М.Ю. Бакулин О кукле Барби
Девочки всегда играли в кукол. Помните своих пучеглазых красавиц с румяными щечками, с непослушными ногами, торчащими из игрушечной коляски, вы помните их, нынешние мамы и бабушки? Их можно было пеленать, ласкать, наказывать, давать смешные имена, кормить манной кашей с ложечки, ставить уколы и делать прически. Они делили с нами и стол и постель. Теперь все не так. Девочкам на дни рождения дарят длинноногих красавиц Барби. Их дарят и в Китае и в Африке, в Полинезии и в Сибири. Одинаковые красавицы, к которым прилагаются наряды, дома с фонтанами, куча женихов-красавцев, пляжные тапочки, очки для загара и т.п. Раньше девочки играли с куклой «в ребенка». Кукла воспроизводила пропорции детского тела, она была близка и понятна малышке. Эта кукла учила девочку самому главному — быть матерью, учила любить, воспитывать, заботиться о ком-то. Детсадовские «дочки-матери» разыгрывали будущее и вполне возможное семейное, материнское счастье. Кукла-младенец учила свою маленькую хозяйку пеленать, кормить, воспитывать. К ней можно было относиться строго — на ней, на кукле, отрабатывались запреты родителей, которым ребенок приучался подчиняться, научая слушаться сначала свою пластмассовую или целлулоидную «Машу»: «Я слушаюсь, так надо, и ты слушайся». Ребенок ставил себя на место взрослого, учился ответственности. А потом, ведь нужно было одевать «голышку», шить украшения, праздничные платья, вязать чепчики и носочки. На кукле девочка приобретала очень важные навыки. И посмотрите на куклу Барби. Это вполне развившаяся деваха, с гипертрофированными волосами, ногами и половыми признаками. Самое важное для родителей здесь — понять, что Барби нельзя нянчить, ее можно только украшать. Причем украшать только совершенно определенным
51 Соловьева Е. Мне нравится в нее играть... (www.i-deti.ru). неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX в. появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, — авторская кукла. Зарождение нового жанра было вызвано желанием художников уйти от обезличенной фабричной игрушки и создать нечто неповторимое, такое, каким является каждый ребенок. Некоторые специалисты считают, что она впервые возникла в творчестве Аннетт Химштедт. А другие полагают, что авторская кукла существовала всегда, в творчестве каждой девочки, своими руками создающей неповторимую игрушку. Ныне этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Такие куклы неповторимы, это шедевры в единственном экземпляре, так называемые one-of-a-kind^1. Даже копии, выполненные самим автором, отличаются одна от другой. Их создают мастера высочайшего класса, количество которых не превышает двух сотен. Именно они составляют различные художественные сообщества, например NIADA — Национальный институт американских художников-куклоделов, который насчитывает сегодня 55 членов, а процедура приема длится не менее года. Ежегодные конференции NIADA собирают до 3 тыс. человек. Кукольные мастера делятся на несколько типов. Одни принадлежат к элите, создают уникальные шедевры в единственном экземпляре, возглавляют международные ассоциации, составляют мировую элиту. Другие никуда не выходят и больше работают, публикуют свои работы в каталогах и делают кукол не в единственном числе, а ограниченными тиражами (limited edition). Максимум — 50 экз. Чаще — от 10 до 20. Тираж куклы, определенный автором, заявляется в ежегодном каталоге, а после тиражирования фор-
образом, так как она выражает уже какой-то штамп красоты — пышные волосы, стройные ноги, развитая грудь. Эти акценты стоят вопросом перед детскими глазами. И если ребенок не чувствует себя похожим на Барби — то это трагедия для ребенка. И если ребенок чувствует себя похожей на Барби — это трагедия для родителей. Барби — она явно не ребенок. Она требует жертв. Эта кукла ставит девочку-хозяйку не в роль матери только что родившегося младенца, а в роль матери взрослой дочери, которая требует модных нарядов и понимания своего нового «модного» поведения. Девочка все время хочет поменяться с Барби местами — и капризно требует этого от родителей. Наряжая Барби, она почти формирует свое жизненное кредо — быть строптивой куклой в чьих-то руках, от которых требуется внимание, забота и ответственность. Барби приучает свою маленькую хозяйку снимать ответственность с себя. Половая перезрелость куклы Барби рождает безответственность и взрослые амбиции у ребенка, начинающего выказывать свою половую принадлежность гораздо раньше, чем того требует природа. Здесь лучшую роль среди дополнений к Барби — шкафчиков, ванночек, стульчиков, платьиц и зеркал — играет ее Жених, безымянный красавец-приложение. Сокращено по источнику: Какие бывают куклы и как в них играть (http://www.nanya.ru). 52 Цены на one-of-a-kind «гуляют» в пределах от 1 до 55 тыс. долл. ма, в которой отливались куклы, в присутствии свидетелей торжественно разбивается. Это означает, что таких кукол никогда не будет больше 20 или 30, но выполняться они будут по мере поступления заказов, так что в действительности их может оказаться всего 5 или 6. Около 90% коллекционеров собирают именно limited edition, оценив по достоинству художественные качества и относительную доступность цен, которые в этом случае варьируются от 1,5 тыс. до 20 тыс. долларов. Кроме того, коллекционные куклы производятся серийно крупными фирмами-производителями, которые покупают дизайны у талантливых авторов и тиражируют их из фарфора, винила и биггидура. Большие тиражи — от 500 до 5 тыс. экз., скромные цены, начинающиеся со 100 и в редчайших случаях доходящие до 2—2,5 тыс. долл. Ими меняются, их фотографии публикуют в каталогах и журналах. У каждой коллекционной куклы на затылке или на спине обязательно есть маркировка, где указано имя мастера или название фирмы, лимитация (общий тираж) и порядковый номер экземпляра.
