Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественная социология молодежи дореволюционного периода




С целью изучения сексуального опыта молодежи в 1902 г. В. Фавр опро­сил в Харькове около 2 тыс. студентов трех высших учебных заведений. По результатам опроса В. Фавра, 73% студентов в возрасте 17—20 лет уже име­ли опыт половой жизни. Медианный возраст сексуального дебюта в первую треть XX в. у студентов колебался между 17 и 18 годами. До начала Первой

3 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1952. P. 292.

мировой войны в России проведено по крайней мере пять крупномасштаб­ных обследований сексуальности. Кроме обследования в Харькове были проведены три «половые переписи студенчества»: в 1904 г. в Московском университете (М. Членов), а затем по аналогичной программе — в универ­ситетах Томска и Юрьева (Тарту). В 1908 г. В. Жбанков провел первое в мире обследование «половой жизни учащихся женщин». Он опросил студентов и учительниц Москвы4.

В социальной статистике категория рабочей молодежи появилась рань­ше: еще в переписи 1897 г. присутствовала категория работающей молоде­жи, которая относила к молодежи рабочих в возрасте от 10—12 до 20 лет,

появлялись публикации по тяжелому положению рабочих подростков на про­изводстве и в бытовой сфере, их большей правовой незащищенности по сравне­нию с более старшими возрастными группами (И. И. Янжул5, А. Бернштейн-Коган6).

Самостоятельной страницей доре­волюционного этапа в развитии рос­сийской социологии молодежи следу­ет считать творчество великого сооте­чественника П. Сорокина (1889— 1968). К изучаемой нами проблематике он обратился еще в молодые годы. Об­ширное научное наследие П.А. Сорокина включает и этнографические ис­следования, посвященные коми народу, которые написаны преимуществен­но в дореволюционный период. Первым опубликованным этнографическим сочинением Сорокина стал очерк «Рыт пукалом». Это рассказ из жизни се­верной деревни, повествующий о традиционных посиделках в коми дерев­не. Наибольший научный интерес у Сорокина вызывали темы, связанные с анализом традиционного мировоззрения коми, восходящие к глубокой, явно дохристианской древности. П.А. Сорокин посвятил этой проблеме статью «Пережитки анимизма у зырян», фрагменты которой опубликованы в аль­манахе «Памятники Отечества»7. Очень интересна «Программа по изучению зырянского края»8, составленная П. Сорокиным «для собирания сведений о быте зырян». Здесь затрагиваются семейные и общественные отношения (о степени свободы взаимоотношений между полами, о различиях между кровным и духовным родством, термины родства, стереотипы поведения молодежи на посиделках, свадьбах, играх). Особый блок вопросов касается древних, дохристианских верований коми народа, зафиксированных в по­хоронном обряде, о духах («лов», «орт», «олыся», «вцрса», «пывсянайка», «рынышайка»), о колдунах и знахарях, порче, «шева», подмене детей.

Подробнее см.: Денисенко М.Б., Дама Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молоде­жи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87.

Янжул И.И. Фабричный быт Московской губернии. Отчет за 1882-1883 г. СПб., 1884. Бернштейн-Коган А. Численность, состав и положение петербургских рабочих. СПб., 1910. Сорокин П.А. Душа — это дыхание // Памятники Отечества. 1996. С. 122-127. Он же. Программа по изучению зырянского края. Яренск. 1918. С. 1—12.

В работе «Кризис современной семьи»9 (1916) П. Сорокин молодое по­коление выделяет как общность со статусом «социализируемые». Понятие социализации использовано им в широком, социетальном, значении, а именно как обобществление, превращение чего-либо или кого-либо в об­щественное достояние, переход от индивидуализма к коллективизму. Имен­но так и подается Сорокиным процесс взросления индивида — как переход ребенка из лона семьи (приватного, или частного пространства) в систему социальных институтов, где, собственно говоря, молодежь и проявляет себя во всей полноте. Ребенок социализируется, но молодежь уже социализиро­вана, ибо она участвует в коллективной деятельности, сотрудничает со все­ми ради общественного блага. Потому с социологических позиций «моло­дое поколение» — это совокупность всех людей, прошедших одинаковый путь социализации и переживших одни и те же исторические события. Ины­ми словами, это общность, члены которой обладают сходным статусом «со­циализируемых».

Описывая процесс распада традиционных семейных связей, в качестве отдельного аспекта П. Сорокин выделил проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитатель­ных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства. П. Сорокин писал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учеб­ных учреждений, воспитательных заведений и тому подобное означает, по существу, что не только функция первого воспитателя и «скульптора» отни­мается у семьи, но даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается. Замена семейного воспитания и обучения профессиональным обучением имеет, по мнению Сорокина, свои позитивные стороны, так как должна привести к усилению степени «социализированности» молодого поколения, пропитыванию его общественными мотивами и интересами, большей просвещенности10.

