Е. Потапова, И. Селезнева Крыша для бесприютных
Сотрудников приютов, хорошо знакомых с такими историями, давно не удивляет необыкновенная жестокость, с которой живущие здесь дети относятся друг к другу. Воспитатели-новички опасаются поворачиваться к своим подопечным спиной. Большинство приходящих работать в приюты не выдерживают и двух-трех дней непрерывного напряжения и уходят. Чтобы остаться, воспитатель должен пройти трехмесячный испытательный срок, научиться общаться с детьми, искалеченными морально, а часто и физически. Судя по психологическим тестам, только у 33% детей интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. У большинства — повышенное чувство страха, враждебность, ожидание агрессии. Медицинские обследования показывают: каждый из оказавшихся в приюте ребят имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, половина — заболевания органов пищеварения, треть — органов дыхания. Дети в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с инфекционными заболеваниями, а также с теми, что требуют немедленного медицинского вмешательства, в приют не допускаются. Каждый, кто поступил сюда, проходит 21-дневный карантин. Восстанавливаются документы ребенка, которые, как правило, у него отсутствуют, разыскиваются родственники. В приюте дети могут жить не больше года. За это время их пытаются пристроить в семьи, оформля- ют опеку, перераспределяют по интернатам и детским домам. Приюты (их в Москве — 14) переполнены. В Северо-Восточном округе в приюте, рассчитанном на 60 мест, живут сейчас 74 ребенка. И чем будет холоднее на улице, тем больше станет здесь подопечных. В Центральном округе действует приют православный, Южном округе — приют Красного Креста. В Юго-Западном должен скоро
открыться реабилитационный центр для малолетних алкоголиков и наркоманов. Вообще с тех пор, как в 1992 г. открылся первый приют, их число все время растет. Некоторых детей отправляют не в них, а в единственный на всю Москву приемник-распределитель на Алтуфьевском шоссе, где содержатся несовершеннолетние правонарушители. Из приемника так просто не отпускают. А вот в приютах дети живут добровольно. Наверное, поэтому из них и не удирают: за пять лет не было ни одного такого случая. Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 1998. №35. ные собственного опыта, личной биографии, своей генеалогии и семейного капитала.
Известно, что на выходе из детского дома выпускники испытывают глубочайший кризис, порожденный трудностями постинтернатной социализации, и часто они не способны стать полноценным членом общества, значительная часть пополняет ряды правонарушителей. У них масса проблем с профессиональным самоопределением, заключением брака и формированием семьи, в установлении профессиональных и дружеских отношений с обычными людьми, не имеющими за плечами подобного опыта. Как выяснилось, учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, несут в своей системе условия для развития госпитализма (от лат. Hospitalis — гостеприимный) — задержка развития у детей, в раннем возрасте лишенных нормального общения с окружающими, любви родных и близких. Наиболее остро стоит проблема трудоустройства детей-сирот, получивших профессию: до 40% выпускников трудоустраиваются не по собственному выбору, а по направлениям руководителей учреждений; свыше 80% детей-сирот детских домов и школ-интернатов и 95% выпускников коррек-ционных учреждений направляются в ПТУ и на работу, остальные продолжают образование в 10—11 классах; единицы попадают в высшие учебные заведения. От 50% до 60% подростков заняты неквалифицированным непрестижным трудом. Лишь 3% выпускников специнтернатов способны овладеть самой примитивной профессией. Однако и при наличии работы они легко ее теряют; получив жилье, лишаются комнаты, квартиры в результате бессмысленных сделок или приводят их в негодность; не хотят и не могут учиться, поступив в высшее учебное заведение; бросают своих детей в роддомах и т.д. Детдомовцы чаще, чем обычные дети, сталкиваются с ущемлением своих законных прав и обманом, вовлекаются в организованные формы преступности. В обыденной жизни выпускники не умеют ухаживать за собой, не могут удержаться на работе, не могут сохранить созданную семью, теряют полученное жилье и т.п. Следует помнить, что во многом настоящий выпускник является результатом многолетней деятельности образовательных учреждений для детей-сирот. После выхода из детдома 30% ребят становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% — заканчивают жизнь самоубийством136.
