Старость в традиционном обществе
В прошлом считалось, что старики, пережившие несколько поколений, могут и должны изустно передавать потомкам те знания, которые нельзя сохранить в письменном виде. Они пользовались уважением других членов общества, по мнению которых снискали милость богов, даровавших им долгую жизнь в отличие от большинства их ровесников, умерших значительно раньше. Наибольшим престижем в древнем обществе пользовался, по всей видимости, зрелый человек. В Древней Греции существовало особое понятие акмэ, означавшее творческий расцвет зрелой личности. Зрелость и особенно вторая ее половина высоко ценились в Древнем Риме. Название верховного органа власти сенат (senatus) происходит от латинского senex — старик. Старость ассоциировалась с накопленным опытом, пониманием жизни и мудростью. У африканских народов старейшие люди являются хранителями истории рода. Старейшина «организует религиозные церемонии, выкликает имена умерших предков, чтобы напомнить о них членам семьи, и в первую очередь молодежи. Участие в такой церемонии имеет воспитательное значение и прививает членам рода чувство достоинства, честности, общительности, отваги, взаимопомощи и уважения к старшим. Он рассказывает им о будущей жизни, о необходимых обрядах и обязанностях, которые им надо выполнять, чтобы стать взрослыми. Старейший беседует с мальчиками и девочками о тайнах мира живых и мира мертвых, о божествах, которые покровительствуют их семье, о том, как они вместе будут совершать обряды жертвоприношения. В его задачу также входят уход за детьми во время болезней и забота об их репутации»4. 4 Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и общество. 1990. № 1.С. 101.
Римские ученые уделяли большое внимание особенностям психологии, изменениям свойств характера по мере продвижения человека по возрастной лестнице. Появились знаменитые трактаты Аристотеля и Цицерона о старости. В средневековом христианском мире класс стариков, «старейшин» традиционных обществ, по мнению видного французского историка Ле Гоффа, не играл особо важной роли. В этом обществе люди умирали молодыми, воины и крестьяне ценились лишь в пору своего физического расцвета и где даже духовенство управлялось зачастую довольно молодыми епископами и папами —достаточно вспомнить о тридцатипятилетнем папе Иннокентии III, вступившем на престол в 1198 г. (даже если не считать скандально молодых пап X в. — Иоанна XI, занявшего пре стол святого Петра в 931 г. в возрасте двадцати одного года, и Иоанна XII, ставшего папой в шестнадцать лет в 954 г.). Средневековое общество не знало геронтократии. Тем больше оно могло быть растрогано величием седобородых старцев, украшавших порталы соборов в виде старцев Апокалипсиса и пророков, описаниями убеленного сединами императора Карла Великого, наполнявшими средневековую литературу, и образами отшельников — патриархов средневекового долголетия5. К старости относятся с почтением в восточных культурах. В ней видят пору мудрости, «познания собственных заблуждений», осмысления накопленного опыта. В восточной идее реинкарнации (рождения в новой жизни) выражен циклический подход к жизни человека — все возвращается на круги своя. В этой системе представлений старость оказывается временем промежуточного подведения итогов на определенном витке космической жизни. В этот период человек ближе к вечности, чем когда-либо еще в своей жизни. В старости предначертано выйти за пределы земных воплощений и приобщиться к более высоким мирам.
В большинстве традиционных обществ Австралии, Средней и Передней Азии, Закавказья старики обладают наивысшим авторитетом, как правило, они — вожди племени или старейшины рода. За ними всегда остается решающее слово и политическая власть. Такая система называется геронтократией. Напротив, а индустриальных обществах старики — социальные аутсайдеры. С выходом на пенсию падает их авторитет, власть и статус. У некоторых народов Камеруна преклонный возраст считается скорее признаком невезения, нежели мудрости, особенно когда речь идет о выполнении определенных функций. Состарившийся и ослабевший вождь приносится в жертву во имя благополучия своих подданных: после свершения обряда ритуального убийства его место занимает более молодой соплеменник, обладающий силой, здоровьем, энергией и знаниями, которые, по общему мнению, принесут пользу всем6. У западноафриканского народа сонинке спокойный и рассудительный старейшина называется «хозяином земли», и именно он решает все связан- См.: Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр., М., 1992. Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и общество. 1990. № 1. С. 102. ные с землей вопросы: сроки, на которые она сдается в аренду, сбор налогов, распределяемых между семьями по его усмотрению или же поступающих в его личное распоряжение. Являясь преемником своих предков и стражем родовых традиций, «старик» одобряет или не одобряет браки внутри рода и за его пределами и как лицо, отвечающее за продолжение рода, вместе со своими помощниками принимает непосредственное участие в обсуждении условий их заключения»7. По мере дальнейшего движения по возрастной лестнице, при переходе от зрелости к старости нерешенные проблемы все острее заявляют о себе. В старости изменяется характер человека: уменьшается энергичность, появляется осторожность, бережливость, а иногда и скупость. По мнению многих ученых, в старости обычно заостряются те черты, которые были у человека и раньше, поскольку ослабление контролирующей функции коры головного мозга обнажает то, что человек старался скрывать. Становится более заметной раздражительность, болтливость, жадность, все то, что раньше удавалось сдерживать или маскировать.