К числу выдающихся кукольных дел мастерам (куклоделам) сегодня относятся Хильдегард Гюнцель, Мерилин Стивере, Бриджитт Деваль, Рената Хорнунг, Анни Митрани, Роберт Тоннер, Филипп Хет, Татьяна Баева, Кристи Кумминс, Пауль Крис, Петер Коэ, Лиза Лихтенфельс, Уте Козе Лепп, Карен Шмидт, Анна Гилленберг, Аннетт Химштедт, Вера Шольц, Юта Кис-линг, Эштон Дрейк, Люси Дейл, Донна Руберт, Диана Еффнер и др. Куклы все больше приобретают черты уникальной личности и превращаются в предмет страстного коллекционирования. Считается, что коллекционирование кукол — удел не только состоятельных, но и утонченных натур. Среди них особы королевской крови, знаменитые артисты, политические деятели, которые гордятся своими коллекциями и всячески их рекламируют. Известен случай, когда коллекционер на аукционе заплатил за куклу 270 тыс. долл. Но, несмотря на высокую стоимость, собирателей кукол в мире больше, чем нумизматов и даже филателистов. Брюс Виллис подарил своей жене куклу ценой в 55 тыс. долл. Принцесса Диана продала бесценную коллекцию кукол в пользу неимущих детей и многие из них теперь обеспечены на всю жизнь. Кукол Анны Гилленберг одевают Юдашкин, Зайцев и Бартенев. Сегодня открываются музеи и галереи, проводятся конференции и семинары, возникают новые имена, новые материалы, общества и собрания, посвященные куклам и всем кукольным проблемам. Куклам посвящены десятки солидных журналов Америки и Европы. Ведущие кукольные журналы мира — «Contemporary Doll Collector», «Dollreader», «Dolls». Кукольные выставки-продажи проходят по всему миру и привлекают миллионы людей. Кукольная промышленность растет и набирает обороты. А на другом конце света все большей популярностью у молодых незамужних японских женщин сегодня пользуется кукла «Примопуэл», способная имитировать поведение маленького ребенка. Только за год в Стране восходящего солнца продается около 500 тыс. этих игрушек. Плюшевая интерактивная кукла внешне напоминает Чебурашку и снабжена внутренними часами и термометром; она знает более 250 выражений. В зависимости от обстоятельств кукла произносит «Доброе утро», «С Рождеством», «Как холодно» и пр. Раз в год, 1 апреля, она шутит. Кроме того, игрушка реагиру-
ет на объятия. К большому удивлению производителей, новая кукла пользуется спросом не только у неустроенных в личном плане молодых женщин, но и у пожилых японок. ФИЛО- И ОНТОГЕНЕЗ ИГРУШКИ Как видим, в разных формах игрушка сопровождает человечество на всем пути его исторического развития — от древности до современности. Любая, даже самая простенькая она имеет свою историю, которая зачастую уходит в глубь веков. Большинство игрушек раньше были совсем не тем, чем сегодня. Кукла, например, была «Богиней». Мяч — священным предметом. А погремушка со свистулькой — грозным орудием в борьбе с нечистой силой, злыми духами. У историков не вызывает сомнений, что в ранних цивилизациях игрушки служили не только для детских утех или были неким «пособием» для обучения жизни — охоте, войне, ремеслу, быту, скотоводству и земледелию, но являлись атрибутами мистерий, предметами религиозных культов. Считается, что игрушка являлась оберегом ребенка, служила охранительницей рода. Изучая проблему возникновения игрушек, археологи и антропологи обратили внимание на палеолитические статуэтки, которые изображали не мужчин-богов, а преимущественно женщин. Они пришли к выводу, что перед нами культовые предметы, а некоторые из них — и амулеты53. Иначе говоря, предмет детской забавы раньше служил объектом почитания. По мнению Э.Б. Тайлора, первые идолы, сделанные человеком, не воспринимались им как живые и деятельные объекты. Он предполагал, что первоначально идолы являлись изображениями какого-либо духовного существа и должны были служить напоминанием о нем. Лишь затем, в силу развитого в детях и необразованных людях вообще стремления отождествлять символ с представляемым им существом, люди стали видеть в идоле живое и могущественное существо54. В древности детские игры и игрушки наделялись магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский покой и сон, и как «оберег» клали их в зыбку рядом с ребенком55. Процесс превращения таких статуэток в игрушки для детей, по всей видимости, занимал ни одно тысячелетие, если вспомнить, как медленно тянулся раньше общественно-исторический прогресс. Косвенное свидетельство удалось обнаружить в английском языке, где слово «doll» является сокращением греческого слова «eidolon» — идол.
53 Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994. С. 316-328. 54 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.С. 346. 55 Лисова К. Час потехи: русская игра и игрушки //Домашнее воспитание. 2001. № 5-6. Игрушка выполняет функции социализации, понимаемой как в широком, так и в узком смысле слова. Она «вынянчила» все человечество, сопровождая его эволюцию на протяжении многих тысячелетий. И неизвестно, каким бы оно, это самое человечество, было по своим гуманистическим качествам, характеру цивилизации, жизненному укладу, не будь в его истории забавных друзей наших малышей. Такова роль детской игрушки в филогенезе, т.е. развитии всего человеческого рода. Но и в онтогенезе — развитии отдельного индивида на протяжении его жизненного цикла — роль игрушки незаменима. Казалось бы, она нужна только в раннем детстве. Но стоит присмотреться к забавам и предметам, окружающим взрослых людей, как мы без труда разглядим в них прямое и косвенное, т.е. слегка замаскированное, сходство с детскими играми и игрушками. В самом начале жизненного пути — у колыбели — игрушки как бы заменяют ребенку общение с миром взрослых. Он не готов еще к встрече с ним, ему нужен подготовительный период и умелые посредники. Психологи установили, что поле зрения ребенка в этом возрасте довольно узкое, и цветные резиновые игрушки надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью на расстоянии примерно 30—40 см от лица. Еще до того, как малыш научится схватывать предметы, ему нравится смотреть на ярко окрашенные игрушки, подвешенные над его кроваткой. В 2—3 месяца младенцы с удовольствием рассматривают изображение человеческого лица. В древности детскую колыбель обвешивали разными «побрякушками», цветными тряпочками, колокольчиками, кусочками меди. По мере того как ребенок подрастал, подрастали, усложнялись и трансформировались его игрушки. Отныне они не просто привлекают к себе его внимание ярким, красочным пятном, помогая фокусировать зрительные напряжения и сосредотачиваться на одном предмете. Ребенку постарше они помогают учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели наши предки мастерили всевозможные напольные каталки и каталки на палочке. Игрушку обычно разрисовывали ярким цветным узором. Он незаменим. Не будет красок и игрушка превратится в бытовой прибор. Ребенок не обратит на нее внимания. И правильно, яркие игрушки формируют оптимиста, а бледные — угрюмого ворчуна и злобливого шкодника. Примерно с двух лет в игровой набор крестьянских детей входили игрушки для бросания и стрельбы — мечи, луки, пращи, волчки, кубари, дудки, свирели и др. К трем годам у современного ребенка в игре появляется бытовой сюжет: кормление, купание, одевание кукол (сюжетно-отобразительные игры). В этом возрасте дети уже стремятся подражать родителям: мальчик хочет водить машину или звонить по телефону, девочка — готовить обед или гулять с куклой. С пяти-шести лет крестьянские дети делали игрушки сами, а современным городским ребятишкам не всегда предоставляется подобная возмож- ность, если, конечно, ему не дать попробовать что-то делать своими руками на дачном участке. Подражая взрослым, крестьянские дети учились владеть нехитрым инструментом, преображая в поделку для игры материал, который находили вокруг себя. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и самострелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. Делали кукольную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое. Современные психологи в этом возрасте рекомендуют использовать развивающие и сюжетно-ролевые игры, в том числе шашки, шахматы, домино, лото, настольные игры; детские компьютерные развивающие программы; сложные конструкторы и электронные игрушки; куклы для кукольного театра, используемые в играх-инсценировках. СИРОТСТВОИБЕСПРИЗОРНОСТЬ Детство — самая светлая и беззаботная пора в жизни человека. Но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в силу различных обстоятельств. В повседневной жизни большинство взрослых редко сталкивается напрямую с проблемами детдомовских детей, детей-инвалидов с детства. Беспризорность и социальное сиротство — явление, насчитывающее многовековую историю. Оно возникло в глубокой древности, существует до сих пор и присуще многим развитым и развивающимся странам, особенно в кризисные периоды. У него не только своя история, но и своя анатомия и физиология, свои причины, формы проявления и последствия. Специалисты никак не придут к общему мнению о том, какими средствами можно бороться с сиротством и беспризорностью. Так и не найдено эффективного лекарства, между тем во многих странах масштабы этой болезни увеличиваются. Социологи склонны считать, что успешность ее преодоления, а также гуманное отношение к брошенным детям и старикам служит наиболее ярким показателем уровня цивилизованности любого общества. Коллективная форма заботы о сиротах и калеках, если судить по археологическим данным, возникла еще у неандертальцев. С появлением ро-доплеменного строя опеку над ними взяла на себя община, а позже — государство и церковь. МЕТОДОЛОГИЯ И ЭТИМОЛОГИЯ ВОПРОСА Устаревшее ныне и почти забытое слово «призреть» означало приглядеть за убогим, помочь сироте, подвинуть душу к состраданию и милосердию. В толковых словарях мы можем узнать о том, что призирать означает бросать взор со вниманием и участием, поступать милосердно, откликаясь на нужды ближнего, дать приют и пропитание, взять под свое покровительство. Призрение, таким образом, одновременно значит попечение, опеку и социальную защиту. Беспризорный — это маленький человек, оставшийся без социальной помощи, а не бесконтрольный. А вот слово безнадзорный обо- значает ту самую бесконтрольность, т.е. отсутствие родительского досмотра—в силу занятости на производстве, длительного пребывания в больнице или отъезда, нежелания воспитывать детей и т.п. Таким образом, безнадзорность обозначает невыполнение функций воспитания и контроля со стороны агентов первичной социализации — родителей и родственников. Беспризорность — это невыполнение социальной опеки со стороны государства и уполномоченных им социальных институтов над несовершеннолетними (т. е. неспособными еще зарабатывать на пропитание собственным трудом) гражданами в случае, когда те лишились помощи агентов первичной социализации. Запомним еще раз: безнадзорность — это дисфункция в системе агентов первичной социализации; беспризорность — дисфункция в системе институтов вторичной социализации. В дореволюционной России надзор могла осуществлять не столько семья, сколько поземельная община — первичная общность по месту жительства. Но термин «призрение» относился исключительно или преимущественно к государственным ведомствам. Понятие благотворительность имеет два значения. В узком смысле благотворительность означает оказание избирательной помощи нуждающимся из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей судьбе просящих. В широком смысле слова благотворительность включает в себя и призрение, т.е. обязательную и организованную деятельность по оказанию помощи нуждающимся с учетом их реального положения. Как правило, делом призрения занимались специальные государственные и общественные учреждения, заведения. Два понятия — беспризорность и призрение — имеют между собой не только много общего, но и происходят из одного корня. Действительно, слово «призревать» в русском языке значит опекать. Специалисты включают в совокупность действий, при помощи которых осуществляется призрение, если оно мыслится как институциализированная социальная практика (осуществляемая официальными учреждениями под контролем и управлением государства), следующие категории нуждающихся: ♦ дети-инвалиды; ♦ социальные сироты; ♦ дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей; ♦ беспризорные; ♦ дети, бежавшие от войны; ♦ дети с девиантным поведением. Институт общественного призрения в нашей стране, получающий государственное субсидирование и включающий сотни тысяч штатных сотрудников и наемных работников — от социальных работников, нянечек и учителей до врачей-логопедов и сантехников, тысячи заведений, институтов, лабораторий, санаториев и т.п., осуществляет свои функции в следующих формах и типах учреждений: ♦ школы-интернаты; ♦ детские дома; ♦ трудовые и воспитательные колонии; ♦ приюты; ♦ временные приюты; ♦ семейные детские дома. Детская беспризорность — отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершеннолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным. Его характеризуют такие признаки, как: а) отсутствие постоянного места жительства (бездомность); б) разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их), в) отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (се г) незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой). служебного, ни взятого в наем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками, друзьями, знакомыми), или пользующиеся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующие остаться без него в любой момент. Иными словами, это — «уличные» бродяги и бомжи. Их основное место ночлега — вокзал, чердак, подвал, улица. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова бездомный трактуется как «человек, не имеющий жилья, приюта». Синонимом термина «бездомный» в русском языке является термин «беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой». Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлый образ жизни». Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга. В России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающие у друзей. Существует и скрытая бездомность — это семейные общежития, разведенные люди, молодые специалисты, люди, поехавшие на великие стройки, за заработками на рыбную путину и не сумевшие там определиться и найти постоянное место работы и жительства. Беспризорный — это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализированного детского учреждения, ведущий бездомный образ жизни. Сегодня беспризорников называют «дети улицы», «дети подземелья», т.