Недостатки системы призрения
Несмотря на столь впечатляющие масштабы общественного призрения в дореволюционной России, идеализировать ее успехи не следует. Не все в ней было так гладко, как это кажется при ее сопоставлении с нынешней системой социальной опеки сирот. И сегодня, и 100 лет назад количество детей-сирот измерялось почти одинаковой величиной — несколькими миллионами. Действительно, в конце XIX и начале XX в. в России насчитывалось до 2,5 млн детей-сирот, существовавших во всех регионах страны. Для сносного призрения одного ребенка ежегодно надо было тратить около 100 руб., а на всех — 250 млн рублей, т.е. четверть всего государственного бюджета. Таких денег у государства не было90. Нет денег на содержание и сегодняшних сирот, хотя тратится на одного питомца меньше, чем до революции. Тогда и сейчас не хватало квалифицированных кадров, денег и внимания к детям. Делопроизводитель Главного управления по делам местного хозяйства А.Г. Кайзер приводит такие результаты горького опыта деятельности приютов: «страшный процент смертности, доходивший до сплошного вымирания всех поступивших и обращавший заведения для призрения — в морильню; полная беспомощность немногих выживших питомцев при выходе из заведения на путь самостоятельной жизни»91. 88 Горнов В.А. Общественное призрение в российской провинции второй половины XIX — начала 89 Гатилова Л. С. Благотворительные учреждения в Курске в конце XIX — нач. XX в. // Курск. Доку 90 Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи. История их, устрой 91 Цит. по: Маркова С.А. История развития коррекционного образования в Оренбургской области
В начале XIX в. бесприютные дети и незаконнорожденные младенцы в пределах губернии содержались в Костромском воспитательном доме, экономическое и материальное состояние которого в 1807 г. было признано неудовлетворительным. По освидетельствовании губернатором оказалось, что «Дом сей так дурно устроен, что никакого в нем для малолетних младенцев покоя не имеется... Дети новорожденные кормятся кашею и молоком, тогда как их должны кормить хорошим и здоровым грудным молоком... колыбельки у самых окон, белье не переменяется вовремя. Смотрение поручено женщине, которая действует по своему усмотрению и никому из сведущих не подчиняется»92. Особенно печальным признавалось положение детей-сирот в деревне. Порядок призрения бесприютных детей в сельских обществах был, как правило, таков: они кормились, переходя по оче реди из дома в дом. Нередко хозяйка дома, в котором проживал в данный момент сирота, была обременена собственными заботами по хозяйству и многочисленными родными детьми. Комитет главного попечительства детских приютов, состоявший при Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны, взялся за улучшение загородных детских приютов. Создавались два типа сельских детских приютов: первые — сельские сиротские, для постоянного призрения, религиозно-нравственного воспитания и первоначального образования и обучения ремеслам местных сирот; вторые — ясли-приюты для призрения крестьянских детей во время дневных работ родителей93. Сельские попечительства детских приютов возглавлялись местным земским начальником, действительными членами являлись: попечители, члены уездной земской управы, местный становой пристав, отец благочинный, настоятель местной церкви и волостные старшины всех волостей уезда. Попечительства собирались для обсуждения текущих вопросов примерно один раз в месяц и контролировали всю деятельность приютов.
В приюты принимались дети до 16 лет, число призреваемых определялось попечительством. Сирот помещали в приюты по решению сельских сходов и через посредство местных попечителей. В случае принятия в приют сиротское имущество продавалось, а вырученные деньги вносились в сберкассу государственного банка на книжку сироты. Наблюдение за сиротами производилось и после их ухода из приюта вплоть до вступления в брак. К устройству их трудовой жизни прилагалось немало усилий, подыскивались хорошие хозяева, нередко выдавалось денежное пособие. Для обеспечения самостоятельности в жизни особое внимание уделялось обучению подопечных. По достижении восьми лет дети обучались грамоте, для чего посещали ближайшую земскую или церковно-приходскую школу. Если школы поблизости не было, изыскивались средства для открытия школы при приюте94. 92 Бердова О.В. Благотворительность и детское попечение в Костромской губернии в XIX — начале 93 Там же. С. 196-197. 94 Там же. Средства сельских приютов и яслей-приютов состояли из собственных движимых и недвижимых имуществ и денежных капиталов, пособий от правительственных и земских учреждений, ежегодных пособий от сельских обществ, выручки от благотворительных лотерей, ежегодных взносов почетных членов попечительств, кружечных сборов, стипендий, учрежденных отдельными лицами и обществами, пожертвований деньгами, вещами, продуктами, доходов от ведения полевого хозяйства и продажи ремесленных изделии, изготовленных воспитанниками". Другой тип сельских приютов представляли ясли-приюты. Они носили временный характер и были открыты только в летнее время. Перед яслями-приютами ставилось много задач: научить крестьянок правильному уходу за детьми, сберечь деревни от пожаров, возникавших от шалости детей с огнем, способствовать снижению детской заболеваемости и смертности96. Нередко ясли размещались в зданиях земских школ. Были случаи, когда они устраивались за плату в обыкновенной крестьянской избе. Поскольку многие родители уходили на летнее время на заработки, детей в ясли отдавали охотно. Некоторых детей приводили не регулярно, а лишь тогда, когда их не с кем было оставить. В ясли принимались как грудные дети, так и дети постарше, не имеющие болезней (лишь у немногих наблюдалась экзематозная сыпь на руках и голове). Обстановка была самая простая. В детской комнате к потолку были подвешены корзины с набитыми сеном тюфячками для грудных детей, а детей постарше укладывали на нары. В комнате для мытья имелась скамейка с корытами, стол с тюфячком, покрытый клеенкой, и умывальник; тут же на полу на набитых сеном тюфяках спали старшие дети. В хозяйственной комнате был стол, где на бензиновой лампе кипятились молоко и отвары, шкаф с бельем и полки с провизией и посудой; в кухне в плохую погоду дети ели, для чего были устроены небольшие длинные столики и скамейки. Пища грудных детей состояла из кипяченого молока, иногда с ячневым или овсяным отваром, яиц, манной каши и белого хлеба. Некоторых детей матери приходили кормить грудью. В пищу старшим детям давали черный хлеб, молоко, щи с капустой, супы (овсяный, картофельный, иногда с мясом) и каши (пшенная, гречневая, овсяная, ячневая). Некоторых детей приносили только на день. В 1902 г. в яслях было 45 детей97.
