Отечественная социология молодежи дореволюционного периода
С целью изучения сексуального опыта молодежи в 1902 г. В. Фавр опросил в Харькове около 2 тыс. студентов трех высших учебных заведений. По результатам опроса В. Фавра, 73% студентов в возрасте 17—20 лет уже имели опыт половой жизни. Медианный возраст сексуального дебюта в первую треть XX в. у студентов колебался между 17 и 18 годами. До начала Первой 3 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1952. P. 292. мировой войны в России проведено по крайней мере пять крупномасштабных обследований сексуальности. Кроме обследования в Харькове были проведены три «половые переписи студенчества»: в 1904 г. в Московском университете (М. Членов), а затем по аналогичной программе — в университетах Томска и Юрьева (Тарту). В 1908 г. В. Жбанков провел первое в мире обследование «половой жизни учащихся женщин». Он опросил студентов и учительниц Москвы4. В социальной статистике категория рабочей молодежи появилась раньше: еще в переписи 1897 г. присутствовала категория работающей молодежи, которая относила к молодежи рабочих в возрасте от 10—12 до 20 лет, появлялись публикации по тяжелому положению рабочих подростков на производстве и в бытовой сфере, их большей правовой незащищенности по сравнению с более старшими возрастными группами (И. И. Янжул5, А. Бернштейн-Коган6). Самостоятельной страницей дореволюционного этапа в развитии российской социологии молодежи следует считать творчество великого соотечественника П. Сорокина (1889— 1968). К изучаемой нами проблематике он обратился еще в молодые годы. Обширное научное наследие П.А. Сорокина включает и этнографические исследования, посвященные коми народу, которые написаны преимущественно в дореволюционный период. Первым опубликованным этнографическим сочинением Сорокина стал очерк «Рыт пукалом». Это рассказ из жизни северной деревни, повествующий о традиционных посиделках в коми деревне. Наибольший научный интерес у Сорокина вызывали темы, связанные с анализом традиционного мировоззрения коми, восходящие к глубокой, явно дохристианской древности. П.А. Сорокин посвятил этой проблеме статью «Пережитки анимизма у зырян», фрагменты которой опубликованы в альманахе «Памятники Отечества»7. Очень интересна «Программа по изучению зырянского края»8, составленная П. Сорокиным «для собирания сведений о быте зырян». Здесь затрагиваются семейные и общественные отношения (о степени свободы взаимоотношений между полами, о различиях между кровным и духовным родством, термины родства, стереотипы поведения молодежи на посиделках, свадьбах, играх). Особый блок вопросов касается древних, дохристианских верований коми народа, зафиксированных в похоронном обряде, о духах («лов», «орт», «олыся», «вцрса», «пывсянайка», «рынышайка»), о колдунах и знахарях, порче, «шева», подмене детей.
Подробнее см.: Денисенко М.Б., Дама Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87. Янжул И.И. Фабричный быт Московской губернии. Отчет за 1882-1883 г. СПб., 1884. Бернштейн-Коган А. Численность, состав и положение петербургских рабочих. СПб., 1910. Сорокин П.А. Душа — это дыхание // Памятники Отечества. 1996. С. 122-127. Он же. Программа по изучению зырянского края. Яренск. 1918. С. 1—12. В работе «Кризис современной семьи»9 (1916) П. Сорокин молодое поколение выделяет как общность со статусом «социализируемые». Понятие социализации использовано им в широком, социетальном, значении, а именно как обобществление, превращение чего-либо или кого-либо в общественное достояние, переход от индивидуализма к коллективизму. Именно так и подается Сорокиным процесс взросления индивида — как переход ребенка из лона семьи (приватного, или частного пространства) в систему социальных институтов, где, собственно говоря, молодежь и проявляет себя во всей полноте. Ребенок социализируется, но молодежь уже социализирована, ибо она участвует в коллективной деятельности, сотрудничает со всеми ради общественного блага. Потому с социологических позиций «молодое поколение» — это совокупность всех людей, прошедших одинаковый путь социализации и переживших одни и те же исторические события. Иными словами, это общность, члены которой обладают сходным статусом «социализируемых».