Таким образом, на выборе жизненного пути воспитанников во многом сказывается недостаточная профессиональная подготовка, которая не ориентирует воспитанников на достижение более высоких профессиональных перспектив, на получение конкурентной профессии, на выбор профессиональной деятельности, отвечающей возможностям выпускника. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность// Социологические исследования. 1998. №3. С. 120-121. Директора детских домов и школ-интернатов отмечают, что многие выпускники в течение долгого времени обращаются по любому поводу за советом. При тестировании психологи зафиксировали у подростков-детдомовцев стремление найти себе советчика, на которого можно было бы переложить принятие решения. Такой тип поведения Э. Фромм назвал рецептивной ориентацией. Дети, покидающие детский дом, оказываются целиком во власти улицы Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из детского дома является жилищная. Существует ряд федеральных законов, которые гарантируют предоставление жилья в течение трех месяцев, но это право не реализуется в связи с нехваткой жилья, потерей его при добровольной или принудительной продаже или самовольно родителями. Те, за кем было сохранено право на жилье, часто возвращаются к родителям, ведущим паразитический, аморальный образ жизни.
Отслеживание дальнейшей жизни выпускников в постинтернатный период позволило ученым выявить так называемые рентные установки, которые проявляют себя в таких моделях поведения, как: ♦ объединение ребят в одной квартире для проживания и сдача освободившейся комнаты в аренду; ♦ после окончания первого ПТУ вместо работы идут «учиться» во второе и при этом не ходят на занятия, но зато находятся на полном государственном обеспечении; ♦ вместо устройства на работу обращаются на биржу труда, где выплаты по безработице существенно выше возможного заработка. Таким образом, вместо проявления активной экономической позиции многие выпускники пытаются получить максимум того, что может дать статус «сироты» или «оставшегося без попечения родителей». Специалисты органов опеки и попечительства говорят о том, что часто при обращении к ним выпускники спрашивают: «А что я еще могу бесплатно получить?» Та- кое поведение свидетельствует о наличии в «Я-концепции» выпускника рентных установок137. Группа психологов Венского университета провела обследование 70 тыс. детей из детских домов и пришла к выводу: недостаточно того, чтобы современный детский дом для дошколят в медицинском и гигиеническом плане был на самом высшем уровне138. Все равно из их стен выходят дети с деформированной психикой; 98% отстают в психическом и интеллектуальном развитии от своих сверстников в нормальных семьях. Парадокс заключается в том, что образцовая чистота, порядок, аккуратность оказываются теми условиями, которые делают невыносимым пребывание детей в этих заведениях. Если сформулировать более определенно: чем образцовое детский дом, тем явственней и значительней разрушения во внутреннем мире воспитан
Многие проблемы проистекают из необычного социального статуса ребенка-сироты в школе-интернате — он ничейный ребенок. По своей природе дети должны быть обязательно чьими-то, т.е. это дети конкретных людей, связанных с ними кровно-родственными узами. Но у сирот утерян статус родственной принадлежности. Биологические родители их бросили, социально приобретенных родителей, способных равноценно из заменить, нет, а у воспитателей детдома есть свои дети. Государство, берущее на себя общественную опеку за ними, не может быть субъектом родственного статуса. Семья Г.В. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегия помощи (www.inguk.ru). Райнпрехт X. Детдомовские дети остаются на обочине жизни // Родитель.га. 2002. 5 дек. Самое печальное в том, что детей, лишившихся родных родителей, сотрудники интернатов и домов, руководствуясь, видимо, лучшими административными побуждениями, продолжают разлучать с родными людьми и на следующих циклах социализации. По сей день дети, попадая в детские учреждения, полностью теряют все родственные связи. Братьев и сестер разлучают, определяют в разные учебные заведения по возрастному цензу, когда одному из них требуется коррекционное обучение, лечение. Одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу.