В сознании современников детский приют воспринимался скорее как ночлежка, в высокой степени криминогенная, либо исправительное, а не благотворительное учреждение. Ночлежные приюты, располагавшиеся в Рязани, были крайне запущенны как в санитарном, так и в нравственном отношении98. С другой стороны, Сиротский дом и Дворянское воспитатель- 95 Государственный архив Костромской области. Ф. 161. Оп. 1. Д. 13. Л. 7—14. 96 Русаневич А. Руководство для устройства в деревнях ясель-приютов // Вестник благотворительно 97 Малыгин Н.П. Организация и деятельность яслей-приютов в текущем 1907 г. в Ветлужском уезде.
98 Календарь Рязанской губернии на 1885 год / Сост. под ред. А.В. Селиванова. Рязань, 1885. С. 34-35. ное заведение, существовавшие в конце XVIII — начале XIX в. были относительно закрытыми сословными учреждениями, а Александровское заведение, созданное в 1838 г. — и вовсе привилегированным, скорее похожим на пансион, чем на приют". Население, относящееся к яслям сочувственно, стремилось всячески помочь им не только деньгами, но и продуктами, вещами, предметами быта и собственными силами. Впрочем, в некоторых селениях ясли-приюты вызывали к себе недоверие, их называли «барской» затеей, средством «выманивания деньги» из крестьян; считалось, что отдавать детей в ясли постыдно, что ребенок «належит» в яслях. В таких местах даже идти в ясли нянькой никто не соглашался. Среди самых уязвимых мест яслей отмечались: неудобства помещений, плохой подбор прислуги, недостаточное знакомство заведующих яслями с правилами элементарной детской гигиены, способами рационального кормления и ухода, особенно за грудными детьми100. Другим негативом в деятельности земств и государства по призрению детей-сирот стал рост детской преступности. Число осужденных 10—17 лет в 1910 г. в два раза превышало то же число за 1901 г. Из 2 169 детей, поступивших в 1913 г. в исправительные колонии Тюремного управления, 1 228 детей были сиротами или полусиротами. По сравнению с Западной Европой как тогда, так и сегодня мы опять отстаем. Как тогда, так и сегодня начало нового столетия приходилось на мучительный период перехода от одной общественной формации к другой — в начале XX в. от феодализма к капитализму, в начале XXI в. — от социализма опять же к капитализму. В России второй половины XIX — начала XX в. государственная власть, вынужденная осуществлять протекционистскую политику в отношении развивающейся капиталистической промышленности, оказалась в нелепом положении: расходуя огромные средства на помощь нуждающимся, она сама же создавала условия для появления новых сотен тысяч обездоленных. Локальные попытки применения передового европейского опыта социальной работы (Москва, Харьков, Санкт-Петербург и земства некоторых губерний) имели ограниченное применение и невысокую эффективность101. Советский период После Октябрьской революции приюты перешли в подчинение Наркомата просвещения. Отныне все дети признавались «детьми молодого советского государства и находились под его защитой». ВЦИК и Наркомпрос РСФСР издали закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорно- '9 Горнов В.А. Из истории социального воспитания в России: Александровское дворянское заведение в Рязани // Тр. Рязанского исторического общества: Вып. 3. Рязань, 1999. С. 120—132.