Описывая процесс распада традиционных семейных связей, в качестве отдельного аспекта П. Сорокин выделил проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитательных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства. П. Сорокин писал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учебных учреждений, воспитательных заведений и тому подобное означает, по существу, что не только функция первого воспитателя и «скульптора» отнимается у семьи, но даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается. Замена семейного воспитания и обучения профессиональным обучением имеет, по мнению Сорокина, свои позитивные стороны, так как должна привести к усилению степени «социализированности» молодого поколения, пропитыванию его общественными мотивами и интересами, большей просвещенности10. Проблемы семьи и перехода к системе «обобществленной» социализации почти одновременно с П. Сорокиным анализировалась в работах М.М. Рубинштейна «Кризис семьи как органа воспитания»11 и А. Чекина «Семейный распад и женское движение»12. В более поздних работах П. Сорокин подходил к возрастной, в том числе молодежной, проблематике уже не с этнографических, а с широких социологических позиций. В частности, он писал о том, что революции и войны усиливают дезинтеграцию общества, под лозунгом улучшения жизни, «всеобщего равенства и братства» власть в социуме переходит от одной социальной группы к другой. Революции и войны вызывают негативные изменения в численности и качественном составе народонаселения, увеличивается смертность, рождаемость уменьшается, погибают цвет нации, молодежь, высококвалифицированные работники, интеллигенция и т.д.13
Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1916. № I. 10 Там же. С. 171-172. 1' Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания // Вестн. воспитания. 1915. № 3. 12 Чекин А. Семейный распад и женское движение // Русское богатство. 1914. № 5. 13 Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 4. ИССЛЕДОВАНИЯ 1920-1930-х гг. В 1920—1930-е гг. осуществлялись обследования мировоззрения учащихся выпускных классов, изучалось экономическое положение рабочей молодежи, в частности, на рабфаках14. В первые годы советской власти, когда к грамоте приобщались широкие народные массы, исследования читательских предпочтений крестьянской и рабочей молодежи буквально за десятилетие превратились в самостоятельную область прикладной социологии15. Редакции газет развертывают широкое изучение своих читательских аудиторий, библиотечные работники исследуют читателей массовых библиотек, сеть которых активно развивается в рамках кампании за ликвидацию неграмотности населения, педагоги анализируют детское и молодежное чтение и т.д. Здесь известны имена Я. Шафира, изучавшего аудиторию «Рабочей газеты»16, Е. Хлебцевича, занимавшегося организацией армейских библиотек и исследованием читательских интересов красноармейцев17, Б. Банка и А. Виленкина, изучавших рабочих-читателей библиотек18. В этот период доминирующей темой выступала трудовая деятельность молодежи, которая мыслилась как главная опора советской власти, залог ее будущего. Новое социалистическое общество призван был творить новый человек, а для этого он должен преодолеть техническую отсталость производства, низкую культуру труда, дезорганизацию производства, доставшуюся как наследие царского режима и разрушительных войн. Молодежь составляла значительную долю трудовых ресурсов: каждый пятый был в возрасте от 14 до 22 лет, при этом основная часть (28 млн) находилась в деревне и лишь 4 млн в городе19. Интерес к труду и быту работающей молодежи — естественное следствие потребности поближе познакомиться с первым поколением строителей коммунизма20. Популярными стали такие темы, как исследование условий жизни и быта рабочего класса (Е.А. Кабо, Б.Б. Коган, М.С. Лебединский) и изучение интересов рабочей молодежи (А.И. Колодная, А.И. Тодорский, В.А. Зайцева).