е. люди, лишенные полноценной заботы. Беспризорными на Руси считали детей, бродяжничавших и побиравшихся вместе с родителями, проживавших в сообществе воров и проституток. Тогда значение термина не было четко сформулировано, и употреблялся он как в отношении детей, так и взрослых. Но сегодня в эту категорию могут быть включены: оседлые семьи профессиональных нищих; беженцы и сезонные рабочие, приезжающие на заработки с детьми, которые большую часть дня предоставлены сами себе и не посещают ни школу, ни другие детские заведения1. Термин «беспризорный» возник еще в XVII в. с зарождением 1 Рудое А. Беспризорная Россия // Индекс/Досье на цензуру. 17/2002. государственной заботы о нищих и бездомных. К концу XVIII в. им все чаще обозначают несовершеннолетних, преимущественно до 14—16 лет. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берут на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия — сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем (рис. 31). В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство2. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях3. Рис. 31. Социальные сироты Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)»4. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а 2 Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 192. 3 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,1999. С. 299. 4 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 445. его обязательства — опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых: ♦ умерли; ♦ лишены родительских прав; ограничены в родительских правах; ♦ признаны безвестно отсутствующими; ♦ недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях; ♦ обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей; ♦ уклоняются от воспитания детей; ♦ отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно. Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту. В русском языке словом «сирота» обычно называется ребенок, лишившийся одного или двух родителей. Но не только он. Согласно словарю В.И. Даля, диалектным словарям, также обозначается «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек»5. В обиходе и фольклоре сиротой называются персонажи, лишившиеся опекуна, защитника, например, девушка, оставленная любимым, или товар (дом) без хозяина. В Древней Руси сиротами назывались крестьяне. Историк Б.Д. Греков пишет, что «сиротами» на территории Северо-Восточной Руси назывались крестьяне-смерды6. Слово смерд М. Фасмер соотносит со смердеть, смородъ: «Это слово носит отпечаток презрения к земледелию, которое расценивалось как низменное занятие»7. «Сирота» становится синонимом слова «смерд» по той причине, что обозначает человека, стоящего на низкой ступени социальной лестницы. В России XVI—XVII вв. крестьянские сироты, выросшие в монастырях и кабально зависевшие от них, назывались детеныши. Сиротами считаются все оставленные и прежде всего оставленные родителями дети, судьбой и удачей — нищие, мужьями — вдовы. Сиротами было принято также называть детей солдат. Применение слова «сирота» к детям солдат связано с тем, что рекруты и солдаты воспринимаются как социальная группа, занимающая пограничное положение между миром людей и миром мертвых, поскольку они отдалены от семьи8. Все они — оставленные, бро- 5 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1994. С. 164. ь Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 234. 7 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. M., 1971. С. 685. 8 Трофимов А.А. Сирота в славянском фольклоре, обрядах и верованиях (http://ivgi.rsuh.ru). шенные, покинутые, т.е. относятся к категории социальных изгоев и, подобно слою неприкасаемых в кастовой системе Индии, русские сироты стоят вне классовой структуры. Поскольку они вызывают у народа жалость и сострадание, обласканы русским фольклором, сказаниями и песнями, то помещать их на социальное дно, относить к андерклассу, как это делается с презираемой всеми кастой неприкасаемых, по всей видимости, нельзя. Маргинальность сирот выражается в том, что они стоят сбоку — на обочине полнокровной общественной жизни. У южных славян сирот не допускают к участию в свадебном обряде. В Сербии муку для свадебного печенья могут просеивать только девушки, имеющие родителей. Считается, что это избавит молодую от одиночества и бед семейной жизни. В некоторых свадебных ритуалах обязательно должны участвовать мальчики, при этом следят, чтобы их родители были живы9. В Болгарии не приглашают сироту на третий день после родов, когда задабривают наречниц (орисниц), которые определяют судьбу новорожденного. Столь же характерен сербский запрет сиротам первый раз зажигать огонь в новом доме. Сирота может передать свою участь окружающим, поэтому в ряде обрядов его следует отстранить от участия в них. У гайлуитов (Британ ская Колумбия) вдовцам и вдовам, сиротам и незамужним не позволяется есть первую семгу улова. Если бы они попробовали этой первой рыбы, ход семги оказался бы ничтожным10. Не всегда причиной сиротства являлась смерть обоих родителей. Австралийские аборигены звали «сиротой» и такого ребенка, у которого умерла только мать. Дети, потерявшие родителей, обычно не погибали и не голодали, однако «сирота», в представлении аборигенов, — это несчастный и плохо воспитанный ребенок, который вечно плачет и что-то просит. Образ сироты часто встречается в австралийском фольклоре; в мифах и сказках сирота — это ребенок, за которым плохо следят и который в конце концов доводит до беды и себя, и всех взрослых". Положение сирот в обществе всегда являлось депривелегированным: девочки-сироты нанимались няньками, а мальчики шли в подпаски12. Согласно белорусской легенде, волков Бог создал специально для того, чтобы сироты могли пастушеством зарабатывать себе на жизнь. Восприятие сироты как самого беззащитного и обездоленного в обществе отразилось в народном творчестве. За ним закрепилось понятие «недоля». В русском языке слово «доля» выражает не только количественную меру целого, но и правовое понимание части наследуемого имущества. Поскольку без такого стар- 9 Бромлей Ю.В., Кашуба М.С. Брак и семья у народов Югославии. Опыт историко-этнографическо- 10 См.: Бромлей Ю.В., Кашуба М.С. Указ. соч.; Седакова И.А. Хлеб в традиционной обрядности бол 1' Артемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 26. 12 Ефименко П.