московский институт духовной культуры
Стр 1 из 8Следующая ⇒ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Священная Православная Самодержавная Монархия, ее значение для России, Православной Церкви и судеб всего мира
Предмет: История Русской Православной Церкви
Студентки 5-го курса Романовой Ольги Александровны
г. Москва
Содержание работы
Введение
1. Сущность и истоки Священной Монархии
2. Православное Царство и идея Симфонии властей
3. Положение Православной Церкви в современном мире и задача воцерквления государственности
4. Русское Православное Самодержавие и идея Третьего Рима
5. Антимонархизм - его сущность, цели и последствия.
6. Причины падения Православной Священной Монархии в России и последствия этого падения для России и всего мира
7. «Удерживающий теперь» и возможность восстановления Священной Православной Самодержавной Монархии в России
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Поднимая столь серьезную тему о священной монархии, правильнее всего обратиться к святоотеческим источникам, процитировать богомудрые мысли авторитетнейших учителей Церкви, подвижников святости, духоносных старцев, творчески развить их, сообразуясь с особенностями нынешнего времени и основываясь на богословских трудах по изучению этой темы христианских православных писателей, мыслителей и исследователей этой темы. Вся история раннего христианства связана с монархией, вначале языческой, затем Православной Священной. Православные Монархи, по словам Патриарха Константинопольского Антония, «упрочили и утвердили благочестие во всей Вселенной». Они помогли Церкви Христовой отстоять чистоту Православия от лжеучений, обеспечили саму возможность созыва и проведения Вселенских Соборов, на которых были приняты Символ Веры и другие священные документы канонически регулирующие жизнь Православной Церкви. Благодаря монархам, которых Сам Господь просветил светом Истины, страны языческие были просвещены верой Христовой и приняли христианство (так было с Византией, Россией, Грузией и многими иными странами). По справедливому замечанию русского мыслителя–монархиста Ивана Солоневича (1898-1953), история человечества есть история прежде всего монархий. Республики же, как правило, возникали уже на обломках империй, как возникла и наша так называемая советская (а теперь уже постсоветская) Россия.
Таким образом, цель данной работы обобщить опыт познания богооткровенных истин Священного Писания и святоотеческого Предания, содержащих учение о столь важном для судеб человечества предмете - священной монархии, полученный посредством развития христианской богословской мысли на разных исторических этапах вплоть до настоящего времени и через него осмыслить значение священной православной монархии для России и судеб всего мира.
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОКИ СВЯЩЕННОЙ МОНАРХИИ
«Он (Бог) изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» Дан. 2, 21 Священная Монархия по праву должна быть отнесена к разряду вероучительных, ибо является не только составной частью христианского учения, касающегося богоугодного правления государством, но и ведет свое происхождение от Божественного установления и устроения. Следовательно, в своей основе это учение богооткровенное. По утверждению о. Павла Флоренского Священная Монархия представляет собой важнейший раздел православного учения о государственности. Суть Священной Монархии заключается не в юридическом устроении формы правления, а относится к вопросам вероучительным, то есть Православную Монархию можно рассматривать как целостный, в достаточной степени богословски разработанный и сформулированный отцами и учеными мужьями Церкви раздел православного учения.
В Священном Писании сказано, что Царь есть Божественное учреждение, что власть его происходит от Бога, что он есть Самодержавнейший, Наследственный и Помазанник Божий. Также, Священное Писание устанавливает и повеления Господа людям (заповеди) по отношению к царю и его власти: о запрете покушаться на Царей и их власть, о благоговейном почитании царя и послушании ему (Мф. 22, 21; 1 Петр. 2, 17; Пс. 114, 15). Кроме этого, Священное Писание указывает на особую охранительную и оберегающую народ от врагов роль царской власти (1 Цар. 9, 16) причем, по мысли святых отцов Церкви, оберегающую не только от врагов внешних и внутренних видимых врагов, но и от самого антихриста. Святой Апостол Павел говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать «Удерживающий». «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Сол. 2; 7). Этими словами Апостол предупреждал своих современников, думавших, что Конец вот-вот наступит. В письме апостол не написал - кто такой этот " удерживающий теперь", но все Священное Предание Церкви, восходящее к самому Апостолу, свидетельствует: этим Удерживающим является царская власть: сначала власть Римского Кесаря и его держава - Римская Империя, преемницей которой была Византия, а затем и Россия – Третий Рим. Святые отцы согласно Священному Писанию понимали высшее предназначение царской власти как «Удерживающего» на земле от хаоса и анархии (святители Иоанн Златоуст, Феофан Затворник и другие). Приведем слова святителя Феофана Затворника о том, что надо «под Римским царством разуметь царскую власть вообще ….. царская власть, имея в своих способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока в силе будет царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно….. Некому будет сказать вето властное»*.