В первые два десятилетия советской власти эмпирические исследования студенчества развивались очень активно. По подсчетам Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко, за этот период студенческой молодежи было посвящено бо- Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар, 1929. Банк Б., Виленкин А. Крестьянская молодежь и книга (Опыт исследования читательских интересов). М., 1929: Как и для чего нужно изучать читателя. М; Л., 1926; Фридьева Н., Валика Д. Изучение читателя. Опыт методики. М.; Л., 1927; Бек А. Книга и рабочая молодежь. Рабочий читатель. 1925. № 10. Шафир Я.М. Рабочая газета и ее читатель. М., 1926. Хлебцевич Е.И. Массовый читатель и работа с книгой. М., 1936. Банк Б., Виленкин А. Рабочий читатель в библиотеке. М.; Л., 1930. 19 Шварц Г., Зайцев В. Молодежь СССР в цифрах. М., 1924. С. 14. Бернштейн М.С. Как поставить учет времени нашей молодежи. М.; Л., 1925; Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М., 1926; Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927; Коган Б.Б., Лебединский М С. Быт рабочей молодежи. М., 1929; Куркин П.И. Московская рабочая молодежь. М., 1924; Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922-1923 гг. М.;Л., 1924. лее 300 научных публикаций21. Анализ публикаций в научной и периодической печати 1920-х гг. (в фондах Российской государственной библиотеки и Государственной публичной исторической библиотеки России) позволил Т.Э. Петровой зафиксировать более десяти социологических исследований российского студенчества: в 1922 г. в Московском Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова под руководством И. Гельмана, в 1923 г. в Пермском университете под руководством проф. М.И. Альтшулера, в 1925 г. в Вятском педагогическом институте им. В.И. Ленина под руководством В.А. Танаевского, в 1925 г. в Московской Тимирязевской сельскохозяйственной академии под руководством А. Васильева, в 1926 г. во 2-м МГУ под руководством М. Семенова, в 1926 г. в 14 вузах 6 регионов страны силами ЦСУ по инициативе Главпрофобра, в 1926 г. в московских вузах под руководством К.Х. Кекчеева, в 1926/27 учебном году в Кубанском педагогическом институте под руководством Н.П. Маркова, в 1927 г. в московских вузах и техникумах под руководством проф. М.М. Рубинштейна22. В 1927 г. исследование быта, половой жизни и половой идеологии одесского студенчества предпринял Д.И. Ласе23.
В огромном количестве проводились обследования мировоззрения учащихся выпускных классов, образовательного ценза учителей, исследовалось экономическое положение рабочей молодежи рабфаков, обследования мировоззрения учащихся выпускных классов; образовательного ценза учителей; исследовалось экономическое положение рабочей молодежи, в частности, на рабфаках24. Значительная часть эмпирических исследований касалась тогда бюджетов времени студентов и школьников. Бюджетная традиция в нашей стране стала формироваться еще в дореволюционный период. Таким примером является социологическое обследование слушательниц Бестужевских курсов (Санкт-Петербург), проведенное в 1909 г. Уже в послеоктябрьский период под руководством проф. Альтшулера проведено изучение распределения времени у студентов Пермского университета25. И до революции, и в 1920-е гг. изучался широкий круг вопросов, относящихся к сексуальному поведению, в частности, отношение к семье и браку; мотивация сексуальных отношений; характеристики первого сексуального партнера; эротическое восприятие; мастурбация; венерические болезни; аборты и методы контрацепции; проституция и т.д. Настоящий расцвет исследований сексуального поведения наблюдался в Советском Союзе в 20-е гг., когда было проведено более 30 массовых социологических опросов преимущественно среди молодежи в самых разных городах и селах26. 21 Вишневский Ю.Р., Шапка В.Т. Социология молодежи. Н. Тагил, 1995. С. 63. 22 Петрова Т.З. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // 23 Ласе Д.И. Современное студенчество (быт, половая жизнь). М; Л., 1928. 24 Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Крас 25 Шпильрейн И. Бюджет времени пролетарского студента Пермского университета // Время. 1924. № 12. 26 Подробнее см.: Денисенко М.Б., Дама Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молоде Тогдашние опросы проводились главным образом в форме группового анкетирования, обобщение их результатов производилось при помощи методов не только корреляционного и факторного, но и кластерного анализа, а их интерпретация зиждется на положениях генетической социологии. Проф. М.