С. Договор найма пастухов. М., 1878. тового капитала трудно надеяться на удачную карьеру, а у сироты нет того, что завещают ему родители, судьба его, согласно народным поверьям, скорее всего не сложится. Иными словами, его ждет «недоля». Отсюда и широко распространенные представления о «сиротской недоли». Мотив сиротства как устойчивая семантическая единица использовался широко и в устном народном творчестве и в художественной литературе. О человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить, говорят «казанская сирота». Поверья фиксируют связь сирот с русалками, богинками. Покойные родители сирот в поверьях выступают как предки-покровители, а в быличках — как заложные покойники, приносящие вред живым. Сиротство — одна из основных тем похоронных причитаний. В сказках, например в «Сивке-Бурке», главный герой — младший сын-сирота. И в знаменитой «Золушке» героиня — почти сирота (есть отец, но нет матери). В частушках «сиротами» называются собственно сироты, девушки, расставшиеся с любимыми, солдаты, их дети, жены, дома, хозяева которых уехали. Здесь сирота выражает чувство одиночества и оставленное™. Оно должно вызвать у слушателя сострадание к герою. Немало и баллад, в которых действует сирота. В духовных стихах слово сирота обычно употребляется в расширительном значении, так называются все оставленные и беззащитные. В рекрутских песнях довольно часто рисуется картина несправедливости по отношению к сиротам. Распространены песни, содержащие жалобы сирот на несчастливую судьбу, клевету со стороны окружающих. Есть и такие песни, в которых родные не велят брать замуж девушку-сироту13. В традиционной культуре сирота часто оценивается негативно, поскольку может передать свое несчастье окружающим. Это проявляется в поверьях, запрещающих жениться на вдовце, имеющего грудного ребенка. Распространены запреты на участие сирот в свадебном, родильных ритуалах, поскольку оно может повлечь за собой негативные последствия для новорожденного или новобрачной. Подобного рода запреты распространяются и на предметы, название которых связано со словом сирота. Так, запрещено брать для строительства дома бревно с двойной сердцевиной — пасынком. В фольклоре образ сироты появляется в тех случаях, когда требуется вызвать жалость к герою или отметить, что он принадлежит к категории «оставленных», как в песнях, частушках. В былинах сиротство лежит в основе конфликта: сын-богатырь либо мстит за отца, либо, в случае «мнимого сиротства» с ним сражается. Содержание баллад — плохое отношение мачехи к падчерице, но справедливость баллада не восстанавливает. В лирические песни проникают два противоположных представления о сироте: о «недоле» с одной стороны, и о способности влиять на плодородие — с другой, песни последнего типа часто используются в обрядах. И, наконец, в песни и баллады проникают представления о «нерожденности» и «невоспитанности» сироты людьми, его рождают и воспитывают силы природы14. 13 Трофимов А.А. Сирота в славянском фольклоре, обрядах и верованиях (http://ivgi.rsuh.ru). 14 Трофимов А.А. Указ. соч. В социальной опеке и призрении нуждается также такая категория детей, как «бродяжки». В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях15. Мотив сиротства широко использовался в устном народном творчестве и художественной литературе ИСТОРИЯ ПРИЗРЕНИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ранняя Европа В древности общественного призрения сирот как социального института не существовало. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких выращивали за счет государ- 15 Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003. ства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афиняне: законами Солона и Писистрата (VI в. до н.э.) предписывалось гражданам призрение сирот. Величайшие умы античности, в том числе Аристотель, не знали благотворительности в собственном смысле, а Сенека говорит только о благотворении достойным16. Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием. Иногда римские писатели как будто возвышались до понятия человечности и рассуждали о сострадании. Выкупать пленных, обогащать бедных, говорит Цицерон, значить тоже служить государству. У Плиния находим прекрасные слова о том, что нужно ра зыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима. Но обычная благотворительность римских богачей носила другой характер: это была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность. У римлян, в V в., законом Двенадцати таблиц допущено было подкидывание детей на площади для принятия на воспитание желающими, и лишь с утверждением империи стала проявляться забота о детях. Император Август, царствовавший на рубеже христианской эры, учредил особый фонд для покупки на проценты с него сиротам одежды и продовольствия; на последнее отпускалась еще некоторая часть хлеба из общественных амбаров17. Израильтяне, считая детей даром от Бога, одними из первых стали проявлять заботу о сиротах. По закону Моисея, евреи обязаны были делиться с детьми плодами, собранными народом; на содержание покинутых детей отчислялась определенная доля золота, хранившегося в храме для нищих. Возможно, поэтому в их среде и зародилось христианство. Когда христианство начало проникать в Римскую империю, здесь появились разного рода богоугодные заведения, которых во времена язычества совсем не существовало. В языческую эпоху обычное право предоставляло воспитателю бездомного ребенка власть обратить его в своего раба. Императоры первых веков христианства, покровительствуя бездомным детям, принуждены были выбирать одно из двух: или ребенок погибнет без помощи, или же, оставшись живым, сделается рабом своего воспитателя, призревавшего ребенка зачастую ради утонченного разврата. В конце I в. выход нашел римский император Кокцей Маркус Нерва (96—98 н.э.), издавший закон о воспитании детей на общественный счет. Он открыл своим царствованием одну из самых блистательных эпох в истории римской империи. Но выше его оказался его преемник Траян (98—117 н.э.), прославившийся своими военными подвигами. Но еще больших успехов он добился на гражданском поприще: народ боготворили его еще при жизни. И не случайно. Император Траян первый стал учреждать особые дома для призрения покинутых детей {alimentatio) не только в Риме, где их воспитывалось более 5 тыс., 16 Рошер В. Система призрения бедных и мероприятия против бедности / Пер. К.А. Чемены. Черкас 17 Суворов Н.С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889. но и в других городах. До наших дней дошло изображение Траяна, на котором он представлен окруженным детьми, призреваемыми его alimentatio (рис. 32). Последующие императоры, в заботах о благосостоянии своих подданных, повсеместно учреждали воспитательные дома18. Рис. 32. Император Трапн с воспитанниками С распространением христианства в Европе в IV—VI вв. н.э., а затем утверждением его в качестве государственной религии ситуация начинает меняться. Христиане — и это проходит через всю раннехристианскую литературу — призывали к себе нищих, вдов, сирот, калек, блудниц, т.