6 мая 1902 года в день рождения государя Николая II отец Иоанн Кронштадский сказал: «Через посредство Державных лиц Господь блюдет благо мира Церкви своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать её, и величайший злодей мира, который явится в
*Беседовательное толкование Второго Послания к Солунянам Епископа Феофана. М. , 1873, с. 71.
последние времена – антихрист, не может появится среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей беззаконное шатание и нелепое учение безбожников». «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего…» (2 Сол. 2; 8). Вообще при целенаправленном изучении святоотеческих творений по исследуемой теме монархии поражает полное единодушие святых отцов Православной Церкви. Все они были сторонниками и защитниками самодержавия. Среди святых отцов не было антимонархистов, сторонников народовластия, демократов или республиканцев. Глубокими приверженцами и защитниками Священной Монархии были все прославленные русские святые и подвижники благочестия. Многие из них, такие, как, преп. Серафим Саровский, митрополит Киевский Филарет или архиепископ Воронежский Антоний, столь умилялись священной теме монархии, что нередко плакали даже при одном только разговоре о Помазаннике Божьем…… «Мы любим Царя, потому что любим Бога», - говорил Оптинский старец о. Варсонофий (Плихансков). «После Православия они (Цари) суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия», - подчеркивал преп. Серафим Саровский, любивший целыми часами вести душеполезные беседы о столь любезных его сердцу Помазанникам Божьих. В житии святого Серафима Саровского описывается такой эпизод: весь проникнутый любовью, добротою, святой старец строго взирает на приближающегося к нему офицера и отказывает ему в благословении. Прозорливец знает, что тот участник заговора будущих декабристов. " Гряди откуда пришел", - решительно говорит ему Преподобный. Подводит затем великий старец послушника своего к колодцу, вода в коем была мутной и грязной: " Так и этот человек, который приходил сюда, намеревается возмутить Россию", - произнес праведник, ревнующий о судьбах русской монархии.
«Царское власть есть чудо, писал оригинальный русский мыслитель В. В. Розанов – В царской власти и через ее таинственный институт побеждено чуть ли не главное зло мира, которое никто не умел победить и никто не умел избежать; злая воля, злое желание, злая страсть». Примером подлинного православного подхода в трудах по изучению темы Священной Монархии, могут служить работы русских святителей Филарета (Дроздова) и Серфима (Соболева). Архиепископ Серафим (Соболев) в своей работе «Об истинном монархическом миросозерцании» писал, - «Итак, если царская самодержавная власть основана на Св. Писании и если слова Божии, определяющие наше отношение к ней, являются Божьими заповедями, то ясно, что мы нисколько не погрешаем, когда ее догматизируем. Конечно, богооткровенное учение о царской власти отлично от догматического учения о Боге и Его воплощенном домостроительстве. Оно отлично от этого учения не только по своему предмету, но и тем, что не имеет за собой всецерковного догматического постановления. Тем не менее, православное учение о царской власти, как и догматы Вселенских Соборов, основано на Священном Писании. Поэтому истины о царе и его власти можно назвать догматами царского и государственного права, как об этом свидетельствует митрополит Филарет в своем труде «Русская идеология», в котором он ясно показал, что царская самодержавная власть основана на Священном Писании». Как подчеркивал Московский святитель Филарет (Дроздов), «Бог по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу своего вседержительства – Царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, - Царя наследственного». Митрополит Филарет разъясняет, что лучшее и полезнейшее для людей правительство должно быть только в форме единоначалия. А именно с этой целью (для непрерывного единоначалия) «Бог в народе поставил Царя.
