Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М.Ю. Бакулин О кукле Барби




Девочки всегда играли в кукол. Помните своих пучеглазых красавиц с румяными щечками, с не­послушными ногами, торчащими из игрушечной коляски, вы помните их, нынешние мамы и бабуш­ки? Их можно было пеленать, ласкать, наказы­вать, давать смешные имена, кормить манной ка­шей с ложечки, ставить уколы и делать причес­ки. Они делили с нами и стол и постель. Теперь все не так. Девочкам на дни рождения дарят длин­ноногих красавиц Барби. Их дарят и в Китае и в Африке, в Полинезии и в Сибири. Одинаковые красавицы, к которым прилагаются наряды, дома с фонтанами, куча женихов-красавцев, пляжные тапочки, очки для загара и т.п. Раньше девочки играли с куклой «в ребенка». Кук­ла воспроизводила пропорции детского тела, она была близка и понятна малышке. Эта кукла учи­ла девочку самому главному — быть матерью,


учила любить, воспитывать, заботиться о ком-то. Детсадовские «дочки-матери» разыгрывали буду­щее и вполне возможное семейное, материнское счастье. Кукла-младенец учила свою маленькую хозяйку пеленать, кормить, воспитывать. К ней можно было относиться строго — на ней, на кук­ле, отрабатывались запреты родителей, которым ребенок приучался подчиняться, научая слушать­ся сначала свою пластмассовую или целлулоид­ную «Машу»: «Я слушаюсь, так надо, и ты слушай­ся». Ребенок ставил себя на место взрослого, учил­ся ответственности. А потом, ведь нужно было одевать «голышку», шить украшения, праздничные платья, вязать чепчики и носочки. На кукле девоч­ка приобретала очень важные навыки. И посмотрите на куклу Барби. Это вполне развив­шаяся деваха, с гипертрофированными волоса­ми, ногами и половыми признаками. Самое важ­ное для родителей здесь — понять, что Барби нельзя нянчить, ее можно только украшать. При­чем украшать только совершенно определенным

51 Соловьева Е. Мне нравится в нее играть... (www.i-deti.ru).

неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предме­том интерьера. Куклы встречают нас в театре, магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX в. появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, — авторская кукла. Зарож­дение нового жанра было вызвано желанием художников уйти от обезличен­ной фабричной игрушки и создать нечто неповторимое, такое, каким явля­ется каждый ребенок. Некоторые специалисты считают, что она впервые возникла в творчестве Аннетт Химштедт. А другие полагают, что авторская кукла существовала всегда, в творчестве каждой девочки, своими руками создающей неповторимую игрушку. Ныне этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Такие куклы неповторимы, это шедевры в един­ственном экземпляре, так называемые one-of-a-kind^1. Даже копии, выпол­ненные самим автором, отличаются одна от другой. Их создают мастера высочайшего класса, количество которых не превышает двух сотен. Имен­но они составляют различные художественные сообщества, например NIADA — Национальный институт американских художников-куклоделов, который насчитывает сегодня 55 членов, а процедура приема длится не ме­нее года. Ежегодные конференции NIADA собирают до 3 тыс. человек.

Кукольные мастера делятся на несколько типов. Одни принадлежат к элите, создают уникальные шедевры в единственном экземпляре, возглав­ляют международные ассоциации, составляют мировую элиту. Другие ни­куда не выходят и больше работают, публикуют свои работы в каталогах и делают кукол не в единственном числе, а ограниченными тиражами (limited edition). Максимум — 50 экз. Чаще — от 10 до 20. Тираж куклы, определен­ный автором, заявляется в ежегодном каталоге, а после тиражирования фор-

образом, так как она выражает уже какой-то штамп красоты — пышные волосы, стройные ноги, развитая грудь. Эти акценты стоят вопросом

перед детскими глазами. И если ребенок не чув­ствует себя похожим на Барби — то это трагедия для ребенка. И если ребенок чувствует себя по­хожей на Барби — это трагедия для родителей. Барби — она явно не ребенок. Она требует жертв. Эта кукла ставит девочку-хозяйку не в


роль матери только что родившегося младенца, а в роль матери взрослой дочери, которая тре­бует модных нарядов и понимания своего ново­го «модного» поведения. Девочка все время хо­чет поменяться с Барби местами — и капризно требует этого от родителей. Наряжая Барби, она почти формирует свое жизненное кредо — быть строптивой куклой в чьих-то руках, от ко­торых требуется внимание, забота и ответ­ственность. Барби приучает свою маленькую хозяйку снимать ответственность с себя. Поло­вая перезрелость куклы Барби рождает безот­ветственность и взрослые амбиции у ребенка, начинающего выказывать свою половую при­надлежность гораздо раньше, чем того требует природа. Здесь лучшую роль среди дополнений к Барби — шкафчиков, ванночек, стульчиков, платьиц и зеркал — играет ее Жених, безымян­ный красавец-приложение. Сокращено по источнику: Какие бывают куклы и как в них играть (http://www.nanya.ru).

52 Цены на one-of-a-kind «гуляют» в пределах от 1 до 55 тыс. долл.

ма, в которой отливались куклы, в присутствии свидетелей торжественно разбивается. Это означает, что таких кукол никогда не будет больше 20 или 30, но выполняться они будут по мере поступления заказов, так что в дей­ствительности их может оказаться всего 5 или 6. Около 90% коллекционе­ров собирают именно limited edition, оценив по достоинству художественные качества и относительную доступность цен, которые в этом случае варьиру­ются от 1,5 тыс. до 20 тыс. долларов. Кроме того, коллекционные куклы производятся серийно крупными фирмами-производителями, которые по­купают дизайны у талантливых авторов и тиражируют их из фарфора, ви­нила и биггидура. Большие тиражи — от 500 до 5 тыс. экз., скромные цены, начинающиеся со 100 и в редчайших случаях доходящие до 2—2,5 тыс. долл. Ими меняются, их фотографии публикуют в каталогах и журналах. У каж­дой коллекционной куклы на затылке или на спине обязательно есть марки­ровка, где указано имя мастера или название фирмы, лимитация (общий тираж) и порядковый номер экземпляра.

К числу выдающихся кукольных дел мастерам (куклоделам) сегодня от­носятся Хильдегард Гюнцель, Мерилин Стивере, Бриджитт Деваль, Рената Хорнунг, Анни Митрани, Роберт Тоннер, Филипп Хет, Татьяна Баева, Кри­сти Кумминс, Пауль Крис, Петер Коэ, Лиза Лихтенфельс, Уте Козе Лепп, Карен Шмидт, Анна Гилленберг, Аннетт Химштедт, Вера Шольц, Юта Кис-линг, Эштон Дрейк, Люси Дейл, Донна Руберт, Диана Еффнер и др.