М. Рубинштейн, исследуя переживания молодых людей в период перехода от отрочества к юности, апробировал оригинальное сочетание двух качественных методов — дневникового (восходящего к Ш. Бюлер) и автобиографических записей, при обработке полученных эмпирических данных им использовались подходы контент-анализа и типологического анализа. Кроме того, использовались тестирование, анализ личных документов, повторные длительные обследования. Нередко это были крупномасштабные проекты, например, Всесоюзный опрос молодежи, проведенный в 1927 г., где опрошено 120 тыс. учащихся27. Со второй половины 1930-х гг. массовые опросы как особый канал, при помощи которого широкие слои общественности получали открытую информацию о своем обществе, прекратились. Молодежь не столько изучали, сколько воспитывали и направляли. Даже публикации, построенные на эмпирических данных, имели явно идеологическую направленность. Так, главы и разделы в статистическом сборнике «Молодежь в СССР»28 (1936), подготовленном к X съезду ВЛКСМ, назывались: «Молодежь в социалистическом строительстве», «Молодежь в борьбе за свеклу», «Молодые орденоносцы», «Образование молодежи» и т.д. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Возрождение социологии в 1960-е гг. ознаменовалось восстановлением ее статуса как социального института и отрасли научного знания, началом широкомасштабных эмпирических исследований. Интерес к молодежной проблематике отчасти был следствием политической «оттепели» и активизацией поколения шестидесятников. В те времена модным было сочинять стихи, в результате чего редакции газет были попросту завалены письмами графоманов, обращаться со стихами и поэмами к широкой аудитории со стадионов и по радио, интересоваться общественным мнением. Именно тогда он и родился — удивительный феномен общественного мнения, и как субъект формирующегося гражданского общества, и как объект пристального изучения. Как грибы тут и там — при газетах, институтах, при обкомах и горкомах комсомола — возникали многочисленные бюро, службы, комиссии, лаборатории, группы и группки исследователей общественного мнения. Первая такая группа возникла при ЦК ВЛКСМ в декабре 1964 г. и первоначально состояла из трех человек: В. Васильева, А. Кулагина и В. Чупрова29. Вскоре по инициативе ЦК ВЛКСМ была создана первая всесоюзная сеть исследовательских центров, с помощью которой проведено несколько всесоюзных опросов молодежи. 27 Блинов Н. М. Социологические исследования труда и воспитания советской молодежи 20-х годов // 28 Молодежь СССР. Статистический сб. ЦУНХУ Госплана СССР / Под ред. В. Косарева. М, 1936. 29 См.: Социология молодежи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 26. В 1960-е гг. основная масса социологических опросов среди молодежи проводилась исключительно по проблемам нравственности и коммунистического воспитания30, в то время как за рубежом данная тема вообще не числилась в категории социологических. Социологами из ВКШ при ЦК ВЛКСМ были разработаны типовые методики изучения социально-политической и трудовой активности, идейно-политического уровня молодежи и осуществлены такие исследования, как «Моральные ориентации и формирование активной жизненной позиции молодежи», «Формирование достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства» и др. Проводились такие исследования по стандартной программе и не требовали от исследователя высокой квалификации, основная цель — выяснить пути формирования личности «молодого строителя коммунизма». Возрождение социологии в 1960-х гг. ознаменовалось широкомасштабными эмпирическими исследованиями молодежи Наряду с поддерживаемым партийными и комсомольскими органами направлением в изучении молодежи существовали так называемые инициативные исследования, часто проводившиеся под эгидой крупных газет, заинтересованных в анализе реального положения дел. В 1960 г. при газете «Комсомольская правда» начал работать Институт общественного мнения (под руководством Б.А. Грушина). За первые два года своей деятельности институт провел восемь всесоюзных опросов, в том числе направленных на изучение молодежной проблематики31. Грушинский институт инициировал создание исследовательских групп и лабораторий по всей стране. В 1964г. при ЦК ВЛКСМ возникает группа социологических исследований под руководством В.Г. Васильева, после чего аналогичные структуры появились более чем в 40 областных, краевых и республиканских комитетах комсомола, главной функцией которых было изучение общественного мнения молодежи по самым разным проблемам. 30 Семенова В.В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. С. 330. 