Проблемы семьи и перехода к системе «обобществленной» социализации почти одновременно с П. Сорокиным анализировалась в работах М.М. Ру­бинштейна «Кризис семьи как органа воспитания»11 и А. Чекина «Семей­ный распад и женское движение»12.

В более поздних работах П. Сорокин подходил к возрастной, в том числе молодежной, проблематике уже не с этнографических, а с широких социо­логических позиций. В частности, он писал о том, что революции и войны усиливают дезинтеграцию общества, под лозунгом улучшения жизни, «все­общего равенства и братства» власть в социуме переходит от одной социаль­ной группы к другой. Революции и войны вызывают негативные изменения в численности и качественном составе народонаселения, увеличивается смертность, рождаемость уменьшается, погибают цвет нации, молодежь, вы­сококвалифицированные работники, интеллигенция и т.д.13

Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и обществен­ной жизни. 1916. № I.

10 Там же. С. 171-172.

1' Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания // Вестн. воспитания. 1915. № 3.

12 Чекин А. Семейный распад и женское движение // Русское богатство. 1914. № 5.

13 Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 4.

ИССЛЕДОВАНИЯ 1920-1930-х гг.

В 1920—1930-е гг. осуществлялись обследования мировоззрения учащихся выпускных классов, изучалось экономическое положение рабочей молодежи, в частности, на рабфаках14. В первые годы советской власти, когда к грамоте приобщались широкие народные массы, исследования читательских предпоч­тений крестьянской и рабочей молодежи буквально за десятилетие преврати­лись в самостоятельную область прикладной социологии15. Редакции газет развертывают широкое изучение своих читательских аудиторий, библиотеч­ные работники исследуют читателей массовых библиотек, сеть которых ак­тивно развивается в рамках кампании за ликвидацию неграмотности населения, педагоги анализируют детское и моло­дежное чтение и т.д. Здесь известны имена Я. Шафира, изучавшего аудито­рию «Рабочей газеты»16, Е. Хлебцевича, занимавшегося организацией армей­ских библиотек и исследованием читательских интересов красноармейцев17, Б. Банка и А. Виленкина, изучавших рабочих-читателей библиотек18.

В этот период доминирующей темой выступала трудовая деятельность молодежи, которая мыслилась как главная опора советской власти, залог ее будущего. Новое социалистическое общество призван был творить новый человек, а для этого он должен преодолеть техническую отсталость произ­водства, низкую культуру труда, дезорганизацию производства, доставшу­юся как наследие царского режима и разрушительных войн. Молодежь со­ставляла значительную долю трудовых ресурсов: каждый пятый был в воз­расте от 14 до 22 лет, при этом основная часть (28 млн) находилась в деревне и лишь 4 млн в городе19. Интерес к труду и быту работающей молодежи — естественное следствие потребности поближе познакомиться с первым по­колением строителей коммунизма20. Популярными стали такие темы, как исследование условий жизни и быта рабочего класса (Е.А. Кабо, Б.Б. Коган, М.С. Лебединский) и изучение интересов рабочей молодежи (А.И. Колод­ная, А.И. Тодорский, В.А. Зайцева).

В первые два десятилетия советской власти эмпирические исследования студенчества развивались очень активно. По подсчетам Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко, за этот период студенческой молодежи было посвящено бо-

Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Крас­нодар, 1929.

Банк Б., Виленкин А. Крестьянская молодежь и книга (Опыт исследования читательских интере­сов). М., 1929: Как и для чего нужно изучать читателя. М; Л., 1926; Фридьева Н., Валика Д. Изуче­ние читателя. Опыт методики. М.; Л., 1927; Бек А. Книга и рабочая молодежь. Рабочий читатель. 1925. № 10.

Шафир Я.М. Рабочая газета и ее читатель. М., 1926. Хлебцевич Е.И. Массовый читатель и работа с книгой. М., 1936. Банк Б., Виленкин А. Рабочий читатель в библиотеке. М.; Л., 1930. 19 Шварц Г., Зайцев В. Молодежь СССР в цифрах. М., 1924. С. 14. Бернштейн М.С. Как поставить учет времени нашей молодежи. М.; Л., 1925; Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М., 1926; Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927; Коган Б.Б., Лебединский М С. Быт рабочей молодежи. М., 1929; Куркин П.И. Московская ра­бочая молодежь. М., 1924; Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922-1923 гг. М.;Л., 1924.