е. всех отверженных по нормам общинной морали древних обществ. Идея христианского милосердия означала помощь всем страдающим, независимо от причин страдания; милосердие было направлено на отдельную личность, и в этом отношении христианская благотворительность отличалась от коллективных раздач и общественных пиршеств древнего мира. Милосердие — один из компонентов христианской нравственности. Согласно евангельской традиции, Иисус учил религии бескорыстия, самопожертвования, прощения. Первые христиане провозглашали нормативную нравственность, включавшую любовь к врагам, воздаяние добром не только за добро, но и за зло. Согласно новому учению о любви к ближнему и «малым сим», призрение детей стало нравственным долгом каждого человека. Церковь считала все свое имущество достоянием бедных, хотя верующие приносили епископу также специальные пожертвования для целей благотворительности. Собранные таким путем деньги идут на пропитание и похороны неимущих, на поддержку убогих сирот, как мальчиков, так и девочек, а также беспомощных стариков, которые не в состоянии больше покидать свое жилище, на помощь потерпевшим кораблекрушение, присужденным к работам в рудниках. Апостол Иаков писал, что настоящая вера заключается в призрении сирот. По словами св. Апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Климент Римский восхваляет гостеприимство и подчеркивает его в своем послании к христианам Коринфа, как их главное достоинство. Он сообщает, что мно- 18 Суворов Н.С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889. гие христиане добровольно шли в тюрьму, чтобы освободить других, и многие становились рабами, чтобы на уплаченные за них деньги выкупить других19. В эпоху нашествия варваров и переселения народов делом призрения детей занялись монастыри. В XI—XII вв. в Западной Европе возникают странноприимные ордена, поставившие себе обязанностью собирать бродячих детей и воспитывать их. Весь груз заботы о сиротах на протяжении нескольких веков несла на себе Церковь, а в XIV—XVI вв. она подключила к социальной опеке местные общины и крестьянский мир. В них создавались особые дома для призрения бедных — детей и взрослых. Киевская Русь Милосердие и благотворительность корнями глубоко уходят в начало российской истории. У их истоков стояли великие киевские князья, монастыри, московские и петербургские цари. Еще тогда возникла благородная традиция: забота о престарелых, детях-сиротах, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, чуткости, внимании. Цари и императрицы открывали специальные дома «для нищих детей», устраивали в городах России госпитали и приюты для незаконнорожденных младенцев, помогали голодным и бездомным, которые содержались за счет городских доходов, пожертвований частных лиц и церкви. Еще со времен Древней Руси верховная власть стремилась проявлять заботу о детях-сиротах. Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения, т.е. после 988 г. Забота о них сводилась в основном к подаче милостыни и кормлению сирот и возлагалась на князей и церковь. Не только государство, но и церковь, дворянство и купечество, обладавшие для этого необходимыми материальными ресурсами, устраивали пристанища для старых, бедных, больных, вдов и сирот, всех, кто нуждался в помощи. Попечительством о бедных, больных и бездомных отличалась еще великая княгиня Ольга. Ее доброта к немощным и неимущим отражена в русских летописях. О ее деятельности пишет, в частности, Нестор, автор «Повести временных лет». Своей щедростью прославился уже в X в. киевский князь Владимир Святославович, известный в народе как Владимир Красное Солнышко и получивший красивое прозвище именно за свою щедрость. Он был истинным отцом бедных и страждущих. Каждый убогий и нищий мог прийти на княжеский двор и получить там на «всякую потребу, питье и яствы, и от скотниц кунами». Для больных, которые не могли дойти до княжеского двора, князь велел слугам развозить по улицам хлеб, мясо и рыбу, мед, овощи и квас, и люди его, обходя город, спрашивали, где проживают нищие и недужные и наделяли их всем необходимым. 19 Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. М., 1913. Но особое значение для общественного призрения и благотворительности как государственной структуры имел Устав (996) князя Владимира. Именно он определил общественное призрение как одну из основных функций государства и послужил началом к устройству благотворительных учреждений в России вплоть до XVIII в. Устав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдовицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют». Нормативные княжеские документы определяли десятину, которая шла на содержание монастыря и церквей, богаделен, больниц, странноприимных домов. Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д.20 Князь Владимир, равноапостольный Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки — княгини Ольги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной он сооружает там же церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Владимир повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, странных, сирот и вдовиц. После победы над печенегами, как рассказывает летопись, князь «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». И произнес тогда князь Владимир: «Яко немощные и больные не могут долезти двора моего. И повелел пристроити кола (телеги) и всклад хлеба, и мясо, и рыбы, и овощи разно-личные, и мед в бочках, а в других квас возить по городу, вопрошающе: где больные и нищие, и немогущие ходить? И тем раздалху на потребу...»21 20 См.: Благотворительная Россия: История государственной благотворительности в России: В 2 т. 21 Горелова Л.И. «Скинулся» народ на похороны князя // Московская правда. 1994. 4 мая. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., остался верен традициям своего отца. Как говорит предание, Ярослав был «якоже и отец его христолюбив и нищелюбив». Одним из первых благотворительных деяний Ярослава было утверждение на его личные средства сиротского училища, где содержались и учились 300 воспитанников. Призрение страждущих было одной из главных обязанностей и великого князя Владимира Мономаха. Древние предания сохранили для потомков его основную заповедь: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя». И своим детям он завещал: «Избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». Дети князя строго соблюдали наказ отца. Внук Владимира Мономаха великий князь Ростислав Мстиславович после смерти своего дяди великого князя Вячеслава Владимировича (1154) все его имущество и казну раздал монастырям, церквям, бедным, вдовам и странникам. А его сын — князь Роман Ростиславович всю жизнь занимался благотворительностью, отдал всю свою казну, не оставил себе даже на погребение. Хоронили князя на... народные пожерт вования. За один день была собрана такая сумма, которая превосходила доход князя за целый год. Заботясь о беспомощных, желая, чтобы и правители обращали на них внимание, великий князь Александр Ярославович (известный как Александр Невский) в 1247 г. издал указ, в котором говорилось об обязанностях Совета бояр: «Принимайте под защиту вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы. Он с меня и с вас взыщет»22. В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя, либо возлагалась на церковь. Русские монархи, вначале киевские князья, а после них московские цари, совершая акты благотворения, выступали не как олицетворение государства, а как частные лица. Централизованная система государственного призрения сирот возникла гораздо позже — в императорский период. «Огосударствление» общественного призрения завершилось к 1810 г. передачей губернских приказов общественного призрения под юрисдикцию Министерства полиции и продолжалось, таким образом, сто лет. Крестьянская община На Руси способ добывания хлеба нищенством искони считался чуть ли не естественным для вдов, калек и сирот. Со времен татаро-монгольского нашествия женщины, старики и дети, лишившиеся кормильца и защитника, дома и земли, отсидевшиеся по лесным схронам, уцелевшие и не взятые 22 Клемантович И. Благотворительность в России: уроки истории // Воспитание школьников. 1999. № 6. С. 27—29; Воронова Е.А. Благотворительность в социальной политике России. Ист. аспект // Вестн. Сиб. ун-та. Сер. 6. 1997. Вып. 3. С. 67-72; Хайрумина А. Благотворительность в России, 19 в. // Татарстан. 1992. № 11-12. С. 79-83; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М, 2001; Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград. 2000; Горелова Л.И. Указ. соч. в полон, разбредались по землям и пополняли собой ряды бродяг и нищих. Тогда же в сельских общинах сложился способ помощи приходящим нищим и странникам, который стал традиционным и местами дошел до наших дней. Старейшина или староста деревни распределял пришедших (часто это были достаточно большие группы людей) по домам, где им практически обязаны были предоставить пищу и ночлег, а также дать хлеба на дорогу. Если община могла предоставить постоянный кров ребенку-скитальцу, то он оставался в общине и поступал работником в чей-либо зажиточный двор. Часть малолетних и убогих попадала в монастыри23. В основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим — родителям, дедам и прадедам, старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», — писали из Тульской губернии на рубеже XVIII— XIX вв. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непочтительное отношение к старшим24. Традиционная русская община, просуществовавшая на территории нашей страны тысячу лет, назначала опекуна, а иногда и нескольких. В том случае, если у сироты нет имущества, ему избирают воспитателя, который о нем заботится. Согласно дошедшим свидетельствам из Владимирской губернии, «община заботится о сиротах: до взросления оброк распределяется между общинниками»25. За сиротой крестьянская община закрепляла ряд социальных привилегий: «Дедом завешанное внуку отец может отнять, если же завещано дедом сироте, тогда никто не вправе отнять завещанного»26. Опека длится до вступления в брак, который изменяет статус сироты. Он как бы сравнивается теперь с полноценными женатыми и замужними крестьянами, поскольку теперь наличие или отсутствие родителей не играет прежней роли. В свадьбе сироты принимает участие вся деревня: «Если выдают замуж сироту, у которой от матери мало или ничего не осталось, то перед свадьбой крестная обойдет всех женщин по селу; все, за исключением самых бедных, считают своим долгом дать сироте какой-либо ткани — полотнище на рубаху или полотнище на поневу»27. Община ведет денежные дела сироты, готовит приданое. Община берет на себя не только многочисленные экономические расходы, организует коллективную социальную опеку, но и выполняет другую родительскую функцию — духовного наставничества. 23 Рудое А. Беспризорная Россия // Индекс/Досье на цензуру. 17/2002. 24 Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 143. ъ Лядов Л. Юридические обычаи крестьян Шуйского уезда // Ежегодник Владимирского статистического комитета. Т. I. Вып. 2. Владимир, 1877. С. 84. 26 Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии. Кн. 1. Архан 27 Гринкова Н.Н. Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губернии // Изв. Гос. Сироты, у которых нет никакого имущества, кормились на счет мира у того, кто согласится их принять, или ходили из дома в дом поочередно и тем пропитывались до 12 лет. После чего мальчики шли в пастухи, а девочки в няньки или батраки и жили своим трудом. Такая форма призрения называлась подворным кормлением. Бывали случаи, когда таких сирот брал богатый крестьянин. Участь других — приют. Способных отдавали «в чужие люди» для обучения ремеслу или в услужение за небольшую плату. Случалось, что малолетних, если они непослушны и склонны к шалостям, отпускали «в куски» — прокармливаться сбором подаяния Христа ради28. Как показывает И. Соловьева, формы призрения крестьянских сирот в конце XIX в. были разными: опека, подворное кормление, отдача детей на вскормление за деньги, усыновление, помещение в сельскохозяйственные приюты (после появления таковых в 1890—1900-х гг.). Дети, оказавшиеся на попечении родственников, оставались жить под кровом той же семьи, находя в ней защиту себе; иное дело, когда у сироты не было взрослых родственников. Сельские сироты, находившиеся в общине, попадали под ее коллективную заботу. Она назначала своего представителя — наиболее уважаемого крестьянина в опекуны, который и заменял умершего отца. Помимо опекуна общество зачастую выбирало еще попечителя, своего рода надсмотрщика над ним. Кандидатуру попечителя утверждали волостное правление, староста или земский начальник. Часто на руки опекуну выдавали особую книжку, в которую он записывал приход и расход по имуществу опекаемого. Один или два раза в год опекун представлял устный отчет сельскому сходу с участием волостного старшины и волостного писаря, писарь просматривал имущество, которое было при прошлогодней проверке. По материалам бюро кн. Тенишева ясно видно, что возможность вмешательства мира в любой момент служила силой, сдерживающей беззаконные действия. Русский крестьянин, принимая на себя опекунство, руководствовался различными мотивами: ♦ экономическими — возможность получить рабочие руки, упрочить свое материальное положение за счет имущества малолетних; ♦ морально-этическими — достойно выглядеть в глазах общества, принять оказанную честь; ♦ религиозными — стремление проявить христианское милосердие. К 11 — 12 годам опекаемый заканчивал обучение в сельской школе, и общество отдавало его куда-нибудь в «мальчики» (т. е. в прислугу, в ремесленное обучение, на железную дорогу и т.