Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Русское православное самодержавие и идея третьего Рима




4. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ САМОДЕРЖАВИЕ И ИДЕЯ ТРЕТЬЕГО РИМА

                                                       

«Верую, Господи, в Православное Царское Самодержавие,

Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена

освященным Собором и русским народом в 1613 году»

Свят. Иоанн Шанхайский (Максимович)

        Как без великой Первопричины, которую мы называем Богом, не было бы меньших причин и их результатов, не было бы и каждого из нас, так без самодержавия в основе не было бы и русского государства. Монархическое начало есть действительное творческое начало государств и цивилизаций. Республиканские формы государственной жизни представляют собой нечто несамостоятельное, производное, растущее из элементов, вырабатываемых началом единодержавия. Особо судьбоносное и промыслительное предназначение монархическая государственность имела (и продолжает иметь) для России, само рождение, становление государственности и наибольший расцвет которой связаны непосредственно с монархическим строем. На развалинах мелких удельных княжеств, доказавших свою слабость перед внешним врагом Самодержавие создало Россию.   «Междоусобица удельных русских князей дала памятный урок, сколь гибельно бывает многовластие без верховной, объединяющей власти, - говорил митрополит Московский Макарий (Невский) в одной из своих проповедей. – Многовластие князей ввергло Русь в бесчисленные бедствия, возложило на нее монгольское иго и задержало рост России на двести лет».

     Полно и ясно раскрыл мистический смысл русского самодержавия и его значения для России святой праведный Иоанн Кронштадский. Он пророчески говорил: «Создав человека на земле как царя всех тварей земных, Царь Творец поставил затем царей разным народам и почтил их державою своею и владычеством над племенами – правом управления и суда на ними.  

Премудрый Соломон возвещает всем царям: «Дана есть от Господа держава вам и сила от Всевышнего» (Прем. 6, 3). В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой царям от Господа, еще в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания на Царство …. Этот священный обряд перешел и к христианским царям России. Через него сообщается им нужный дар особенной мудрости и силы Божией… Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от меня сатана, ты мне соблазн … От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость царю управлять своими подданными. Но да приближатся к престолу достойные помощники, имеющие правую совесть и страх Божий, и да бежат от престола все, в коих совесть сожжена, в коих нет совета правого, мудрого, благонамеренного… Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству, чистоту нравов ….. И чем бы мы стали, россияне без царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как носитель и хранитель России после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия не Россия». *

Самодержавие создало Россию и одно только Самодержавие может ее сохранить.     К сожалению, ныне былая мощь, слава, величие и благочестие России искусственно принижаются и замалчиваются историками, а облики православных вождей – Помазанников Божьих рисуются в превратно-искаженном свете… Вспомните, братие, судьбы Отечества нашего! – взывает к нам голос приснопамятного знаменитого российского проповедника архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова). – Кто основал, расширил, укрепил его и украсил его памятниками веры и славы народной? Цари православные.

 

* Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский Т. 1.

 

 

Кто призвал к нам науки и искусства, образовал наши нравы, приучил к трудолюбивой промышленности, водворил обилие и довольство? Цари православные. Словом жизнь народа русского всегда нераздельно была жизнью царей русских и опиралась на ней; вместе они трудились, вместе терпели и страдали. Вместе молились и уповали, вместе сражались и торжествовали…».    

Как писал проф. П. Е. Казанский, «.. верховная власть русского царя сложилась как главный, основной результат более чем тысячелетнего объединительного и организационного процесса, который привел народы восточной Европы и северной Азии к сплочению в одно великое государственное целое. В ней нашли свое выражение судьбы русского народа и его национальные особенности, нравственные идеалы и религиозные убеждения»*. По его же мысли, становление русского самодержавия есть результат и вершина всемирной мысли, «для установления русского самодержавия имела непосредственное значение общая работа всемирной мысли, начиная с Византии, над отысканием лучших форм общественной жизни…». Таким образом, Русское самодержавие имеет глубокие исторические корни. После падения Византии и установления Царства Русского теория и практика православной государственности получила дальнейшее развитие у нас на Руси.

Именно на Руси была осмыслена важнейшая задача самодержавного строя как последнего оплота Церкви перед лицом наступающего антихриста. В 1453 году Византия пала, Византийская цивилизация распалась и многие ждали Конца Света именно тогда, но произошло другое - на севере был создан еще один, " третий" Рим - имперская преемственность не прервалась.