лее 300 научных публикаций21. Анализ публикаций в научной и периодичес­кой печати 1920-х гг. (в фондах Российской государственной библиотеки и Государственной публичной исторической библиотеки России) позволил Т.Э. Петровой зафиксировать более десяти социологических исследований российского студенчества: в 1922 г. в Московском Коммунистическом уни­верситете им. Я.М. Свердлова под руководством И. Гельмана, в 1923 г. в Пермском университете под руководством проф. М.И. Альтшулера, в 1925 г. в Вятском педагогическом институте им. В.И. Ленина под руководством В.А. Танаевского, в 1925 г. в Московской Тимирязевской сельскохозяй­ственной академии под руководством А. Васильева, в 1926 г. во 2-м МГУ под

руководством М. Семенова, в 1926 г. в 14 вузах 6 регионов страны силами ЦСУ по инициативе Главпрофобра, в 1926 г. в московских вузах под руковод­ством К.Х. Кекчеева, в 1926/27 учебном году в Кубанском педагогическом институте под руководством Н.П. Маркова, в 1927 г. в московских вузах и техникумах под руководством проф. М.М. Рубинштейна22. В 1927 г. иссле­дование быта, половой жизни и половой идеологии одесского студенчества предпринял Д.И. Ласе23.

В огромном количестве проводились обследования мировоззрения уча­щихся выпускных классов, образовательного ценза учителей, исследовалось экономическое положение рабочей молодежи рабфаков, обследования ми­ровоззрения учащихся выпускных классов; образовательного ценза учите­лей; исследовалось экономическое положение рабочей молодежи, в частно­сти, на рабфаках24.

Значительная часть эмпирических исследований касалась тогда бюдже­тов времени студентов и школьников. Бюджетная традиция в нашей стране стала формироваться еще в дореволюционный период. Таким примером является социологическое обследование слушательниц Бестужевских кур­сов (Санкт-Петербург), проведенное в 1909 г. Уже в послеоктябрьский пе­риод под руководством проф. Альтшулера проведено изучение распределе­ния времени у студентов Пермского университета25.

И до революции, и в 1920-е гг. изучался широкий круг вопросов, относя­щихся к сексуальному поведению, в частности, отношение к семье и браку; мотивация сексуальных отношений; характеристики первого сексуального партнера; эротическое восприятие; мастурбация; венерические болезни; аборты и методы контрацепции; проституция и т.д. Настоящий расцвет ис­следований сексуального поведения наблюдался в Советском Союзе в 20-е гг., когда было проведено более 30 массовых социологических опросов преиму­щественно среди молодежи в самых разных городах и селах26.

21 Вишневский Ю.Р., Шапка В.Т. Социология молодежи. Н. Тагил, 1995. С. 63.

22 Петрова Т.З. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа //
Социологические исследования. 1999. № 3. С. 120-125.

23 Ласе Д.И. Современное студенчество (быт, половая жизнь). М; Л., 1928.

24 Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Крас­
нодар, 1929.

25 Шпильрейн И. Бюджет времени пролетарского студента Пермского университета // Время. 1924. № 12.

26 Подробнее см.: Денисенко М.Б., Дама Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молоде­
жи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87.

Тогдашние опросы проводились главным образом в форме группового анкетирования, обобщение их результатов производилось при помощи ме­тодов не только корреляционного и факторного, но и кластерного анализа, а их интерпретация зиждется на положениях генетической социологии. Проф. М.М. Рубинштейн, исследуя переживания молодых людей в период перехода от отрочества к юности, апробировал оригинальное сочетание двух качественных методов — дневникового (восходящего к Ш. Бюлер) и авто­биографических записей, при обработке полученных эмпирических данных им использовались подходы контент-анализа и типологического анализа. Кроме того, использовались тестирование, анализ личных документов, по­вторные длительные обследования. Нередко это были крупномасштабные проекты, например, Всесоюзный опрос молодежи, проведенный в 1927 г., где опрошено 120 тыс. учащихся27.

Со второй половины 1930-х гг. массовые опросы как особый канал, при помощи которого широкие слои общественности получали открытую ин­формацию о своем обществе, прекратились. Молодежь не столько изуча­ли, сколько воспитывали и направляли. Даже публикации, построенные на эмпирических данных, имели явно идеологическую направленность. Так, главы и разделы в статистическом сборнике «Молодежь в СССР»28 (1936), подготовленном к X съезду ВЛКСМ, назывались: «Молодежь в социалис­тическом строительстве», «Молодежь в борьбе за свеклу», «Молодые орде­ноносцы», «Образование молодежи» и т.д.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Возрождение социологии в 1960-е гг. ознаменовалось восстановлением ее статуса как социального института и отрасли научного знания, началом широкомасштабных эмпирических исследований. Интерес к молодежной проблематике отчасти был следствием политической «оттепели» и активи­зацией поколения шестидесятников. В те времена модным было сочинять стихи, в результате чего редакции газет были попросту завалены письмами графоманов, обращаться со стихами и поэмами к широкой аудитории со стадионов и по радио, интересоваться общественным мнением. Именно тогда он и родился — удивительный феномен общественного мнения, и как субъект формирующегося гражданского общества, и как объект присталь­ного изучения. Как грибы тут и там — при газетах, институтах, при обкомах и горкомах комсомола — возникали многочисленные бюро, службы, комис­сии, лаборатории, группы и группки исследователей общественного мнения. Первая такая группа возникла при ЦК ВЛКСМ в декабре 1964 г. и первона­чально состояла из трех человек: В. Васильева, А. Кулагина и В. Чупрова29. Вскоре по инициативе ЦК ВЛКСМ была создана первая всесоюзная сеть исследовательских центров, с помощью которой проведено несколько все­союзных опросов молодежи.