Куклы все больше приобретают черты уникальной личности и превращаются в предмет страстного коллекционирования. Считается, что коллекционирование кукол — удел не только состоятельных, но и утонченных натур. Среди них осо­бы королевской крови, знаменитые артисты, политические деятели, которые гордятся своими коллекциями и всячески их рекламируют. Известен случай, когда коллекционер на аукционе заплатил за куклу 270 тыс. долл. Но, несмот­ря на высокую стоимость, собирателей кукол в мире больше, чем нумизматов и даже филателистов. Брюс Виллис подарил своей жене куклу ценой в 55 тыс. долл. Принцесса Диана продала бесценную коллекцию кукол в пользу неиму­щих детей и многие из них теперь обеспечены на всю жизнь. Кукол Анны Гил­ленберг одевают Юдашкин, Зайцев и Бартенев.

Сегодня открываются музеи и галереи, проводятся конференции и семи­нары, возникают новые имена, новые материалы, общества и собрания, посвященные куклам и всем кукольным проблемам. Куклам посвящены десятки солидных журналов Америки и Европы. Ведущие кукольные жур­налы мира — «Contemporary Doll Collector», «Dollreader», «Dolls». Кукольные выставки-продажи проходят по всему миру и привлекают миллионы людей. Кукольная промышленность растет и набирает обороты.

А на другом конце света все большей популярностью у молодых незамуж­них японских женщин сегодня пользуется кукла «Примопуэл», способная имитировать поведение маленького ребенка. Только за год в Стране восхо­дящего солнца продается около 500 тыс. этих игрушек. Плюшевая интерак­тивная кукла внешне напоминает Чебурашку и снабжена внутренними ча­сами и термометром; она знает более 250 выражений. В зависимости от об­стоятельств кукла произносит «Доброе утро», «С Рождеством», «Как холодно» и пр. Раз в год, 1 апреля, она шутит. Кроме того, игрушка реагиру-

ет на объятия. К большому удивлению производителей, новая кукла пользу­ется спросом не только у неустроенных в личном плане молодых женщин, но и у пожилых японок.

ФИЛО- И ОНТОГЕНЕЗ ИГРУШКИ

Как видим, в разных формах игрушка сопровождает человечество на всем пути его исторического развития — от древности до современности. Любая, даже самая простенькая она имеет свою историю, которая зачастую уходит в глубь веков. Большинство игрушек раньше были совсем не тем, чем сегодня. Кукла, например, была «Богиней». Мяч — священным предметом. А погре­мушка со свистулькой — грозным ору­дием в борьбе с нечистой силой, злыми духами. У историков не вызывает со­мнений, что в ранних цивилизациях иг­рушки служили не только для детских утех или были неким «пособием» для обучения жизни — охоте, войне, ремес­лу, быту, скотоводству и земледелию, но являлись атрибутами мистерий, пред­метами религиозных культов. Считается, что игрушка являлась оберегом ре­бенка, служила охранительницей рода.

Изучая проблему возникновения игрушек, археологи и антропологи об­ратили внимание на палеолитические статуэтки, которые изображали не мужчин-богов, а преимущественно женщин. Они пришли к выводу, что пе­ред нами культовые предметы, а некоторые из них — и амулеты53. Иначе го­воря, предмет детской забавы раньше служил объектом почитания. По мне­нию Э.Б. Тайлора, первые идолы, сделанные человеком, не воспринимались им как живые и деятельные объекты. Он предполагал, что первоначально идолы являлись изображениями какого-либо духовного существа и должны были служить напоминанием о нем. Лишь затем, в силу развитого в детях и необразованных людях вообще стремления отождествлять символ с пред­ставляемым им существом, люди стали видеть в идоле живое и могуществен­ное существо54.

В древности детские игры и игрушки наделялись магической силой. Счи­талось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. Если же небрежно об­ращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский покой и сон, и как «оберег» клали их в зыбку рядом с ребенком55. Процесс превращения таких статуэток в игрушки для детей, по всей ви­димости, занимал ни одно тысячелетие, если вспомнить, как медленно тя­нулся раньше общественно-исторический прогресс. Косвенное свидетель­ство удалось обнаружить в английском языке, где слово «doll» является со­кращением греческого слова «eidolon» — идол.

53 Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994. С. 316-328.

54 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.С. 346.

55 Лисова К. Час потехи: русская игра и игрушки //Домашнее воспитание. 2001. № 5-6.

Игрушка выполняет функции социализации, понимаемой как в широ­ком, так и в узком смысле слова. Она «вынянчила» все человечество, сопро­вождая его эволюцию на протяжении многих тысячелетий. И неизвестно, каким бы оно, это самое человечество, было по своим гуманистическим ка­чествам, характеру цивилизации, жизненному укладу, не будь в его истории забавных друзей наших малышей. Такова роль детской игрушки в филоге­незе, т.е. развитии всего человеческого рода.

Но и в онтогенезе — развитии отдельного индивида на протяжении его жизненного цикла — роль игрушки незаменима. Казалось бы, она нужна только в раннем детстве. Но стоит присмотреться к забавам и предметам,

окружающим взрослых людей, как мы без труда разглядим в них прямое и косвенное, т.е. слегка замаскирован­ное, сходство с детскими играми и иг­рушками.

В самом начале жизненного пути — у колыбели — игрушки как бы заменяют ребенку общение с миром взрослых. Он не готов еще к встрече с ним, ему нужен подготовительный период и умелые по­средники. Психологи установили, что поле зрения ребенка в этом возрасте до­вольно узкое, и цветные резиновые иг­рушки надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью на расстоянии примерно 30—40 см от лица. Еще до того, как малыш научится схватывать предметы, ему нравится смотреть на ярко окрашен­ные игрушки, подвешенные над его кроваткой. В 2—3 месяца младенцы с удо­вольствием рассматривают изображение человеческого лица.

В древности детскую колыбель обвешивали разными «побрякушками», цветными тряпочками, колокольчиками, кусочками меди. По мере того как ребенок подрастал, подрастали, усложнялись и трансформировались его игрушки. Отныне они не просто привлекают к себе его внимание ярким, красочным пятном, помогая фокусировать зрительные напряжения и сосре­дотачиваться на одном предмете. Ребенку постарше они помогают учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели наши предки мастерили все­возможные напольные каталки и каталки на палочке. Игрушку обычно раз­рисовывали ярким цветным узором. Он незаменим. Не будет красок и иг­рушка превратится в бытовой прибор. Ребенок не обратит на нее внимания. И правильно, яркие игрушки формируют оптимиста, а бледные — угрюмо­го ворчуна и злобливого шкодника.