100 Малыгин Н.П. Указ. соч. 101 Горнов В.А. Общественное призрение в российской провинции второй половины XIX — начала стью», согласно которому разрешалось назначать опеку по отношению к детям, передавать их на договорных началах в крестьянские семьи или ремесленникам и кустарям, которые обязывались их содержать и научить своей специальности. По закону следовало оказывать адресную материальную помощь детям, находившимся на грани нищеты и беспризорности, кроме того, взрослых подростков следовало направлять на государственные заводы, где они могли освоить ту или иную профессию. Наркомпрос РСФСР узаконил на производстве бронь для подростков из детских домов102. Все частные благотворительные общества и учреждения, существовавшие в царской России, были ликвидированы. Отныне существовала только государственная система опеки. Во главе стоял Наркомат государственного призрения РСФСР, принявший все дела, имущество и денежные средства прежних благотворительных учреждений. Он выполнял следующие функции: социальное обеспечение трудящихся во всех случаях нетрудоспособности; охрана материнства и младенчества; попечение об инвалидах и престарелых и несовершеннолетних. Согласно теоретическим воззрениям Н. Крупской и А. Коллонтай, выступавших главными идеологами детского воспитания в Советской России, государство должно было взять на себя воспитание и материальное обеспечение всех без исключения детей, чтобы освободить их от влияния семьи и создать новый тип людей, способных создать коммунистическое общество. Кузнецей малолетних кадров нового общества виделись в том числе и детские приюты. К сожалению, сил и средств на все не хватало. Вокруг — война и хозяйственная разруха, голод и разгул преступности. Каждый борется за выживание как может, и с каждым борется во имя порядка государство. На фронте мародеры, в тылу — мешочники. В годы Гражданской войны 1918—1920 гг. главной проблемой стала массовая беспризорность детей. В 1921 г. в стране начался жестокий голод, в связи с которым была организована широкая агитация за сбор пожертвований в помощь брошенным детям. После окончания Гражданской войны в стране насчитывалось до 8 млн беспризорных. 27 января 1921 г. Президиум ВЦИК утвердил Ф.Э. Дзержинского председателем вновь созданной Комиссии по улучшению жизни детей. Он был инициатором создания трудовых коммун и колоний для детей и подростков. В них вчерашние беспризорники получали кров, одежду, питание, приобрели профессию, образование. По инициативе московских педагогов в сентябре 1922 г. при Московском отделе народного образования возникла Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью (ДЧК). Для детей были созданы особые пункты на всех вокзалах Москвы. 102 Федоров С, Хлобустов О. Детская беспризорность: опыт исторической борьбы // Государственная служба. 2001. № 3. С. 20-24. В сентябре — ноябре 1922 г. сотрудники ДЧК подобрали на вокзалах и улицах города около 7 тыс. беспризорников103. По всей стране начали устраиваться тысячи бараков, детских уличных столовых и ночлежек, спасавших несчастных детей лишь от голода и физической смерти. Со временем стали организовываться приемники для оказания первой социальной помощи, детские дома для детей школьного и дошкольного возраста, а также специализированные: для дефективных и умственно отсталыхдетей. Лозунг новой эпохи — «Коллективизация, индустриализация, культурная революция!» Для данного периода характерны поиски новых подходов к организации и методам обучения, в том числе усиление внимания педагогов к проблеме самостоятельной учебной работы школьников. В 1920-е гг. в большинстве регионов страны создаются отделы по борьбе с детской беспризорностью, штат которых комплектуется преимущественно из числа женщин, а также учебные за ведения, которые вели активную работу по поиску и апробации новых форм, методов и приемов обучения в единой трудовой школе. Опытные станции Наркомпроса РСФСР стали своеобразными лабораториями, центрами педагогических исследований. Здесь трудились квалифицированные, опытные педагоги. В конце 1920 — начале 1930-х гг. начинается реорганизация и ликвидация опытных станций. Свертыванию системы подобных учреждений во многом способствовало внедрение административно-командных методов управления страной во второй половине 1920-х гг. Ударной силой в борьбе с сиротством и беспризорностью в первые годы советской власти стали разновозрастные детские дома и трудовые колонии: вместе воспитывались дошкольники и ребята школьного возраста. Они размешались в отобранных у буржуа и дворянства особняках — с большими наделами земли, садами и огородами. При них устраивались швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах были хор и духовой оркестр, клуб и библиотека. Перед детскими домами была поставлена задача «дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки в целях подготовки их к общественно-полезной трудовой деятельности». В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1918 г. -80 тыс., в 1919 г. - 125 тыс., в 1920 г. -400 тыс., в 1922 г. -540 тыс.104 Разворачивалась внешкольная работа с детьми в конкретных районах: беспризорных старались вовлечь в школьные занятия, кружки, самодеятельность; оборудовались общежития для одиноких матерей, которым также выделялась единовременная материальная помощь. 30 апреля — 6 мая 1923 г. была объявлена Неделя беспризорного и больного ребенка, когда повсеместно проводились денежные отчисления, тарелочные сборы в московских театрах, собирался 10%-ный налог с выручки буфетов. К началу 1925 г. в 103 Федоров С.Г. ВЧК и борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью // Безопасность. 1999. 104 Педагогическая энциклопедия. М., 1964. Т. 1. С. 193-194. РСФСР было создано около 200 трудовых коммун для подростков. Самой известной из них стала коммуна им A.M. Горького, организованная А.С. Макаренко под Харьковом. В одной из таких коммун в селе Улукове Гомельской области в бывшей усадьбе было размещено 70 мальчиков и девочек в возрасте 12—16 лет, для работы в их распоряжении находились 15 коров, столько же лошадей, сад, кузница, мельница и водопровод. Впрочем, сразу после принятия описанных мер, отмечает А. Постернак105, начался новый виток в усилении беспризорности 1930-х гг., когда государство стало прибегать к более жестким мерам, сводившимся, в частности, к организации «закрытых поселений», куда собирали беспризорников (например, получивший печальную известность «101-й километр» от Москвы). В трудовых коммунах и колониях 20-х годов бывшие беспризорники получали кров, одежду, питание, приобретали образование и профессию С разрушением православной культуры и традиционного уклада жизни в 1917 г., стремлением советской власти уничтожить старый патриархальный быт, индустриализовать экономику и перестроить «мелкобуржуазную психологию крестьянства» (выражение В.