31 Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового Если «комсомольские исследования» носили скорее «заказной» идеологический характер, то работа другого, более академического направления чаще ориентировалась на объективный анализ молодежной проблематики. Это направление заложило реальную основу для становления социологии молодежи как особой научной отрасли. В Институте конкретных социальных исследований были сформированы два подразделения, ориентированные на исследование молодежи как субъекта общественного развития: «Социальные проблемы образования» (руководитель В. Н. Шубкин) и «Прогнозирование социальных потребностей молодежи» (руководитель И.В. Бестужев-Лада). Исследования здесь носили академический характер и основывались на объективном анализе молодежной проблематики. Региональные эмпирические исследования охватывали в 1960—1970-е гг. вопросы профессиональных ориентации, трудоустройства, жизненных путей групп молодежи, престижа разных видов труда, профессиональной и территориальной мобильности, эффективности производственного обучения (В.Н. Шуб кин, В.И. Артемов, Н.Р. Москаленко, Н.В. Бузукова, В.А. Калмык, М.Х. Тит-ма, Э.А. Саар, А.А. Терентьев, В.В. Туранский, В.Ф. Черноволенко, В.А. Ос-совский, В.И. Паниотто и др.)32. Анализ социальных аспектов образования, ориентации и поведения молодежи в социологии за прошедшие годы осуществляли В.Н. Шубкин, Л.Н. Коган, Д.Л. Константинов, Ю.Н. Давыдов, Ф.Р. Филиппов, А.Я. Куклин, Ю.В. Перов, М.Н. Руткевич, И.В. Бестужев-Лада, Л.Я. Рубина, Л.Г. Ионин, Л.И. Михайлова, Г.Е. Зборовский, Н.Г. Осипова, Ф.Э. Шереги, В.Г. Харче-ва, В.В. Сериков, В.Я. Нечаев, В.В. Водзинская, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма. Проблеме барьеров социализации — подростковой наркомании и токсикомании — посвящены работы А.Е. Личко, А.А. Габи-ани, Г.Я. Лукачер, Н.В. Макшанцевой, Т.В. Ивановой, Я.И. Гилинского, В.А. Чудновского. Постепенно в области социологии молодежи выделилось несколько научных школ: новосибирская (В.Н. Шубкин), свердловская (Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич и в дальнейшем Л.Я. Рубина), ленинградская (В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, А.В. Лисовский) и эстонская (М. Титма). В начале 1960-х гг. в Академгородке под Новосибирском под руководством В.Н. Шубкина были начаты крупные исследования социологических проблем образования33. Изучались объективные и субъективные факторы, влияющие на систему образования в целом, профессиональные склонности выпускников 32 Шубкин В.Н. Социологические опыты. М., 1970; Выбор профессии как социальная проблема. М., 33 Шубкин В.Н. и др. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоуст средних и неполных средних школ, выбор профессии, трудоустройство, жизненные пути молодежи; престиж различных занятий и видов труда; социальная, профессиональная и территориальная мобильность; эффективность производственного обучения в школах, проблемы профессиональной ориентации. В первой серии обследований (1962—1973) роль социологов заключалась в том, чтобы весной с помощью «Анкеты выпускника» зафиксировать личные планы, ожидания, отношение к различным профессиям тысяч юношей и девушек, а осенью собрать данные о том, какие профессии они избрали, в какой мере осуществили свои планы сразу после окончания средней школы. Поскольку речь шла о первых самостоятельных шагах молодежи в возрасте 17 лет, исследование называлось «Проект 17—17». Позже эти идеи были развиты во второй серии, в «Проекте 17—25», когда изучались жизненные пути молодых людей, о которых хранилась стартовая информация, уже в возрасте от 17 до 25 лет34. В отечественной социологии В.Н. Шубкина можно считать основателем академической школы по исследованию проблем жизненного старта молодежи и престижу профессий. Он также разработал методику лонгитюдных исследований молодежи, что позволяло фиксировать изменения в профессиональной карьере индивида через определенные промежутки времени. По новосибирской методике стали проводить обследования в других регионах страны. Исследования проводились в Ленинградской области, в десяти областях Центральной России, в Латвии, Эстонии, Узбекистане, Таджикистане, Армении, среди малых народов Сибири и Дальнего Востока. В последующий период (1970—1980) количество публикаций по социологии молодежи и образования увеличилось в два с лишним раза и, достигнув максимума в 1975—1979 гг., стабилизировалось на уровне примерно 150 в год35. В Новосибирске успешно функционировала научная школа бюджетов времени ГА. Пруденского (середина 1950-х — конец 1960-х гг.). Показатели бюджета времени использовались при изучении труда, условий и образа жизни, быта городского и сельского населения, разных социально-профессиональных групп: учителей (БЛ. Цыпин, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова и др.), врачей (А.