Культура усыновления в США
Сто лет назад беспризорников со всей Америки собрали в один поезд и отправили через всю страну. Поезд останавливался на маленьких станциях, к нему подходили фермеры и просто забирали детей в свои семьи. Кроме своих, американских сирот, американцы усыновляют детей со всего мира. Сегодня для людей, решивших стать родителями через процедуру усыновления, все меньше имеют значение цвет кожи и страна происхождения ребенка. Белые мама и папа с черным малышом — это уже не экзотика. Причем никто не скрывает факта усыновления ни от детей, ни от соседей, ни от родственников. В сегодняшней Америке усыновить ребенка так же естественно, как и родить. Даже месяц октябрь объявлен в США месяцем усыновителей. В октябре телевидение, радио и газеты размещают материалы, посвященные теме усыновления, проводятся конференции, семинары, симпозиумы. В общем, вопрос это национальный и подход к нему соответствующий, т.е. серьезный. Я часто ловила себя на том, что смотрю на этих удивительных людей, любящих «чужих» детей, как на живых героев. Я восхищалась и говорила им о своем восхищении. А в ответ слышала: «Да что вы! Это мы сделали для себя! Спасибо, что есть такая возможность!» Другие выражали свои чувства иначе: «Спасибо биологической маме, ведь могла аборт сделать!» Иные говорили: «Не нужно осуждать матерей, которые оставляют детей, у них есть на это причины...» Американская процедура усыновления может показаться очень сложной и дорогой — в среднем 25 тыс. долл. Расходы связаны с услугами юрис- тов в оформлении документов и сопровождении процесса усыновления, с поездками, с оплатой услуг социальных работников. Каждое агентство по усыновлению имеет свой благотворительный фонд, из средств которого идет помощь и нашим российским домам ребенка. В качестве отчетов
тиве Советского детского фонда в 1988 г. Расставшись с советским прошлым, российские законодатели бросились переименовывать не только города и улицы, но и Семейный кодекс. Слова новые — суть старая. Приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детдома и усыновления. Отношения между взрослыми (приемными родителями) и ребенком-сиротой оформляются в виде официального договора в органах опеки. Если у вас трое родных детей, то приемных вы можете взять не более пяти. Всего должно быть не более восьми детей — своих и чужих. Детские дома семейного типа, советское наследие, существуют и сегодня. По своей структуре и статусу они близки к учреждениям, нежели к обычной, пусть и многодетной, семье. И в семейно доме, и приемной семье дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся на статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной семье», которое было разработано по инициативе Детского фонда Министерством образования в 1996 г. Ярким примером такой эволюции служит знаменитая община «Китеж» (Барятинский район Калужской области). В 1992 г. она была основана группой из нескольких человек во главе с московским журналистом В. Морозовым и по- признаются фотографии, где запечатлен момент передачи игрушек, одежды и подарков детям. Сам процесс усыновления длится около года. Сначала семья, решившая усыновить ребенка, обращается в агентство с заявлением. Первый этап — обследование жилищных условий, или по-английски home study, в который входит не только обследование жилья, но и получение медицинских справок и историй болезней на всех членов семьи и людей, проживающих в доме, справок о доходах, составление стенограмм бесед с социальным работником на предмет дальнейших намерений: будет ли мама продолжать работу или все время посвятит общению с ребенком, каковы методы воспитания. Если агентство сочтет, что обратившиеся могут стать усыновителями, документы передаются в эмиграционную службу, где в течение трех месяцев кандидатов в усыновители проверяют через ФБР и другие спецслужбы на наличие криминального прошлого или психических отклонений. Скрывшему «темные пятна» биографии кандидату отказывается раз и навсегда. В том случае, если эмиграционная служба дает «добро», будущим родителям подбирают ребенка. Они же могут только в общих чертах высказать свои пожелания: пол, возраст, иногда допустимая степень отклонений в здоровье. Затем кандидаты едут знакомиться с ребенком и т.д.
...Но вот, когда последние испытания пройдены и дети оказались в новом доме, начинается следующий этап. Просто жизнь. И вот тут-то происходят настоящие чудеса. Ежегодно агентства по усыновлению проводят традиционные пикники, на которые съезжаются семьи, в разное время усыновившие детей из разных стран, примерно от 400 до 500 человек. Детям интересно побыть вместе, родителям — пообщаться, поделиться проблемами и находками, работникам агентств — увидеть тех и других. Агентства по усыновлению — это некоммерческие организации, у них нет и не должно быть прибыли. Там работают в основном женщины. У каждого работника над столом большой стенд с фотографиями детей — это их дети, дети, которым они нашли родителей. Сотрудники агентств всех помнят, всех знают, со всеми поддерживают отношения. Три года обязательно по закону, а дальше как сложится. Некоторые дружат всю жизнь. Культуре усыновления в США уже 100 лет. Это особая, удивительная культура, для которой нет границ, для которой земной шар очень маленький, и на нем каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь. И какая разница, в каком месте на Земле его будут любить, главное, чтобы любили.