27 Блинов Н. М. Социологические исследования труда и воспитания советской молодежи 20-х годов //
Социологические исследования. 1975. № 1. С. 145—155.

28 Молодежь СССР. Статистический сб. ЦУНХУ Госплана СССР / Под ред. В. Косарева. М, 1936.

29 См.: Социология молодежи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 26.

В 1960-е гг. основная масса социологических опросов среди молодежи проводилась исключительно по проблемам нравственности и коммунистичес­кого воспитания30, в то время как за рубежом данная тема вообще не числи­лась в категории социологических. Социологами из ВКШ при ЦК ВЛКСМ были разработаны типовые методики изучения социально-политической и трудовой активности, идейно-политического уровня молодежи и осуществ­лены такие исследования, как «Моральные ориентации и формирование ак­тивной жизненной позиции молодежи», «Формирование достойного попол­нения рабочего класса и колхозного крестьянства» и др. Проводились такие исследования по стандартной программе и не требовали от исследователя высокой квалификации, основная цель — выяснить пути формирования лич­ности «молодого строителя коммунизма».

Возрождение социологии в 1960-х гг. ознаменовалось широкомасштабными эмпирическими исследованиями молодежи

Наряду с поддерживаемым партийными и комсомольскими органами на­правлением в изучении молодежи существовали так называемые инициатив­ные исследования, часто проводившиеся под эгидой крупных газет, заинте­ресованных в анализе реального положения дел. В 1960 г. при газете «Комсо­мольская правда» начал работать Институт общественного мнения (под руководством Б.А. Грушина). За первые два года своей деятельности институт провел восемь всесоюзных опросов, в том числе направленных на изучение молодежной проблематики31. Грушинский институт инициировал создание ис­следовательских групп и лабораторий по всей стране. В 1964г. при ЦК ВЛКСМ возникает группа социологических исследований под руководством В.Г. Васи­льева, после чего аналогичные структуры появились более чем в 40 областных, краевых и республиканских комитетах комсомола, главной функцией которых было изучение общественного мнения молодежи по самым разным проблемам.

30 Семенова В.В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. С. 330.

31 Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового
сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4 кн. Жизнь 1-я. Эпоха Хру­
щева. М., 2001.

Если «комсомольские исследования» носили скорее «заказной» идеологи­ческий характер, то работа другого, более академического направления чаще ориентировалась на объективный анализ молодежной проблематики. Это на­правление заложило реальную основу для становления социологии молодежи как особой научной отрасли. В Институте конкретных социальных исследова­ний были сформированы два подразделения, ориентированные на исследова­ние молодежи как субъекта общественного развития: «Социальные проблемы образования» (руководитель В. Н. Шубкин) и «Прогнозирование социальных потребностей молодежи» (руководитель И.В. Бестужев-Лада). Исследования здесь носили академический характер и основывались на объективном анали­зе молодежной проблематики.

Региональные эмпирические исследо­вания охватывали в 1960—1970-е гг. воп­росы профессиональных ориентации, трудоустройства, жизненных путей групп молодежи, престижа разных видов труда, профессиональной и территори­альной мобильности, эффективности производственного обучения (В.Н. Шуб­ кин, В.И. Артемов, Н.Р. Москаленко, Н.В. Бузукова, В.А. Калмык, М.Х. Тит-ма, Э.А. Саар, А.А. Терентьев, В.В. Туранский, В.Ф. Черноволенко, В.А. Ос-совский, В.И. Паниотто и др.)32.

Анализ социальных аспектов образования, ориентации и поведения моло­дежи в социологии за прошедшие годы осуществляли В.Н. Шубкин, Л.Н. Ко­ган, Д.Л. Константинов, Ю.Н. Давыдов, Ф.Р. Филиппов, А.Я. Куклин, Ю.В. Перов, М.Н. Руткевич, И.В. Бестужев-Лада, Л.Я. Рубина, Л.Г. Ионин, Л.И. Михайлова, Г.Е. Зборовский, Н.Г. Осипова, Ф.Э. Шереги, В.Г. Харче-ва, В.В. Сериков, В.Я. Нечаев, В.В. Водзинская, С.Н. Иконникова, В.Т. Ли­совский, М.Х. Титма. Проблеме барьеров социализации — подростковой наркомании и токсикомании — посвящены работы А.Е. Личко, А.А. Габи-ани, Г.Я. Лукачер, Н.В. Макшанцевой, Т.В. Ивановой, Я.И. Гилинского, В.А. Чудновского.