Примерно с двух лет в игровой набор крестьянских детей входили игруш­ки для бросания и стрельбы — мечи, луки, пращи, волчки, кубари, дудки, свирели и др. К трем годам у современного ребенка в игре появляется быто­вой сюжет: кормление, купание, одевание кукол (сюжетно-отобразительные игры). В этом возрасте дети уже стремятся подражать родителям: мальчик хочет водить машину или звонить по телефону, девочка — готовить обед или гулять с куклой.

С пяти-шести лет крестьянские дети делали игрушки сами, а современ­ным городским ребятишкам не всегда предоставляется подобная возмож-

ность, если, конечно, ему не дать попробовать что-то делать своими рука­ми на дачном участке. Подражая взрослым, крестьянские дети учились вла­деть нехитрым инструментом, преображая в поделку для игры материал, ко­торый находили вокруг себя. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и самострелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. Делали куколь­ную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое.

Современные психологи в этом возрасте рекомендуют использовать раз­вивающие и сюжетно-ролевые игры, в том числе шашки, шахматы, доми­но, лото, настольные игры; детские компьютерные развивающие програм­мы; сложные конструкторы и электронные игрушки; куклы для кукольно­го театра, используемые в играх-инсценировках.

СИРОТСТВОИБЕСПРИЗОРНОСТЬ

Детствосамая светлая и беззаботная пора в жизни человека. Но, к со­жалению, многие дети лишены этого счастья в силу различных обстоя­тельств. В повседневной жизни большинство взрослых редко сталкива­ется напрямую с проблемами детдомовских детей, детей-инвалидов с детства.

Беспризорность и социальное сиротство — явление, насчитывающее многовековую историю. Оно возникло в глубокой древности, существует до сих пор и присуще многим развитым и развивающимся странам, осо­бенно в кризисные периоды. У него не только своя история, но и своя ана­томия и физиология, свои причины, формы проявления и последствия. Специалисты никак не придут к общему мнению о том, какими средства­ми можно бороться с сиротством и беспризорностью. Так и не найдено эффективного лекарства, между тем во многих странах масштабы этой болезни увеличиваются. Социологи склонны считать, что успешность ее преодоления, а также гуманное отношение к брошенным детям и стари­кам служит наиболее ярким показателем уровня цивилизованности лю­бого общества.

Коллективная форма заботы о сиротах и калеках, если судить по архео­логическим данным, возникла еще у неандертальцев. С появлением ро-доплеменного строя опеку над ними взяла на себя община, а позже — государство и церковь.

МЕТОДОЛОГИЯ

И ЭТИМОЛОГИЯ ВОПРОСА

Устаревшее ныне и почти забытое слово «призреть» означало приглядеть за убогим, помочь сироте, подвинуть душу к состраданию и милосердию. В толковых словарях мы можем узнать о том, что призирать означает бро­сать взор со вниманием и участием, поступать милосердно, откликаясь на нужды ближнего, дать приют и пропитание, взять под свое покровительство. Призрение, таким образом, одновременно значит попечение, опеку и соци­альную защиту. Беспризорный — это маленький человек, оставшийся без социальной помощи, а не бесконтрольный. А вот слово безнадзорный обо-

значает ту самую бесконтрольность, т.е. отсутствие родительского досмот­ра—в силу занятости на производстве, длительного пребывания в больни­це или отъезда, нежелания воспитывать детей и т.п.

Таким образом, безнадзорность обозначает невыполнение функций вос­питания и контроля со стороны агентов первичной социализации родите­лей и родственников. Беспризорность — это невыполнение социальной опеки со стороны государства и уполномоченных им социальных институ­тов над несовершеннолетними (т. е. неспособными еще зарабатывать на пропитание собственным трудом) гражданами в случае, когда те лишились помощи агентов первичной социализации. Запомним еще раз: безнадзор­ность — это дисфункция в системе агентов первичной социализации; беспри­зорность — дисфункция в системе институтов вторичной социализации. В до­революционной России надзор могла осуществлять не столько семья, сколь­ко поземельная община — первичная общность по месту жительства. Но термин «призрение» относился исключительно или преимущественно к го­сударственным ведомствам.

Понятие благотворительность имеет два значения. В узком смысле бла­готворительность означает оказание избирательной помощи нуждающим­ся из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей судьбе просящих. В широком смысле слова благотворитель­ность включает в себя и призрение, т.е. обязательную и организованную деятельность по оказанию помощи нуждающимся с учетом их реального положения. Как правило, делом призрения занимались специальные госу­дарственные и общественные учреждения, заведения.

Два понятия — беспризорность и призрение — имеют между собой не только много общего, но и происходят из одного корня. Действительно, сло­во «призревать» в русском языке значит опекать.

Специалисты включают в совокупность действий, при помощи которых осуществляется призрение, если оно мыслится как институциализированная со­циальная практика (осуществляемая официальными учреждениями под конт­ролем и управлением государства), следующие категории нуждающихся:

♦ дети-инвалиды;

♦ социальные сироты;

♦ дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей;

♦ беспризорные;

♦ дети, бежавшие от войны;

♦ дети с девиантным поведением.

Институт общественного призрения в нашей стране, получающий госу­дарственное субсидирование и включающий сотни тысяч штатных сотруд­ников и наемных работников — от социальных работников, нянечек и учи­телей до врачей-логопедов и сантехников, тысячи заведений, институтов, ла­бораторий, санаториев и т.п., осуществляет свои функции в следующих формах и типах учреждений:

♦ школы-интернаты;

♦ детские дома;

♦ трудовые и воспитательные колонии;

♦ приюты;

♦ временные приюты;

♦ семейные детские дома.

Детская беспризорность — отсутствие у детей и подростков места житель­ства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершен­нолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным. Его характеризуют такие признаки, как:

а) отсутствие постоянного места жительства (бездомность);

б) разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их),
родственниками, педагогами, воспитателями;

в) отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (се­
мьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и подобных им уч­
реждений);

г) незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).
Бездомными считаются люди, не имеющие жилья (ни собственного, ни

служебного, ни взятого в наем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками, друзьями, знакомыми), или пользующиеся досту­пом к жилью на эпизодической осно­ве и рискующие остаться без него в любой момент. Иными словами, это — «уличные» бродяги и бомжи. Их основ­ное место ночлега — вокзал, чердак, подвал, улица. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова бездомный трак­туется как «человек, не имеющий жилья, приюта». Синонимом термина «бездомный» в русском языке является термин «беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой». Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлый образ жизни». Бездом­ность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как про­живание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга. В России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ноч­лежках и домах, предназначенных на снос; проживающие у друзей. Суще­ствует и скрытая бездомность — это семейные общежития, разведенные люди, молодые специалисты, люди, поехавшие на великие стройки, за за­работками на рыбную путину и не сумевшие там определиться и найти по­стоянное место работы и жительства.