Сокращено по источнику: Росинская И. Из США, с любовью (www.ropnet.ru). началу действительно являлась объединением семейных детских домов. Но сейчас это «некоммерческое партнерство приемных семей», куда входят шесть приемных семей с 30 детьми (т. е. в среднем по 5 детей на семью), а также несколько добровольцев и преподавателей. Всего в обшине 50 человек. Объединились они для того, чтобы сообща легче решать юридические, экономические и педагогические проблемы. Получилось некое образовательное учреждение, включающее приемные семьи, живущие в отдельных домах, общую школу, где преподают родители, ставшие профессиональными педагогами, ферму, гараж, 300 га картофельных полей, рубленую церковь, компьютерный центр, английские газоны и многое другое. Здесь для детей-сирот взрослые пытаются воссоздать модель общества, основанного на непривычных, забытых принципах общины. Закон местного гостеприимства прост — работать вместе со всеми, питание — за общим столом, общение — хоть круглые сутки. Коллегиально отбираются и кандидаты на пополнение общины. «Китеж», нерелигиозная община, создается на тех принципах, на которых строились монастыри, духовные сообщества прошлого. Это принцип взаимоотношений между людьми, строящийся на вза имопонимании и духовном родстве, а отнюдь не на «табели о рангах» или жестко выстроенной иерархии. Почти при полном отсутствии средств за три года сообща возведено 15 строений. Сегодня сюда приезжают гости со всех концов страны и из-за рубежа166. Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни «SOS», пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома (Ковалевский епархиальный детский дом, приют при женском монастыре г. Костромы, Детская христианская община в Читинской области, благотворительный приют «Дом Святого Николая» в Новосибирской области), патронатные семьи. Существует огромное количество общественных организаций, фондов, центров, которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просто спонсоров — организаций и частных лиц167.
По данным А.З. Дзугаевой, сотрудника Министерства образования РФ, в последнее десятилетие заметна довольно стойкая тенденция: из 100 тыс. ежегодно выявляемых в России детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи, 30% — в детские интернатные учреждения. Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей, при этом около 18 тыс. детей усыновляется отчимами, мачехами и 12 тыс. — посторонними гражданами. Из 34 тыс. детей, усыновленных в 1995 г., зарегистрировано лишь 253 неудачных случая; в 1996 г. из 30 тыс. усыновлений — 418 неудачных. В1996 г. 166 Подробнее см.: Опыт работы детских домов и интернатов России (www.tula.net). 167 Семья Г.В. Дети-сироты в России. Экспертное обозрение // Начало пути. Иные родители, иная переданы под опеку и попечительство 77 304 ребенка, в семьи — 69 995 детей, в 1997 г. — 78 566 и 72 850 детей соответственно. Местному управлению образования в Нытвенском районе Пермской области удалось целиком расформировать один детский дом, передав детей на пат-ронатное воспитание и в приемные семьи: 72% сирот определены в замещающие семьи. Успешно создано 10 патронатных семей. Материальное обеспечение патронатных семей — средства на содержание ребенка плюс зарплата патронатным воспитателям, зачисляемым в штат детского дома, — осуществляется из бюджета детского дома. Согласно данным экспертов, денег на ребенка, переданного на патронат, уходит меньше, чем в детском доме. Но часто денег в местном бюджете на патронат не хватает. По мнению специалистов наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное — получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.