Постепенно в области социологии молодежи выделилось несколько на­учных школ: новосибирская (В.Н. Шубкин), свердловская (Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич и в дальнейшем Л.Я. Рубина), ленинградская (В.Т. Лисов­ский, С.Н. Иконникова, А.В. Лисовский) и эстонская (М. Титма).

В начале 1960-х гг. в Академгородке под Новосибирском под руководством В.Н. Шубкина были начаты крупные исследования социологических проблем образования33. Изучались объективные и субъективные факторы, влияющие на систему образования в целом, профессиональные склонности выпускников

32 Шубкин В.Н. Социологические опыты. М., 1970; Выбор профессии как социальная проблема. М.,
1975; Константиновскии Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М., 1977; Социально-про­
фессиональные ориентации молодежи. Тарту, 1977; Черноволенко В.Ф., Оссовский В.А., Паниот­
то В.И.
Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи.
Киев, 1979; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.

33 Шубкин В.Н. и др. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоуст­
ройства и выбора профессии // Количественные методы в социологических исследованиях / Под
ред. А.Г. Аганбегяна и В.Н. Шубкина. Новосибирск, 1964.

средних и неполных средних школ, выбор профессии, трудоустройство, жиз­ненные пути молодежи; престиж различных занятий и видов труда; соци­альная, профессиональная и территориальная мобильность; эффективность производственного обучения в школах, проблемы профессиональной ориен­тации. В первой серии обследований (1962—1973) роль социологов заключа­лась в том, чтобы весной с помощью «Анкеты выпускника» зафиксировать личные планы, ожидания, отношение к различным профессиям тысяч юно­шей и девушек, а осенью собрать данные о том, какие профессии они избра­ли, в какой мере осуществили свои планы сразу после окончания средней школы. Поскольку речь шла о первых самостоятельных шагах молодежи в возрасте 17 лет, исследование называлось «Проект 17—17». Позже эти идеи были развиты во второй серии, в «Проекте 17—25», когда изучались жизнен­ные пути молодых людей, о которых хранилась стартовая информация, уже в возрасте от 17 до 25 лет34.

В отечественной социологии В.Н. Шубкина можно считать основателем академической школы по исследованию проблем жизненного старта моло­дежи и престижу профессий. Он также разработал методику лонгитюдных исследований молодежи, что позволяло фиксировать изменения в профес­сиональной карьере индивида через определенные промежутки времени.

По новосибирской методике стали проводить обследования в других ре­гионах страны. Исследования проводились в Ленинградской области, в десяти областях Центральной России, в Латвии, Эстонии, Узбекистане, Таджикис­тане, Армении, среди малых народов Сибири и Дальнего Востока. В после­дующий период (1970—1980) количество публикаций по социологии молоде­жи и образования увеличилось в два с лишним раза и, достигнув максимума в 1975—1979 гг., стабилизировалось на уровне примерно 150 в год35.

В Новосибирске успешно функционировала научная школа бюджетов вре­мени ГА. Пруденского (середина 1950-х — конец 1960-х гг.). Показатели бюд­жета времени использовались при изучении труда, условий и образа жизни, быта городского и сельского населения, разных социально-профессиональных групп: учителей (БЛ. Цыпин, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова и др.), врачей (А.Г. Кононов), учащейся молодежи (Р.П. Ламков, В.В. Софронова, В.А. Мо-рохин и др.), комсомольских активистов (П.М. Дорофеев, В.А. Шабашев, В.И. Болгов), моряков (В.И. и Л.А. Галочкины) и других групп населения.

В Эстонии под руководством М.Х. Титмы изучались ценностные ориен­тации при выборе профессии36. В Ленингргде большую работу по социальным проблемам высшей школы и молодежи вели Л.Н. Лесохина, В.В. Водзинская, В.Т. Лисовский37. Интересные исследования по проблемам молодежи и сту­денчества осуществлялись на Украине38. В Москве начались социально-пе-

34 Шубкин В.Н. Начало пути. М., 1979.

35 Социология образования. Библиографический указатель публикаций на русском языке / Отв. ред.
B.C. Собкин. М., 1993. С.4.

36 Жизненные пути молодого поколения / Отв. ред. М.Х. Титма. Таллин, 1985; Социально-профес­
сиональная ориентация молодежи / Отв. ред. М.Х. Титма. Тарту, 1973.