И. Ленина) претерпели серьезные изменения семейные и межпоколенческие отношения. Непререкаемый культ старших в семье по существу исчез, как исчезло и уважительное отношение младших к старшим. Сын мог доносить на отца, а внук — на деда, если их подозревали в политической нелояльности. Образ Павлика Морозова — яркий символ эпохи 1920-х гг. Уже тогда формировалась общественная основа для будущего, ставшего в 1990-е гг. массовым явлением, социального сиротства, т.е. отказа родителей от воспитания своих детей. К середине XX в. советское общество полностью изменилось: численность городского населения сравнялась с численностью сельских жителей, урбанизированный образ жизни и взаимное отчуждение людей довершили окончательное разрушение пре- 105 Постернак А. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы // Нескучный сад. 2001. № 1. жнего семейного уклада. К этому времени успела сформироваться новая психология, которую специалисты называют социальным иждевенчеством: во всем полагаться на помощь государства, стремление передоверять ему все функции, в том числе по воспитанию и социализации детей. Дом сирот Я. Корчака. Март 1937 г. Статистики отмечают заметный рост так называемого «отказничества» и числа брошенных детей. В I960—70-е гг. государство как бы опомнилось и предприняло ряд мер по укреплению института семьи. Но было, видимо, уже поздно. Неблагополучных семей, спившихся родителей, беспризорных детей становилось все больше, а денег на социальную помощь семье — все меньше. Постсоветские времена Экономический кризис начала 1990-х гг. явился завершением происходивших в недрах общества негативных процессов. Складывалось впечатление, будто бы прорвало плотину: улицы, подвалы, вокзалы, чердаки и люки тепломагистралей заполнили толпы брошенных или сбежавших детей. Началась самая настоящая эпидемия социального сиротства — болезнь, от которой общество до сих пор не может оправиться и средства лечения которой специалисты так и не могут найти. Трагизм ситуации рубежа тысячелетий выражается, на наш взгляд, в двойной деформации воспитания106: 1) за годы советской власти целиком и полностью уничтожен традиционный уклад семейной жизни и общинные институты опеки над сиротами; 2) в постсоветскую эпоху успели разрушить новые, созданные при советской власти, институты социализации и воспитания детей, сформировавшиеся или еще только формирующиеся механиз- 106 Поскольку оба события наложились друг на друга, увеличив общий негативный результат, хронологически следовали друг за другом, разрушая остатки предыдущих практик воспитания, двойную деформацию можно еще именовать деформационной спиралью социализации. Мы не употребляем его лишь потому, что на русском языке составленный неологизм звучит несколько сложновато. мы социальной опеки сирот. Действительно, как пишет Н.Д. Никандров, с разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания107. С разрушением плановой советской экономики исчезла и централизованная система воспитания, т.е. тотальная практика государственного «призора», присмотра и контроля за детьми. Вместе с ней погибла и централизованная система социальной зашиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. В отличие от императорской России в постсоветские времена благотворительности перестали уделять внимание на самом высоком государственном уровне. В старые времена органами, руководившими благотворительными учреждениями, зачастую заведовали «первые дамы империи» — супруги российских императоров, члены императорской фамилии. «Коронованные особы» ныне не заглядывают в гости к «генералам песчаных карьеров». Бесприютными детишками активно занимаются только журналисты и телерепортеры, организующие реальную помощь — телемарафоны и специальные программы со сбором денег, подарков и выездом в приюты, например «Дети нашего «Времячка» на ТВЦ. Издательский дом «Аргументы и Факты», Министерство образования правительства Московской области проводят в Подмосковье благотворительный марафон «Не оставим детей без детства». Каждый день журналисты вместе с клоунами, актерами-мимами — дипломантами всероссийских и международных конкурсов — приезжают к детям и устраивают для них веселое цирковое представление, с раздачей сладких подарков и книг — комплекта детских энциклопедий. Время мы вроде бы переживаем мирное, а условия существования детей как во время войны. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, количество лиц без определенного места жительства, беженцев, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и семей с отрицательным психологическим климатом. Параллельно пошел кризис современной семьи, недоверие населения ко всем социальным институтам (за исключением церкви), рост социального сиротства и увеличение числа детдомов, колоний для несовершеннолетних преступников, детских приютов и интернатов. В итоге в 2003—2004 гг. наше общество начинает решать проблему сиротства и социального сиротства как бы с чистого листа. С одной стороны, нет никакой возможности восстановить в новых условиях старые — дореволюционные и советские — институты попечительства, с другой — необходимо учитывать, а то и прямо заимствовать современные зарубежные практики опеки, поскольку Никандров Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания // Православие в современном обществе. Тула, 1999. С. 6. страна, интегрированная в мировое сообщество, открытая настежь передвижению информации и потоков людей («утечка мозгов», зарубежные командировки, эмиграция, культурные контакты, обучение за рубежом, международный туризм), не может существовать в отрыве от него, не учитывая и не приспосабливаясь к требованиям международного сообщества, в том числе в области защиты прав ребенка. Вот почему многое из того, что ныне входит в практику социальной опеки и попечительства пришло к нам из-за рубежа, и лишь малая часть сохранилась из нашего культурного прошлого. Поскольку нарушение процессов социализации началось давно, социальное сиротство достигло чрезмерно больших масштабов, негативные тенденции ощущаются еще долгое время и тогда, когда экономика страны восстановилась либо существенно оздоровилась, а общество — стабилизировалось. Так и случилось в начале XXI