Беспризорный это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализированного детского учрежде­ния, ведущий бездомный образ жизни. Сегодня беспризорников называют «дети улицы», «дети подземелья», т.е. люди, лишенные полноценной заботы. Беспризорными на Руси считали детей, бродяжничавших и побиравших­ся вместе с родителями, проживавших в сообществе воров и проституток. Тогда значение термина не было четко сформулировано, и употреблялся он как в отношении детей, так и взрослых. Но сегодня в эту категорию могут быть включены: оседлые семьи профессиональных нищих; беженцы и се­зонные рабочие, приезжающие на заработки с детьми, которые большую часть дня предоставлены сами себе и не посещают ни школу, ни другие дет­ские заведения1. Термин «беспризорный» возник еще в XVII в. с зарождением

1 Рудое А. Беспризорная Россия // Индекс/Досье на цензуру. 17/2002.

государственной заботы о нищих и бездомных. К концу XVIII в. им все чаще обозначают несовершеннолетних, преимущественно до 14—16 лет.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения ро­дителей. И в этом случае общество и государство берут на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия — сирота (сиротство) и социальный си­рота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических роди­телей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем (рис. 31). В этом случае заботу о детях берет на себя об­щество и государство2. Это и дети, родители которых юридически не лише­ны родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях3.

Рис. 31. Социальные сироты

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близ­кое к опеке. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)»4. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а

2 Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 192.

3 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,1999. С. 299.

4 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 445.

его обязательства — опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним отно­сятся дети, родители которых:

♦ умерли;

♦ лишены родительских прав; ограничены в родительских правах;

♦ признаны безвестно отсутствующими;

♦ недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;

♦ обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

♦ уклоняются от воспитания детей;

♦ отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечитель­ство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования,

защиты их прав и интересов. Опека уста­навливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанав­ливается над этой категорией детей в воз­расте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, упот­ребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родите­лей, и социального сироту.

В русском языке словом «сирота» обычно называется ребенок, лишив­шийся одного или двух родителей. Но не только он. Согласно словарю В.И. Даля, диалектным словарям, также обозна­чается «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом зна­чении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и поби­рушек»5. В обиходе и фольклоре сиротой называются персонажи, лишившие­ся опекуна, защитника, например, девушка, оставленная любимым, или товар (дом) без хозяина. В Древней Руси сиротами назывались крестьяне. Историк Б.Д. Греков пишет, что «сиротами» на территории Северо-Восточной Руси на­зывались крестьяне-смерды6. Слово смерд М. Фасмер соотносит со смердеть, смородъ: «Это слово носит отпечаток презрения к земледелию, которое расце­нивалось как низменное занятие»7. «Сирота» становится синонимом слова «смерд» по той причине, что обозначает человека, стоящего на низкой ступени социальной лестницы. В России XVI—XVII вв. крестьянские сироты, выросшие в монастырях и кабально зависевшие от них, назывались детеныши.

Сиротами считаются все оставленные и прежде всего оставленные роди­телями дети, судьбой и удачей — нищие, мужьями — вдовы. Сиротами было принято также называть детей солдат. Применение слова «сирота» к детям солдат связано с тем, что рекруты и солдаты воспринимаются как социальная группа, занимающая пограничное положение между миром людей и миром мертвых, поскольку они отдалены от семьи8. Все они — оставленные, бро-

5 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1994. С. 164.

ь Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 234.

7 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. M., 1971. С. 685.

8 Трофимов А.А. Сирота в славянском фольклоре, обрядах и верованиях (http://ivgi.rsuh.ru).

шенные, покинутые, т.е. относятся к категории социальных изгоев и, подоб­но слою неприкасаемых в кастовой системе Индии, русские сироты стоят вне классовой структуры. Поскольку они вызывают у народа жалость и со­страдание, обласканы русским фольклором, сказаниями и песнями, то по­мещать их на социальное дно, относить к андерклассу, как это делается с презираемой всеми кастой неприкасаемых, по всей видимости, нельзя. Маргинальность сирот выражается в том, что они стоят сбоку — на обочи­не полнокровной общественной жизни. У южных славян сирот не допуска­ют к участию в свадебном обряде. В Сербии муку для свадебного печенья могут просеивать только девушки, имеющие родителей. Считается, что это избавит молодую от одиночества и бед семейной жизни. В некоторых сва­дебных ритуалах обязательно должны участвовать мальчики, при этом сле­дят, чтобы их родители были живы9. В Болгарии не приглашают сироту на третий день после родов, когда задабривают наречниц (орисниц), которые определяют судьбу новорожденного. Столь же характерен сербский запрет

сиротам первый раз зажигать огонь в новом доме. Сирота может передать свою участь окружающим, поэтому в ряде обрядов его следует отстранить от участия в них. У гайлуитов (Британ­ ская Колумбия) вдовцам и вдовам, си­ротам и незамужним не позволяется есть первую семгу улова. Если бы они попробовали этой первой рыбы, ход семги оказался бы ничтожным10.

Не всегда причиной сиротства являлась смерть обоих родителей. Авст­ралийские аборигены звали «сиротой» и такого ребенка, у которого умерла только мать. Дети, потерявшие родителей, обычно не погибали и не голо­дали, однако «сирота», в представлении аборигенов, — это несчастный и плохо воспитанный ребенок, который вечно плачет и что-то просит. Образ сироты часто встречается в австралийском фольклоре; в мифах и сказках сирота — это ребенок, за которым плохо следят и который в конце концов доводит до беды и себя, и всех взрослых".

Положение сирот в обществе всегда являлось депривелегированным: девочки-сироты нанимались няньками, а мальчики шли в подпаски12. Со­гласно белорусской легенде, волков Бог создал специально для того, чтобы сироты могли пастушеством зарабатывать себе на жизнь. Восприятие сиро­ты как самого беззащитного и обездоленного в обществе отразилось в на­родном творчестве. За ним закрепилось понятие «недоля». В русском языке слово «доля» выражает не только количественную меру целого, но и право­вое понимание части наследуемого имущества. Поскольку без такого стар-

9 Бромлей Ю.В., Кашуба М.С. Брак и семья у народов Югославии. Опыт историко-этнографическо-
го исследования. М. 1984. С. 184, 188.

10 См.: Бромлей Ю.В., Кашуба М.С. Указ. соч.; Седакова И.А. Хлеб в традиционной обрядности бол­
гар: родины и основные этапы развития ребенка // Славянский и балканский фольклор. Верова­
ния. Текст. Ритуал. М., 1994; Харузина В.Н. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни. //
ЭО. 1911. № 1.

1' Артемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные ме­тоды воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 26. 12 Ефименко П.С. Договор найма пастухов. М., 1878.

тового капитала трудно надеяться на удачную карьеру, а у сироты нет того, что завещают ему родители, судьба его, согласно народным поверьям, ско­рее всего не сложится. Иными словами, его ждет «недоля». Отсюда и широ­ко распространенные представления о «сиротской недоли».

Мотив сиротства как устойчивая семантическая единица использовался широко и в устном народном творчестве и в художественной литературе. О че­ловеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, что­бы кого-нибудь разжалобить, говорят «казанская сирота». Поверья фиксиру­ют связь сирот с русалками, богинками. Покойные родители сирот в поверьях выступают как предки-покровители, а в быличках — как заложные покойни­ки, приносящие вред живым. Сирот­ство — одна из основных тем похорон­ных причитаний. В сказках, например в «Сивке-Бурке», главный герой — млад­ший сын-сирота. И в знаменитой «Зо­лушке» героиня — почти сирота (есть отец, но нет матери). В частушках «сиро­тами» называются собственно сироты, девушки, расставшиеся с любимыми, солдаты, их дети, жены, дома, хозяева которых уехали. Здесь сирота выражает чувство одиночества и оставленное™. Оно должно вызвать у слушателя сострадание к герою. Немало и баллад, в ко­торых действует сирота. В духовных стихах слово сирота обычно употребляет­ся в расширительном значении, так называются все оставленные и беззащит­ные. В рекрутских песнях довольно часто рисуется картина несправедливости по отношению к сиротам. Распространены песни, содержащие жалобы сирот на несчастливую судьбу, клевету со стороны окружающих. Есть и такие песни, в которых родные не велят брать замуж девушку-сироту13.

В традиционной культуре сирота часто оценивается негативно, поскольку может передать свое несчастье окружающим. Это проявляется в поверьях, запрещающих жениться на вдовце, имеющего грудного ребенка. Распрост­ранены запреты на участие сирот в свадебном, родильных ритуалах, посколь­ку оно может повлечь за собой негативные последствия для новорожденно­го или новобрачной. Подобного рода запреты распространяются и на пред­меты, название которых связано со словом сирота. Так, запрещено брать для строительства дома бревно с двойной сердцевиной — пасынком. В фольк­лоре образ сироты появляется в тех случаях, когда требуется вызвать жалость к герою или отметить, что он принадлежит к категории «оставленных», как в песнях, частушках. В былинах сиротство лежит в основе конфликта: сын-богатырь либо мстит за отца, либо, в случае «мнимого сиротства» с ним сра­жается. Содержание баллад — плохое отношение мачехи к падчерице, но справедливость баллада не восстанавливает. В лирические песни проника­ют два противоположных представления о сироте: о «недоле» с одной сто­роны, и о способности влиять на плодородие — с другой, песни последнего типа часто используются в обрядах. И, наконец, в песни и баллады прони­кают представления о «нерожденности» и «невоспитанности» сироты людь­ми, его рождают и воспитывают силы природы14.

13 Трофимов А.А. Сирота в славянском фольклоре, обрядах и верованиях (http://ivgi.rsuh.ru).

14 Трофимов А.А. Указ. соч.

В социальной опеке и призрении нуждается также такая категория детей, как «бродяжки». В отечественной литературе под термином «бродяжниче­ство» принято понимать систематическое перемещение лица в течение дли­тельного времени из одной местности в другую либо в пределах одной мест­ности (например, города) без постоянного места жительства с существова­нием при этом на нетрудовые доходы. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достой­ное место в обществе и оказались в самых низших его слоях15.

Мотив сиротства широко использовался в устном народном творчестве и художественной литературе

ИСТОРИЯ ПРИЗРЕНИЯ

И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения ро­дителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ранняя Европа

В древности общественного призрения сирот как социального институ­та не существовало. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких выращивали за счет государ-

15 Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.

ства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афи­няне: законами Солона и Писистрата (VI в. до н.э.) предписывалось граж­данам призрение сирот. Величайшие умы античности, в том числе Аристо­тель, не знали благотворительности в собственном смысле, а Сенека гово­рит только о благотворении достойным16.

Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить ни­щего считалось даже дурным предзнаменованием. Иногда римские писатели как будто возвышались до понятия человечности и рассуждали о сострадании. Выкупать пленных, обогащать бедных, говорит Цицерон, значить тоже слу­жить государству. У Плиния находим прекрасные слова о том, что нужно ра­ зыскивать и поддерживать тех, кто на­ходится в нужде, окружая их как бы то­варищеским союзом. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима. Но обычная благотворительность римских богачей носила другой характер: это была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность. У римлян, в V в., законом Двенадцати таблиц допущено было подкидывание детей на площади для принятия на воспитание желающими, и лишь с утвер­ждением империи стала проявляться забота о детях. Император Август, цар­ствовавший на рубеже христианской эры, учредил особый фонд для покупки на проценты с него сиротам одежды и продовольствия; на последнее отпус­калась еще некоторая часть хлеба из общественных амбаров17.

Израильтяне, считая детей даром от Бога, одними из первых стали про­являть заботу о сиротах. По закону Моисея, евреи обязаны были делиться с детьми плодами, собранными народом; на содержание покинутых детей отчислялась определенная доля золота, хранившегося в храме для нищих. Возможно, поэтому в их среде и зародилось христианство.

Когда христианство начало проникать в Римскую империю, здесь появи­лись разного рода богоугодные заведения, которых во времена язычества совсем не существовало. В языческую эпоху обычное право предоставляло воспитателю бездомного ребенка власть обратить его в своего раба. Импе­раторы первых веков христианства, покровительствуя бездомным детям, принуждены были выбирать одно из двух: или ребенок погибнет без помо­щи, или же, оставшись живым, сделается рабом своего воспитателя, призре­вавшего ребенка зачастую ради утонченного разврата. В конце I в. выход нашел римский император Кокцей Маркус Нерва (96—98 н.э.), издавший закон о воспитании детей на общественный счет. Он открыл своим царство­ванием одну из самых блистательных эпох в истории римской империи. Но выше его оказался его преемник Траян (98—117 н.э.), прославившийся сво­ими военными подвигами. Но еще больших успехов он добился на граждан­ском поприще: народ боготворили его еще при жизни. И не случайно. Им­ператор Траян первый стал учреждать особые дома для призрения покину­тых детей {alimentatio) не только в Риме, где их воспитывалось более 5 тыс.,

16 Рошер В. Система призрения бедных и мероприятия против бедности / Пер. К.А. Чемены. Черкас­
сы, 1899. С. 69—70; Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи.
История их, устройство и жизнь. СПб., 1896.