37 Водзинская В.В. Ориентация на профессии // Социальные проблемы труда и производства. М.,
1970; Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990; Лисовский В.Т.,
Дмитриев А.В.
Личность студента. Л., 1974.

38 Черноволенко В.Ф., Оссовский В.А., Паниотто В.И. Престиж профессий и проблемы социально-
профессиональной ориентации молодежи. Киев, 1979.

дагогические обследования под руководством Р.Г. Гуровой39. На Урале про­водил исследования жизненных путей учащихся Ф.Р. Филиппов. Обследо­вание молодых инженеров проводились С. Кугелем и В.А. Ядовым. Они про­следили профессиональные пути молодых специалистов, особенности тру­да инженеров различных категорий, профессиональные ориентации выпускников технических вузов Ленинграда40.

С конца 1960-х — начала 70-х гг. появились первые отечественные тру­ды, положившие начало формированию социологии девиантного поведе­ния, объектом которой выступали подростки и молодежь. В 1980-е гг. на тер­ритории бывшего СССР сложилось несколько центров социологических ис­следований девиантного поведения: в Санкт-Петербурге и Москве, в Эстонии и Грузии41. Исследованиями девиантно­го поведения занимались Я.И. Ги- линский, А. Лепс, Б. Левин, Э. Раска, Ю. Саар, А.Г. Амбрумова, ГГ. Заигра-ев, Б.М. Левин, И.М. Карпец, Б.С. Братусь, В.Н. Кудрявцев, Б.М. Гузиков, В.В. Лунеев, В.М. Зобнев, А.А. Габиани, К.К. Горяинов, АА. Коровин, СИ. Го­лод, А.Н. Игнатов, Я.М. Яковлев, Г.Ф.Хохряков, А.А.Тайбаков и др. Пробле­мам подростковой наркомании и токсикомании посвящены работы А. Е. Лич-ко, Г.Я. Лукачер, Н.В. Макшанцевой, Т.В. Ивановой, В.А. Чудновского.

Большую роль в становлении отечественной социологии девиантного поведения сыграли работы А.А. Габиани, в течение многих лет проводив­шего эмпирические исследования алкоголизации населения и молодежной преступности в различных регионах СССР. Под его руководством в 1967— 1972 гг. было проведено первое крупное эмпирическое социологическое исследование наркотизма на территории бывшего СССР42. Решающий вклад в теоретико-методологическое осмысление эмпирических данных и ста­новление социологии девиаций в России внес питерский ученый Я.И. Ги-линский.

Исследования И.С. Кона способствовали углублению понимания про­блем социализации поколений и жизненного цикла, расширили представ­ление о юности как особой фазе жизненного цикла, психологии юношес­кого возраста и тендерной тематики, самосознании личности, самоиденти­фикации, возрастных кризисах, молодежной субкультуре.

В конце 1970-х и начале 80-х гг. продолжались исследования профессио­нальной ориентации и образа жизни отдельных групп молодежи, в частно­сти, работы, посвященные анализу профессиональных ожиданий выпуск­ников средних школ (Д.Л. Константиновский, В. Н. Шубкин43), образу жизни и духовному облику студентов высших учебных заведений (В.Т. Ли-

39 Гурова Р.Г. К вопросу о конкретных социально-педагогических исследованиях // Советская педа­
гогика. 1966. № 2.

40 Кугель С.А. Новое в изучении социальной структуры. М., 1968.

41 Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в Рос­
сии / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. С. 485-514.

42 Габиани А. Наркотизм (конкретно-социологическое исследование по материалам Грузинской ССР).
Тбилиси, 1977.

43 Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М, 1977.

совский44). В середине 1980-х гг. проходит международное исследование «Молодежь и новые технологии: ориентации европейской молодежи в от­ношении работы и окружающей среды», в рамках которого изучалось отно­шение молодых людей к новым техническим средствам, с которыми они сталкиваются в учебе, на работе и дома45. Публикуются монографии обоб­щающего исторического характера.

В книге «От поколения к поколению: социальная подвижность»46 Ф.Р. Фи­липпов обобщил опыт проведенных под его руководством лонгитюдных обсле­дований одних и тех же групп молодежи на протяжении относительно длитель­ного периода их жизненного цикла в различных регионах страны (Урал, сред­няя полоса России, Москва и Московская область, Ленинград и Ленинградская область, Псковская областьи др.). Обнаружилась ярко выраженная поэтапность

самоопределения молодежи, отмеча­лось, что каждый пройденный этап де­терминирует прохождение следующих. А.А. Овсянниковым47 изучались инфор­мированность студентов о будущей про­фессии и месте работы, эмоциональные оценки по поводу получаемой профес­сии, мотивации, связанные с будущим трудоустройством, учебно-познаватель­ная активность студентов.