д.) или, чаще всего, в пастухи в своей же деревне, а девочек отправляло учиться шить или в «пестуньи» (няньки). С этого момента опекаемые сироты уже сами зарабатывали себе на хлеб. Деньги, полученные сиротой в работниках, отдавали опекуну, который принимал на себя обязательство вернуть их после прекращения опеки. 28 Соловьева И. Крестьянские сироты XIX века // Нескучный сад. Православный журнал о делах милосердия. 2002. № 3. Возраст снятия опеки по документам колеблется от 18 до 25 лет. Обычно опеку снимали по достижении 18 лет. В Орловской, Новгородской, Вологодской губерниях за совершеннолетний возраст был принят 21 год, до исполнения которого опекаемый не имел права распоряжаться деньгами и оформлять нотариальные сделки. Подворное кормление — форма коллективной заботы о сиротах в крестьянской общине При снятии опеки опекун при полном собрании всего сельского общества во главе с сельским старостой снимал с себя опекунскую обязанность и, объявив о совершеннолетии опекаемого, представлял письменный отчет в своих действиях. Имущество принимали по описи, кроме того, опекун показывал книгу приходов и расходов. Если общество не находит «погрешностей, то идет осматривать опекаемое имение... когда все исправно и согласно с описью, и заметит старания опекуна... поблагодарит его за усердие и с честью снимают» с него опеку. «Если имущества недостает без уважительной причины, опекун должен заменить своим, а если такового не имеет, то его миром отдают под суд»; если же имущества стало больше, чем было, то приобретенное делится пополам между опекуном и опекаемым29. Династия Романовых Ко времени правления Ивана Грозного призрение бедными страждущих, куда в первую очередь входили дети-сироты, уже начало входить в круг государственного управления, осуществляющегося с помощью тогдашних административных учреждений — приказов. Государство было заинтересовано в развитии благотворительности, стремилось «приохотить сограждан идти на добро и пользу государственные, возбудить охоту к пожертвованиям». Попечение о них продолжало также осуществляется большинством монастырей и частными лицами. В период «Смутного времени» (начало XVII в.) правительство Бориса Годунова заботилось о вдовах и сиротах, при- 29 Там же. G09 чем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывалось в летописи, Борис Годунов «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным». Предпринятые им меры включали и бесплатную раздачу хлеба бедным и сиротам. Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, передал открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Несколько позже, при его преемнике царе Алексее Михайловиче, патриарх Никон получил от царя право принимать от «страждущих» прошения и делать по ним представление царю дальнейшего разрешение этих просьб. Очевидно, в это время в Новгороде архимандритом был открыт первый дом для сирот30. Идея постепенного развития социального обеспечения беднейших слоев населения, прежде всего детей сирот, воплощается в царствование Алексея Михайловича, когда в связи с укреплением центральной власти были созданы специальные приказы, занимающиеся призрением бедных. В 1682 г. в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись безродные нищие дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии специальных домов, где они должны были обучаться грамотам, ремеслам и наукам, которые «зело и во всех случаях нужны и потребны». С этого проекта зарождается идея государственного призрения детей31. Первые специальные учреждения в России для детей-сирот были открыты в XVIII в. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». С императора Петра I в русской благотворительной деятельности начинается новый период, который характеризуется доминирующей ролью государства. В 1720 г. Петр I, борясь с нищенством, одновременно повелел отдавать детей в гарнизонные школы, а на сельских старост и сотских возложил обязанность собирать с жителей на пропитание нищим. В 1763 г. Екатерина II издала указ об основании в Москве Воспитательного дома для «приносных детей». Во Франция подобное произошло позже: лишь в 1791 г. учреждено правительственное Попечительство над малолетними, находившимися в домах призрения. Вслед за тем в странах Западной Европы наблюдался подъем филантропической деятельности и один за другим начали учреждаться детские приюты. Следуя общеевропейским воззрениям, российские монархи рассматривали призрение детей не только как систему материального обеспечения и прокормления, но также, а может быть, и в первую очередь, как воспитание полезных членов общества. С этой целью в приютах стали вводить обучение питомцев как грамоте, так и профессиональным знаниям. В 60-е гг. XVIII в. Екатерина II основала императорские воспитательные дома в городах Санкт-Петербурге и Москве, в которые при- 3(1 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1998. 31 Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. С. 88. нималисьдети «несчастнорожденные и от людей зверски отверженные». В 1770 г. состоялось торжественное открытие воспитательного дома «Для призрения несчастнорожденных детей, сирот и бедняков» в Петербурге. Жителей провинции призывали проявлять милосердие к брошенным детям, принимать и воспитывать их в своих семьях до определенного возраста, а затем привозить в воспитательные дома. За это приемным родителям выплачивалось денежное вознаграждение: за двухлетнего — 10 руб., за трехлетнего — 17 руб., за пятилетнего — 30 руб. В 1772 г. было подготовлено специальное объявление, которое зачитывалось при стечении народа во всех российских церквях. 1775 г. в отечественной истории отмечен учреждением Приказа общественного призрения. В 1796 г. вышел именной указ Павла I о назначении императрицы Марии Федоровны, супруги императора, руководителем всеми социальными учреждениями России. Последние так и стали именоваться — «Учреждения импе ратрицы Марии». Мария Федоровна заведовала ими до своей кончины в 1828 г., видя главную свою задачу в благотворительной помощи нуждающимся. Мария Федоровна привлекала к благотворительной деятельности великих князей и княжен. С целью улучшения положения дел в подведомственных учреждениях она выходила с предложениями на императора. Например, приняв под попечительство благотворительные учреждения и обнаружив, что многие влачат жалкое существование, императрица убедила Павла I погасить их долги. За 30 лет деятельности Мария Федоровна значительно расширила сеть подведомственных учреждений. При ее непос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|