Самарская область одна из первых в России организовала передачу детей на воспитание в приемные семьи. В течение 1992—1998 гг. на усыновление в семьи граждан передано 1 630 детей; 5,6 тыс. детей передано под опеку и попечительство в семьи родственников. Содержание ребенка-сироты в приемной (патронатной семье) обходится государству в три раза дешевле, чем в детском доме. И опыт Самарской области, где уже закрыто четыре интерната и к настоящему моменту создано 1 600 приемных семей (во всей России 2 800 семей), доказывает необходимость реализации права ребенка на семью. Немало примеров новаторской деятельности и в других регионах Росси и. Так, Алексинский детский дом Тульской области был открыт в 1983 г. как дошкольный детский дом, а в 1987 г. реорганизован в детский дом семейного типа. Ныне в нем создано шесть групп-квартир, где проживает по 12—13 детей в возрасте от 2,5 до 13 лет, объединенных по принципу родственных связей, взаимных симпатий, психологической совместимости детей и взрослых, их желания жить и работать вместе. В семейном режиме учтена каждая мелочь: он продуман так, чтобы каждый ребенок мог рассчитывать на внимание именно к нему. Школьники обучаются в городской общеобразовательной школе № 3 совместно с детьми из семей. В свободное от уроков время дети посещают городскую библиотеку, организовано сотрудничество с Домом детского творчества, музыкальной и спортивными школами, краеведческим музеем и другими городскими организациями. В детском доме действуют кружки народно-прикладного творчества (корнепластика, выжигание по ткани, тестопластика, бисероплетение), изостудия, спортивная секция, клуб «Познай себя», где дети находят занятия по интересам168. Арсеньевский детский дом семейного типа (Приморский край) открылся в 1992 г. В нем созданы условия для проживания 140—150 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети живут семьями, братья и сестры из одной семьи находятся в одной квартире. В каждой квартире четыре спальни, кухня, ванная, душевые и туалетные комнаты, большой холл для занятий, игр и отдыха. В детском доме имеется столовая на 150 посадочных мест, медицинский блок, включающий стоматологический и физиокабине- ты. С целью оздоровления ребят оборудован фитобар, лекарственное сырье для которого дети собирают в лесу и вы -ращивают на приусадебных участках. Детский дом владеет 3,5 га земли, где выращивается картофель, а зимой зелень и овощи в теплице. В швейной и столярно-слесарной мастерских девочки шьют себе и малышам повседневную и праздничную одежду, а мальчики чинят мебель, работают на станках, выпиливают, режут по дереву, изготавливают самодельные игрушки. Для спортивно-оздоровительных целей имеются теннисный и тренажерный залы. Каменский детский дом был первым на Алтае реорганизован в семейный Дом детства. Педагогическим коллективом разработана и реализуется программа воспитательной работы, направленная на коррекцию и укрепление психического и физического здоровья детей-сирот. Специалисты подобрали оптимальные условия организации семьи: в каждой семье работают три человека — мужчина и две женщины (они же — и воспитатели, они же — и помощники воспитателя; работают круглосуточно: сутки работают, двое отдыхают). С появлением глав семей было решено называть семьи по фамилии главы семьи. Сложилась норма называть воспитателей в семье папой и мамой. Для оказания помощи и поддержки был создан совет шефов, и за каждой семьей закрепились по два шефствующих предприятия. В каждой семье есть благоустроенная квартира, подсобные помещения, необходимый инвентарь. Имущество детей — личное и школьное, передается под отчет главе семьи. Каждой семье выделен земельный надел. Между семьями проводятся соревнования, конкурсы, смотры. В каждой семье создан Семейный совет, а для решения общих вопросов — Большой семейный совет. В каждой семье имеется перспективный и календарный планы работ, ведутся коррекционные дневники, тетрадь передачи смены, посещений школы, тетрадь учета успеваемости. Жизнь воспитанников в Находкинском детском доме (Приморский край) построена по семейному принципу. Здесь воспитывается более 100 воспитанников разного возраста. Семьи комплектуются с учетом родственных связей воспитанников, за каждой закреплены воспитатели. Каждая семья имеет отдельную квартиру с холлом, гостиной, игровой, спальнями, санузлом, складскими помещени- l6S Подробнее см.: Опыт работы детских домов и интернатов России (www.tula.net). ями. В спальнях имеется все необходимое: кровати, письменный стол, шкаф, тумбочка, стулья, настенные и прикроватные коврики. Дети сами убирают спальни, поддерживают чистоту. В гостиной есть мягкая мебель, стенка, посуда, книги. Здесь отмечаются дни рождения и другие праздники. В игровой комнате, кроме игрушек, имеется инвентарь для проведения зарядки. Почти в каждой семье есть помощник воспитателя, в обязанности которого входят стирка и глажение белья для дошкольников, уборка коридора и санузлов. Все школьники обучаются в школе № 21 и ее филиале, занятия ведутся в две смены в 19 классах169. В настоящее время в соответствии с Семейным кодексом РФ учреждены многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление; опека; приемная семья, детский дом семейного типа; учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.). Кроме того, дети могут направляться в кадетские школы-интернаты, общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой или быть зачисленными в качестве воспитанников в воинские части в возрасте от 14 до 16 лет и находиться там до 18 лет. Кроме них существуют также такие формы призрения, как детские поселки (семейные группы, которые Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|