 

*Проф. П. Е. Казанский. Власть всероссийского императора. Одесса, 1913.

 

 

Сразу же по крещении русские почувствовали, что для них в истории Христианства уготована какая-то совершенно особая роль. Митрополит Киевский Илларион в своем " Слове о законе и благодати" проповедовал о том, что хотя русские и призваны ко Христу позже греков, но им уготована какая-то своя миссия, которая выше греческой. Во многом ради этой миссии Русь хранила себя многие столетия, поднимаясь после страшных ударов, пока, наконец не услышала пророчество псковского старца Филофея (Ок. 1510-1540): " блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти: уже твое христианское царство иным не достанется".  

Свое знаменитое послание псковский монах Филофей направил именно московскому князю. Современным языком суть послания можно выразить так - «Все христианские области, писал, он – придут к концу и соединятся в единую область нашего государя, то есть в область русскую, согласно пророческим книгам. Два Рима пали, а четвертому не бывать». Как показал, Георгий Фроловский и другие теория «Москвы-третьего Рима» излагалась здесь в контексте апокалипсическом: то есть согласно пророчествам Москва является не только Третьим Римом, но что еще важнее, «Римом последним», и он призывал великого князя к покаянию и христианским добродетелям, объясняя это близостью Второго Пришествия.

«Примерно с ХV века русский православный народ и его государство стал не просто и не только одним из многих видимых народов Европы и мира, он стал ведущим, главным народом в системе Церкви Божией на земле, - писал священник Лев Лебедев. -… Преодолевая искушения Западу, выдержав множество козней, войн и иных бедствий, Православная Россия превратилась в огромную империю, великую мировую державу, включившую в себя множество народов и народностей, и в X1X столетии возымевшую решающее значение в важнейших мировых делах».  

 

Конечно, нельзя идеализировать Российскую Империю всегда и во всем; войны, неурожайные годы, моры, нашествия иноплеменников, отдельные исторические ошибки личного человеческого правления существенно оказывали свое влияние на поступательное развитие страны.    

Однако государство существует не для того, чтобы устроить рай на земле, так как устроить его на земле невозможно, а чтобы не допустить ад.                  И Россия, проходя через неизбежные искушения, неизменно укреплялась, богатела, имела колоссальное влияние во всем мире, росло ее население, была создана великая культура, у руля водительства страной стояла Святая Русь. Благочестивые русские государи старались и созидали, как могли, не абстрактную Россию, а Россию Христа, вселенское христианское царство. «За эту-то Россию и боролись державные вожди Романовской династии, - писал М. К. Дитерикс. Боролись, как умели, как Бог давал разум, и если грешили в умении, то в духе и идее были велики и святы».     Никто не может сказать, что Русские Цари и Российская Империя стояли на своем посту недостойно - огромные покоренные пространства, десятки обращенных в христианство народов, отвоевание назад многих христианских земель, сохранение мира в Европе и во всем мире, сдерживание разрушительных сил, после Великой Французской Революции поставивших себе целью поглотить Европу.   Значение России подчеркивали и главные поджигатели " мирового пожара": " Ни одна революция в Европе и во всем мире не может достигнуть окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство" - признавались Маркс и Энгельс. Поэтому вся ненависть революционных и разрушительных сил сосредоточилась на русских Царях - на них клеветали, их предавали, их подло убивали. Последнему из Романовых - Императору Николаю II пришлось в полной мере испить чашу и лжи и предательства, которые продолжаются и после его убийства. " Кругом измена, трусость и обман", - писал оставленный в одиночестве Царь.  

Архиепископ Серафим, Чикагский и Детройтский (1959) писал: «Господь недавно во время моего богомолья в Палестину удостоил меня грешного, познакомиться с некими новыми, доселе неизвестными пророчествами, которые бросают новый свет на судьбы России. Неизвестные Святые Отцы VIII и IX веков, т. е. современники св. Иоанна Дамаскина, в таких, приблизительно словах, говоря современным языком, запечатлели эти пророчества:

“После того, как богоизбранный еврейский народ, предав на муки и позорную смерть своего Мессию и Искупителя, потерял свое избранничество, последнее перешло к эллинам, ставшим вторым богоизбранным народом. Могучий, пытливый ум древних греков, просветленный христианством, проник в самые глубины миропознания.      Великие Восточные Отцы Церкви отточили христианские догматы и создали стройную систему христианского вероучения. В этом великая заслуга греческого народа. Однако построить гармоническую общественную и государственную жизнь на этом прочном христианском фундаменте у византийской государственности не хватает творческих сил и возможностей. Скипетр Православного Царства выпадает из слабеющих рук византийских императоров, не сумевших осуществить симфонию Церкви и государства. Поэтому на смену одряхлевшему духовно избранному греческому народу Господь Промыслитель пошлет третий богоизбранный свой народ. Народ этот появится на Севере через сотню-другую лет (писались эти пророчества в Палестине за 150-200 лет до Крещения Руси), всем сердцем примет христианство, будет стараться жить по заповедям Христовым и искать, согласно указанию Христа Спасителя, прежде всего Царствия Божия и Правды Его. За эту ревность возлюбит сей народ Господь Бог и приложит ему все остальное — большие земельные просторы, богатство, государственное могущество и славу. По немощи человеческой не раз будет впадать в большие грехи этот великий народ и за сие будет наказуем немалыми испытаниями. Лет через тысячу и этот богоизбранный народ поколеблется в вере и в стоянии за Правду Христову, возгордится своим земным могуществом и славою, перестанет пещись о взыскании Града грядущего и захочет рая не на небе, а на грешной земле. Однако не весь тот народ пойдет по сему гибельному широкому пути, хотя и значительное его большинство, особенно ведущий его слой. И за это великое падение будет послано свыше на этот, презревший Божии пути, народ страшное огненное испытание. Реки крови прольются по его земле, брат будет убивать брата, голод не раз посетит эту землю и соберет свою страшную жатву, почти все храмы и другие святыни будут разрушены или осквернены, множество людей погибнет.     Часть этого народа, не желая мириться с беззаконием и неправдой, покинет родные пределы и рассеется, подобно еврейскому народу по всему миру. Все же не до конца прогневается Господь на свой третий избранный народ. Кровь тысяч мучеников будет вопиять к небу о помиловании. В самом народе начнется протрезвение и возврат к Богу. Минет, наконец, определенный Правосудным Судией срок очищающего испытания и вновь засияет ярким светом возрождения святое Православие в тех северных просторах. Сей дивный свет Христов озарит оттуда и просветит все народы мира, чему поможет промыслительно посланная заранее в рассеяние часть этого народа, которая созиждет очаги Православия — храмы Божии, по всему миру. Христианство тогда явит себя во всей своей небесной красоте и полноте. Большинство народов мира станет христианами. На некоторое время во всей подлунной воцарится благоденственное и мирное христианское житие... А потом? Потом, когда наступит исполнение времен, начнется уже во всем мире полный упадок веры и прочее предсказанное в Св. Писании, появится антихрист и наступит, наконец, кончина мира”. Напоминаю эти пророчества обретены в подлинных греческих рукописях VIII и IX веков, когда о Руси, как о государстве, и слышно ничего не было, а русскую равнину населяли разрозненные полудикие славянские племена и другие народности. Что мне к этому прибавить? Верую, что эти пророчества относятся к нашему русскому народу и что он, таким образом является третьим богоизбранным народом. Верую, что в этих удивительных пророчествах явлены грядущие судьбы русского народа, и все так и совершится, как в них предсказано тысячу лет тому назад». *

*Архиеп. Серафим. Судьбы России. Чикаго. 1959.

 

 

5. АНТИМОНАРХИЗМ – ЕГО СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

 

Слепой народ, обманутый лжецами,

                                              За чистоту души Твоей святой

                                         Тебя клеймит постыдными словами

                                              И казни требует над кем же …над Тобой!

                                              Не так ли пал и Царь коварной Иудеи,

     Мессия Истины, народная мечта,

                                              И Бога своего преступные евреи

     Распяли на кресте позорного Креста.

И Царь был осужден на пытки рабской казни,

Над Божеством глумился весь народ

И люди - изверги убили без боязни

Того, Кто создал мир, моря и небосвод…... …..

                         

                         Из стихотворения «Николай 11», Бехтеев С. С. , 1917 год

 

«Распни, распни Его» - кричали когда-то иудеи, указывая пальцем на Того, перед Кем каждый из них был ничтожеством и прахом. «Долой самодержавие! » - вторили им их соплеменники и единомышленники – изменники из среды того самого народа, который был создан самодержавием …. «Создан», потому что как совершенно правильно говорил Ренан, короли и цари, императоры и династии создают нации. Кто кричит «Долой самодержавие! », тот незаконно требует, прежде всего, полноты власти для себя (своей партии) с целью устроить государственную жизнь так, чтобы она обеспечивала господство за его взглядами и его личными интересами. Исходя из святоотеческого учения должно сделать однозначный вывод о том, что антимонархизм есть тяжкий грех, ибо он противен Священному Писанию и Священному Преданию, противен замыслу Божию об устроении власти на земле. По мысли архиепископа Серафима (Соболева), те православные люди, которые подвержены антимонархическим настроениям, должны немедленно покаяться в том, ибо антимонархизм есть не что иное, как внутренне носимое бунтарство против помазанника Божия, грех противления, иными словами скрытое беснование.  

