Старость в современном обществе
В традиционных обществах старым людям, как правило, оказывалось большое уважение. В культурах с возрастной градацией «старейшины» обычно имели главное, часто решающее, слово в делах, касающихся всей общины. Авторитет мужчин и женщин в семьях, считает Э. Гидденс9, обычно увеличивался с возрастом. В индустриальных обществах, наоборот, старикам обычно недостает авторитета как в семье, так и в более широком социальном контексте. Выбывая из состава рабочей силы, они могут стать беднее, чем когда-либо раньше в жизни. В то же время происходит значительное увеличение доли населения старше 65 лет. В Британии в 1900 г. только один человек из 30 был старше 65 лет. Сегодня это соотношение составляет один к пяти. Такие изменения имеют место во всех индустриально развитых странах. В больших семьях пожилые люди всегда были окружены заботой и вниманием своих близких и в общественной иерархии занимали далеко не последнее место. Однако с развитием урбанизации и быстрыми изменениями в социальной структуре общества это традиционное отношение к пожилым и престарелым начало меняться, причем не всегда в лучшую сторону. В современном обществе старость протекает совсем иначе, чем в традиционном. В наши дни человек утрачивает способность следить за развитием науки и техническим прогрессом еще до того, как выходит на пенсию. Когда молодые работники приходят в наукоемкие отрасли производства, они вообще не видят там старших товарищей по профессии, поэтому контакт между поколениями ослабляется. Во время экономического кризиса первыми жертвами становятся пожилые, которые не могут приобрести новую профессию или приспособиться к изменившимся условиям. В обществах, перешедших в XX в. к рыночным отношениям, для поступающих на работу в перспективные фирмы ставится возрастной ограничитель — до 35 лет. Таким образом, научно-технический прогресс ущемляет права пожилых с двух сторон: при приеме на работу (их не берут или принимают в последнюю очередь) и при увольнении (их сокращают первыми).
Сейчас дети реже живут под одной крышей с родителями, семейные узы, связывающие престарелых с их детьми, оказываются часто не менее прочными, чем в традиционном обществе. Правда, это касается прежде всего индустриально развитых стран, достигших высокого уровня цивилизованности в оказании помощи престарелым. 9 См.: Э. Гидденс. Социология. М., 1999. С. 82-91. В развитых странах люди пенсионного возраста стали здоровее своих предшественников. Сейчас даже принято подразделять пенсионеров на «молодых престарелых» и «пожилых престарелых». В традиционных культурах достижение старости знаменовало вершину положения, которого индивид, по крайней мере мужчина, мог достичь. В индустриальных обществах уход на покой приводит к прямо противоположным последствиям. Старым людям, живущим отдельно от детей и вытесненным с экономической арены, нелегко оплачивать последний этап своей жизни. Средняя продолжительность жизни у европейцев и американцев сейчас значительно выше, чем у их бабушек и дедушек, но, так же как и последние, с наступлением старости они вынуждены жить одиноко. Некоторые ученые считают, что для большинства из них со старостью приходит одиночество. Число пожилых женщин растет быстрее, чем число пожилых мужчин (в структуре всего населения). Среди людей средне-старшего возраста (около 70-80 лет) соотношение между женщинами и мужчинами примерно 125 к 100. Для престарелых (около 80 лет и старше) это соотношение 200 к 100. Санкт-петербургские социологи много лет изучают положение, жизненные устремления и настроения пожилых жителей города10. Особенностью России, по их мнению, является резкое снижение нижних границ пожилого возраста, принудительно навязанных активным, трудоспособным и квалифицированным гражданам. Уже с 45 лет они становятся объектами возрастной политики на рынке труда, общественного остракизма как носители определенных социокультурных традиций, испытывают чувство бесперспективности социальной, профессиональной и личностной. Стресс и депрессия, отсутствие нормального питания, витаминов и лекарственной помощи приближают «старость», понимаемую ими и обществом как ситуацию убогости, ненужности, нахлеб-ничества. Весь опыт их предыдущей созидательной (общественной и личной) жизни вступает в противоречие с настоящим, маркируемым ими как очередной социальный катаклизм. Обладая чувством собственного достоинства, они понимают внедряемые «сверху» рыночные отношения как очередной грабеж, экономические репрессии государства.
РОЛЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ Роль старшего поколения в поддержании общественной жизни и сохранении преемственности культуры огромная. Старейшего раньше считали жрецом культа предков. Он является представителем своих предков и говорит от имени «тех, кто умер, но остался среди живых», чей дух покровительствует потомкам и оберегает их. Он играет своего рода роль посредника между живыми и мертвыми, выступая в 10 Герасимова Т. Перспективы «третьего возраста» // Независимая газета. 2000. 6 окт. качестве жреца. В торжественные дни, когда считается, что души умерших посещают своих живых потомков, он собирает всех членов рода перед фигурками почивших предков и совершает ритуальный обряд вкушения пищи, которую подносит ему глава каждой семьи. Как жрец духа, покровительствующего всем своим родственникам, старейший обеспечивает ему надлежащее обиталище и периодически устраивает церемонии жертвоприношения". В прошлом считалось, что старики, пережившие несколько поколений, могут и должны изустно передавать потомкам те знания, которые нельзя сохранить в письменном виде. Они пользовались уважением других членов общества, по мнению которых они снискали милость богов, даровавших им
долгую жизнь в отличие от большинства их ровесников, умерших значительно раньше. Преемственность в культуре находится в зависимости от одновременного проживания в ней по крайней мере представителей трех поколений. Она зависит от того, могут ли взрослые видеть родителей, воспитавших их точно так же, как они воспитывают своих детей. В прошлом, до того, как продолжительность жизни возросла до 70 лет и люди доживали до 30—40 лет, живые прадеды встречались крайне редко, а дедов было немного. Поэтому они ценились особенно высоко. Старики являлись живыми свидетелями всех важнейших событий в жизни своего народа, они хранили культурные нормы и ценности, обычаи и традиции. Они служили образцом для более молодых. Они одобряли или осуждали образ жизни и поведение молодежи. От их слова зависела часто судьба молодого человека. Их жизненная мудрость и опыт выступали критерием оценки поведения других людей. Для того чтобы сохранить свою культуру, были необходимы старики. И нужны они были не только для того, чтобы вести людей на новые места в периоды голода, но и для того, чтобы служить совершенным образцом жизни. Старики нужны для того, чтобы передать обычаи народа своим взрослым детям, а те — своим молодым наследникам. Дети перенимают у них опыт, знания и профессиональные навыки и в свою очередь передают их своим детям. В обществе должна строго соблюдаться преемственность поколений, поскольку детям следует взять на себя заботу о родителях, когда те состарятся. Культуре воспитывают сызмальства. Когда ребенка кормят, купают, держат на руках и украшают, множество скрытых, никак не оговоренных навыков передаются ему руками, держащими его, голосами, звучащими вокруг, музыкой колыбельных и похоронных песнопений. Историческое и общественное время, по мнению социолога Л.А. Гордона, меняется не от года к году, а от поколения к поколению. Они несут разные ценности, взгляды, мотивы поведения. Жизнь в обществе была бы иной, если бы не было бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Но у животных именно так и происходит: им неведомо понятие бабушек и дедушек.
Взаимоотношения с бабушками и дедушками оказывают самое положительное влияние на современных подростков. Во-первых, бабушки и дедушки мо- Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и общество. 1990. № 1.С. 100. гут играть самую важную роль в формировании у ребенка чувства неразрывной связи прошлого и настоящего, семейных корней, в передаче знаний, культуры и традиций. Во-вторых, благодаря им дети могут больше узнать о своих родителях. Подростки, когда у них случаются конфликты с родителями, охотно прибегают к бабушкам и дедушкам как к арбитрам. В-третьих, бабушки и дедушки помогают подросткам понять и принять старость. Те подростки, кто часто видится с бабушками и дедушками и поддерживает с ними хорошие отношения, чаще проявляют заботу о других пожилых людях. Бабушке-пенсионерке зачастую приходится нести основную тяжесть работ по дому: готовить пишу, следить за чистотой и порядком в квартире, ухаживать за внуками и многое другое. Дедушка-пенсионер выполняет «мужские» обязанности: ремонт предметов домашнего хозяйства, работа на даче, в гараже (если есть) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|