До того же, «во времена неведения, когда люди забыли Творца своего» Бог даровал своему избранному народу патриарха Авраама, «чудесно сотворил Он качества отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал на сим царством. (1 Цар. 8, 7); наконец Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесные знамения Своей верховной власти». Кроме того, исходя из православного учения о священной монархии, святитель Филарет выделяет четыре наиважнейших истины (догматы). Вот как комментирует их смысл архиепископ Серафим Соболев: «Первая, что Бог насаждает Царя на престоле, или иначе сказать, царская власть есть Божественное учреждение. Вторая, что Бог насаждает на престоле царевом от плода чрева Царя, то есть: наследственность царской власти. Третья, что Царская наследственность есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: «Вознесох избранного от людей Моих» (Пс. 88, 20). Четвертое, что царская наследственная власть и для народа важный и благотворный дар Божий…». Владыка Серафим так развивает эту мысль – «Все, что делал и делает Господь для нашего земного благополучия и спасения, является идеальным хорошим, ибо от Господа не может произойти что-либо плохое и несовершенное, почему в Божественном Писании и сказано: Все что Он создал …. хорошо весьма. И если не все Цари были достойными, и не соответствовали по своим убеждениям и жизнедеятельности Божественным Законам, то это вовсе не значит, что мы должны отрицательно относиться к самому институту царской власти. Если некоторые священнослужители являются весьма недостойными пастырям, то это не значит, что нужно упразднить священство, учрежденное Богом для нашего спасения. Итак, исходя из всего вышесказанного, необходимо сделать четкий логический вывод: отвергать необходимость монархии, а также не признавать ее как единственно законную установленную Богом форму правления государством значит не понимать Св. Писания и даже отвергать его в учении по этому вопросу; а вместе с ним и святоотеческое учение о царской власти, строго основанное на Божественном откровении. Царская самодержавная власть есть Богоустановленное учреждение и как таковое является идеальным. Вследствие этого, с нею не может сравниться то или иное другое демократическое правление как плод «греховного человеческого соизволения». Слово Божие свидетельствует, что нет власти не от Бога («ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13., 1). Но государственная власть от Бога может быть только царской. Всякая же иная власть, в том числе и агрессивно-богоборческая (к примеру, большевистская) или безбожная (республиканская, демократическая), лишь попускается Богом за грехи наши. «Поэтому мы вправе сказать, - писал св. Исидор Пелусиот, - что самое дело власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом. Но если какой злодей – беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен Богом, но говорим, что попущено ему…». В адрес таковых злодеев-беззаконников и их единомышленников в праздник Торжества Православия, совершающийся в первое воскресенье Великого Поста в Православной Церкви установлено возглашать 11-й анафематизм: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в Них не изливаются, и тако дерзающим противу Их на бунт и измену, – анафема, трижды». 11-й анафематизм Недели Православия против цареборчества утвержден Святейшим Правительствующим Синодом, который был признан Восточными патриархами и являлся ни чем иным, как Собором епископов и других духовных лиц. Слово «Синод» переводится с греческого языка на русский как «Собор». 11-й анафематизм Недели Православия в полноте соответствует вероучению Православной Церкви, отчего после утверждения его дореволюционным Святейшим Правительствующим Синодом он имеет силу Православного Соборного определения. Анафема же в православном понимании – это отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения – прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол – и соборно провозглашаемое. До свершения февральской революции в 1917 году, в чине Недели Православия этот анафематизм произносило множество русских святителей и преподобных, например, преподобный Серафим Саровский. Из этого ясно следует, что цареборчество это осужденная соборно ересь, которая богохульно отрицает особые дары Святаго Духа Православным Царям – помазанникам Божиим, а так же отрицает предпочтительность Православного Самодержавия перед другими государственными строями, а исповедающие же эту ересь находятся под Церковной анафемой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|