17 Суворов Н.С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889.

но и в других городах. До наших дней дошло изображение Траяна, на котором он представлен окруженным детьми, призреваемыми его alimentatio (рис. 32). Последующие императоры, в заботах о благосостоянии своих подданных, повсеместно учреждали воспитательные дома18.

Рис. 32. Император Трапн с воспитанниками

С распространением христианства в Европе в IV—VI вв. н.э., а затем утвер­ждением его в качестве государственной религии ситуация начинает меняться. Христиане — и это проходит через всю раннехристианскую литературу — при­зывали к себе нищих, вдов, сирот, калек, блудниц, т.е. всех отверженных по нормам общинной морали древних обществ. Идея христианского милосердия означала помощь всем страдающим, независимо от причин страдания; мило­сердие было направлено на отдельную личность, и в этом отношении христи­анская благотворительность отличалась от коллективных раздач и обществен­ных пиршеств древнего мира. Милосердие — один из компонентов христиан­ской нравственности. Согласно евангельской традиции, Иисус учил религии бескорыстия, самопожертвования, прощения. Первые христиане провозглаша­ли нормативную нравственность, включавшую любовь к врагам, воздаяние доб­ром не только за добро, но и за зло. Согласно новому учению о любви к ближ­нему и «малым сим», призрение детей стало нравственным долгом каждого человека. Церковь считала все свое имущество достоянием бедных, хотя веру­ющие приносили епископу также специальные пожертвования для целей бла­готворительности. Собранные таким путем деньги идут на пропитание и похо­роны неимущих, на поддержку убогих сирот, как мальчиков, так и девочек, а также беспомощных стариков, которые не в состоянии больше покидать свое жилище, на помощь потерпевшим кораблекрушение, присужденным к рабо­там в рудниках. Апостол Иаков писал, что настоящая вера заключается в при­зрении сирот. По словами св. Апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Кли­мент Римский восхваляет гостеприимство и подчеркивает его в своем посла­нии к христианам Коринфа, как их главное достоинство. Он сообщает, что мно-

18 Суворов Н.С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889.

гие христиане добровольно шли в тюрьму, чтобы освободить других, и многие становились рабами, чтобы на уплаченные за них деньги выкупить других19.

В эпоху нашествия варваров и переселения народов делом призрения детей занялись монастыри. В XI—XII вв. в Западной Европе возникают странноприимные ордена, поставившие себе обязанностью собирать бро­дячих детей и воспитывать их. Весь груз заботы о сиротах на протяжении нескольких веков несла на себе Церковь, а в XIV—XVI вв. она подключила к социальной опеке местные общины и крестьянский мир. В них создавались особые дома для призрения бедных — детей и взрослых.

Киевская Русь

Милосердие и благотворительность корнями глубоко уходят в начало рос­сийской истории. У их истоков стояли великие киевские князья, монасты­ри, московские и петербургские цари. Еще тогда возникла благородная тра­диция: забота о престарелых, детях-сиротах, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, чуткости, внимании. Цари и императрицы откры­вали специальные дома «для нищих детей», устраивали в городах России госпитали и приюты для незаконно­рожденных младенцев, помогали го­лодным и бездомным, которые содер­жались за счет городских доходов, по­жертвований частных лиц и церкви.

Еще со времен Древней Руси верхов­ная власть стремилась проявлять заботу о детях-сиротах. Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского уче­ния, т.е. после 988 г. Забота о них своди­лась в основном к подаче милостыни и кормлению сирот и возлагалась на князей и церковь. Не только государство, но и церковь, дворянство и купечество, обла­давшие для этого необходимыми материальными ресурсами, устраивали приста­нища для старых, бедных, больных, вдов и сирот, всех, кто нуждался в помощи. Попечительством о бедных, больных и бездомных отличалась еще вели­кая княгиня Ольга. Ее доброта к немощным и неимущим отражена в русских летописях. О ее деятельности пишет, в частности, Нестор, автор «Повести временных лет». Своей щедростью прославился уже в X в. киевский князь Владимир Святославович, известный в народе как Владимир Красное Сол­нышко и получивший красивое прозвище именно за свою щедрость. Он был истинным отцом бедных и страждущих. Каждый убогий и нищий мог прийти на княжеский двор и получить там на «всякую потребу, питье и яствы, и от скотниц кунами». Для больных, которые не могли дойти до княжеского дво­ра, князь велел слугам развозить по улицам хлеб, мясо и рыбу, мед, овощи и квас, и люди его, обходя город, спрашивали, где проживают нищие и недуж­ные и наделяли их всем необходимым.

19 Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. М., 1913.

Но особое значение для общественного призрения и благотворительно­сти как государственной структуры имел Устав (996) князя Владимира. Именно он определил общественное призрение как одну из основных фун­кций государства и послужил началом к устройству благотворительных уч­реждений в России вплоть до XVIII в. Устав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдо­вицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют». Нормативные княжеские документы определяли де­сятину, которая шла на содержание монастыря и церквей, богаделен, боль­ниц, странноприимных домов. Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д.20

Князь Владимир, равноапостольный

Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки — княгини Оль­ги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве. В честь своего брако­сочетания с сестрой византийского императора Анной он сооружает там же церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Владимир повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, стран­ных, сирот и вдовиц. После победы над печенегами, как рассказывает лето­пись, князь «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». И произнес тогда князь Влади­мир: «Яко немощные и больные не могут долезти двора моего. И повелел пристроити кола (телеги) и всклад хлеба, и мясо, и рыбы, и овощи разно-личные, и мед в бочках, а в других квас возить по городу, вопрошающе: где больные и нищие, и немогущие ходить? И тем раздалху на потребу...»21

20 См.: Благотворительная Россия: История государственной благотворительности в России: В 2 т.
СПб., 1903; Благотворительность в России: В 3 т. СПб., 1907.