В 1960—1970-е гг. развернулись иссле­дования молодежи в рамках социоло­гии труда, в частности, трудовые проблемы молодежи изучали В.Т. Лисов­ский, Ю.Е. Волков, Ф.Р. Филиппов; профориентацию и профотбор моло­дежи — В.В. Водзинская, К.М. Гуревич, И.Н. Назимов, В. Подмарков, М.Х. Титма, В.М. Шубкин; участие молодых рабочих в управлении произ­водством — Н.И. Алексеев, И.А. Ряжских, Ю.Е. Волков.

Социологи-прикладники (заводские социологи) в Москве, Днепропет­ровске, Ленинграде, Свердловске, Горьком, Перми, Львове, Уфе исследо­вали проблемы сокращения текучести кадров и соблюдения трудовой дис­циплины у молодого пополнения рабочего класса, занимались внедрением прогрессивных систем адаптации молодежи, системы профотбора и профо­риентации молодых кадров.

Во второй половине 1980-х гг. осуществляются исследования социального облика учащихся на базе Института молодежи, бывшей Высшей комсомоль­ской школы (Л.А. Коклягина). Изучались региональные проблемы воспро­изводства социальной структуры за счет включения в трудовую жизнь ко­горты учащейся молодежи, составляющей значительную часть молодого поколения. Тем же коллективом осуществлены крупные проекты «Духовный облик студента» и «Преподаватель на работе и дома»48. Удалось воссоздать

44 Образ жизни современного студента: социологическое исследование / Отв. ред. В.Т. Лисовский.
Л., 1981.

45 Astaflev J., Firsova О., Shubkin V. Youth and New Technologies in the USSR // European Youth and New
Techologies: A Comparative Analysis of 12 European Countries / Ed. by R. Furst-Dilic. Vienna, 1991.

46 Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М., 1989.

47 Высшая школа в зеркале общественного мнения / Отв. ред. А.А. Овсянников. М., 1989.

48 Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

социальный портрет вузовского преподавателя. Выяснилось, что политехни­ческие и инженерные вузы являются наиболее «мужскими» (76% преподава­тельского состава — мужчины) и одновременно самыми неустроенными в бы­товом отношении. Сравнительно «молодыми» и феминизированными (42% женщин) оказались юридические и экономические институты. Они же — са­мые неустроенные в семейном отношении. Самыми «женскими» оказались пе­дагогические, медицинские вузы, институты культуры (49% женщин), а самы­ми «старыми» по преподавательскому составу — сельскохозяйственные.

Социальные перемены 1980—1990-х гг., повлекшие за собой кризис оте­чественной науки, привели к заметному сокращению исследований сферы образования. Однако в последние годы произошел подъем интереса иссле­дователей к этой проблематике. Среди них Ф.Г. Зиятдинова, B.C. Магун, В.Я. Нечаев, А.А. Овсянников, B.C. Собкин, В.И. Чупров, Ф.Э. Шереги и др. Влияние социальных изменений в России на поведение молодежи в сфере образования, ее ценностные ориентации исследуются в работах С.А. Бак-лушинского, Е.П. Белинской, Ю.А. Зубок, В.М. Слуцкого, О.Я. Дымарской и др. Заслуживают внимания работы Л.Г. Борисовой, В.И. Добрыниной, С.Г. Вершловского, СИ. Григорьева, Г.Е. Зборовского, Ф.Г. Зиятдиновой, Т.Н. Кухтевич, В.Т. Литовского, В.В. Матвеева, A.M. Осипова, П.С. Писар­ского, М.Н. Руткевича, B.C. Собкина, В.В. Тумалева, И.С. Урсу, Ф.З. Хо­дячего, Е.А. Шуклиной и других социологов.

Значительный вклад в развитие социологии молодежи внесли В. Боровик,

B. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов,

C. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого
пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его
социальное положение, трудовую и общественную активность, а также пробле­
мы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготов­
ки, уровня образования и материального обеспечения. Конфликт отцов и де­
тей изучали Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Оль­
шанский, Д. Фельдштейн, В. Щердаков и др.

В 1980-х — начале 1990-х гг. предпринимались попытки обобщающих оценок положения молодежи. Они были двоякого рода. Первый тип иссле­дований строился по единой программе и репрезентативной выборке, ос­вещал разные стороны жизни молодежи под единым углом зрения. Он вклю­чал крупные исследования — международные, всесоюзные, общероссий­ские, среди которых выделялись:

1) межрегиональный лонгитюдный проект «Пути поколения» (руководитель М.Х.Титмас1983г.)49;

2) международный исследовательский проект «Жизненные пути молоде­жи в социалистическом обществе» (советскую часть проекта возглавлял В.Н. Шубкин)50;

3) исследование «Социальное развитие молодежи: показатели и тенден­ции» ИСПИ РАН (руководитель В.И. Чупров)51.

