Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

*Страхов А. Церковь, революция и монархия.




 

Все виды государственного устройства не могут быть равны в очах Божиих даже в принципе, ибо история знает такие государства, для которых всей целью было - угодить Господу и привести в Царство Небесное как можно больше людей. И враг, чувствуя, что ныне православная Церковь даже не пытается брать себе в пример тогдашний образ своего существования, пользуется этим и прикидывается сам другом Церкви, надеясь получить от неё благословение на такие дела, которые к спасению души никак не приближают. К сожалению, сегодня осознанию роли православной государственности мешает повсеместное распространение в светской среде и в преобладающей части собственно церковной общины, суждение о том, что Православной Церкви безразлична или, по меньшей мере, не важна форма власти в государстве, в котором она несет свое служение. Отчасти, такое мнение корнями, безусловно, уходит в еще в советское секуляризованное сознание, отчасти питаясь новыми и, одновременно старыми демократическими мифами «о свободной Церкви в свободном государстве». Абсурдность данной идеи республиканско-демократического принципа отделения Церкви от государства очень хорошо была показана знаменитым канонистом Иоанном (Соколовым), епископом Смоленским. «По законам природы, - рассуждал Владыка, - свободная сила не может безусловно существовать в другой свободной силе: между ними должна быть или связь, следовательно взаимодействие и поэтому одна силу будет сдерживать, ограничивать так или иначе другую; или будет между ними борьба и одна сила будет стремиться подавить другую чтобы быть действительно свободною». * Таким образом, прямолинейно дилемму отношений Церкви и государства должно сформулировать, - как либо связь, либо борьба. Ныне в миpe нет христианского государства, то есть такого, для которого вопросы спасения души и воспитания граждан в Православии были бы главными.

*. Епископ Иоанн (Соколов). Церковь и государство. Христианское чтение. 1865 г. Часть первая.

Существующие в любой стране власти либо явно гонят Церковь, либо, что чаще бывает, пытаются поставить её на службу себе, с тем чтобы она благословляла все их безбожные начинания и служила таким образом ширмою для их антихристианских планов.  

Если же религиозная организация, именующая себя церковью, при каком-нибудь богоборческом режиме (который не ставит своей главной целью прославление Имени Божьего и спасение во Христе наибольшего числа своих граждан ныне и в будущем) никак не гонима, то это не есть Церковь Христова, а есть «церковь лукавнующих», с лжепастырями, о коих так предупредил Христос: «которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри сутьволки хищные... Не всякий, говорящий Мне " Господи! Господи! ", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного... И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 15; 7, 21; 7, 23).  

Истины и спасения в таковой лжецеркви нет, а есть только ложь и погибель, ибо она и не обличает всей неправды, «смирившись» перед ней и усвоив ее, отчего эта лжецерковь угодна богоборческому режиму, ибо составляет с ним лжесимфонию на погубление человеческих душ, так как «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).

И когда представители православной Церкви говорят, что им всё равно, какая будет власть, лишь бы люди были более-менее сыты и довольны, то это уже есть немалая уступка врагу Христову. Православной Церкви не может быть безразлично, в каком государстве она служит Богу, находится ли она в гонении, в притеснении или в положении господствующей духовной силы. Да проповедь Христа была всегда возможной, в том числе и во времена самых страшных гонений; да кровь мучеников за веру созидает новых христиан.

 

Но не дает ли нам церковная история примеров, когда поместные церкви (например, африканские) исчезли с лица земли без покровительства Православных Государей при нашествии мумульман. Разве после взятия Константинополя в 1453 году и по сей день не ущемлена Константинопольская Церковь, и все более сокращется ее традиционная паства; а разве не то же самое испытали на себе и все восточные православные церкви?  

Да, врата адовы не одолеют Церкви, но разве господство этих Церквей при Византийских Василевсах можно сравнить с униженным выживанием при турецких султанах, а сегодня при сирийских социалистах, или еврейских фундаменталистах.  А разве Русской Церкви все равно, кто будет обладателем светской власти в нашем государстве: коммунистическая ли партия - многолетняя гонительница Церкви, либеральные ли демократы, духовные и экономические экспериментаторы в том числе и на церковной пастве, или православные Цари, которых еще Священное Писание Ветхого Завета изображало «писателями Церкви» (Ис. 49, 23). «Неразумны и неправдивы те люди, которые говорят, будто Церковь Православная Русская могла и может существовать при всяком государственном строе, начиная с республики. Надо голову потерять, чтобы говорить такие несообразности», - возмущался архипастырь Антоний Храповицкий (1929 г. ).  

     «Церковь не может быть безразличной к тому, какой государственный строй будет в России; она может ради своего собственного блага и ради возрождения своей родины стремиться к восстановлению в ней только одного строя самодержавной власти царя, Помазанника Божия», - писал духовный писатель и историк Н. Д. Тальберг (1886-1967).      Разве все равно иметь ли свободный доступ к преподаванию нации Закона Божия и православного богомыслия, или отправлять своих детей в школы, насаждающие нравственное растление и проповедующие антицерковные учения. Неужели все равно Церкви видеть во главе государства организатора гонений или ревностного защитника. Поверить в такой государственный индифферентизм Церкви невозможно, иначе нужно утверждать, что Церкви все равно, быть ли под властью антихриста, или под властью Православных Государей. Но такое безразличие к тому, что происходит вне церковных стен не соответствует принципу воинствующей со злом Церкви.    

    Современное государство имеет преграду в своих отношениях с Церковью, и эта преграда – в демократии, в этом принципе властвования и в этом принципе мировоззрения. Профессор И. С. Бердников пишет: «Человек не может двоиться в свое мировоззрении, в своих принципах, как предполагает, по-видимому, новое (демократическое) государство. Он не может оставаться долгое время на распутье двух разнородных цивилизаций. Он не может в одно и тоже время верить в Бога, в святое Евангелие, и признавать святость законов государственных, противоречащих закону Божию. Человеку трудно учиться вере после того, как он пройдет школу, игнорирующую веру, или прямо враждебную ей.

 Вообще не может служить человек в одно и то же время двум господам с одинаковым усердием … не дай Бог, если возобладает в политической жизни народов демократическое направление…. Справедливо замечают даже поклонники нового государства, что религиозная терпимость, проистекающая из безразличия к делу религии, находится в близком родстве с преследованием, что индифферентизм есть самая опасная форма враждебности к религии» *.   Таким образом, судя по духовному состоянию современного человечества, государство и общество находятся буквально на грани новыхстрашных открытых гонений на Церковь (скрытые и завуалированные никогда не прекращались).    

 

 * Бердников И. С. Новое государство в его отношении к религии. Казань, 1888. С. 68.

 

 

Такое тяжёлое для наших дней искушение Церковь может преодолеть только, хорошо понимая и полностью принимая своё учение о православном самодержавии как единственном идеале государства. Поэтому проповедь церковного учения о безусловной необходимости возврата к христианской государственности  - священной православной монархии в современном нам обществе есть такая же важная часть христианского миссионерства, как например, выяснение и обличение неправомыслия еретических, раскольнических или сектантских учений. Стремиться к торжеству в нашем обществе православного учения о государственности есть такая же деятельность на благо Церкви, как и отстаивание принципов православной нравственности. Нет ни чего более содействующего расцвету государственной жизни, как уверенность нации, что она ходит по путям Истины.    

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...