Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старость в современном обществе




В традиционных обществах старым людям, как правило, оказывалось боль­шое уважение. В культурах с возрастной градацией «старейшины» обычно имели главное, часто решающее, слово в делах, касающихся всей общины. Авторитет мужчин и женщин в семьях, считает Э. Гидденс9, обычно увеличи­вался с возрастом. В индустриальных обществах, наоборот, старикам обычно недостает авторитета как в семье, так и в более широком социальном контек­сте. Выбывая из состава рабочей силы, они могут стать беднее, чем когда-либо раньше в жизни. В то же время происходит значительное увеличение доли населения старше 65 лет. В Британии в 1900 г. только один человек из 30 был старше 65 лет. Сегодня это соотношение составляет один к пяти. Такие изме­нения имеют место во всех индустриально развитых странах.

В больших семьях пожилые люди всегда были окружены заботой и вни­манием своих близких и в обществен­ной иерархии занимали далеко не пос­леднее место. Однако с развитием ур­банизации и быстрыми изменениями в социальной структуре общества это традиционное отношение к пожилым и престарелым начало меняться, причем не всегда в лучшую сторону.

В современном обществе старость протекает совсем иначе, чем в тради­ционном. В наши дни человек утрачивает способность следить за развити­ем науки и техническим прогрессом еще до того, как выходит на пенсию. Когда молодые работники приходят в наукоемкие отрасли производства, они вообще не видят там старших товарищей по профессии, поэтому контакт между поколениями ослабляется. Во время экономического кризиса первы­ми жертвами становятся пожилые, которые не могут приобрести новую профессию или приспособиться к изменившимся условиям. В обществах, перешедших в XX в. к рыночным отношениям, для поступающих на работу в перспективные фирмы ставится возрастной ограничитель — до 35 лет. Та­ким образом, научно-технический прогресс ущемляет права пожилых с двух сторон: при приеме на работу (их не берут или принимают в последнюю очередь) и при увольнении (их сокращают первыми).

Сейчас дети реже живут под одной крышей с родителями, семейные узы, связывающие престарелых с их детьми, оказываются часто не менее проч­ными, чем в традиционном обществе. Правда, это касается прежде всего индустриально развитых стран, достигших высокого уровня цивилизован­ности в оказании помощи престарелым.

9 См.: Э. Гидденс. Социология. М., 1999. С. 82-91.

В развитых странах люди пенсионного возраста стали здоровее своих предшественников. Сейчас даже принято подразделять пенсионеров на «молодых престарелых» и «пожилых престарелых».

В традиционных культурах достижение старости знаменовало вершину по­ложения, которого индивид, по крайней мере мужчина, мог достичь. В индуст­риальных обществах уход на покой приводит к прямо противоположным по­следствиям. Старым людям, живущим отдельно от детей и вытесненным с эко­номической арены, нелегко оплачивать последний этап своей жизни.

Средняя продолжительность жизни у европейцев и американцев сейчас значительно выше, чем у их бабушек и дедушек, но, так же как и последние, с наступлением старости они вынуждены жить одиноко. Некоторые ученые

считают, что для большинства из них со старостью приходит одиночество. Чис­ло пожилых женщин растет быстрее, чем число пожилых мужчин (в структу­ре всего населения). Среди людей сред­не-старшего возраста (около 70-80 лет) соотношение между женщинами и мужчинами примерно 125 к 100. Для престарелых (около 80 лет и старше) это соотношение 200 к 100.

Санкт-петербургские социологи много лет изучают положение, жизненные устремления и настроения пожи­лых жителей города10. Особенностью России, по их мнению, является рез­кое снижение нижних границ пожилого возраста, принудительно навязан­ных активным, трудоспособным и квалифицированным гражданам. Уже с 45 лет они становятся объектами возрастной политики на рынке труда, об­щественного остракизма как носители определенных социокультурных тра­диций, испытывают чувство бесперспективности социальной, профессио­нальной и личностной. Стресс и депрессия, отсутствие нормального пита­ния, витаминов и лекарственной помощи приближают «старость», понимаемую ими и обществом как ситуацию убогости, ненужности, нахлеб-ничества. Весь опыт их предыдущей созидательной (общественной и лич­ной) жизни вступает в противоречие с настоящим, маркируемым ими как очередной социальный катаклизм. Обладая чувством собственного досто­инства, они понимают внедряемые «сверху» рыночные отношения как оче­редной грабеж, экономические репрессии государства.

РОЛЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Роль старшего поколения в поддержании общественной жизни и сохра­нении преемственности культуры огромная.

Старейшего раньше считали жрецом культа предков. Он является пред­ставителем своих предков и говорит от имени «тех, кто умер, но остался среди живых», чей дух покровительствует потомкам и оберегает их. Он иг­рает своего рода роль посредника между живыми и мертвыми, выступая в

10 Герасимова Т. Перспективы «третьего возраста» // Независимая газета. 2000. 6 окт.

качестве жреца. В торжественные дни, когда считается, что души умерших посещают своих живых потомков, он собирает всех членов рода перед фигур­ками почивших предков и совершает ритуальный обряд вкушения пищи, которую подносит ему глава каждой семьи. Как жрец духа, покровительству­ющего всем своим родственникам, старейший обеспечивает ему надлежащее обиталище и периодически устраивает церемонии жертвоприношения".

В прошлом считалось, что старики, пережившие несколько поколений, могут и должны изустно передавать потомкам те знания, которые нельзя сохранить в письменном виде. Они пользовались уважением других членов общества, по мнению которых они снискали милость богов, даровавших им

долгую жизнь в отличие от большин­ства их ровесников, умерших значи­тельно раньше.

Преемственность в культуре нахо­дится в зависимости от одновременно­го проживания в ней по крайней мере представителей трех поколений. Она зависит от того, могут ли взрослые видеть родителей, воспитавших их точ­но так же, как они воспитывают своих детей.

В прошлом, до того, как продолжительность жизни возросла до 70 лет и люди доживали до 30—40 лет, живые прадеды встречались крайне редко, а дедов было немного. Поэтому они ценились особенно высоко.

Старики являлись живыми свидетелями всех важнейших событий в жиз­ни своего народа, они хранили культурные нормы и ценности, обычаи и традиции. Они служили образцом для более молодых. Они одобряли или осуждали образ жизни и поведение молодежи. От их слова зависела часто судьба молодого человека. Их жизненная мудрость и опыт выступали кри­терием оценки поведения других людей. Для того чтобы сохранить свою культуру, были необходимы старики. И нужны они были не только для того, чтобы вести людей на новые места в периоды голода, но и для того, чтобы служить совершенным образцом жизни.

Старики нужны для того, чтобы передать обычаи народа своим взрослым детям, а те — своим молодым наследникам. Дети перенимают у них опыт, зна­ния и профессиональные навыки и в свою очередь передают их своим детям. В обществе должна строго соблюдаться преемственность поколений, поскольку детям следует взять на себя заботу о родителях, когда те состарятся.

Культуре воспитывают сызмальства. Когда ребенка кормят, купают, дер­жат на руках и украшают, множество скрытых, никак не оговоренных навы­ков передаются ему руками, держащими его, голосами, звучащими вокруг, музыкой колыбельных и похоронных песнопений.

Историческое и общественное время, по мнению социолога Л.А. Гордо­на, меняется не от года к году, а от поколения к поколению. Они несут раз­ные ценности, взгляды, мотивы поведения. Жизнь в обществе была бы иной, если бы не было бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Но у живот­ных именно так и происходит: им неведомо понятие бабушек и дедушек.

Взаимоотношения с бабушками и дедушками оказывают самое положитель­ное влияние на современных подростков. Во-первых, бабушки и дедушки мо-

Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и обще­ство. 1990. № 1.С. 100.

гут играть самую важную роль в формировании у ребенка чувства неразрыв­ной связи прошлого и настоящего, семейных корней, в передаче знаний, культуры и традиций. Во-вторых, благодаря им дети могут больше узнать о своих родителях. Подростки, когда у них случаются конфликты с родителя­ми, охотно прибегают к бабушкам и дедушкам как к арбитрам. В-третьих, бабушки и дедушки помогают подросткам понять и принять старость. Те под­ростки, кто часто видится с бабушками и дедушками и поддерживает с ними хорошие отношения, чаще проявляют заботу о других пожилых людях.

Бабушке-пенсионерке зачастую приходится нести основную тяжесть работ по дому: готовить пишу, следить за чистотой и порядком в квартире, ухаживать за внуками и многое другое. Дедушка-пенсионер выполняет «мужские» обязанности: ремонт предметов домашнего хозяйства, работа на даче, в гараже (если есть) и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...