По словам известного французского писателя-моралиста Франсуа де Ларошфуко (1613—1680), мало кто из людей умеет быть старым. Добавим: и мало кто соглашается быть им. Старение — длительный биологический и социальный процесс. Возрастной кризис, связанный с наступлением старости, приурочен к выходу на пенсию. К нему лучше готовиться заранее: продумать свой будущий образ жизни, новый круг занятий и знакомств. Подобная подготовка помогает значительно смягчить переживаемый кризис. Подготовку к выходу на пенсию следует считать таким же необходимым элементом социализации в старости, как и выбор профессии в юности. Увеличение свободного времени в пожилом возрасте для одних становится благом, для других — сущим наказанием. Многие изнывают от праздности и незнания, куда себя деть. Но в этом виновата не старость, а отсутствие самостоятельности, незнание самого себя и своих интересов, страх перед одиночеством. Многие нужные в старости качества формируются в более ранние годы. Если их нет, т.е. пропущена какая-то важная фаза социализации, не решены задачи предшествующей стадии жизненного цикла, наступает неизбежная расплата. Продвижение к зрелости связано с приобретениями. Продвижение к старости связано с потерями (рис. 49). Мы начинаем вдруг ощущать, что ухудшилась память и острота мысли, глубина чувств и непосредственность эмоций. Нам многого уже не хочется. Увядает источник желаний, а значит интерес к полнокровной и активной жизни. Некоторые переживают потери стоически, как неизбежный спутник 7 ДиопА.М. Указ. соч. С. 100. процесса старения. Другие начинают паниковать и раздражаться. Они убеждают себя в том, что это конец, дальше будет еще хуже. На самом деле происходит переход от одних личностных свойств к другим, от одного качества к другому. Потеря памяти может компенсироваться ее избирательностью, нехватка денег — умеренностью потребностей и более разумным распределением покупок. Медлительность мышления — его глубиной. Переход от одного возраста к другому может и не стать драмой жизни, если человек убедил себя в том, что жизнь вовсе не кончается, а вступает в новую фазу, которая имеет свои несомненные преимущества.
Рис. 49. Продвижение к зрелости связано с приобретениями, продвижение к старости — с потерями Хотя наука выявила общую тенденцию снижения качества интеллекта в старости, но у разных людей и представителей разных профессий подобное происходит не в одинаковой степени. Те, у кого он бездействовал в течение жизни, не был обременен умственными нагрузками, в старости сильно сдают. Но чем выше уровень образования, тем медленнее снижение интеллекта. У пожилых ученых почти не изменяется общая эрудиция и запас слов, а у бухгалтеров — быстрота арифметических действий. По данным ученых, некоторые свойства интеллекта именно в старости получают максимальное развитие, в частности, мышление становится глубже, в нем появляется тенденция к синтезу. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД — фонд, создаваемый частными и/или государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы. Свободные средства пенсионных фондов могут инвестироваться в финансовые активы, приносящие доходы. Хотя о смерти человек размышляет всю жизнь, только в старости она становится реальной проблемой. Мы начинаем физически ощущать, как мало осталось жить. Распространенное убеждение «не думать о смерти» приводит к тому, что эти мысли становятся особенно страшными. Выход люди находят в религии. Статистика, собранная в разных странах, свидетельствует, что в старости люди становятся более религиозными. Обращение к Богу превращается в реальный выход из тупика конечности человеческого существования. Атеистические и позитивистские взгляды, свойственные молодости и зрелому возрасту, меняются на религиозные верования. Во внутреннем мире человека происходит глубокая мировоззренческая революция. Вереа дает глубокое ощущение смысла жизни и пути к счастью. По данным многочисленных исследований, верующие люди более счастливы и здоровы. Если старикам свойственно благодушествовать по поводу своего прошлого, то молодым — по поводу своего будущего Можно согласиться с мнением К. Юнга о том, что для психического здоровья необходима перспектива, «прицельная точка в будущем». Все мировые религии включают в себя перспективу вечности, некую цель, возвышающую человека над суетным миром, следуя которой он способен прожить вторую половину жизни так же целенаправленно, как и первую. К. Юнг считает, что для психического здоровья лучше видеть в смерти цель, к которой надо стремиться, чем сопротивляться этому8. Видеть в смерти цель возможно, только изменив отношение к ней, ощущая земную жизнь как способ решения вечных нравственных задач.
ПОЖИЗНЕННАЯ ПЕНСИЯ — пенсия, выплачиваемая до конца жизни застрахованного. Многим из нас, прежде всего молодежи, старость кажется безотрадным периодом жизни. Еще не успев состариться, люди начинают бояться старости. В зрелом возрасте начинается определенная подготовка к ней, но не 8 Юнг К.Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 185-203 духовная, а главным образом материальная. С приближением пенсии люди стараются перейти на высокооплачиваемую работу с тем, чтобы повысился размер пенсии. Они больше обращают внимание на свое здоровье, склоняются к более здоровому образу жизни, откладывают деньги, думают о социальном страховании, жилище и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|