21 Горелова Л.И. «Скинулся» народ на похороны князя // Московская правда. 1994. 4 мая.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., остался верен традициям своего отца. Как говорит предание, Ярослав был «якоже и отец его христолюбив и нищелюбив». Одним из первых благотво­рительных деяний Ярослава было утверждение на его личные средства си­ротского училища, где содержались и учились 300 воспитанников. Призре­ние страждущих было одной из главных обязанностей и великого князя Владимира Мономаха. Древние предания сохранили для потомков его ос­новную заповедь: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя». И своим детям он завещал: «Избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». Дети князя строго соблюдали наказ отца. Внук Вла­димира Мономаха великий князь Рос­тислав Мстиславович после смерти своего дяди великого князя Вячеслава Владимировича (1154) все его имуще­ство и казну раздал монастырям, церк­вям, бедным, вдовам и странникам. А его сын — князь Роман Ростиславо­вич всю жизнь занимался благотвори­тельностью, отдал всю свою казну, не оставил себе даже на погребение. Хо­ронили князя на... народные пожерт­ вования. За один день была собрана такая сумма, которая превосходила доход князя за целый год. Заботясь о беспомощных, желая, чтобы и прави­тели обращали на них внимание, великий князь Александр Ярославович (из­вестный как Александр Невский) в 1247 г. издал указ, в котором говорилось об обязанностях Совета бояр: «Принимайте под защиту вдов, сирот, всех сла­бых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы. Он с меня и с вас взыщет»22.

В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя, либо возлагалась на церковь. Русские монархи, вначале киевские князья, а после них московские цари, совершая акты благотворения, выступали не как олицетворение государства, а как частные лица. Централизованная система государственного призрения сирот возникла гораздо позже — в император­ский период. «Огосударствление» общественного призрения завершилось к 1810 г. передачей губернских приказов общественного призрения под юрис­дикцию Министерства полиции и продолжалось, таким образом, сто лет.

Крестьянская община

На Руси способ добывания хлеба нищенством искони считался чуть ли не естественным для вдов, калек и сирот. Со времен татаро-монгольского нашествия женщины, старики и дети, лишившиеся кормильца и защитни­ка, дома и земли, отсидевшиеся по лесным схронам, уцелевшие и не взятые

22 Клемантович И. Благотворительность в России: уроки истории // Воспитание школьников. 1999. № 6. С. 27—29; Воронова Е.А. Благотворительность в социальной политике России. Ист. аспект // Вестн. Сиб. ун-та. Сер. 6. 1997. Вып. 3. С. 67-72; Хайрумина А. Благотворительность в России, 19 в. // Татар­стан. 1992. № 11-12. С. 79-83; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М, 2001; Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград. 2000; Горелова Л.И. Указ. соч.

в полон, разбредались по землям и пополняли собой ряды бродяг и нищих. Тогда же в сельских общинах сложился способ помощи приходящим нищим и странникам, который стал традиционным и местами дошел до наших дней. Старейшина или староста деревни распределял пришедших (часто это были достаточно большие группы людей) по домам, где им практически обязаны были предоставить пищу и ночлег, а также дать хлеба на дорогу. Если общи­на могла предоставить постоянный кров ребенку-скитальцу, то он оставал­ся в общине и поступал работником в чей-либо зажиточный двор. Часть ма­лолетних и убогих попадала в монастыри23.

В основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской

семье всегда лежало уважение к стар­шим — родителям, дедам и прадедам, старикам в общине. Крестьянская нрав­ственность, все нормы поведения тре­бовали безусловного уважения роди­телей на протяжении всей их жизни. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почти­тельны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», — писали из Тульской губернии на рубеже XVIII— XIX вв. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непоч­тительное отношение к старшим24.

Традиционная русская община, просуществовавшая на территории нашей страны тысячу лет, назначала опекуна, а иногда и нескольких. В том случае, если у сироты нет имущества, ему избирают воспитателя, который о нем за­ботится. Согласно дошедшим свидетельствам из Владимирской губернии, «община заботится о сиротах: до взросления оброк распределяется между общинниками»25. За сиротой крестьянская община закрепляла ряд соци­альных привилегий: «Дедом завешанное внуку отец может отнять, если же завещано дедом сироте, тогда никто не вправе отнять завещанного»26. Опека длится до вступления в брак, который изменяет статус сироты. Он как бы сравнивается теперь с полноценными женатыми и замужними крестьянами, поскольку теперь наличие или отсутствие родителей не играет прежней роли. В свадьбе сироты принимает участие вся деревня: «Если выдают замуж сироту, у которой от матери мало или ничего не осталось, то перед свадьбой крестная обойдет всех женщин по селу; все, за исключением самых бедных, считают своим долгом дать сироте какой-либо ткани — полотнище на ру­баху или полотнище на поневу»27. Община ведет денежные дела сироты, го­товит приданое. Община берет на себя не только многочисленные эконо­мические расходы, организует коллективную социальную опеку, но и выпол­няет другую родительскую функцию — духовного наставничества.

23 Рудое А. Беспризорная Россия // Индекс/Досье на цензуру. 17/2002.

24 Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 143.

ъ Лядов Л. Юридические обычаи крестьян Шуйского уезда // Ежегодник Владимирского статисти­ческого комитета. Т. I. Вып. 2. Владимир, 1877. С. 84.

26 Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии. Кн. 1. Архан­
гельск, 1869. С. 47.

27 Гринкова Н.Н. Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губернии // Изв. Гос.
пед. ин-та им. А.И. Герцена. Вып. I. Л., 1928. С. 156.

Сироты, у которых нет никакого имущества, кормились на счет мира у того, кто согласится их принять, или ходили из дома в дом поочередно и тем пропитывались до 12 лет. После чего мальчики шли в пастухи, а девочки в няньки или батраки и жили своим трудом. Такая форма призрения называ­лась подворным кормлением. Бывали случаи, когда таких сирот брал богатый крестьянин. Участь других — приют. Способных отдавали «в чужие люди» для обучения ремеслу или в услужение за небольшую плату. Случалось, что малолетних, если они непослушны и склонны к шалостям, отпускали «в куски» — прокармливаться сбором подаяния Христа ради28.

Как показывает И. Соловьева, формы призрения крестьянских сирот в

конце XIX в. были разными: опека, подворное кормление, отдача детей на вскормление за деньги, усыновление, помещение в сельскохозяйственные приюты (после появления таковых в 1890—1900-х гг.). Дети, оказавшиеся на попечении родственников, оставались жить под кровом той же семьи, находя в ней защиту себе; иное дело, когда у сироты не было взрослых родственников. Сельские сироты, находившиеся в общине, попадали под ее коллективную заботу. Она назначала своего пред­ставителя — наиболее уважаемого крестьянина в опекуны, который и заме­нял умершего отца. Помимо опекуна общество зачастую выбирало еще по­печителя, своего рода надсмотрщика над ним. Кандидатуру попечителя ут­верждали волостное правление, староста или земский начальник.

Часто на руки опекуну выдавали особую книжку, в которую он записы­вал приход и расход по имуществу опекаемого. Один или два раза в год опе­кун представлял устный отчет сельскому сходу с участием волостного стар­шины и волостного писаря, писарь просматривал имущество, которое было при прошлогодней проверке. По материалам бюро кн. Тенишева ясно вид­но, что возможность вмешательства мира в любой момент служила силой, сдерживающей беззаконные действия.