в., когда в России ежегодный прирост промышленности достиг мирового рекорда (5—7%), инфляция остановилась, заметно вырос материальный уровень жизни, в страну пошли иностранные инвестиции, а преступность тем не менее растет и каждый день ряды социальных сирот пополняются тысячами новобранцев. И это не окончится через два-три года. В обществе не уничтожены другие причины роста социального сиротства. В том числе духовный кризис. Не уничтожены и социальные истоки сиротства, а именно кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; региональное и стратификационное неравенство, в том числе сохранение низкого жизненного уровня в провинции и у социальных низов108; ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Наконец, не разработано эффективное законодательство, которое, с одной стороны, до максимума повышает ответственность родителей за воспитание своих детей, с другой — предоставляет максимум прав и юридической поддержки социально приобретаемым родителям: опекунам, патронантным семьям, усыновителям и др. Зачастую принимаются хорошие законы, которые совершенно не обеспечены ни финансовыми ресурсами, ни механизмами для практической реализации. Но и при этом возникает немало проблем: хорошие законы и эффективные (на бумаге) механизмы так никудышно воплощают в жизнь современные чиновники, что от них один только вред. Возникшие в последнее время формы устройства сирот можно разделить на четыре категории: ♦ семейные (опека (попечительство), усыновление); ♦ государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты различного типа); 108 К примеру, по данным комитета статистики Пермской области, 71% сельского населения области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Численность зарегистрированных безработных жителей сельской местности с 2000 г. увеличилась почти вдвое и составила 4 919 чел. (www.social.perm.ru). ♦ государственно-общественные, сочетающие элементы семейного вос ♦ негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты и др.)109. Классическими, или традиционными, формами государственного призрения сегодня (раньше их было больше, в частности трудовые колонии 1930-х гг.) считаются три — детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты. В детском доме Дом ребенка — учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до трех лет, дети с дефектами физического или психического развития — до четырех лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и семей. Основная деятельность дома ребенка — воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. Детский дом — государственное образовательно-воспитательное учреждение закрытого типа, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспита- 109 Бурлакова Т.Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философе -ко-педагогических идей Л.Н.Толстого в практике Яснополянского детского дома. Тула, 2001. С. 26. нии. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3—7 лет), школьного возраста (7—18 лет) и смешанного типа. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе. Школа-интернат — государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов: ♦ интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; ♦ вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования и науки РФ); ♦ интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в России более 150 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28 тыс. детей; 178 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 22 тыс. детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов. А всего государственных учреждений, где обитает более 200 тыс. детей, насчитывается около 2 тыс.110. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь 6% детей-сирот при переводе их из домов ребенка в детские дома можно признать практически здоровыми; до 50% воспитанников домов ребенка имеют перинатальную (внутриутробную) патологию. Более 20% детей рождаются недоношенными. А дети, помещенные в дома ребенка, из-за чрезмерной перегрузки и нехватки персонала, продолжают жить в неблагоприятных условиях. Дей- 11,1 Инновации в российском образовании. Система предупреждения социального сиротства. 2000. М„ 2000. С. 5. ствительно, в группах на одну нянечку или медсестру приходится 15—20 детей грудного возраста. В результате дефицита общения с детьми у них наблюдается задержка речевого, психического или интеллектуального развития, вследствие чего неквалифицированные медики ставят ошибочный диагноз: «олигофрения». Поданным В.В. Белякова, распределение сирот по трем видам учреждений (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты) выглядит следующим образом (табл. 25). Таблица 25 Распределение сирот, человек
Источник: Семья Г.В. Дети-сироты в России. Экспертное обозрение // Начало пути. — Иные родители, иная семья (формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). М., 2001. В ходе всероссийского исследования «Проблема детей-сирот в общественном мнении»1", проведенного компанией CSR по заказу организации «Кидсейв Интернешнл» в июне 2003 г., выяснилось, что большинство россиян (78%) считают неблагополучие сирот актуальной проблемой. Однако лишь треть опрошенных когда-либо встречалась с детьми-сиротами. Из них более 35% описывают их как «хороших» или «обычных» детей, 16% чувствуют к ним жалость, 15% считают, что «сироты — хорошие дети, но с психологическими проблемами». Лишь 16% оценивают сирот негативно: «агрессивные, дерзкие, грубые, плохие дети». На вопрос о том, кто должен оказывать помощь воспитанникам сиротских учреждений, 90% опрошенных ответили, что помогать должно государство; около 40% назвали родственников оставленных детей. Мнение о том, что помогать должны общественные организации, высказали 38% респондентов. К новым формам, как ни странно, относятся приюты. Как мы помним, они возникли до революции 1917 г. Затем их уничтожили, поскольку считалось, что при советской власти не может быть ни беспризорных, ни безработных людей. Те и другие, разумеется, существовали — росчерком пера социальную проблему не решишь, —но под другими именами. А в 1990-е гг. идеологические клише отпали и можно было называть вещи своими именами. Тут-то и выяснилось, что в России миллионы беспризорников, для которых нужны тысячи мест временного содержания. Если хотите — ночлежек. Приют — государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют — учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также — определение 11 Опрошено 3 200 респондентов в 14 регионах РФ. дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Он рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основная задача — выяснение ситуации, обследование ребенка и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений. Первый современный приют «Дом милосердия» был открыт в Санкт-Петербурге. Там же действует приют ночлежного типа «Синяя ворона», в котором находят ночлег, питание и заботу 30 ребят. В 1995 г. при Комитете социальной защиты открылся Детский приют «Гнездышко» в г. Клин Московской области. Сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа. Сегодня многие образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создают особые условия для жизни, образования, воспитания, формирования трудовой мотивации воспитанников — приучают не только к ответственному отношению к учебе, но и к общественно полезной работе. Детские дома и школы-интернаты владеют сотнями гектаров обрабатываемой земли; минипекарнями, станками, швейным оборудованием. Если учесть, что им передаются транспортные средства, врачебные и физкультурно-оздоровительные кабинеты, то общая сумма вложений получится не такая уж и маленькая. Укрепление материально-технической базы учреждений — явление отрадное, но до решения задач коррекции развития детей, подготовки к самостоятельной жизни, пока еще далеко. Для того чтобы оценить результативность деятельности учреждений, можно проследить жизненные пути выпускников и их проблемы (табл. 26). Проведенные исследования по социальной адаптации выпускников в постинтернатный период (рук. Г.В. Семья) позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в так называемом социально-психологическом статусе выпускника таких характеристик, как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера (необходимость эксперта, советчика в жизни), повышенный уровень виктимности (возможность стать жертвой)112. Чтобы помочь выпускникам, сейчас создаются центры постинтернатной адаптации, вводится институт кураторов-наставников, строятся социальные гостиницы. Минобразования России разрабатывает межведомственную программу заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций по социальной защищенности выпускников. Многие регионы приступили к созданию банков данных по этой категории детей. Таблица 26 Постинтернатская карьера выпускников
Источник: Семья Г.В. Дети-сироты в России. Экспертное обозрение // Начало пути. — Иные родители, иная семья (формы устройства цетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). М„ 2001. Сегодня общественность и государство, кажется, проснулись. Например, в одном из сибирских городов жены первых руководителей организовали бесплатную столовую для беспризорных, а потом при ней и школу-интернат. В Москве на базе одной из больниц создан реабилитационный центр для брошенных на произвол судьбы детей. В Тобольске функционирует благотворительная столовая, в которой за прошлый год смогли пообедать более пяти тысяч гавро-шей. В Тюмени, на свой страх и риск, беспризорным помогает клуб «Дзержинец», куда могут прийти совсем отчаявшиеся дети. Но это капля в море. Сиротство превратилось в глобальную опасность для России. Назрела необходимость принимать экстренные меры. Специалисты, работники учреждений, уже прикладывают немалые усилия для того, чтобы создать благоприятные стартовые условия для воспитанников детдомов и интернатов. Проводимые Министерством образования и науки РФ конкурсы воспитательных программ учреждений демонстрируют разнообразные формы работы с детьми, многие из которых являются уникальными. Особенно видимые изменения произошли за последние пять лет. Теперь уже общепризнанными считаются: ♦ условия, приближенные к семейным (проживание малыми компактными группами в отдельных помещениях-квартирах); ♦ воспитание в разновозрастных группах; ♦ совместное проживание братьев и сестер; ♦ постоянство состава воспитателей и его ограниченность (это необходимо для формирования чувства привязанности, доверия); 2 Семья Г.В. Указ. соч. ♦ наличие психологов или психологической службы в учреждении; ♦ развивающая предметно-игровая и природная среда в учреждении, наполненная в том числе и предметами домашнего быта, специальными игрушками (никого сейчас не удивляет выполнение требований психологов: наличие личных вешей у ребенка, мест для уединения, вариативности режима и мероприятий и т.п.); ♦ открытость и взаимодействие с остальным социумом"3. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ Исследование сиротства началось в нашей стране еще до революции 1917 г. В 1898 г. известным русским промышленником и меценатом, этнографом и социологом князем В.Н. Тенишевым (1843—1903) с целью изучения современной жизни крестьян Центральной России было создано Этнографическое бюро, которое просуществовало до 1901 г. Основная задача созданного бюро — сбор этнографических сведений о крестьянстве и «городских жителях образованных классов». Собранный материал уникален по своей научной значимости. Он дает достоверное представление о русской традиционной культуре на рубеже веков практически во всех аспектах ее функционирования: в социальной сфере, в духовной и материальной. В 1897 г., когда проходила первая всероссийская перепись населения, были разработаны программа и вопросник, охватывающие практически все стороны крестьянской жизни. Анкета рассылалась в центральные губернии России. Опрашивались учителя, священники, писари, крестьяне, которые должны были за небольшую плату сообщать факты в соответствии с вопросами программы. Ответы, присылавшиеся с мест, составили архив кн. Тенишева"4, который находится в Русском этнографическом музее Санкт-Петербурга"5. В программу включен был и вопрос об опеке. Крестьянин Новгородской губернии, отвечавший на вопросник, разосланный бюро, так описывает цели опеки: «Присмотреть за ребятишками, а то, пожалуй, избалуются, что и в пастухи не годны будут. Креститься и молиться некому научить будет, а матюгаться и похабные песни петь сами спознают....И настоящий хозяин есть над именьишком, так и то трудно уберечь. А ну-ка, оставь сиротское без призору, так, пока малыш-то растет, ничего и не будет, не к чему станет и гнезда прививать. Ну, а как назначишь, значит, опеку, тогда все... Хоть всего 113 Семья Г.В. Указ. соч. "4Тенишевский архив — один из важнейших источников по истории быта и нравов русского крестьянства. В 2003 г. Центром ретроспективной конверсии корпорации «Электронный архив» завершены работы по сканированию и обработке уникальных рукописей Этнографического бюро князя Тенишева из фондов Этнографического музея Санкт-Петербурга. Сотрудниками Корпорации было отсканировано 13 тыс. рукописных документов, относящихся к истории основания музея. Проект выполняется при поддержке Министерства культуры РФ, в этом году планируется завершение работ по сканированию и обработке архива (еще 20 тыс. документов). В перспективе Этнографический музей рассматривает возможность научного издания данного архива. "э Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева /Авторы составители: Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. СПб., 1993. 64Б