В детских домах с одной стороны болезни лечат, но с другой стороны здесь
получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Практикуются избыточно негативные санкции — от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный, физического и психического насилия, сексуальных растлений. В каждом интернате есть свои традиции, хорошие и плохие, которые передаются из поколения в поколение. Традиции формируются в детской среде, но поддерживаются и закрепляются воспитателями. Если здесь установились обычаи «дедовщины», то они, как и в армии, способны пустить глубокие корни только при попустительстве старших чинов. Укрепляясь с каждым годом и с каждым новым поколением питомцев, криминальная субкультура задерживаются в закрытом помещении, как и спертый воздух, практически навсегда. Искоренить эти традиции расформированием детского учреждения невозможно, так как дети «развезут» свои навыки по другим детским домам. «Генералы песчаных карьеров» «Генералы песчаных карьеров» (в оригинале «Капитаны песка») — один из самых известных романов бразильского писателя Жоржи Амаду (1912-2001). Это книга о беспризорниках, до которых никому нет дела. Как умеют, они борются за свою жизнь. Их ждут разные дороги: кто-то станет убийцей, кто-то художником, кто-то священником, а кто-то коммунистом. Им приходится самостоятельно постигать простые и одновременно сложные вещи, такие, как любовь, дружба, семья, предательство, верность себе и верность другим. Поставленный по книге фильм «Генералы песчаных карьеров» были премирован на Московском международном кинофестивале в 1971 г. В середине семидесятых годов картина была одним из лидеров советского кинопроката, великолепная музыка из этого фильма (композитор Луис Оливейра) стала феноменально популярна. Тогда казалось, что он о чужих судьбах, чужих детях и том, что может произойти только при «загнивающем капитализме», где-нибудь в Латинской Америке, например, в Бразилии, где тыся- чи покинутых беспризорных детей скитаются по бесконечным просторам в поисках лучшей судьбы, роются в отбросах, попрошайничают и воруют. Их дом — улица, они озлоблены и одиноки. Чтобы «не пропасть по одиночке», они сбиваются в шайки и терроризируют благополучных горожан. Одна такая шайка нашла пристанище среди песчаных дюн, на берегу океана. В народе их называют — «генералы песчаных карьеров». Эти парни готовы сражаться за кусок хлеба, и не позавидовать тому, кто окажется у них на пути — эти мальчишки опасны и жестоки. Однако и у них есть сердца, есть желание любить и быть любимыми. Однако в 1990-е гг., когда поколение советских подростков, сострадавших
чужим беспризорным, выросло и у них появились собственные дети, оказалось, что в России появилось собственное поколение «генералов песчаных карьеров». Их еще именуют «уличными детьми» или «детьми улицы». Это дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет. По данным разных источников, в настоящее время количество беспризорных детей в стране колеблется от 3 до 5 млн человек. Основная масса таких подростков, сбежавших от пьянства и насилия со стороны родителей, бывших питомцев детских приютов и интернатов, концентрируется в мегаполисах — в первую очередь в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. По данным Московского городского центра «Дети улиц», только на улицах столицы находится около 30 тыс. бездомных подростков (по данным других экспертных исследований, эта цифра значительно выше — до 100 тыс.). В 2001 г. подростки в Москве совершили более 3 тыс. преступлений, две трети из которых — тяжкие и особо тяжкие. Процветает детская проституция, детей используют в качестве попрошаек. Задержание бездомных детей и подростков, направление их домой не дает эффекта — в очередной раз убегая из неблагополучных семей, из приютов и интернатов, они возвращаются на свои прежние места — на рынки, вокзалы, подвалы139. Проблема «дети улицы» еще недостаточно изучена, но результаты некоторых исследований, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей — это эмансипационные побеги, около 30% у девушек — демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14—15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. М, 2002. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей140. Беспризорность рассматривается как тяжелое общественное бедствие, свидетельствующее о глубоком кризисе, переживаемом тем или иным обществом, в частности Россией. Тому есть основания. Согласно статистическим данным, в 2000 г. в России насчитывалось около 2,8 млн детей-бомжей. Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях, приютах, интернатных учреждениях, безнадзорных и беспризорных, употребляющих алкоголь и наркотики, — реальная основа для роста преступности, проституции, питательная среда для деятельности сомнительных экстремистских организаций. Изучением социальных аспектов беспризорности занимались Д. Дриль, А. Зак, М. Гернет, С. Позднышев и др. В первой четверти XX в. российские педагоги и психологи связывали причины беспризорности с врожденной дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам. В начале 1930-х гг. было признано, что беспризорные дети — это в большин- Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|