Русский крестьянин, принимая на себя опекунство, руководствовался различными мотивами:

♦ экономическими — возможность получить рабочие руки, упрочить свое материальное положение за счет имущества малолетних;

♦ морально-этическими — достойно выглядеть в глазах общества, при­нять оказанную честь;

♦ религиозными — стремление проявить христианское милосердие.

К 11 — 12 годам опекаемый заканчивал обучение в сельской школе, и об­щество отдавало его куда-нибудь в «мальчики» (т. е. в прислугу, в ремеслен­ное обучение, на железную дорогу и т.д.) или, чаще всего, в пастухи в своей же деревне, а девочек отправляло учиться шить или в «пестуньи» (няньки). С этого момента опекаемые сироты уже сами зарабатывали себе на хлеб. Деньги, полученные сиротой в работниках, отдавали опекуну, который при­нимал на себя обязательство вернуть их после прекращения опеки.

28 Соловьева И. Крестьянские сироты XIX века // Нескучный сад. Православный журнал о делах ми­лосердия. 2002. № 3.

Возраст снятия опеки по документам колеблется от 18 до 25 лет. Обычно опеку снимали по достижении 18 лет. В Орловской, Новгородской, Вологод­ской губерниях за совершеннолетний возраст был принят 21 год, до испол­нения которого опекаемый не имел права распоряжаться деньгами и офор­млять нотариальные сделки.

Подворное кормлениеформа коллективной заботы о сиротах в крестьянской общине

При снятии опеки опекун при полном собрании всего сельского обще­ства во главе с сельским старостой снимал с себя опекунскую обязанность и, объявив о совершеннолетии опекаемого, представлял письменный отчет в своих действиях. Имущество принимали по описи, кроме того, опекун показывал книгу приходов и расходов. Если общество не находит «погреш­ностей, то идет осматривать опекаемое имение... когда все исправно и со­гласно с описью, и заметит старания опекуна... поблагодарит его за усердие и с честью снимают» с него опеку. «Если имущества недостает без уважитель­ной причины, опекун должен заменить своим, а если такового не имеет, то его миром отдают под суд»; если же имущества стало больше, чем было, то приобретенное делится пополам между опекуном и опекаемым29.

Династия Романовых

Ко времени правления Ивана Грозного призрение бедными страждущих, куда в первую очередь входили дети-сироты, уже начало входить в круг го­сударственного управления, осуществляющегося с помощью тогдашних административных учреждений — приказов. Государство было заинтересо­вано в развитии благотворительности, стремилось «приохотить сограждан идти на добро и пользу государственные, возбудить охоту к пожертвовани­ям». Попечение о них продолжало также осуществляется большинством монастырей и частными лицами. В период «Смутного времени» (начало XVII в.) правительство Бориса Годунова заботилось о вдовах и сиротах, при-

29 Там же.

G09

чем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывалось в ле­тописи, Борис Годунов «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным». Предпринятые им меры включали и бес­платную раздачу хлеба бедным и сиротам.

Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, передал от­крытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Несколько поз­же, при его преемнике царе Алексее Михайловиче, патриарх Никон полу­чил от царя право принимать от «страждущих» прошения и делать по ним представление царю дальнейшего разрешение этих просьб. Очевидно, в это время в Новгороде архимандритом был открыт первый дом для сирот30.

Идея постепенного развития соци­ального обеспечения беднейших слоев населения, прежде всего детей сирот, воплощается в царствование Алексея Михайловича, когда в связи с укрепле­нием центральной власти были созда­ны специальные приказы, занимаю­щиеся призрением бедных.

В 1682 г. в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись безродные нищие дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии специальных домов, где они должны были обучаться грамотам, ремеслам и наукам, которые «зело и во всех случаях нужны и потребны». С этого проекта зарождается идея государственного призрения детей31.

Первые специальные учреждения в России для детей-сирот были откры­ты в XVIII в. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собствен­ный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «не­законнорожденных и всяких подкидных младенцев».

С императора Петра I в русской благотворительной деятельности начи­нается новый период, который характеризуется доминирующей ролью го­сударства. В 1720 г. Петр I, борясь с нищенством, одновременно повелел отдавать детей в гарнизонные школы, а на сельских старост и сотских воз­ложил обязанность собирать с жителей на пропитание нищим. В 1763 г. Екатерина II издала указ об основании в Москве Воспитательного дома для «приносных детей». Во Франция подобное произошло позже: лишь в 1791 г. учреждено правительственное Попечительство над малолетними, находив­шимися в домах призрения. Вслед за тем в странах Западной Европы наблю­дался подъем филантропической деятельности и один за другим начали уч­реждаться детские приюты. Следуя общеевропейским воззрениям, россий­ские монархи рассматривали призрение детей не только как систему материального обеспечения и прокормления, но также, а может быть, и в первую очередь, как воспитание полезных членов общества. С этой целью в приютах стали вводить обучение питомцев как грамоте, так и профессио­нальным знаниям. В 60-е гг. XVIII в. Екатерина II основала императорские воспитательные дома в городах Санкт-Петербурге и Москве, в которые при-

3(1 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1998. 31 Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. С. 88.

нималисьдети «несчастнорожденные и от людей зверски отверженные». В 1770 г. состоялось торжественное открытие воспитательного дома «Для призрения несчастнорожденных детей, сирот и бедняков» в Петербурге. Жи­телей провинции призывали проявлять милосердие к брошенным детям, принимать и воспитывать их в своих семьях до определенного возраста, а затем привозить в воспитательные дома. За это приемным родителям вып­лачивалось денежное вознаграждение: за двухлетнего — 10 руб., за трехлет­него — 17 руб., за пятилетнего — 30 руб. В 1772 г. было подготовлено специ­альное объявление, которое зачитывалось при стечении народа во всех рос­сийских церквях. 1775 г. в отечественной истории отмечен учреждением

Приказа общественного призрения.

В 1796 г. вышел именной указ Пав­ла I о назначении императрицы Марии Федоровны, супруги императора, руко­водителем всеми социальными учреж­дениями России. Последние так и ста­ли именоваться — «Учреждения импе­ ратрицы Марии». Мария Федоровна заведовала ими до своей кончины в 1828 г., видя главную свою задачу в благотворительной помощи нуждающимся. Мария Федоровна привлекала к благотворительной деятельности великих князей и княжен. С целью улучшения положения дел в подведомственных учреждениях она выходила с предложениями на императора. Например, при­няв под попечительство благотворительные учреждения и обнаружив, что многие влачат жалкое существование, императрица убедила Павла I погасить их долги.

За 30 лет деятельности Мария Федоровна значительно расширила сеть подведомственных учреждений. При ее непос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...