Дети дореволюционной России Изучение сиротства дореволюционными социологами позволило установить, что в сельской местности после известия о смерти родителя по приказанию старосты собиралась на сход вся община, где и выбирался опекун для сироты. Сход назначал самого достойного человека. Корреспонденты из Орловской губернии называли опеку честью, оказываемой избираемому, и если от этой чести отказывались, «то и против воли могли назначить». Возраст опекуна, видимо, не имел значения. Самым молодым опекуном, по документам Тенишевского архива, был 16-летний мальчик-сирота, который при поддержке мира стал опекуном над своими малолетними братьями и сестрой. В ряде губерний опекун, не получая платы за труды, пользовался всеми доходами от имущества сироты. Если же опекун не имел средств, то мир отдавал ему за одного сироту 1,5 пуда муки, мерку картофеля, 10 фунтов круп, 1,5 фунта конопляного масла и 1 рубль на одежду ежемесячно. По договоренности с обществом, опекун мог взять опекаемого себе в работники. Главная задача опекуна — приумножить имущество сироты. Часто имущество опекаемого переводилось в деньги, которые помещались в банк под проценты, «на депозит общества». Из этих средств платили воспитателю. В деревне Воротишино Самосорской волости Новгородской губернии единственный родственник малолетних сирот был пьяницей, поэтому общество продало имущество за 1 тыс. руб., положило деньги в банк и «за проценты надежный сосед держит детей у себя»"7. 0 Соловьева И. Крестьянские сироты XIX века // Нескучный сад. 2002. № 3. Соловьева И. Указ. соч. Б47 Изучением истории общественного, в том числе детского, призрения в России, его теорией, организацией и практикой, историей благотворительности и социальной зашиты детства в разное время занимались такие ученые, какА. Горцева, Е. Максимова, В. Гоген, Л.В. Бадя, М.В. Фирсов, В.В. Беляков, В.И. Иващенко, С. Бахрушин, И.Д. Белов, М.Д. Ван-Путерен, А.С. Ви-рениус, Д.С. Волков, А.И. Волкова, В. Герье, А.Р. Забелин, Н.Н. Жеденов, М.В. Брадис, Е.А. Звягинцев, К.Д. Кудрявцев, И. Лазаревич, СМ. Латышев, В.П. Мельников, Е.И. Холостова, Е.Д. Максимов, М.И. Михельсон, Д.П. Никольский, М.А. Ошанин, А.И. Свирский, А.Ф. Селиванов, Ф.А. Тарапыгин, В.П. Тимофеев, Б.Н. Тиц, А.И. Ховен, Н.В. Яблоков, М.Ф. Кусаков, М. Соколовский, А. Русаневич, И.Н. Матвеев, Е. Андреев, С.К. Гогель, В.М. Сорокин, Л. Жукова, А.Л. Свердлова, М.Л. Гавлин, А.Н. Боханов, П.Н. Исаков, И. Клемантович, Е.А. Воронова, А. Хайруллина, В. Прохоров, П.В. Власов, ВТ. Бобровников, Г.Н. Ульянова, А.Ф. Кони, С. Клещук, Е.А. Абросимова, ВТ. Афанасьев, А.Р. Соколова и др."8 В 1990-е гг. появились научные исследования и публикации, где рассматриваются проблемы воспитания и развития детей-сирот: ♦ преодоление трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, В.И. Кливер, Л.И. Кочкина, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков); ♦ социальной адаптации (В.И. Каверина, Б.А. Кутан, Ю.В. Яблоновская); ♦ реабилитации (А.В. Гордеева, В.В. Морозов); ♦ коррекции (А. Ярулов); ♦ гуманизации воспитания в условиях интернатных учреждений (Н.П. Иванова, В.В. Беляков, Е.В. Виноградова, И.А. Горчакова, Е. Худенко), построения гуманистических воспитательных систем (Т.Т. Бурлакова, П.Т. Ширяев, А.Н. Овчинников и Т.А. Рязанцева). В работах Л.К. Сидоровой, Г.В. Семьи, И.Н. Андреевой, Б.Н. Лазарева, Н.Ф. Плясова, Г.И. Плясовой, Е.А. Стребелевой и др. представлен опыт работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, описаны программы их подготовки к семейной жизни. В исследованиях, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, B.C. Мухиной, Э.А. Мин-ковой, И.В. Ежовым, анализировалось психическое развитие воспитанников детского дома. Результаты исследований, проведенных академиком B.C. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. 118 См.: Белов И.Д. Детский сад Фребеля, устроенный в С.-Петербурге. СПб., 1863; Белявский Н. Рабочие дома и дома трудолюбия. Юрьев, 1899; Брадис М.В. Дети — страдальцы и жертвы общественного неустройства. Псков, 1904; Ван Путерен М.Д. О способах призрения бесприютных детей в России и за границей. СПб., 1893; Вирениус А.С. Значение учебно-воспитательных заведений в деле нравственного воспитания: Детские приюты. СПб., 1899; Волков Д. Что такое дома трудолюбия. СПб., 1896; Волкова А.И. Призрение покинутых детей. М., 1894; Звягинцев Е.А. Кому и зачем нужны народные дома? М., 1915; Исаков П.Н. Справочная книжка о благотворительных учреждениях и заведениях г. С.-Петербурга. СПб., 1911; Кони А.Ф. Задачи трудовой помощи. СПб., 1897; Кудрявцев К.Д. Программа деятельности общества защиты детей от жестокого обращения. СПб., 1905; Лазаревич И. Внимание к детям и матерям. Харьков, 1871; Латышев СМ. Проект закона о сиротах войны. Пг., 1916; Никольский Д.П. Детские летние колонии как санатории. Воронеж, 1898; Михельсон М.И. Гибель бесприютных детей. СПб., 1901 и др. Психологические исследования детдомовских детей свидетельствуют, что уровень развития внимания и памяти не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако у них выявлены слабо сформированная картина мира, повышенная ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления. Наиболее выражено снижение вербаль-но-логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?» или «Какое у вас настроение?» вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить"9. Полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года он с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти 50% детей из домов малютки едва могут ходить и говорить, хотя объективно они абсолютно здоровы. У них нет никаких органических нарушений, задержка в развитии носит чисто психический характер. Но у них нет и социальных условий для нормального взросления. Учеными доказано, чтоудетей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отстает 46% обследованных в 1988 г. детей, а в психическом — 75%. Взрослые часто отказываются от своих родительских функций, отдают детей в детские дома. Развивается новое явление — сиротство при живых родителях. Согласно другим данным, до 60% воспитанников домов ребенка — дети с тяжелой хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85—92% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10%120. В своем исследовании Э.А. Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: ♦ пониженный фон настроения; ♦ бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; ♦ склонность к быстрой смене настроения; ♦ однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 1999; Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Народное образование. 1994. № 9—10; Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. С. 7—11; Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998. Семья Г.В. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегия помощи (http:// www.inguk.ru). ♦ эмоциональная поверхностность; ♦ неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); ♦ повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; ♦ основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий; ♦ непонимание эмоционального состояния другого человека; ♦ чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести—семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта)121. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления у детдомовцев отмечаются учеными в эмоционально-волевой сфере — в неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неуверенности в себе. Симптомами нарушений служат, с од ной стороны, повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, а с другой — эмоциональная холодность, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия122. Многие дети, поступающие в детские дома и школы-интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое. Ситуация развития для ребенка, имеющего опыт проживания в семье, усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением его в разного рода учреждения (приют, детский дом и т.п.). Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности123. Особого рвения в учебе детдомовцы, как правило, не выказывают. Грубые нарушения дисциплины выражаются в уходах (побегах), бродяжничестве, воровстве и других формах делинквентного поведения. Для них характерны искажения в общении со взрослыми. Так, к 10—11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивен- 121 Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи (www.tula.net). 122 Бютнер К. Житье агрессивными детьми / Пер. с нем. М., 1991; Щеглова С.Н. Социология детства. 123 Семья Г.В. Указ. соч. чество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности)'24. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста. У 20% детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов125. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.). Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются126. Отчужденность по отношению к другим принято именовать психологическим капсулированием (капсула — закрытость, замыкание на самого себя). Карпова О.П. Особенности психического развития подростков-воспитанников детских учреждений интернатного типа // Медицина сегодня и завтра: Периодический сб. науч. работ молодых ученых и специалистов. Харьков, 1998. Вып. 3. С. 58-59. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики. Тула, 1997; Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990; Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи (www.tula.net). Состояние психологического капсулирования приводит к стремлению ребенка находиться в пределах усвоенных однажды стереотипов, не размыкать привычное социальное пространство и ограничиваться простейшими социальными ожиданиями и потребностями. В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа и почти никогда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени. B.C. Мухина127 обращает внимание еще на одну важную проблему — феномен «мы» в условиях детского дома. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам. Почти 13% детей дошкольного возраста — воспитанников детского дома — имеют опыт сексуальных контактов со взрослыми. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей128. У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания — звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно129. Детдомовцы, воспитывающиеся вне семейного круга времени, смены праздников и буден, не способны самостоятельно провести границу между этими временными циклами. В своей жизни такой ребенок не видит, в отличие от взрослых или домашних детей, ничего обыденного. Детдомовские ребя- 127 Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учрежде 128 Болотова Л.Н. Исследование психологических причин возникновения социальной дезадаптации 129 Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи (www.tula.net). Б52 тишки иначе воспринимают окружающий мир и то, что происходит с ними. Для домашнего ребенка повседневность приобретает праздничный характер. В силу возрастных особенностей и законов социализации нормальному ребенку свойственно праздничное восприятие реальности. Каждый день существует как неповторимый, отдельный, целостно-замкнутый мир. Детишки ждут каких-то особых событий, которые могут изменить их жизнь. Домашние дети не знают действительной обыденности, их жизнь есть праздничная повседневность в силу того, что их жизненный мир не включает еще в себя механизм оповседневнивания. Жизнь ребенка пока еще сконцентрирована в пределах одних суток, в них нет длительности и ритмичности130. Если привычный, т.е. домашний, процесс социализации неожиданно прерывается в самом начале детства, то прерывается и праздничное восприятие. Ребенка помещают в детский дом, а на самом деле — в другое измерение вселенной. Его насильно вырывают из привычного окружения и новая реальность превращается в мрачную и серую действительность. Дни становятся однообразными и неинтересными, так как нет привычного окружения, привычных контактов, здесь все ему незнакомо и все пугает. Теперь уже суточная ритмика изменяется без их участия и планирования либо по указке сверху (формальный аспект организации временного цикла), либо все происходит само собой (неформальный аспект, устанавливаемый через систему неуставных отношений самими питомцами). В домашнем кругу взрослые подчинялись капризам ребенка, а значит были втянуты в законы детского мира. В казенном кругу все наоборот: ребенок резко включается в жизнь взрослых, которые пытаются решить его судьбу. Администрация, а не роди
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|