Г. Кононов), учащейся молодежи (Р.П. Ламков, В.В. Софронова, В.А. Мо-рохин и др.), комсомольских активистов (П.М. Дорофеев, В.А. Шабашев, В.И. Болгов), моряков (В.И. и Л.А. Галочкины) и других групп населения. В Эстонии под руководством М.Х. Титмы изучались ценностные ориентации при выборе профессии36. В Ленингргде большую работу по социальным проблемам высшей школы и молодежи вели Л.Н. Лесохина, В.В. Водзинская, В.Т. Лисовский37. Интересные исследования по проблемам молодежи и студенчества осуществлялись на Украине38. В Москве начались социально-пе- 34 Шубкин В.Н. Начало пути. М., 1979. 35 Социология образования. Библиографический указатель публикаций на русском языке / Отв. ред. 36 Жизненные пути молодого поколения / Отв. ред. М.Х. Титма. Таллин, 1985; Социально-профес 37 Водзинская В.В. Ориентация на профессии // Социальные проблемы труда и производства. М., 38 Черноволенко В.Ф., Оссовский В.А., Паниотто В.И. Престиж профессий и проблемы социально- дагогические обследования под руководством Р.Г. Гуровой39. На Урале проводил исследования жизненных путей учащихся Ф.Р. Филиппов. Обследование молодых инженеров проводились С. Кугелем и В.А. Ядовым. Они проследили профессиональные пути молодых специалистов, особенности труда инженеров различных категорий, профессиональные ориентации выпускников технических вузов Ленинграда40. С конца 1960-х — начала 70-х гг. появились первые отечественные труды, положившие начало формированию социологии девиантного поведения, объектом которой выступали подростки и молодежь. В 1980-е гг. на территории бывшего СССР сложилось несколько центров социологических исследований девиантного поведения: в Санкт-Петербурге и Москве, в Эстонии и Грузии41. Исследованиями девиантного поведения занимались Я.И. Ги- линский, А. Лепс, Б. Левин, Э. Раска, Ю. Саар, А.Г. Амбрумова, ГГ. Заигра-ев, Б.М. Левин, И.М. Карпец, Б.С. Братусь, В.Н. Кудрявцев, Б.М. Гузиков, В.В. Лунеев, В.М. Зобнев, А.А. Габиани, К.К. Горяинов, АА. Коровин, СИ. Голод, А.Н. Игнатов, Я.М. Яковлев, Г.Ф.Хохряков, А.А.Тайбаков и др. Проблемам подростковой наркомании и токсикомании посвящены работы А. Е. Лич-ко, Г.Я. Лукачер, Н.В. Макшанцевой, Т.В. Ивановой, В.А. Чудновского. Большую роль в становлении отечественной социологии девиантного поведения сыграли работы А.А. Габиани, в течение многих лет проводившего эмпирические исследования алкоголизации населения и молодежной преступности в различных регионах СССР. Под его руководством в 1967— 1972 гг. было проведено первое крупное эмпирическое социологическое исследование наркотизма на территории бывшего СССР42. Решающий вклад в теоретико-методологическое осмысление эмпирических данных и становление социологии девиаций в России внес питерский ученый Я.И. Ги-линский. Исследования И.С. Кона способствовали углублению понимания проблем социализации поколений и жизненного цикла, расширили представление о юности как особой фазе жизненного цикла, психологии юношеского возраста и тендерной тематики, самосознании личности, самоидентификации, возрастных кризисах, молодежной субкультуре. В конце 1970-х и начале 80-х гг. продолжались исследования профессиональной ориентации и образа жизни отдельных групп молодежи, в частности, работы, посвященные анализу профессиональных ожиданий выпускников средних школ (Д.Л. Константиновский, В. Н. Шубкин43), образу жизни и духовному облику студентов высших учебных заведений (В.Т. Ли- 39 Гурова Р.Г. К вопросу о конкретных социально-педагогических исследованиях // Советская педа 40 Кугель С.А. Новое в изучении социальной структуры. М., 1968. 41 Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в Рос 42 Габиани А. Наркотизм (конкретно-социологическое исследование по материалам Грузинской ССР). 