Первым революционером святой Серафим Саровский называет диавола, поднявшего бунт против Самого Бога. Отсюда и все революции противны христианству и имеют дьявольскую первопричину. Трудно себе даже представить смиренного и кроткого христианина в образе бунтовщика – революционера. Воистину дьявол есть истинный отец и духовный кормчий всех мировых революций. Они служат его целям и задачам, стремлениям и деяниям для разрушения мирового порядка и свержения законных богоустановленных властей. Внимательный и беспристрастный анализ русских революций XX века показывает, что они также не были исключением из правил, и носили откровенно дьявольский характер.  

Последствия  это греха  особо пагубны для народа    «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников», - говорит о последствиях беззакония народа Священное Писание (Притч. 28, 2). Поэтому святой Григорий Богослов прямо отождествлял народовластие (демократию) с анархией и хаосом.  

Протоиерей Попов в «Нравственном богословии для мирян» указывает следующее: «Итак, отвергать необходимость, божественное происхождение и священные права царя есть великий грех. Это один и самых богопротивных грехов, которыми будут отличаться люди перед кончиной мира. Кульминацией отступления от Бога и царя в последние времена станет восшествие антихриста (человека беззакония) на царский трон при отрицании людьми Божественной и царской власти (2. Солун. 2, 4). ».. Об этом пророчествовал и Святой Серафим Саровский: - «Всё то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и, словом, принадлежит к «бытоулучшительной партии», есть истинное антихристианство на земле, которое, развиваясь, приведёт к разрушению христианства на земле, и отчасти Православия, и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими землями славянскими и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные».

  Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил, что если мы православные, значит мы монархисты; если мы не монархисты – то мы не православные. Также объясняя сущность демократии он писал следующее – « В среде просвещенных христианских народов, в последние века, тоже появилось иудейское учение о праведности … И здесь придумывают невозможно произвольные объяснения слова Божия, ибо отвергнуто руководство Церкви и предание апостольское. Мало того, новое направление не чуждо и иудейского мессианства, так как по его догматике мессианская или Божественная власть принадлежит всему обществу верующих, а не лицам, преемственно поставляемых Самим Богом для служения слову истины. Поэтому уже не Бог, а общество уполномочивает, кого оно хочет сделать выразителем мессианских даров, по праву принадлежащих всему обществу верующих. Эта нелепая доктрина из духовной сферы перешла в гражданскую и политическую и выразилась в том, что установление власти, вопреки ясному учению Св. апостолов, происходит не от Бога, а от общества, по взаимному договору уполномочения от общества . Это возвеличивание общества на степень Божественной власти и есть политическое богоотступление целых обществ . Явился новый прожорливый и глупый идол – целый народ, уполномочивающий представителей принять принадлежащую ему, этому идолу, власть. Избранники этого идола, как законодатели, предоставляют, в свою очередь, исполнительную власть своим избранникам, меняя их поминутно и оставляя ни при чем верховного властителя поставленного Богом Небесным творить дело Божие.

Все это составляет так называемые «великие начала, добытые реформацией и революцией», которые в сущности, представляют не что иное, как богоотступление народов, подражание древним Хамитам. К чему это все в конце концов должно повести? К тому же, к чему повело политическое мессианство евреев, - к отвержению Бога, а вследствие сего и к оставлению Богом обществ человеческих на произвол их собственного легкомыслия и страстей. Этим пользуются евреи для своих личных, корыстных и политико-мессианских целей, что в свою очередь вызовет последние бедствия и кончину мира…. »*

Волна кровавых бунтов против монархической власти прокатившаяся в мире говорит о всеобщем духовном повреждении людей Эти слова святых должны отрезвить еще доселе колеблющихся и сомневающихся. Четвертого Рима в мировой истории не будет. И значит, времени для споров осталось совсем немного.  

* Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Начало и конец нашего земного мира» опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса, СПб, 1901.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...