами. Один только мальчишка из девятого класса повесил красивое деревянное панно — сделал сам. «Удоб­ства» в конце коридора. Одеты все прилично. Фир­менные джинсы, майки, жилетки. Это гуманитар­ная помощь. Ребята в ПТУ получают стипендию 40 тыс. руб. (Им еще повезло. В других домах сти­пендия сохранилась с советских времен — 40 р.) Только за последний год здесь сменились около 40 воспитателей. Почти десять воспитанников

вождение семьи, ее исследование. Родителей не лишают родительских прав. На время решения проблем ребенку предоставляют возможность жить в уч­реждении домашнего типа, которое не имеет ничего общего с нашими дет­скими домами. Психологи работают и с ребенком, и с его родителями. Если необходимо — им предлагают профессиональную подготовку, трудоустраи­вают. Главная задача при этом — не отдать ребенка в приют, а сохранить полноценную семью.

В США около 80% сирот и социальных сирот живут в патронатных се­мьях. В Израиле 80% детей находятся в специальных учреждениях (группах).

Деинституциализацией детей за рубежом активно занимаются многие организации и общественные фонды, в том числе «Kidsave international» («Международное спасение детей») и «Children of the world» («Дети мира»). Они надеются, что к 2025 г. системы призрения сирот во всем мире будут реорганизованы таким образом, что каждый осиротевший, брошенный, потерянный ребенок или ребенок-инвалид будет расти в заботливых семь­ях или в условиях семейного типа, вне учреждений.

Сегодня в России все большее развитие получают разнообразные формы передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в се­мьи граждан. Среди этих форм можно выделить усыновление (националь­ное и международное), опеку и попечительство, приемные и патронатные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни, поселки, общины, где условия проживания приближены к семейным.

Усыновление (удочерение) — это специальная мера защиты ребенка, при ко­торой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и че-

были в бегах. Комиссия недосчиталась семи хо­лодильников и одинадцать телевизоров, подарен­ных спонсорами. Зато были обнаружены «левые» трудовые книжки, просроченный сок в столовой и полное отсутствие каких-либо документов на десять ребят...

Директора поменяли. Новый директор С. Костен-ко начала с того, что предложила ребятам пойти в бухгалтерию и самим проверить все доходы и расходы. Такое доверие помогло ей найти общий язык с воспитанниками.

Детдому выделяется в среднем по 87 млн руб. в месяц. Этих денег хватает только на еду и зарп­лату персонала. Кормят ребят шесть раз в день, и на столах у них даже зимой есть фрукты (на каждого 24 тыс. руб. в день). А зарплата в сред­нем — 350 тыс. руб.

В этом месяце Департамент образования перечис­лил им 31 млн. руб. на «приданое» выпускников. Если следовать постановлению правительства от 1992 г., то ребятам должны дать не только жилье (место в общежитии), но и полный комплект одеж­ды, обуви на все сезоны, а также необходимую ме­бель и посуду. На выделенные деньги им смогли купить лишь стол, стул и набор посуды. Недавно здесь было ЧП. Погибла девочка. Поеха­ла на мотоцикле с какими-то ребятами и... Все


четверо были пьяны. Аллу Шпеклер хоронили всем домом. Деньги взяли из «питания». Никто не знал, что у нее есть родные. Но возле гроба по­явилась бабушка с... 20-летним мужем. Среди «домашних» людей В тот день в коридорах было пусто. Все готови­лись к экзаменам. Экзамены по общеобразова­тельным предметам здесь проводят впервые. До сих пор оценки ставились лишь по спецпредмету. Мальчикам — по столярному делу, девочкам — по швейному. Другой альтернативы нет почти во всех сиротских учреждениях, предусматриваю­щих профессиональную подготовку. Между тем на нашем рынке труда эти ремесла остаются не­востребованными. СВ. Костенко мечтает с буду­щего года ввести парикмахерское дело, подготов­ку секретарей-референтов и автодело. А ребята пока сидят на непривычных консультаци­ях по русскому и литературе и думают о будущем. «Я не представляю, как жить одной в этом большом и красивом городе, юворят, это совсем не страшно. И все-таки здравствуй, новая жизнь! Принимай меня такую, какая я есть, но иногда щади меня и дай мне шанс найти свое место среди домашних людей» (из выпускного сочинения Калининой Юлии). Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 1996. №29.

ловеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и мате­рью. С правовой точки зрения оно означает установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотно­шений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кров­ными родителями и детьми. С помощью анкетирования и тестирования спе­циалисты определяют требуемые черты усыновителя, а именно возраст, пол, со­циальная принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессия и место работы, религиозные убеждения, доход, состоя­ние здоровья, занятия в свободное время, мотивы, по которым он собирается взять в семью детей, стиль супружеских отношений, стиль воспитания собствен-

ныхдетей, понимание молодежных про­блем, отношение к кровным родителям приемных детей.

Семья усыновителей по существу яв­ляется новой юридической и фактичес­кой семьей ребенка, в которой он обрета­ет статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усы­новленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Усыновление ребенка осуществляют ме­стные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда. Усыновление допускается в случа­ях, если не представилось возможности передать их на усыновление родствен­никам или другим российским гражданам. При этом важнейшими моментами в усыновлении выступают добровольное согласие и интересы самого ребенка. Су­ществует даже тайна усыновления и наказание за ее разглашение. Она нужна для того, чтобы ребенок, повзрослев и узнав, что у него «ненастоящие» родители, как у всех, не испытывал комплекса неполноценности. В крупном городе легко со­хранить анонимность, но в малых городах все друг про друга все знают.

Усыновление иностранцами допускается лишь в тех случаях, если нет жела­ющих среди россиян. Правда, из-за сложной экономической ситуации в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сократилось, а коли­чество детей-сирот между тем все растет. Зато резко набрало популярность зару­бежное усыновление. Очень много детей усыновляют пары из США, в том числе детей-инвалидов, от которых отказываются отечественные усыновители. К на­чалу 2004 г. усыновлено иностранцами уже 7 тыс. российских детей-сирот.

Иностранцы берут даже детей с врожденным сифилисом — тех детей, к которым, как говорят специалисты, никто из отечественных усыновителей близко не подойдет.

Статистика такова, что практически три четверти усыновлений россий­ских детей производятся иностранными гражданами. Россияне берут детей неохотно. Не последнюю роль в этом играет и чиновничья волокита. Но по международному усыновлению мы на втором месте после Китая. Получа­ется, что иностранцев чиновничья волокита не пугает?

Усыновив ребенка, семья берет его на свое полное обеспечение, а поддерж­ка государства сводится к регулярным проверкам. Куда проще патронатным

воспитателям, которые получают и выплаты на содержание ребенка, и зар­плату. В итоге происходит «переток кадров» из усыновителей в «патронаты».

Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Это один из древнейших институ­тов надзора за детьми. Художественная литература полна примеров достой­ного и недостойного опекунства, когда на богатеньких детишках наживались нечестные взрослые, часто близкие или дальние родственники, проматывая их состояние, заставляя опекаемых делать все, что им захочется.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечитель­ство — над несовершеннолетними от 14 до 18 лет. В нашей стране функции опеки могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, об­разовательными и иными детскими учреждениями, а также самими органа­ми опеки и попечительства. По закону опекуны и попечители обязаны про­живать с ребенком одной семьей, получая известное вознаграждение, — со­циальные выплаты, адекватные реальным затратам на одного ребенка в месяц. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют пра­во на общение со своими родителями и родственниками.

Опека не прекращается после 14-летнего возраста, а автоматически перехо­дит в попечительство. Зато после вступления в брак или после 18 лет то и дру­гое прекращается. Человек считается социально и экономически взрослым.

Понятие приемной семьи появилось в постсоветское время, а в советское время применялась формула «детский дом семейного типа», по сути обозна­чавшая ту же приемную семью. Семейный детский дом создан по инициа-

Врезка

И. Росинская

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...