43 Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М, 1977. совский44). В середине 1980-х гг. проходит международное исследование «Молодежь и новые технологии: ориентации европейской молодежи в отношении работы и окружающей среды», в рамках которого изучалось отношение молодых людей к новым техническим средствам, с которыми они сталкиваются в учебе, на работе и дома45. Публикуются монографии обобщающего исторического характера. В книге «От поколения к поколению: социальная подвижность»46 Ф.Р. Филиппов обобщил опыт проведенных под его руководством лонгитюдных обследований одних и тех же групп молодежи на протяжении относительно длительного периода их жизненного цикла в различных регионах страны (Урал, средняя полоса России, Москва и Московская область, Ленинград и Ленинградская область, Псковская областьи др.). Обнаружилась ярко выраженная поэтапность самоопределения молодежи, отмечалось, что каждый пройденный этап детерминирует прохождение следующих. А.А. Овсянниковым47 изучались информированность студентов о будущей профессии и месте работы, эмоциональные оценки по поводу получаемой профессии, мотивации, связанные с будущим трудоустройством, учебно-познавательная активность студентов. В 1960—1970-е гг. развернулись исследования молодежи в рамках социологии труда, в частности, трудовые проблемы молодежи изучали В.Т. Лисовский, Ю.Е. Волков, Ф.Р. Филиппов; профориентацию и профотбор молодежи — В.В. Водзинская, К.М. Гуревич, И.Н. Назимов, В. Подмарков, М.Х. Титма, В.М. Шубкин; участие молодых рабочих в управлении производством — Н.И. Алексеев, И.А. Ряжских, Ю.Е. Волков. Социологи-прикладники (заводские социологи) в Москве, Днепропетровске, Ленинграде, Свердловске, Горьком, Перми, Львове, Уфе исследовали проблемы сокращения текучести кадров и соблюдения трудовой дисциплины у молодого пополнения рабочего класса, занимались внедрением прогрессивных систем адаптации молодежи, системы профотбора и профориентации молодых кадров. Во второй половине 1980-х гг. осуществляются исследования социального облика учащихся на базе Института молодежи, бывшей Высшей комсомольской школы (Л.А. Коклягина). Изучались региональные проблемы воспроизводства социальной структуры за счет включения в трудовую жизнь когорты учащейся молодежи, составляющей значительную часть молодого поколения. Тем же коллективом осуществлены крупные проекты «Духовный облик студента» и «Преподаватель на работе и дома»48. Удалось воссоздать 44 Образ жизни современного студента: социологическое исследование / Отв. ред. В.Т. Лисовский. 45 Astaflev J., Firsova О., Shubkin V. Youth and New Technologies in the USSR // European Youth and New 46 Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М., 1989. 47 Высшая школа в зеркале общественного мнения / Отв. ред. А.А. Овсянников. М., 1989. 48 Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. социальный портрет вузовского преподавателя. Выяснилось, что политехнические и инженерные вузы являются наиболее «мужскими» (76% преподавательского состава — мужчины) и одновременно самыми неустроенными в бытовом отношении. Сравнительно «молодыми» и феминизированными (42% женщин) оказались юридические и экономические институты. Они же — самые неустроенные в семейном отношении. Самыми «женскими» оказались педагогические, медицинские вузы, институты культуры (49% женщин), а самыми «старыми» по преподавательскому составу — сельскохозяйственные. Социальные перемены 1980—1990-х гг., повлекшие за собой кризис отечественной науки, привели к заметному сокращению исследований сферы образования. Однако в последние годы произошел подъем интереса исследователей к этой проблематике. Среди них Ф.Г. Зиятдинова, B.C. Магун, В.Я. Нечаев, А.А. Овсянников, B.C. Собкин, В.И. Чупров, Ф.Э. Шереги и др. Влияние социальных изменений в России на поведение молодежи в сфере образования, ее ценностные ориентации исследуются в работах С.А. Бак-лушинского, Е.П. Белинской, Ю.А. Зубок, В.М. Слуцкого, О.Я. Дымарской и др. Заслуживают внимания работы Л.Г. Борисовой, В.И. Добрыниной, С.Г. Вершловского, СИ. Григорьева, Г.Е. Зборовского, Ф.Г. Зиятдиновой, Т.Н. Кухтевич, В.Т. Литовского, В.В. Матвеева, A.M. Осипова, П.С. Писарского, М.Н. Руткевича, B.C. Собкина, В.В. Тумалева, И.С. Урсу, Ф.З. Ходячего, Е.А. Шуклиной и других социологов. Значительный вклад в развитие социологии молодежи внесли В. Боровик, B. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, C. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого В 1980-х — начале 1990-х гг. предпринимались попытки обобщающих оценок положения молодежи. Они были двоякого рода. Первый тип исследований строился по единой программе и репрезентативной выборке, освещал разные стороны жизни молодежи под единым углом зрения. Он включал крупные исследования — международные, всесоюзные, общероссийские, среди которых выделялись: 1) межрегиональный лонгитюдный проект «Пути поколения» (руководитель М.Х.Титмас1983г.)49; 2) международный исследовательский проект «Жизненные пути молодежи в социалистическом обществе» (советскую часть проекта возглавлял В.Н. Шубкин)50; 3) исследование «Социальное развитие молодежи: показатели и тенденции» ИСПИ РАН (руководитель В.И. Чупров)51. 9 Начало пути: Поколение со средним образованием / Под ред. М.Х. Титмы, Л.А. Коклягиной. М., 1989; Жизненные пути одного поколения / Под ред. М.Х. Титмы. М., 1992. 50 Чередниченко ГЛ., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: Социологические исследования про 51 Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. В.И. Чупров. М., 1992. Второй тип исследований, а его можно назвать эклектическим, подразумевал сбор данных из разных источников, не объединенных единой исследовательской программой и репрезентативных только в рамках своих целевых выборок. Такими, в частности, были: 1) аналитические отчеты НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (руководитель 2) ежегодные государственные доклады о положении молодежи в РФ, 3) монографии и сборники, выполненные на основе подобных отчетов54. В 1993 г. И. Кон, В. Червяков и В. Шапиро начали самую фундаментальную серию обследований сексуального поведения в России. Они опросили 1 615 учащихся школ и ПТУ в Москве и Санкт-Петербурге. Опрос, проведенный в 1995 г., охватил 2 871 подростка 16—19 лет в Москве, Новгороде, Бори- соглебске и Ельце; а в 1997 г. — 4 тыс. школьников 7—9 классов, их педагогов и родителей в восьми регионах России. Эти обследования продемонстрировали на примере поколений, насколько «помолодел» секс за прошедшие годы, особенно у девушек55. В последнее время в Центре изучения занятости Института социологии РАН (Л. Коклягина) успешно изучаются новые формы потребительского поведения молодежи. Жизненным стратегиям возрастных социальных групп посвящены проекты B.C. Магуна56. Сотрудники Института социологии РАН В.В. Семенова и Л.А. Коклягина проводят исследование жизненных карьер молодежи. На основе массовой выборки лонгитюдного исследования они организуют глубинные интервью, представляющие разные типы жизненных траекторий: стабильные/мобильные социальные траектории; представители новых социально-профессиональных групп (например, предприниматели, безработные); жизненные карьеры женщин и мужчин; академическая карьера профессионалов; анализ изменений в социальных идентификациях57. В 1996—2001 гг. видным питерским социологом В.Т. Лисовским были проведены выборочные анкетные опросы молодежи, а в 1999 и 2001 г. — 52 Молодежь-89: Обществ, положение молодежи и вопросы молодеж. политики в СССР. Высш. коме, 53 Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Докл. Комитета Российской Федерации 54 Молодежь России: Тенденции и перспективы (под ред. И.М. Ильинского, А.В, Шаронова). М., 1993; 55 Подробнее см.: Денисенко М.Б., Дама Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молоде 56 Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи 1985-1995 гг. / Под ред. B.C. Ма 57 Семенова В.В. Путь в новую социальную группу предпринимателей: жизненные истории одного представителей старшего поколения больших и малых городов России. В 1996 г. было опрошено 1 577 человек в 14 городах, в 1997 г. — 2 366 человек в 18 городах, в 1998 г. — 3 625 человек в 10 больших и 20 малых городах и в 1999 г. — 1 053 человека в шести больших и 28 малых городах России. Были охвачены все категории городской молодежи, молодые люди различных взглядов и убеждений. В 1999 и 2001 гг. наряду с молодежью по программе «Социологический анализ духовной преемственности поколений» были опрошены и представители других возрастных групп. В 1999 г. число респондентов старше 30 лет составило 749 чел., а в 2001 г. — 572 чел. Всего в пяти исследованиях были опрошены более 11 тыс. человек. Выяснялись ценностные ориентации, образ жизни, политические приоритеты, идеалы и верования, социально-экономическое положение российской молодежи58.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|