Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребитель или производитель




Старость — это прежде всего выход на пенсию, уход от активной трудо­вой деятельности, состояния экономической незанятости. Каждый человек, занятый на производстве, ежегодно, год от года создает значительно боль­ше, чем потребляет. Излишки идут на удовлетворение разного рода обще­ственных и социальных нужд. Чем больше человек работает и чем выше его профессиональная подготовленность, тем значительнее объем произведен­ной им продукции превосходит личное потребление. Каждый работающий человек с первой минуты трудовой деятельности начинает возвращать свой долг за годы допроизводительного возраста. Время выплаты этого долга тем короче, чем выше уровень экономики и профессиональной квалификации. Уже в возрасте 30—35 лет человек, занятый трудовой деятельностью, возвра­щает обществу все средства, затраченные на его воспитание и обучение, а в течение последующих 20—30 лет профессиональной жизни он создает «из­лишки», часть которых общество возвращает ему в виде пенсии и бесплат­ного здравоохранения. Как правило, пенсионеры не могут потребить всей созданной ими прежде доли продукции, поскольку шанс прожить 20 лет после выхода на пенсию имеют очень немногие44.

В старости наряду с психологическими происходят и функциональные изменения, главное из них — перераспределение социальных ролей. О ка­ком бы обществе — родоплеменном, феодальном или капиталистическом —

43 Стареющие штаты Америки (http://www.rbcdaily.ru). Краснова О.В. Социальная психология старости. М., 2002.

ни шла бы речь, человек на протяжении своей жизни, полагал французский социолог, демограф, экономиста. Сови45, сначала потребляет материальные блага, не производя их, либо потребляет их больше, нежели производит. Затем он производит больше, чем потребляет (производительный возраст), наконец, он опять начинает больше потреблять, нежели производить. Схе­матически распределение ролей можно выразить так:

♦ детство — много получает (потребляет), но мало отдает (производит);

♦ зрелость — много получает (потребляет) и много отдает (производит);

♦ старость — много получает (потребляет), но мало отдает (производит).

В производстве и потреблении у каждого поколения своя роль

Из нашей схемы видно, что две группы больше потребляют, нежели про­изводят. Выдержит ли общество подобную нагрузку? Это зависит от числен­ности трех групп. Еще в XIX в. шведский демограф Густав Зундберг предло­жил три идеальных типа возрастной структуры населения (табл. 32), кото­рое он разделил на группу детей (0—14 лет), группу родителей (15—49 лет), группу прародителей (50 лет и старше).

Таблица 32 Идеальные типы возрастной структуры населения

 

Прогрессивная структура Стационарная структура Регрессивная структура
Дети — 40% Дети — 27% Дети — 20%
Родители — 50% Родители — 50% Родители — 50%
Прародители — 10% Прародители — 23% Прародители — 30%

45 Соей А. Общая теория населения / Пер. с фр. М., 1977.

Нетрудно догадаться, что прогрессивная структура соответствует «моло­деющему» обществу, а регрессивная — «стареющему». У всех трех типов меняется только соотношение детей и стариков: то их больше, то меньше. Но доля взрослых (группа родителей) остается во всех случаях неизменной (50%). Одна половина общества должна кормить другую. Однако не только ее, но и себя. Поэтому родители должны производить по крайней мере в два раза больше, чем потребляют сами.

Итак, взрослый больше отдает, чем получает. Он воспитывает детей, зани­мается профессиональным трудом, ведет домашнее хозяйство, заботится о стариках. Таковы основные социальные роли. Кроме них, взрослый служит

обществу, участвует в государственных делах и т.п. Он просто перегружен роля­ми и функциями. Дети и старики толь­ко помогают ему по мере сил.

Ребенок привык больше брать, чем отдавать. Взрослея, он долго отучался от эгоизма. Много лет требуется на то, чтобы одна установка сменилась дру­гой: учиться брать на учиться отда­вать. Однажды научившись больше отдавать, пожилой человек, вышедший на пенсию, отстраненный от всех прежних дел, начинает испытывать резкий диссонанс. По инерции он хо­чет больше отдавать, чем брать, но возможности не имеет. Социологи в один голос заявляют о том, что основная социальная потребность стари­ков, пока у них есть силы, заботиться о ком-то, опекать кого-то. Одино­чество возникает, когда их лишают возможности реализовать потребность заботиться о ком-то.

Превращение в иждивенца рассматривается пожилым человеком как форма социального унижения. Десятилетиями, взрослея, человек накапли­вал в себе потребность заботиться о других. И вот теперь его сразу лишили его, предложив «просто отдыхать». Невостребованная потребность, резкая смена ценностных ориентации и установок начинают изнутри разрушать личность. Процесс старения многократно усиливается, обостряются физи­ческие недуги и болезни. «Человек только потребляет, но уже не произво­дит», — отмечал советский демограф Б.Ц. Урланис.

Общая закономерность о том, что более молодые и более бедные трудят­ся больше, распространяется не только на отдельных людей, но и на целые общества. Страны с высоким уровнем доходов на душу населения обычно имеют более низкие показатели экономической активности лиц пожилого возраста. В более развитых регионах 21 % мужчин в возрасте 60 лет и старше являются экономически активными по сравнению с 50% мужчин в менее развитых регионах. В более развитых регионах экономически активными являются 10% женщин пожилого возраста по сравнению с 19% в менее раз­витых регионах. В менее развитых регионах пожилые люди гораздо более экономически активны, что в значительной степени объясняется ограничен­ным охватом пенсионными системами и относительно невысокими дохо­дами в случае предоставления пенсии46.

Докл. ООН «Старение населения мира: 1950—2050 годы» (www.un.org).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...