9 Начало пути: Поколение со средним образованием / Под ред. М.Х. Титмы, Л.А. Коклягиной. М., 1989; Жизненные пути одного поколения / Под ред. М.Х. Титмы. М., 1992.

50 Чередниченко ГЛ., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: Социологические исследования про­
блем выбора профессии и трудоустройства. М., 1985.

51 Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. В.И. Чупров. М., 1992.

Второй тип исследований, а его можно назвать эклектическим, подразу­мевал сбор данных из разных источников, не объединенных единой иссле­довательской программой и репрезентативных только в рамках своих целе­вых выборок. Такими, в частности, были:

1) аналитические отчеты НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (руководитель
И.М. Ильинский)52;

2) ежегодные государственные доклады о положении молодежи в РФ,
подготовленные в 1993—1996 гг.53;

3) монографии и сборники, выполненные на основе подобных отчетов54.

В 1993 г. И. Кон, В. Червяков и В. Шапиро начали самую фундаменталь­ную серию обследований сексуально­го поведения в России. Они опросили 1 615 учащихся школ и ПТУ в Москве и Санкт-Петербурге. Опрос, проведен­ный в 1995 г., охватил 2 871 подростка 16—19 лет в Москве, Новгороде, Бори-

соглебске и Ельце; а в 1997 г. — 4 тыс. школьников 7—9 классов, их педаго­гов и родителей в восьми регионах России. Эти обследования продемонст­рировали на примере поколений, насколько «помолодел» секс за прошед­шие годы, особенно у девушек55.

В последнее время в Центре изучения занятости Института социологии РАН (Л. Коклягина) успешно изучаются новые формы потребительского поведения молодежи. Жизненным стратегиям возрастных социальных групп посвящены проекты B.C. Магуна56. Сотрудники Института социологии РАН В.В. Семенова и Л.А. Коклягина проводят исследование жизненных карьер молодежи. На основе массовой выборки лонгитюдного исследования они организуют глубинные интервью, представляющие разные типы жизненных траекторий: стабильные/мобильные социальные траектории; представители новых социально-профессиональных групп (например, предприниматели, безработные); жизненные карьеры женщин и мужчин; академическая карье­ра профессионалов; анализ изменений в социальных идентификациях57.

В 1996—2001 гг. видным питерским социологом В.Т. Лисовским были проведены выборочные анкетные опросы молодежи, а в 1999 и 2001 г. —

52 Молодежь-89: Обществ, положение молодежи и вопросы молодеж. политики в СССР. Высш. коме,
школа при ЦК ВЛКСМ. М., 1989; Положение молодежи в советском обществе. Аналит. отчет ВКШ
при ЦК ВЛКСМ. М., 1990.

53 Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Докл. Комитета Российской Федерации
по делам молодежи (науч. рук. И.М. Ильинский). М., 1993; Молодежь России: воспитание жизне­
способных поколений: Докл. Комитета Российской Федерации по делам молодежи (науч. рук.
И.М. Ильинский. А.В. Шаронов). М., 1995; Положение молодежи в Российской Федерации: Докл.
Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству Россий­
ской Федерации (сост. и отв. ред. В.А. Луков). М.,1996.

54 Молодежь России: Тенденции и перспективы (под ред. И.М. Ильинского, А.В, Шаронова). М., 1993;
Молодежь: будущее России / Ред. кол.: И.М. Ильинский (отв. ред.) и др. М., 1995.

55 Подробнее см.: Денисенко М.Б., Дама Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молоде­
жи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87.

56 Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи 1985-1995 гг. / Под ред. B.C. Ма­
гуна, М., 1999.

57 Семенова В.В. Путь в новую социальную группу предпринимателей: жизненные истории одного
поколения // Судьбы людей: Россия. XX век / Под ред. Е.В. Фотеевой, В.В. Семеновой. М., 1996.

представителей старшего поколения больших и малых городов России. В 1996 г. было опрошено 1 577 человек в 14 городах, в 1997 г. — 2 366 человек в 18 городах, в 1998 г. — 3 625 человек в 10 больших и 20 малых городах и в 1999 г. — 1 053 человека в шести больших и 28 малых городах России. Были охвачены все категории городской молодежи, молодые люди различных взглядов и убеждений. В 1999 и 2001 гг. наряду с молодежью по программе «Социологический анализ духовной преемственности поколений» были оп­рошены и представители других возрастных групп. В 1999 г. число респон­дентов старше 30 лет составило 749 чел., а в 2001 г. — 572 чел. Всего в пяти исследованиях были опрошены более 11 тыс. человек. Выяснялись ценнос­тные ориентации, образ жизни, политические приоритеты, идеалы и веро­вания, социально-экономическое положение российской молодежи58.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...